Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Методология экономической науки.




Вопрос. Предмет экономической науки и ее функции

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ОБЩЕМ СМЫСЛЕ – это наука об основах хозяйственной жизни общества.

Предмет науки - это то, что она изучает.

Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя их и обменивая, стараясь максимально удовлетворить свои потребности с целью своего всестороннего развития.

Другими словами, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.

2 раздела экономической теории, соответственно и 2 уровня:

Микроэкономика – раздел предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домохозяйств, фирм и отраслей (цены и объемы).

Макроэкономика – раздел, занимающийся изучением законов функционирования всей национальной экономики, а так же входящих в нее агрегатов (домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора).

ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

- познавательная (расширяет наши знания в области экономики в условиях постоянных изменений).

- методологическая (теоретическая основа для исследований)

- практическая (позволяет сделать правильный выбор при планировании политики)

- прогностическая (предвидение в области краткосрочного и долгосрочного периодов)

вопрос. Методология экономической науки.

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания.

1. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы (основатель Аристотель).

1.1. Анализ – метод познания (расчленение целого на части)

Синтез - (соединение отдельных частей в единое)

1.2. Индукция – метод познания (умозаключение от частного к общему)

Дедукция – умозаключение от общего к частному.

1.3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.(используется в систематизации и классификации).

1.4. Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции.

1.5. Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.

1.6. Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в равной степени покоятся на одних и тех же основаниях. Антиномия не разрешима.

1.7. Апория – утверждение, противоречащее практическому опыту.

1.8. Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

1.9. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

1.10. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Эконом.система – развивающаяся связь категорий и законов. Методы диалектической логики:

2.1. Единство исторического и логического. Общество – целостный организм, в котором все компоненты находятся в логической взаимосвязи, причем логическая взаимосвязь отражает в сжатом виде исторический процесс возникновения данной системы.

2.2. Восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное – нечто простое, а Конкретное – целое, сложное, развитое. Конкретное выступает дважды: в начале и в конце движения.

3. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером использования. Модель позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

3.1. Известные величины, вводимые в модель – экзогенные.

3.2. Величины, которые получаются в рамках модели – эндогенные.

3.3. Модель отражает реальный мир, являясь его условным воспроизведением. Модель служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

3.4. Модель может быть: микроэкономической – макроэкономической, статистической – динамической.

3 вопрос. Потребности и производство. Факторы производства.

Факторы производства - экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Факторы производства подразделяются на:

  1. материальные ресурсы -земля, или сырьевые материалы, и капитал;
  2. людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.

К понятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Различают понятия реальный капитал – это инструменты, машины и др. производительное оборудование – это экономический ресурс, и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. - экономическим ресурсом не является.

Термином труд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Значение термина предпринимательская способность раскрывается определением основных взаимосвязанных функций предпринимателя. Главные из них: инициатива в соединении факторов производства - земли, труда и капитала - в единый процесс производства товаров и услуг; принятие основных решений в процессе ведения бизнеса; новаторство, поиск новых сфер вложения капитала, новых возможностей - внедрение на коммерческой основе новых технологий, продуктов, форм организации бизнеса:

ответственность и риск за использование факторов производства и вложенные средства.

Производство -взаимодействие между человеком и природой в целях создания благ, необходимых для существования и развития общества.

Производство выступает как сложная система, в рамках которой выделяют два основных элемента: непосредственное производство (процесс непосредственного преобразования элементов природы) и потребление - процесс использования результатов данного преобразования. Объективной целью производства вообще является обеспечение жизнедеятельности человеческого общества. Целью непосредственного производства (производства в узком смысле) является обеспечение потребления, т.е. удовлетворение потребностей.

Потребности весьма многообразны,делятся на абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые.

Потребности бывают также экономические и неэкономические. Экономические - это те потребности, для удовлетворения которых необходимо производство. Неэкономические - потребности, которые могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают как экономические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...