Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика семьи и семейного воспитания




Представленные ниже методики отражают различные подходы к пониманию сущности семейного воспитания, воспитательного потенциала семьи, которые большинство исследователей связывают с ее психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

Любая работа с родителями более эффективна, если она ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в той или иной информации. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы.

Гармония и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной крайне важны еще до зачатия новой жизни. Для здоровья будущего ребенка имеет значение и то, была ли беременность запланирована, хотели ли будущие родители ребенка. Женщина должна полностью осознать свое желание стать матерью. Время, посвященное созданию гармонии в себе, вокруг себя, с другими людьми, во время беременности работает на будущего ребенка. Когда будущие мамы и папы мечтают привить своему ребенку те качества, которыми они наиболее восхищаются, такие, например, как, доброта, дружелюбие, щедрость, - это и есть первые фундаментальные шаги на пути к воспитанию здорового во всех отношениях ребенка.

Доктор Верни утверждает, что отец может оказать значительное позитивное или негативное влияние на развитие ребенка. Успокаивающее присутствие отца, который любит мать и с нетерпением ждет ребенка, положительно влияет на роды.

Авторитетный американский ученый Дэвид Чемберлен считал, что для хорошей подготовки к родам надо постоянно быть в контакте с ребенком. Он советует будущей матери относится к еще не родившемуся ребенку как к личности. Просто пытаться предположить, что он способен общаться, что он учится и запоминает все важные события, которые происходят во внешнем мире. Многим родителям это кажется странным. Поэтому дети лишаются первых, очень важных уроков общения с окружающим миром. Ученый утверждает, что к детям переходят даже речевые характеристики голоса матери, и первый крик новорожденного часто сходен с голосом матери.

Контакт с ребенком создается не только ласковой беседой, но и пением. Когда мама поет, ее голос переходит с высоких частот на низкие, слуховой орган ребенка, связанный с мозгом, воспринимает эту разницу между звуковыми сигналами и реагируют на них особенно эмоционально. Мягкие колебания околоплодных вод при проникновении музыкальных звуков нежно воздействуют и слегка массируют тельце малыша. Любой контакт, даже мыслительный, желательно сопровождать мягким прикосновением к животу, тем самым как бы обнимая свое дитя и энергетически его поддерживая. Когда мама переключает все свое внимание во внутрь себя, она испытывает особые чувства и находится в том физическом и психологическом состоянии, которое благотворно влияет на плод. Немаловажно также умение мамы представлять своего ребенка. Совсем не обязательно мысленно видеть мальчика или девочку, наделять их определенными чертами лица. Главное, представлять ребенка целиком, все его тельце, улыбающегося и смотрящего на вас. Это можно проделывать столько раз, сколько захотите. Можно помечтать о том времени, когда ребенок родится, ощутить тепло его тельца. Тем самым вы изживаете страхи перед предстоящими родами, трудностями материнства.

Восприятие беременной женщины красоты в природе, искусстве, в человеческих отношениях является для еще не родившегося ребенка самым бесценным подарком. Еще в древности будущая мать проводила много времени, созерцая природу. Ее старались ограждать от тяжелой физической работы в поле и дома, обучали специальным танцам, она рисовала, играла на музыкальных инструментах. Даже наши современные бабушки советуют, как можно чаще, смотреть на что-нибудь красивое во время беременности. Любуясь красотой, женщина пребывает в особом состоянии, которая сразу передается малышу. Звук и цвет имеют определенные физические свойства, способные в той или иной форме влиять на человека.

Также очень важно установить психологический контакт между родителями и малышом после его рождения. Уже через несколько минут после рождения ребенка мать, и отец включаются в процесс бондинга, или образование эмоциональной связи. Бондинг — образование привязанности (этот термин применяется, главным образом, к периоду развития эмоциональных связей между родителями и детьми, которое начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев). Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значения для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.

Литература к курсовой работе.

1.Чичерина Н. (кандидат педагогический наук, психолог психотерапевт, директор пренатального Университета для будущих родителей статья «Воспитание до рождения». Журнал «Материнство», октябрь 1999г. стр.35-37

2.Цареградская Ж.В. «Пренатальная психология» г. Москва, 1999г.

3.Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства» г. Москва, 2003г.

4.Филипова Г. Г. «Психология материнсива» г. Москва, 1999г.

5.Материалы областной конференции по проблемам пренатальной психологии и медицины. Научный редактор — профессор Брехман Г.И., Ивановская государственная медицинская академия, 1998 г.

6.Ян Амос Коменский. «Материнская школа», г. С-Петербург, 1892г.

7. Жарикова Ж.В. «Отношение к беременной в народной традиции» г. Москва, «Рожана», 1995 г.

8.Шестопалова Е. «Как родить вундеркинда» г. Москва, г. «АиФ» 1997г. февраль.

9. Рахматшаева В. А. «Грамматика общения.» — М., 1996

10. «Общая психодиагностика» / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

11. Пезешкиан Н. «Позитивная семейная психотерапия.» — М., 1994.

12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» — М., 1992.

13. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся мире.» — М., 1991.

14. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы

психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодале-

ва, В. В. Столина. — М., 1989.

15. Захаров А.И. «Ребенок до рождения и психология ребенка» г. С-Петербург, «Союз» 1998г.

16. Мартынов С.М. «Чтобы ребенок родился здоровым» г. Москва, ж. «Дошкольное воспитание» 1997г. №7-11.

17.Сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. Научный редактор — д-р медицинских наук, профессор Самсыгина Г.А., Москва, 1989 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...