Уступки китая для вступления в ВТО
Вступление в ВТО не откроет для Китая “райские врата”. Перед возросшим количеством стран, чьим торговым партнером он скоро станет, открываются новые возможности — и не меньшее количество новых проблем.
“Долгий марш” переговоров продолжительностью в 15 лет завершен. Китай станет полноправным членом Всемирной торговой организации 11 декабря, спустя месяц после подписания в столице Катара г. Дохе громадного документа — договора о членстве и протокола о присоединении объемом 1500 страниц и весом 13 кг.
С присоединением к ВТО Китая и Тайваня правилами ВТО будет регулироваться 95% объема мировой торговли. В настоящее время по экономическому потенциалу Китай занимает третье место в мире, а по объемам торговли — десятое, так что вступление страны в ВТО приведет к увеличению объема мировой торговли на 130 млрд. долларов, а к 2010 году Китай будет производить 15,5% общемирового объема ВВП. Это окажет глубочайшее влияние на всю международную торговлю.
Долгосрочные последствия для самого Китая тоже будут значительными. Большинство экспертов отмечают, что вступление в ВТО, несомненно, окажет позитивное воздействие на экономику и общественную жизнь Китая в долгосрочном плане.
Но в ближайшей перспективе участие в ВТО неизбежно поставит перед правительством Китая целый ряд беспрецедентных экономических и политических проблем. Вступление в ВТО, скорее всего, приведет к ужесточению негативных явлений, сопутствующих реформам, и создаст дополнительные трудности для правительства. Сможет ли руководство Китая справиться с этими краткосрочными трудностями, неясно, — ввиду внутренней непрочности политической системы и роста социальной и политической напряженности в китайском обществе.
Чтобы добиться права на присоединение к ВТО, Китай принял на себя ряд обязательств, выходящих за рамки стандартных требований, предъявляемых к другим странам — членам ВТО.
В дополнение к положениям Договора с ВТО Пекин пошел на принятие торговых аспектов инвестиционных мер и обязался не вводить каких-либо требований в отношении эффективности экспорта, не увязывать лицензии на инвестиции с нормами эффективности какого-либо рода, не вводить требований в отношении передачи технологий и осуществления исследований и разработок.
Китай согласился с тем, что в ближайшие 15 лет он по-прежнему будет считаться страной “с нерыночной экономикой”, согласно национальному законодательству наиболее развитых стран, что позволит вводить антидемпинговые пошлины в отношении товаров, импортируемых из Китая.
Пекин согласился и на то, что в отношении Китая в течение 12 лет после вступления в ВТО будет действовать особый механизм временных мер защиты внутреннего рынка, что позволит странам, входящим в ВТО, вводить дискриминационные протекционистские меры в отношении отдельных товаров китайского производства на основе идеи “подрыва рынка”, несмотря на то, что это понятие было удалено из системы многосторонней торговли в ходе уругвайского раунда.
Пекин согласился с тем, что временные меры защиты национальных рынков, предусмотренные Соглашением с ВТО, в отношении продукции текстильной и швейной промышленности могут постоянно применяться странами — членами ВТО для ограничения импорта указанных товаров их Китая в период до конца 2008 года (то есть в течение еще четырех лет после постепенного сокращения и отмены всех квот в отношении текстиля в соответствии с соглашением).
Уникальной особенностью протокола о присоединении Китая к ВТО является положение об учреждении переходного контрольного механизма, в рамках которого 16 комитетов и советов ВТО будут контролировать соблюдение Китаем принятых перед ВТО обязательств по всем направлениям и ежегодно докладывать о результатах в течение ближайших восьми лет, с проведением окончательного анализа в течение десятого года.
Присоединяясь к ВТО, Китай добровольно открывает свои внутренние правила и направления стратегии для беспрецедентного внешнего анализа и контроля. Несомненно, что руководство Китая искренне намерено выполнять обязательства перед ВТО и считает ВТО удобным прикрытием для продолжения настойчивых усилий по проведению непростых реформ в национальной экономике.
Но для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, Китаю придется привести свои законодательные и нормативные акты, административную практику в области торговли и инвестиций в соответствие с международными нормами. Ультрасовременное здание постоянного представительства Китая в ВТО с видом на Женевское озеро, где будут работать более сотни только что обученных дипломатов в области торговых отношений, которые во взаимодействии с ВТО будут обеспечивать выполнение Китаем принятых обязательств и участвовать в выработке новых правил многосторонней торговли, — это другая планета в сравнении со скучной Даляньской зоной экономического развития на северо-востоке Китая и со специальными экономическими зонами Сямынь и Хайнань, где по сей день главенствует культура, характеризующаяся такими признаками, как неофициальное покровительство, политический контроль, “гуаньси” (личные связи) и “тонго хоумынь” (“через черный ход”).
Аналогичные проблемы наблюдаются во многих развивающихся странах. Но в Китае масштаб этих проблем и возможных последствий значительно больше. Возможно, нас ждет серьезнейшее столкновение двух экономических культур.
С поднятием “бамбукового занавеса” первыми прохладный ветер перемен, скорее всего, почувствуют государственные предприятия. По данным Статистического ежегодника Китая, в стране около 18 тысяч крупных и средних государственных предприятий, около 100 тысяч мелких государственных предприятий и более 1,4 миллиона предприятий, находящихся в коллективной собственности. На государственных предприятиях занято 64,9% работающего городского населения; на государственный сектор приходится 55,7% всего объема инвестиций в основные фонды.Однако по данным исследования Роберта О’Куинна из “Фонда наследия” — консервативного американского мозгового центра, — половина этих предприятий являются убыточными. Многие из них производят в громадных объемах продукцию, которую невозможно реализовать. Оборудование устарело, управление крайне неэффективно и осуществляется на основе личных связей, а работники никоим образом не заинтересованы в повышении эффективности. Большинство государственных предприятий выживают только благодаря государственным дотациям, объем которых, по самым скромным оценкам Всемирного банка, составляет 3,9% ВВП Китая. Суммарные убытки, по оценкам, могут составлять до 5,5% ВВП.
После вступления в ВТО необходимо демонтировать всю систему тарифных и нетарифных барьеров, ограничений в отношении инвестиций и других дискриминационных мер, направленных на защиту неэффективных государственных предприятий. До 15 млн. избыточных работников могут лишиться работы, а по мере роста конкуренции со стороны национальных частных предприятий и зарубежных компаний может быть уволено до 100 млн. работников.
В банковском и финансовом секторе слабость государственных предприятий Китая непосредственно влечет за собой и непрочность финансовой инфраструктуры страты. У убыточных государственных промышленных предприятий накопились громадные объемы задолженности, которые они не в состоянии обслуживать, тем более погасить.
Николас Ларди из Института Брукингса, левоцентристской аналитической организации по вопросам публичной политики, на основе статистических данных середины 90-х годов рассчитал, что не менее трети всех займов коммерческих банков не погашаются, причем более 50% от их общей суммы фиксируются как непризнанные убытки (проблемные займы, которые никогда не будут погашены, но не учитываются как убытки и не списаны с балансов банков).
Народный банк Китая во второй половине 90-х годов признал, что сумма признанных убытков на балансе коммерческих банков страны составляет около 79 млрд. долл. По оценкам некоторых частных источников, реальные непризнанные убытки могут составлять более 265 млрд. долл., т.е. более 32% национального ВВП. Поскольку резервы коммерческих банков Китая на покрытие убытков по собственным средствам и по займам составляли лишь 27 млрд. долл., введение международных стандартов бухгалтерского учета и полный учет всех убытков может привести к неплатежеспособности всей банковской системы Китая и к исчезновению значительной части сбережений граждан, отмечается в исследовании Института Брукингса.
В области сельского хозяйства в рамках обязательств, связанных с присоединением к ВТО, Китай в ближайшие несколько лет должен отменить экспортные дотации, отказаться от монополии на внешнюю торговлю зерном и начать импортировать (главным образом, из США) значительные объемы зерновых, которые ранее производились в самом Китае и обеспечивались субсидиями, в частности, пшеницы, кукурузы, риса и соевых бобов.
Профессор Хуан Яшэнь, в настоящее время работающий в Гарвардской школе бизнеса, считает, что Китай пошел на слишком большие уступки, особенно в отношении дотационной поддержки сельскохозяйственного производства, и установил чрезмерно высокие требования, — более высокие, чем действуют в отношении большинства стран — членов ВТО; в результате правительство Китая оказалось в уязвимом положении с политической точки зрения, учитывая, что для огромной доли населения Китая сельское хозяйство по-прежнему является основным источником средств к существованию.
Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что Китай согласился на применение единого торгового режима на территории всей страны. Это потребует грандиозных усилий. Китай не является единым рынком с 1,3 миллиарда человек, как кажется большинству бизнесменов.
По последним данным, в Китае 23 провинции, 5 автономных округов, 4 муниципалитета, находящихся непосредственно под управлением центрального правительства, 5 особых экономических зон, 14 открытых городов на морской и сухопутной границе страны, 15 свободных торговых зон, 32 зоны экономического и технического развития на уровне провинции и 53 новые зоны высокотехнологичного промышленного развития, причем всюду существуют и ревностно охраняются местные правила и нормативы.
Как ни странно, как только страна распахнула двери во внешний мир, выросли торговые барьеры между отдельными провинциями. По данным парижского Центра международных исследований, наценка на товары, пересекающие границы провинций Китая, составляет 46% тарифа в результате лицензирования, требований к покупке товаров местного производства и других правил, которые в совокупности приводят к тому, что с точки зрения торговли Китай больше похож на свободную федерацию суверенных стран, нежели на единое государство.
Попытка внедрить единый торговый режим на территории всей страны, как того требуют условия членства в ВТО, и обеспечить соблюдение соглашения о присоединении к ВТО властями провинциального и местного уровней натолкнется на серьезное сопротивление влиятельных кругов, региональное соперничество и происки местной администрации.
Ожидается, что в течение следующего года вся верхушка китайского руководства уступит место следующему поколению. Остается надеяться, что новые руководители достаточно быстро приобретут все нужные качества и влияние для того, чтобы обеспечить плавный переход страны к рыночной экономике и провести хотя и болезненные, но необходимые реформы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что: • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки; • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО. Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров. Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации.Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических интересов и баланса взаимных требований и уступок. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.Ахмедов Вступление в ВТО и рынок труда. - Москва, 2004. – 36с.2.Брагина Е.А, Гутник В.П., Дмитриев С.С. ВТО и национальные экономические интересы. - Москва, 2003. – 326с.3.Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО.// Банковское дело, 2004, №1. С. 15-194. Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. С. 136-1435.Хорошев С. Узелок проблем// Финансовый контроль, 2005, №5. С. 30-346. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО// Маркетинг, 2004, №2. С.3-167. Шевченко И.В. Возможные последствия вхождения России в ВТО для малого бизнеса// Финансы и кредит, 2004, №27. С.27-33
Воспользуйтесь поиском по сайту: