Сущность и виды предпринимательской
Деятельности В условиях рынка любое предприятие, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров(предприятия). По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Характеристика основных видов предпринимательской деятельности представлена в табл. 1.1. На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов: · экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; · социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
Таблица 1.1
· правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для ее развития.
Ассоциативные формы предпринимательства Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, непосредственно превосходящими капитал учредителя холдинга. Синдикат − объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий. Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении. Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Консорциум – организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Концерн – форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов. Трест - форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности. Сущность предприятия и цели Его функционирования Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей. В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации основной целью своей деятельности ставят получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками. Таблица 1.2 Основные признаки юридического лица и коммерческой организации
В Гражданском кодексе предприятиерассматривается как определенный имущественный комплекс, включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом. Собственник, в отношении принадлежащего ему имущества обладает правом владения, пользования, распоряжения. Предприятие или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок. Управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия: Экономические: - выживание в долгосрочной перспективе; - получение прибыли;
- увеличение стоимости предприятия; - увеличение доли рынка; - повышение качества продукции; - бережное отношение к окружающей среде; - улучшение сервисного обслуживания. Социальные: - повышение доходов работников; - социальная защищенность; - удовлетворение от работы; - социальная интеграция; - развитие персонала. На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы: · наличие и объем спроса на продукцию; · уровень рентабельности продукции; · капиталоемкость продукции; · наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования); · наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции; · наличие квалифицированных кадров. В качестве подсистем предприятия можно рассматривать его структурные подразделения – официально выделенные части предприятия вместе с относящимися к ним работниками, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающими за выполнение возложенных на них задач. Структурные подразделения могут иметь производственную, функциональную и проектную специализацию, могут специализироваться на том или ином виде бизнеса, выполнять те или иные функции предприятия. Правовое положение структурных подразделений предприятия может быть неодинаково. Для обозначения тех из них, которые не имеют статуса юридического лица и действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми предприятием, будем использовать термин «подразделение». «Субподразделением» будем называть структурные единицы, входящие в состав подразделения. Организационно обособленные подразделения, располагающиеся вне места нахождения предприятия, имеют статус филиалов и представительств. Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами предприятия. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют [18]. В соответствии со статьей 105 Гражданского Кодекса общество признается дочерним, если другое (материнское) предприятие в силу преобладающего участия в уставном капитал, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом [15]. Дочерние предприятия, специализирующиеся на ведении того или иного бизнеса, будем называть бизнес-единицами материнской компании. Причем каждая бизнес-единица, в свою очередь, может включать различные структурные подразделения.
Так как предприятие представляет собой социально-экономический субъект хозяйствования и экологическую подсистему мировой экологической системы, предприятие должно осуществлять не только экономическую, но и социальную и экологическую деятельность. Классификация предприятий приведена в табл. 1.3. Таблица 1.3 Классификация предприятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|