Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по эмпирической части




 

Исследование свойств личности студентов в группе позволило выделить два цифровых индекса – доминирование и дружелюбие, позволяющих выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в коллективе.

Часть группы определены как зависимые. Этот тип соответствует людям конформным, мягким, ожидающим помощи и советов.

Основная масса студентов умеренно агрессивна, отличается доброжелательностью и ориентирована на принятие.

Часть группы составляют люди агрессивные, отличающиеся стремлением к лидерству. Их характерные черты – властность и негативизм. Это зона вероятных конфликтов в межличностных отношениях группы.

В целом члены коллектива предрасположены к сотрудничеству и компромиссам, а не к соперничеству, что подтверждает диаграмма личностных характеристик, построенная по средним оценкам.

Однако, математическая обработка результатов показала, что коэффициенты вариации исчисленных индексов очень высокие, особенно по показателю «Дружелюбие» - выше 2000%. Это говорит о том, что в группе существует полярное противостояние – существуют крайние противоположности, резко недружелюбные личности и отличающиеся высоким дружелюбием.

Вышесказанное подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что в студенческой среде личность только включается в систему общественных отношений, она ориентирована на принятие, однако, социализация и адаптация в обществе будет происходить постепенно в процессе обучения. То есть, обучение в институте приводит к результату не только получения профессиональных знаний, но и адаптации личности к обществу, обязательной социализации в окружающей среде..

Заключение

 

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике, литературе. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен, тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами.

На рубеже преодолеваемого психологического барьера социализации студенты находятся в состоянии некоторого психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются, происходит постепенная социализация субъекта.

Список литературы

 

1. Агеев В.С «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.» МГУ, М., 1990.

2. Андреева Г.М Социальная психология. М. 1979.

3. Бодалев А.А., Столин В.А. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 440 с.

4. Венгер Л.А., В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. 1976г.

6. Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.

8. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2.

9. Изард И. «Эмоции человека» М., 1980.

10. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

11. Клапаред Э. Чувства и эмоции. - Спб., 1992.

12. Ковалев А.Г. «Психология личности». Москва.1970

13. Ковалев А.Г. «Общая психология», Москва, Просвещение 1981 г.

14. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. № 3.

15. Леонтьев А. Н. «Потребности, мотивы и эмоции.» М., 1971.

16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука. 1984. – 444 с.

18. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. – М.:Прогресс, 1986.

19. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - И. Просвещение, 1966.

20. Немов Р.С., Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М., Просвещение 1995 г.

21. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.

22. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены конгруэнтности и эмпатии // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 68-72.

23. Пиаже Ж. Психология. - М., 1985.

24. Платонов К.К. «О системе психологии». Москва.1972

25. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – Казань, 1994. 168 с.

26. Пряжников Н.Б. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Инфра-М, 2000.

27. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва, 1997.

28. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

29. Пуртова Е.А. Психологические механизмы психотерапии // Журнал практического психолога. 2005. № 5-6. С. 26-42.

30. Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971.

31. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981.

32. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.

33. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

34. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.

Приложения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...