для студентов I курса заочной формы обучения
Домашнее задание по культуре речи с практикумом по современному русскому языку для студентов I курса заочной формы обучения I. РАЗДЕЛ “ТЕКСТ” 1. Составьте текст о вашей специальности. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Текст. Лингвистика текста”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Объём текста должен составлять 4 тетрадные страницы. У текста должна быть заявлена тема; определены структура, композиция, ССЦ; выделены ключевые слова. 2. Составьте тексты разных функционально-смысловых типов речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение на одну из следующих тем: “Колледж”, “Cтудент”, “Экзамен”, “Сессия”, “Культура”, “Культура речи”, «Студент – значит старающийся!», “Что значит быть профессионалом?”, “Книга – источник знаний”. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Объём текста – 5-7 предложений. 3. Соотнесите каждый из нижеприведённых текстов с функционально-смысловым типом речи. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функционально-смысловые типы речи”, используя учебник “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. а) Жили-были дед да баба, и была у них курочка – Ряба. Снесла как-то курочка яичко, да не простое, а золотое…_____________________________________
б) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, - его некорректное поведение. ________________________________________________________________________________ в) “Чёрный принц” Айрис Мёрдок – роман о любви, любви которая редко случается в жизни реальной, но которую ждут порой всю жизнь и всю жизнь о ней мечтают… ______________________________________________________________ г) Романы Драйзера - это романы о несбывшейся “американской мечте” молодого поколения, которое грезило о любви, заслуженно высоком социальном положении, перспективной работе, деньгах, о счастье, наконец, но грёзы эти остались лишь иллюзией. В этом трагедия романов писателя и бесконечная притягательность к ним читателей. ________________________________________________ 4. Прочитайте нижеследующие тексты и определите, к какому функциональному стилю речи они относятся. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Текст 1 _______________________________________________________________ – Разруха, Филипп Филиппович! – Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от этого слова. Это – мираж, дым, фикция! - Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти. – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно разруха сидит не в клозетах, а в головах…(Михаил Булгаков)
Текст 2 __________________________________________________________ Вот перед нами Михаил Булгаков двадцатых годов – смесь авангарда с консерватизмом, личность, которую можно было либо принимать, либо отвергать, независимый писатель. Новым руководителям ключевых позиций в идеологии и культуре такие люди мешали. Эти критики, редакторы или писатели видели идеал не в плюрализме, но в одностороннем исповедании восторжествовавшей идеологии. Многообразие им было подозрительно. Они подавляли неугодных – будь то Анна Ахматова, Осип Мандельштам или Михаил Булгаков; они поощряли середняков и подхалимов. Текст 3 __________________________________________________________ – Кто последний? – За мной – в синем плаще. – Значит, я за синим плащом? – Угу. Текст 4 __________________________________________________________ Довожу до вашего сведения, что с 4 по 7 апреля 20013 г. в доме 123 по проспекту Мира была отключена горячая вода. Прошу объяснить причины отключения воды и сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг за апрель. Текст 5 __________________________________________________________ Реферат содержит краткое изложение всех существующих письменных работ по выбранной проблеме. 5. Укажите жанры нижеуказанных стилей. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Функциональные стили речи”, используя учебники “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
Художественный стиль: _____________________________________________________ Публицистический стиль: ___________________________________________________ Научный стиль: _____________________________________________________________ Официально-деловой стиль: _________________________________________________ Разговорный стиль: __________________________________________________________ II. РАЗДЕЛ “ЛЕКСИКОЛОГИЯ” 1. В нижеследующих предложениях определите вид тропа. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексические изобразительно-выразительные средства речи. Тропы”. Воспользуйтесь учебником “Русский язык и культура речи”. 1. Сильный пол__________, как часто вы бываете слабыми и нуждаетесь в участии, сочувствии, помощи. 2. Отговорила роща________ золотая берёзовым, весёлым языком _______. 3. Спит земля _________ в сияньи голубом… 4. Поздно что-либо менять в наших отношениях, милый, поезд давно ушёл _______. 5. Шурочка, как я рада, что ты приехала: сто лет, сто зим не виделись _________! 6. Красноярск поёт _______ Высоцкого. 7. Пели вьюги _______, хоронили Магдалину – цирковую балерину. 8. Мне экзотических стрекоз и бус коралловых привёз, только сердце привёз другой ___________. 9. Словно слёзы ________ падают капли дождя: небо прощается с летом ___________. 10. Многие сочувствовали Исабель: Хулио был известным ловеласом ________, который, не стесняясь, говорил, что не пропускает ни одной юбки ____________. 11. Все флаги ___________будут в гости к нам. 12. Европа празднует ____________ Рождество Христово. 13. У этого белого свитера___________ приятный одеколон. 14. Какая шуба идёт _________, просто потрясающая! 15. Ты разбила мне сердце ______________. 2. Заполните таблицу фразеологизмов по нижеприведённому образцу. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Фразеология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Укажите лексическое значение фразеологизмов. Выполняя задание, используйте фразеологический словарь русского языка.
3. В нижеприведённых предложениях найдите ошибки, нарушающие лексическую норму, подчеркните их. Исправьте предложения.
Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикология”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. 1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. ________________________________________________________________________________ 2. Девушка быстро вошла вовнутрь. _________________________________ _____________ 3. Парень облокотился спиной о перила. _____________________________________________________________________________ 4. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. ____________________________________________________________________ ___________________________________________5. Вы должны сходить туда собственноручно._____________________________________________________________ ________________________________ 6. Осколки прострелили ему обе ноги. ________________________________________________________________________________ 7. Она всегда сочувствует и одобряет сына. ________________________________________________________________________________ 8. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9. Нина с Костей заняли первое место по бальным танцам. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 10. О моей автобиографии я уже рассказывал. ______________________________________________________________________________________________________ 11. Больной был госпитализирован в больницу. ________________________________________________________________________________ 12. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. _________________________ Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. _____________________________________________________ 13. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. _______________________ Пришлось отступить назад шага на три-четыре. ______________________________________________________________ 14. Никто заранее не предвидел наступления стихии. ___________________________________ _______________________________________________________________________________ 15. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Холодно очень, одень на Марусю плащ. ___________________________________ ________________________________ 17. В документах необходимо поставить роспись. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________18. Цыплят, как известно, считают по очереди. _______________________________ _______________________________________________________________________________ 19. Это дело гроша выеденного не стоит. _____________________________________ _________________________________________________________ 20. Взгляд у него был то серьёзный, то возмутительный. ____________________________________________ ________________________________________________________________________________ 21. В месяце апреле был закончен ремонт дома. ______________________________ ________________________________________________________________________________ 22. Юный вундеркинд выполнил это задание почти мгновенно. _________________________ _____________________________________________________ 23. И эти мизерные мелочи смогли испортить наши отношения. __________________________________________ __________________________________________________________________________ 24. Эти памятные сувениры я привезла из Крыма. ___________________________________________ __________________________________________________________ 25. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены. ________ ______________________________________________________________ 4. Заполните таблицу “ Лексикография ”, внося в свободные ячейки комментарий к предмету разъяснения словаря. Пример выполнения задания приводится ниже. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Лексикография”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос.
III. РАЗДЕЛ “ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ” Выполняя задания этого раздела, пользуйтесь исключительно орфоэпическим словарём современного русского языка. 1. Поставьте ударения в словах. Августовский, алкоголь, апостроф, арахис, аристократия, арфовый, асимметрия, аэропортов (Р. п.), балованный, баловать, баржа, без умолку, броня, бунгало, валовой, вероисповедание, ворота, вперить, высококвалифицированный, генезис, гренки, гуся (Р. п.), деньгами, дискант, диспансер, добыча, договор, доска, дремота, завидно, завсегдатай, заговор, закупорить, запломбировать, звонит, зубчатый, избаловать, ирис (цветок), ирис (конфета), искра, испокон, иссушенный, камбала, каталог, квартал, кедровый, кичиться, клала, коклюш, колледж, красивее, кремень, кулинария, кухонный, лавровый, лассо, ломота, маркетинг, маркировать, мизерный, морковь, мусоропровод, мытарство, намерение, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, ортопедия, осведомить, по средам, памятуя, плесневеть, подогнутый, предвосхитить, премирование, принудить, поутру, простыней (Р.п.), пуловер, ракурс, ремень, рефлексия, сабо, совестливый, согнутый, ступеней (лестницы), ступеней (развития), сироты, столяр, творог, тефтели, тирания, тубдиспансер, торты, туфля, углубить, украинский, хаос, ходатайство, хозяева, факсимиле, феерия, фетиш, феномен, центнер, цепочка, черпать, шасси, шрифта, щавель, экзальтированный, эксперт, языковой. 2. Замените букву е буквой ё в тех словах, в которых она предусмотрена орфоэпической нормой. Афера, блекнуть, грубошерстный, далеко, желчный, заем, замененный, заморенный, издалека, истекший, маркер, свекла, щелка, засоренный, комбайнер, маневры, неровен час, никчемный, новорожденный, омоложенный, опека, оседлый, оцененный, планер, прирученный, уцененный, холеный, щелка. 3. Подчеркните слова, в которых выделенный согласный произносится мягко. Аг р ессия, а т еизм, а т елье, баро н есса, бифш т екс, вун д еркинд, ган т ель, д екан, д емарш, д е-ю р е, диспан с ер, ин т ервью, инци д ент, компью т ер, ку п е, ла з ер, пар т ер, п р есса, пре т ензия, пенс н е, сви т ер, т ембр, т емп, т еннис, т ермос, шимпан з е, ш о с с е, ш т емпель, ш т епсель, 4. После каждого слова в квадратных скобках [ ] представьте транскрипцию выделенных сочетаний. Например, что-то [шт]. Було чн ая [ ], горчи чн ик [ ], коне чн о [ ], наро чн о [ ], подсве чн ик [ ], праче чн ая [ ], пустя чн ый [ ], скворе чн ик [ ], ску чн о [ ], яи чн ица [ ]. 5. Обозначьте предложения, в которых при произнесении выделенных слов была нарушена орфоэпическая норма. 1. Бедные мои с И роты. 2. Мама купила мне кожаные саб О. 3. Какие вкусные гренк И приготовила мне мама! 4. - Чем мы сейчас занимаемся? – Марк Е тингом. 5. А лкоголь… – он вреден для человека в любом возрасте, тем более для подростков. 6. Мама зв О нит. 7. Ску[ ч н]о тут у вас. 8. Всё у вас ко мне какие-то пре[т’]ензии. 9. [ Д ]екан будет завтра с девяти утра. 10. Вчера закончила читать Маруа “Фиалки по сред А м”. 11. Как он аг[ р ]ессивен сегодня, кашмар какой-то! 12. Любит он сорить деньг А ми. 13. Свекл А уже сварилась? 14. Ты купил твор О г? 15. Этот марк Ё р уже не пишет, дай мне другой.
IV. РАЗДЕЛ “ГРАММАТИКА (МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС)” Выполняя задания этого раздела, познакомьтесь с вопросами “Морфология”, “Синтаксис”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноимённый учебник другого автора, включающий этот вопрос. 1. Определите род имён существительных и согласуйте с ними определения-прилагательные в форме единственного числа. Пример: кофе (м.р.) натуральный. Домишко _______________, мозоль ________________, тюль______________, ООН ____________, салон-парикмахерская _____________, плакса _______________, Осло __________, какаду __________, ОАО ____________, ФСБ _______________, мадам ___________, Чили ___________, СНГ ____________, коллега _____________, староста _____________, кафе-столовая ______________, носище ______________, студенчество ______________, жюри ______________, шампунь ________________, боржоми _______________, кутюрье ______________, умница ___________________. 2. Найдите и исправьте ошибки в определении рода имён существительных. Пример: горячее кофе – (м.р.) горячий Центральное авеню _______________, настенная бра ___________, говорящий какаду __________, женский туфель ____________, дальневосточная лосось __________________, кружевной манжет ______________, вместительная бутыль ____________, красивая тюль _____________, многолюдное Токио _______________. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имён существительных. Пример: торт – тортов. Яблоко _____________, армянин ______________, ведёрко _____________, дорожка ______________, басня ____________, кухня ___________, неделя ____________, апельсин ______________, возраст _____________, герб ___________, джинсы ______________, пульт _______________, груша _____________, вафля _____________, туфля ____________, цыган _____________, дядя _______________, простыня ____________, щупальца __________, брелок ___________, ясли _______ 4. Найдите ошибки, нарушающие морфологическую норму, исправьте их. 1. Директор указал о том, что такие нарушения недопустимы. _____________________________________________________________________________2. Жилищное условие некоторых студентов неудовлетворительно. _____________________________________________________________________________3. Соболя, выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. _____________________________________________________________________ 4. Про этого старика говорят, что он большой брюзга и скряга. ___________ _____________________________________________________________________________5. Лицо женщины было закрыто густым вуалем. __________________________ __________________________________6. “Юманите” опубликовало это сообщение раньше других газет. _____________________________________________________ 7. Гороно провело совещание, в котором участвовали директоры и завучи городских школ. __________________________________________________________ _________________________________8. К Восьмому марту был подготовлен большой концерт. ___________________________________________________________ 9. Успеваемость составила девяноста девять процента. ____________________ _____________________________________________________________________________10. Депутат встретился с тысяча четыреста восемьдесят пятью избирателями. ___________________________________________________________ 11. Было израсходовано тридцать семь целых и пять десятых процентов от общей суммы. ___________________________________________________________ 12. Их было три друга, все три учились на одном курсе. _________________ _______________________________________13. Охотник подстрелил четыре утки. ______________________________________________________________ 14. Мне не хватило сто рублей. ______________________________________________________15. Автобус ждали трое женщины и два военных. ___________________________ _____________________________________16. Он поступил так вопреки указания директора. ______________________________________________________________ 17. С утра решили идти по грибы и по ягоды.____________________________________________________ 5. Расставьте знаки препинания в нижеприведённых предложениях. Прежде, чем выполнить задание, познакомьтесь с вопросом “Синтаксис”, используя учебники “Русский язык и культура речи” И.Б. Голуб или “Русский язык и культура речи” авторов Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой или одноименный учебник другого автора, включающий этот вопрос. Задание выполняйте на этом листе. 1. Погода была ужасная шёл дождь выл ветер. 2. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу и если пристально вглядеться то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение. 3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. 4. Может быть она просто забыла про нас. 5. На столе стоял молочник с густыми желтыми свежими сливками. 6. Вдали показался пустой безлюдный берег. 7. Приходи ко мне завтра улыбаясь сказала Катя угощу тебя настоящей миланской пиццей. 8. Игорь передал через знакомых чтобы мы встретили тетушку Эльзу на вокзале и отвезли её к нам домой пока он не вернется. 9. Вертинский в одном из своих стихотворений писал никакими словами никакими стихами никакими слезами любви не вернуть. 10. Мать нахмурилась Опять двойку получил. 11. Поезд шёл не останавливаясь. 12. Он самый близкий мне человек. 13. Она тихо прошлась по комнатам ничто не напоминало ей о прошлой жизни да и была ли она когда-то. 14. Уходя гасите свет. 15. Она будила сына улыбаясь. 16. Улыбаясь она будила сына. 17. Вода была тёплая и прозрачная каждый камень на дне был отчётливо виден. Рекомендации: ü Домашнее задание выполняется в письменном виде в тетради, на тетрадь следует наклеить этикетку (см. 1 лист). ü Выполняя задания, используйте следующие учебные пособия и словари, имеющиеся в библиотеке колледжа: - И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – 2001. - И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2007. - Е.С. Антонова и Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2005. - З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. – М., 1989. - Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994. - Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 2007. - С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Орфоэпический словарь: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|