Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностная готовность дошкольника к школьному обучению




 

Память - психический процесс, на котором основан весь процесс обучения. У младших дошкольников имеется лишь непроизвольная память, то есть такая память, которая не требует осмысления, напряжения, волевых усилий, постановки цели что-то запомнить. К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. К 6-7 годам у старшего дошкольника появляется такое новообразование как произвольность психических процессов. Этому качеству еще предстоит развиваться, но оно обязательно должно присутствовать у будущего первоклассника, так как именно на активизации произвольности познавательных процессов построено обучение. Поэтому произвольная память - важнейшее свойство, которым должен обладать дошкольник. Умение целенаправленно запоминать информацию - вот результата произвольности памяти.

У дошкольника должны быть развиты различные виды памяти, такие как образная, словесно-логическая. Образная память - память на образы, цвета, звуки, запахи, вкусы и так далее - развивается гораздо раньше. Словесно-логическая память - память на слова, понятия, мысли - развивается вместе с речью, логическим мышлением, умением обобщать, делать выводы. У детей появляется умение использовать для целенаправленного запоминания материала различные мнемические приемы, такие как повторение, смысловые связи, ассоциации. Но в этом возрасте произвольное запоминание еще дается ребенку с трудом, поэтому ведущим видом памяти остается все-таки непроизвольная память, поэтому учебный процесс у первоклассников построен таким образом, чтобы информация вызывала у детей эмоции, была яркой и запоминающейся.

Те же процессы происходят и таким психическим процессом, как внимание. В раннем дошкольном возрасте внимание, как и память, носит непроизвольный характер. Внимание ребенка привлекает все яркое, необычное, то, что связано с эмоциональным отношением к явлениям окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте основное новообразование детей в области развития внимания состоит в том, что они впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Так же как и непроизвольная память, непроизвольное внимание остается ведущим в жизни дошкольника. Он еще не умеет целенаправленно подолгу сосредотачивать свое внимание на чем-либо однообразном и малоинтересном для него. Хотя возможности развития произвольного внимания становятся уже достаточно значительными.

Также для обучения в школе у дошкольника необходимо наличие еще одного важного психического процесса - мышления. Мышление принято подразделять на:

·   предметно-действенное (характерно для детей до полутора лет);

·   наглядно-образное (от полутора до пяти лет);

·   словесно-логическое (с пяти лет и далее).

Ребенок-дошкольник владеет предметно-действенным и наглядно-образным мышлением. В основе последнего лежит восприятие и представления. Этот вид мышления становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста. Это самый высокий уровень мышления. Словесно-логическое мышление основывается непосредственно на развитой речи. Оно оперирует понятиями, широкими категориями, предполагает умение понимать логику рассуждений, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в дошкольном детстве.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое происходит на протяжении дошкольного возраста, определенную степень владения учебными действиями, определенный кругозор, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит, как сложиться отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она - многокомпонентное образование. Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности; основными ее аспектами являются интеллектуальная и личностная готовность.

Интеллектуальную готовность мы уже рассмотрели, поэтому теперь остановимся на личностной готовности, в важности и значимости которой трудно усомниться

Период, когда ребенок 6-7 лет приходит учиться в школу, является периодом возрастного кризиса. В это время у дошкольника формируются новообразования, психологические черты, которые характеризуют его уже как человека, готового к обучению в школе.

К таким чертам относятся, во-первых, желание стать учеником и выполнять новый вид деятельности, отличный от того, что был ранее, то есть, возникает огромное желание сменить игру на учебную деятельность. Это желание возникает тогда, когда ребенок начинает осознавать, что те возможности, которыми он начинает обладать в связи со своим развитие, не соответствуют его положению. Он уже не хочет только играть, его интересуют более серьезные и взрослые занятия, а именно, учеба. Поступление в школу для ребенка этого возраста - это ступенька к взрослости. Став школьником, ребенок ощущает себя более взрослым, занимающимся ответственным и важным делом. Так он преодолевает кризис развития, приводя в соответствие свои возможности и свой социальный статус.

Л.И. Божович говорила о важности уровня мотивационного развития ребенка. Мотивация к обучению в школе, в соответствии с мнением Божович Л.И., включает в себя познавательные и социальные мотивы.

·   Первый тип мотива к обучению связан с потребностью в интеллектуальной деятельности, в приобретении новых знаний, навыков, умений. Ребенок, хочет учиться в школе, потому что у него есть желание узнать что-то новое. Открывающиеся перед ним образовательные возможности, помогают ему почувствовать себя причастным к миру взрослых.

·   Второй тип мотива - социальный мотив - связан с потребностью ребенка общаться с другими людьми, с потребностью в одобрении и оценке, с возможностью в результате учебы занять свое место в системе общественных отношений.

Таким образом, условие необходимое для успешного обучения в школе - формирование мотива к обучению, внутренней позиции школьника. Эта позиция выражается в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент готовности к обучению. Ярко выраженное желание не просто стать школьником, носить портфель и школьную форму, а желание узнавать новое, стремиться к успеху в учебной деятельности, сменить важную и первостепенную в дошкольном детстве игру на учебу - серьезное занятие, соответствующее возрастным потребностям ребенка.

Новая позиция ребенка со временем наполняется новым содержанием. Если в самом начале ребенка привлекают внешние атрибуты школьной жизни (пенал, тетради, ручки), то впоследствии появляется желание узнавать новое, быть оцененным за свои знания.

Это новое занятие нравится дошкольнику еще и потому, что оно является символом его нового социального статуса - ученик школы. Этот статус как бы уравнивает его с положением взрослых, поднимает на одну ступеньку выше в собственных глазах и глазах младших детей.

Обучение в школе подразумевает коллективный характер деятельности, поэтому первокласснику обеспечивают комфортную обстановку в классном коллективе его личностные качества. Сюда относятся такие навыки как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знание определенных норм и правил поведения, умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, то есть адекватная самооценка.

Чтобы понять содержание личностной готовности, необходимо обратиться к основным личностным новообразованиям дошкольного возраста. Одним из новообразований дошкольника 6-7 лет является способность к адекватной самооценке. Она складывается на основе тех оценок, которые дают ему взрослые. От того, получается или не получается у ребенка справиться с задание, от того, как относятся взрослые - воспитатель, родители, учитель - к его успехам и неудачам, какими словами и за какие действия поощряют его или наказывают, у ребенка складывается образ собственного Я. Этот новый образ может расходиться с тем образом, который до этого возрастного этапа был у ребенка.

Наличие адекватной самооценки оказывает влияние на развитость коммуникативных навыков ребенка, которые также являются достаточно значимыми свойствами личности дошкольника, собирающегося приступить к обучению в школе. Правильная самооценка придает уверенности в себе и тем самым облегчает возможность общения и взаимодействия с другими людьми. От развитости коммуникативных навыков зависят отношения ребенка с одноклассниками, учителем.

Установлению таких отношений помогает знание и выполнение правил поведения - умение приветствовать при встрече, благодарить, извиняться, прощаться, обращаться с вежливой просьбой. Человек, владеющий этими навыками, гораздо легче входит в отношения с другими людьми, чем тот, кто неприветлив, неразговорчив, груб, резок.

Вышеперечисленные навыки помогают ребенку приобрести навык работы в коллективе, навык сотрудничества, который требует уважительного, доброжелательного отношения с партнерами по делу.

На развитость коммуникативных навыков оказывает влияние такое умение как сформированность речи. Недостаточное владение речью затрудняет общение со сверстниками и понимание материала на уроке.

Следующее свойство, характеризующее личностную готовность дошкольника к школьному обучению - работоспособность, выносливость и функциональная зрелость организма. Сюда относятся умение проявлять волевые качества, управляя своим поведением, подчинять его мотивам школьного обучения, произвольно сосредотачивать внимание или память на объекте, регулируя свою деятельность, владеть зрительно-моторной координацией.

Важным моментом готовности дошкольника к обучению является формирование нравственной и волевой готовности. В качестве важного новообразования дошкольного возраста и Д.Б. Эльконин, и Л.И. Божович указывают возникновение моральных мотивов, чувства долга, ответственность. У ребенка формируется понятие того, что учебное задание обязательно и его необходимо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет. Волевая готовность - это самостоятельность, усидчивость, ответственность.

Волевая готовность трактуется, как способность принять задачу и выполнить определенные действия для ее достижения. Проще говоря, ребенок должен уметь делать то дело, которое ему поручено, несмотря на то, хочет он его делать или нет. Это плавный переход от «хочу» к «надо», от игры к делу. Здесь как в эстафете: сначала впереди бежит игровой момент и слово «хочу», потом он достигает серьезное дело и понятие «надо» и какое-то время они бегут вместе (занятия в игровой форме, ориентированы как на интерес, так и на необходимость), а затем вперед выбивается «надо», оставляя позади себя игровые моменты и понятие «хочу». Чем старше ребенок, тем дальше «надо» убегает от «хочу».

 


Заключение

готовность школьное обучение ребенок

Изучив понятие «готовность к школе», мы можем сделать выводы о том, что под этим выражением подразумевается многокомпонентное понятие. В него входят такие стороны как:

физиологическая готовность - биологическая развитость организма ребенка к тому, чтобы усваивать школьные знания;

интеллектуальная готовность - развитость психических познавательных процессов и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире;

личностная готовность - развитость учебных мотивов, волевых процессов, самооценки и самосознания, навыков поведения в обществе.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Таким образом, можно сказать, что дошкольник, который собирается приступить к школьному обучению должен обладать достаточно высоким уровнем умственного развития. У него должен быть сформирован определенный запас знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Дошкольник должен владеть определенными учебными навыками. Он должен иметь развитое восприятие. У него должны интенсивно развиваться произвольность таких процессов как внимание и память. Он должен уметь наблюдать, рассматривать, выделять главное, анализировать, обобщать. У старшего дошкольника должна быть хорошо развита речевая функция и фонематический слух, сформировано представление о составе числа, о форме предметов, цвете и их пространственной ориентации.

Кроме этого будущий первоклассник должен иметь адекватную самооценку, которая позволит ему уживаться в коллективе, выстраивать там позитивные отношения. Он должен обладать навыками общения, навыками вежливого поведения, что также позволит ему занять в классе достойное место. Чтобы быть готовым к обучению в школе ребенок должен хотеть туда пойти и хотеть получать там знания. У него должны быть сформированы познавательные интересы, чувство долга, ребенок должен быть дисциплинированным, трудолюбивым, обязательным.

Большое значение для успешности школьного обучения имеет развитость волевых процессов у детском организме. Умение контролировать себя, заставлять делать не очень интересную работу - свидетельствует о зрелости ребенка и его готовности к школе.

Итак, мы можем сказать, что ребенок, поступая в школе, должен быть зрелым во всех отношениях - в физиологическом, социальном, психологическом. Недостаточная развитость одного из компонентов школьной готовности может привести к проблемам в школе. Это могут быть проблемы, как в освоении школьной программы, так и проблемы психологического плана. Избежать таких проблем можно только одним способом - позаботиться о готовности малыша к школе. И здесь уже встает вопрос о роли взрослых в готовности ребенка к школьному обучению. Зная все аспекты готовности, мы можем помочь ребенку развить в себе необходимые качества, приобрести необходимые знания и навыки, вследствие чего он будет достаточно успешно подготовлен к школе.


Глоссарий

 

Новое понятие Определение
1 Волевая готовность это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни, это умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его выполнению.
2 Игра Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, условное моделирование какой-либо деятельности.
3 Интеллектуальная готовность соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности и предполагает формирование у ребенка определенных умений.
4 Коммуникативность Свойство личности устанавливать контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие с другими людьми.
5 Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, определяется принятием «социальной позиции» школьника
6 Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
7 Новообразование Появление новых форм или элементов, составляющих сущность определенного возрастного этапа.
8 Психические познавательные процессы К ним относятся такие процессы как восприятие, внимание, память, мышление.
9 Самооценка ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам
10 Сензитивность характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям,
11 Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...