Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Всероссийская олимпиада школьников по литературе Школьный этап Учебный год КЛЮЧИ Класс Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе Рекомендуемая продолжительность олимпиады для учащихся 7 классов – 3 астрономических часа. Ориентировочное максимальное количество баллов за правильные, точные, полные ответы на все задания – 100 баллов.
1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Рассказ». Проиллюстрируйте ответ примерами. Полнота и содержательность предложенной статьи оценивается по следующим критериям. Максимальное количество баллов по итогам выполнения первого задания – 15 баллов.
Ответ. РАССКАЗ в его жанровом значении обычно применяют ко всякому небольшому повествовательному прозаическому литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развёрнутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т.п. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, а описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать образ рассказчика. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, В.М. Шукшин и др.
2. Прочитайте пословицу. Объясните её прямой и переносный смысл. Разъясните, как построена данная пословица. Объяснение прямого смысла пословицы – 1 балл, переносного – 1 балл, разъяснение её построения – 1 балл. Максимальный балл по итогам выполнения второго задания – 15 баллов.
А. Одна пчёлка не много мёду натаскает. Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. В. До слова крепись, а давши слово – держись. Г. Под лежачий камень вода не течёт. Д. На чужой стороне и весна не красна. Ответ. А. Одна пчёлка не много мёду натаскает. Прямой смысл пословицы касается животного мира, пчёлы живут роями, трудятся сообща. Переносный смысл пословицы в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много». Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Это пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т.п. Переносный смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрёк (если речь идёт о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала. Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь). В. До слова крепись, а давши слово – держись. В этой пословице – указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слов «крепись – держись». Г. Под лежачий камень вода не течёт. Прямой смысл этой пословицы заключён в лексическом значении. Переносный смысл в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела.
Строится пословица с помощью инверсии. На первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень. Д. На чужой стороне и весна не красна. Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, и радует и она.
Комплексный анализ рассказа «Беспризорная кошка» Б.С. Житкова (1928).
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений» (Л.Н. Толстой), через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 0 – 8 – 16 – 25 2. Композиционная стройность работы, логичность и связность, оправданность общей структуры текста, выбранной пишущим. Соответствие замысла и воплощения, жанра и стиля. Уместность цитат и отсылок к тексту. Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 0 – 7 – 14 – 20 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом, умение определять функции тех или иных литературных приёмов, использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10 4. Точность выбора языковых средств для выражения мысли. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых, грамматических ошибок). Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается (подчёркивать и выносить на поля все ошибки, как это делается при проверке школьных работ по русскому языку, проверяющие не обязаны). Однако встретившиеся в работе речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, затрудняющие чтение и понимание текста, обращающие на себя внимание, отвлекающие от чтения, мешающие восприятию написанного должны быть отмечены, а баллы по этому критерию – снижены. При наличии в среднем более трёх ошибок на страницу текста работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10
5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|