Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

 

§ 1. Понятие конкуренции и монополии

 

В широком смысле конкуренция - это соревнование между различными лицами в достижении одной и той же цели. В предпринимательской деятельности конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В Гражданском кодексе РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя <1>.

--------------------------------

<1> Развитие конкурентных отношений обеспечивается нормами различных правовых актов; так, согласно п. 1 ст. 50 Лесного кодекса РФ запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.

 

Юридическое содержание конкуренции характеризуется рядом признаков. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в-третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один". Монополией принято называть прежде всего исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.

В американской практике выделяют такие разновидности, как чистые монополии, контролирующие весь рынок; ведущие фирмы, контролирующие более половины рынка; сильные олигополии, т.е. несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

С экономических позиций можно выделить несколько типов монополии. Когда предприятие впервые предложит потребителям совершенно новую продукцию, оно станет временной монополией. Некоторые виды деятельности традиционно осуществляются только государством в лице его органов и предприятий. Например, в России существует государственная монополия на эмиссию наличных денег, экспорт необработанных алмазов. Особое состояние товарного рынка, когда именно в силу отсутствия конкуренции потребители могут приобретать услуги по более низким ценам, называют естественной монополией.

Нужно отметить и существование фактических монополий - деятельности, которая в силу особого законодательного регулирования не считается нарушением норм конкурентного права. Характерным проявлением фактической монополии является деятельность адвокатов (защитников), выступающих по уголовным делам по назначению органов следствия или суда. Лицо, которое в состоянии оказать подозреваемому или обвиняемому квалифицированную юридическую помощь, не допускается в этот сегмент рынка юридических услуг, если оно не имеет статуса адвоката <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 49, 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ; ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

 

Участники конкурентных отношений в антимонопольном законодательстве не подчиняются традиционной гражданско-правовой классификации на граждан и юридических лиц. Хозяйствующие субъекты (а именно такая терминология присуща антимонопольному законодательству) определяются в первую очередь с позиции ведения ими согласованной экономической политики. Поэтому единым хозяйствующим субъектом могут быть признаны несколько организаций, которые владеют акциями в уставном капитале друг друга, или несколько совершенно независимых компаний, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и действуют в едином экономическом интересе, монопольно завышая цены на свои товары. Иными словами, хозяйствующим субъектом могут признаваться объединения организаций, которые не обладают гражданско-правовой правосубъектностью.

Виды хозяйствующих субъектов устанавливаются законодательством как через указание их общих характеристик, так и путем выделения их специальных разновидностей. По общему правилу можно выделить три вида хозяйствующих субъектов: коммерческая организация; некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход; и индивидуальный предприниматель. Специальными разновидностями хозяйствующих субъектов являются финансовая организация и группа лиц.

Финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Перечень таких организаций весьма обширен, в связи с чем целесообразно остановиться на отличительных особенностях их правового положения.

Кредитная организация - хозяйственное общество, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции <1>.

--------------------------------

<1> Статья 1 Закона о банках и банковской деятельности.

 

Кредитный потребительский кооператив - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи <1>. Финансовая взаимопомощь осуществляется путем предоставления кооперативом денежных средств своим членам на основе договора займа. Кооператив не вправе выдавать займы юридическим лицами, а также гражданам, не являющимся его членами. Помимо займов, кредитные кооперативы могут предоставлять своим членам и другие услуги, соответствующие целям их деятельности, в т.ч. заключать договоры страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии со своим уставом и решениями общего собрания членов кооператива, оказывать консультационные услуги своим членам.

--------------------------------

<1> Статья 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

 

Кредитные ресурсы кооператива формируются из двух основных источников: собственных средств кооператива и личных сбережений его членов. Эти средства направляются в фонд финансовой взаимопомощи кооператива, за счет которого и выдаются займы.

Личные сбережения членов кооператива передаются кредитному кооперативу на основании письменного договора, содержащего условия о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке и порядке возврата кооперативом, размере платы за их использование. Такой договор не тождествен договору банковского вклада, хотя разница между этими договорами несущественна. Поэтому взносы членов кооператива могут быть названы вкладами хотя бы в экономическом смысле. Договор между кооперативом и его членами может быть квалифицирован как договор заемного типа, поскольку в нем сохраняется основная цель договора займа - передача гражданами (заимодавцами) денег в собственность кооператива (заемщика) с обязательством возврата переданной суммы и уплаты обусловленных процентов.

Деятельность потребительских кооперативов по приему вкладов от своих членов и выдаче им займов не подлежит лицензированию, несмотря на определенное сходство с банковской деятельностью.

Страховщик - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее соответствующую лицензию <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 6, 8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании".

 

Страховой брокер - постоянно проживающий на территории РФ индивидуальный предприниматель или российская коммерческая организация, которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров.

Общество взаимного страхования - некоммерческая организация, действующая на основании лицензии на осуществление взаимного страхования.

Фондовая биржа - акционерное общество или некоммерческое партнерство, организующее на основании лицензии торговлю на рынке ценных бумаг (см. подробнее тему 8).

Валютная биржа - специализированная биржа, имеющая лицензию Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам (см. подробнее тему 8).

Ломбард - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах".

 

Лизинговая компания - коммерческая организация (резидент или нерезидент РФ), выполняющая в соответствии с законодательством РФ и своими учредительными документами функции лизингодателя. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга <1>.

--------------------------------

<1> Статья 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

 

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 2, 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

 

Управляющая компания негосударственного пенсионного фонда - хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ и имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными фондами.

Специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда - хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ и имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных фондов.

Управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда. Инвестиционный фонд - это находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого общества либо учредителей доверительного управления. Паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, переданный в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления (и из имущества, полученного в процессе такого управления).

Специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда - юридическое лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, ведение счетов депо для учета бездокументарных ценных бумаг, поступивших в оплату паев, хранение документарных ценных бумаг <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

 

Профессиональный участник рынка ценных бумаг - юридическое лицо, осуществляющее брокерскую, дилерскую, депозитарную, клиринговую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (см. подробнее тему 8).

Из приведенного перечня очевидно, что хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские фирмы. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя признать финансовой услугой.

В статье 9 Закона о защите конкуренции раскрывается понятие группы лиц как особой разновидности хозяйствующего субъекта. Законодательством установлены более десяти признаков, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать нескольких лиц (физических, юридических лиц) как единую группу. В частности, группой лиц считаются хозяйственные общества, в которых одно и то же лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа либо это разные лица, но избранные на должность по предложению одного и того же лица (и многие другие ситуации, обусловленные взаимоотношениями компании с акционерами (участниками), советом директоров, коллегиальным и единоличным исполнительными органами и проч.).

Группа лиц может быть определена как через сущностный критерий (наличие у ее участников общего экономического интереса), так и через формальный критерий (законодательно установленный перечень лиц, составляющих группу).

Можно выделить три основных признака группы лиц. Во-первых, она состоит из двух и более физических и (или) юридических лиц. Во-вторых, состав ее участников не является постоянным и может быть изменен вплоть до прекращения признания совокупности лиц в качестве группы. В-третьих, группа лиц является участником только антимонопольных правоотношений.

Среди наиболее известных на сегодняшний день в России групп можно назвать такие, как ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КамАЗ", ЗАО "Скайлинк", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ЗАО "Райффайзенбанк" и др. Нужно отметить, что Закон о защите конкуренции предусматривает публичное раскрытие информации в сети Интернет о существующих на товарных рынках группах лиц и о составе их участников.

 

§ 2. История становления конкурентного законодательства.

Нормативно-правовая основа конкуренции в России

 

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII вв., когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Дж. Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца, а не с ответчика.

Первые законы о защите конкуренции появились в конце XIX в. Родиной конкурентного права считаются Соединенные Штаты Америки, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят Закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий (более известный как Закон Шермана). В 1914 г. были приняты Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установившие ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, участие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти Законы и в наши дни составляют основу антитрестовской политики США.

В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к возникновению монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий, а в горной промышленности монополистом был "Продаруд".

Монополизм в России 80 - 90-х гг. XX в. имел ряд особенностей. Монополиями зачастую были бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия (например, концерн "Газпром"). Крупные государственные предприятия после их приватизации и преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и в основном заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100% <1>.

--------------------------------

<1> Экономическая теория (но, к сожалению, не практика антимонопольных процессов) доказывает, что в отдельных случаях компания, доля которой на товарном рынке составляет 100%, может не быть доминирующей. Характерным примером является антимонопольное дело, возбужденное в 1937 г. против американской компании "Alcoa". Компания была признана виновной в монополизации рынка, т.к. являлась единственным производителем первичного алюминия в США. Однако свыше половины запасов бокситов находилось вне ее контроля, поэтому другие производители могли бы беспрепятственно выйти на рынок первичного алюминия.

 

В целом конкурентные отношения можно регулировать двумя способами, которые условно именуют американским и европейским. Американское (антитрестовское) право исходит из презумпции "вредности" монополий, поэтому их деятельность формально запрещена. Компания (группа компаний) может доказать, что монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена. Европейское (картельное) право допускает существование монополий, но под жестким законодательным контролем. Если будет доказано, что монополия приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена.

Отечественное законодательство более близко к европейской модели регулирования конкурентных отношений; оно основано на принципах контроля за злоупотреблением рыночной властью, но в то же время в нем имеются и черты американской модели, так как монополистические действия считаются нарушением закона.

Справедливости ради следует сказать, что в американском праве монополия не признается незаконной сама по себе. Судебная практика выделила законные монополии, которые пришли к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию, и незаконные монополии, которые монополизировали рынок злонамеренно. Показательным является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.

Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции РФ. Основной Закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. ст. 34, 55, 74 Конституции РФ).

Конкурентные отношения регулируются в настоящее время единым Законом о защите конкуренции. Специфика естественной монополии в том, что государство изначально легализует отсутствие конкуренции на таком рынке, поэтому в данном случае требуется специальное законодательство - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

 

§ 3. Доминирующее положение

 

Закон о защите конкуренции использует общий понятийный аппарат для различного рода рынков. Так, понятие "товар" включает в себя любые объекты гражданских прав, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (в т.ч. работы, услуги, ценные бумаги).

В действующем законодательстве отсутствует понятие "финансовый рынок", все товары, работы, услуги объединены термином "товарный рынок". Среди них особому регулированию подлежат финансовые услуги, перечень которых установлен исчерпывающим образом. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Доминирующее положение представляет собой положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группе лиц):

возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или)

устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)

затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующее положение - центральное понятие антимонопольного законодательства <1>. Оно означает исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность влиять на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям <2>.

--------------------------------

<1> Данный термин главным образом используется именно в конкурентном праве, хотя его применение не ограничивается только одной отраслью антимонопольного законодательства. См. Постановления Президиума ВАС РФ от 18 июля 2006 г. по делу N А40-63533/04-67-642, от 11 апреля 2006 г. N 15736/05 по делу N А40-67505/04-110-638.

<2> Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. N 67. В настоящее время эти рекомендации применяются в части, не противоречащей Закону о защите конкуренции.

 

Качественная характеристика доминирующего положения - это возможность хозяйствующего субъекта воздействовать на конкуренцию (market power, или рыночный потенциал). Количественная характеристика означает соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:

 

Di = Vi / Vm,

 

где Di - доля хозяйствующего субъекта;

Vi - объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке;

Vm - общий объем реализации товара на этом рынке.

Товарный рынок - это сфера обращения товара (в т.ч. иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Для того чтобы говорить о доминировании данного хозяйствующего субъекта, антимонопольному органу необходимо прежде всего правильно определить продуктовые и географические границы товарного рынка. Классическим примером расширительного толкования понятия рынка является судебный процесс против компании "Du Pont" (1956). Департамент юстиции возбудил дело по обвинению компании в монополизации рынка целлофана на основании того, что компания захватила 75% этого рынка. Суд согласился с аргументами адвокатов компании, что следует рассматривать рынок не целлофана, а оберточных материалов в целом. Поскольку на таком рынке доля компании составляла всего лишь 20% от объема продаж, дело было прекращено.

Похожие ошибки допускаются и в российской практике. Так, в 2005 г. в Республике Марий Эл антимонопольному органу не удалось доказать факт доминирования компании "Татнефть" на рынке розничной реализации нефтепродуктов, так как он квалифицировал автомобильный бензин и дизельное топливо как товары одной товарной группы и рассчитал доминирующее положение нефтяной компании одновременно в отношении обоих видов нефтепродуктов. Оспаривая решение антимонопольного органа в арбитражном суде, адвокаты компании доказали, что перевод автомобиля с бензиновым двигателем на дизельное топливо технически невозможен, следовательно, рынки этих видов топлива нужно рассматривать отдельно. Оказалось, что в отдельности на указанных товарных рынках компания "Татнефть" не доминировала.

Географические границы товарного рынка определяются в зависимости от возможности потребителя приобрести товар или услугу на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Например, в 2005 г. в отношении компании "Астраханьгазпром" антимонопольным органом было определено, что рынок розничной реализации бензина совпадает с административными границами Астраханской области, потому что для розничного покупателя нецелесообразно заправлять свой автомобиль за пределами области, так как эксплуатационные расходы и временные затраты являются экономически невыгодными.

В то же время рынок коммунальных услуг, а также услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда, как правило, определяется в географических границах районов и округов даже внутри одного муниципального образования <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. N 14076/04.

 

Итак, после определения географических и продуктовых границ товарного рынка можно рассчитать количественные показатели положения хозяйствующего субъекта на рынке, в результате чего возможны три ситуации. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке данного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. Это неопровержимая презумпция. Кстати сказать, существует и противоположная неопровержимая презумпция - доминирующим предполагается положение субъекта естественной монополии <1>.

--------------------------------

<1> Установление данной презумпции стало результатом многолетней практики применения антимонопольного законодательства в нашей стране. Дело в том, что свыше 90% антимонопольных нарушений, в частности в виде злоупотребления доминирующим положением, совершаются именно субъектами естественной монополии.

 

Однако Законом о защите конкуренции сделаны два исключения из подобной презумпции. Во-первых, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта в случаях, установленных федеральными законами. Например, если товарный рынок возникает в результате устранения государственного регулирования (цен, тарифов и проч.). Во-вторых, доминирующим может быть признано положение компании с долей менее чем 35% на товарном рынке, где есть стабильное ядро крупнейших компаний (2 - 5 компаний с долей от 50 до 70%), товар уникален и не имеет заменителей, потребитель не в состоянии сократить свое потребление, невзирая на рост цены, доступ новых продавцов затруднен, а действия компаний информационно прозрачны. В таких условия действия любого из крупнейших продавцов на рынке формируют общие условия обращения товаров для всего рынка в целом.

Если доля хозяйствующего субъекта на рынке превышает 50%, то его положение предполагается доминирующим, но он вправе доказывать обратное. Иными словами, хозяйствующий субъект может настаивать на том, что даже при такой концентрации рынка он не определяет условия обращения товаров и не мешает своим конкурентам. Наконец, если доля хозяйствующего субъекта находится в пределах от 35 до 50% рынка, то наличие у него доминирующего положения доказывается антимонопольным органом.

В американской судебной практике выработаны похожие критерии. Считается, что 90% создают монополию, 60% означают сомнительную монополию, а 33% рынка монополию создавать не могут <1>. Для сравнения: в Эстонии порог доминирования составляет 40%, в Украине - 50%. Многие страны придерживаются принципа "совместного доминирования", или "сложной монополии". Например, согласно ст. 4 Типового закона о конкуренции ЮНКТАД (ООН, Женева, 2000 г.) доминирование на рынке - это не только положение одного предприятия, но и ситуация, когда рынок контролируют несколько предприятий, действующих совместно. Это высококонцентрированный рынок, именуемый "олигополия". Надо сказать, что Закон о защите конкуренции предусматривает условия коллективного доминирования, если доля трех хозяйствующих субъектов не превышает 50% рынка или доля пяти хозяйствующих субъектов не превышает 70% рынка. Причем эти доли в течение года подвержены малозначительным изменениям, а реализуемый товар не может быть заменен другим товаром в потреблении и спрос на него неэластичен. Иными словами, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

--------------------------------

<1> Дело United States v. Aluminium Co. Of America (Alcoa). В то же время по делу United States v. United Shoe Machinery Corp. Суд отметил, что для констатации рыночной власти достаточно установить долю компании в размере 75% релевантного рынка.

 

Особым образом регламентированы условия и правила признания доминирующим положения финансовой организации. Так, не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Таким образом, на уникальном рынке доминирующая финансовая организация может иметь долю в 10% и более. Если же аналогичных товарных рынков несколько, то количественный порог доминирования повышается до 20% и более <1>. Можно предположить, что на уникальном рынке у крупной финансовой организации больше возможностей для антиконкурентного поведения хотя бы в силу того, что ее контрагенты (или конкуренты) не имеют возможности даже путем значительных финансовых затрат приобрести или продать товар на ином товарном рынке.

--------------------------------

<1> Условия и правила признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359. Условия и правила признания доминирующим положения кредитной организации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409.

 

Федеральная антимонопольная служба ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% (далее - реестр) <1>. Однако включение хозяйствующего субъекта в этот реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке. Доминирующим следует считать такое положение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке. Само по себе доминирование не нарушает антимонопольное законодательство. Установление факта доминирования является основанием для систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта с целью не допустить и пресечь злоупотребления исключительным положением на товарном рынке.

--------------------------------

<1> Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896.

 

Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением, которое считается одним из видов монополистической деятельности. Злоупотреблением считается изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара; создание препятствий к доступу на рынок или выходу с рынка другим хозяйствующим субъектам; установление, поддержание монопольно высоких или низких цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.

Злоупотреблением следует назвать и навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Так, в Красноярске завод по производству кваса включал во все договоры на его поставку условие о максимальном размере торговой наценки при реализации кваса в розницу. Антимонопольный орган признал, что такое условие договоров ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов. В Тюменской области компания "Уралсвязьинформ" занимала более 60% рынка услуг телефонной связи, т.е. доминировала на нем. В договоры со своими абонентами компания включала условие о безакцептном списании денежных средств за оказанные услуги связи. Однако согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета без соответствующего распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или договором клиента с банком. Безакцептная оплата услуг связи законодательством не предусмотрена. Поэтому антимонопольный орган квалифицировал такое поведение компании как злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания абонентам невыгодных условий договора.

Таким злоупотреблением, помимо вышеизложенного, является и необоснованный отказ хозяйствующего субъекта от заключения договора с отдельными покупателями. Часто иски о необоснованном отказе заключить договор поставки газа предъявляются к ОАО "Газпром" и его дочерним обществам ("Межрегионгаз", "Краснодаррегионгаз" и др.). Однако если доказана техническая невозможность предоставления газа, например к моменту получения оферты договорная компания была завершена, баланс газа утвержден, весь добываемый газ распределен по покупателям, то хозяйствующий субъект не может быть привлечен к ответственности.

 

§ 4. Виды монополистич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...