Специфические задачи психолого-педагогической работы
Формы работы
Двигательная
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- развитие физических качеств
Физические упражнения.
Физминутки и динамические паузы.
Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
Ритмика, ритмопластика.
Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.
Игры-имитации, хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Пальчиковые игры.
Спортивные упражнения
Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.
Игровая
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование положительного отношения к себе, к окружающим;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-отобразительные игры.
Сюжетно-ролевые игры:
бытовые, производственные, общественные.
Театрализованные игры:
игры-имитации (в том числе игры-этюды),
ролевые диалоги на основе текста,
драматизации,
инсценировки,
игры-импровизации.
Режиссерские игры:
с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.
Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)
Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.
Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.
Дидактические игры:
с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).
Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;
игры Никитина, Воскобовича и др.
Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)
Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.
Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.
Продуктивная
- развитие продуктивной деятельности;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);
лепка (глина, пластилин, пластика);
аппликация(бумага, ткань, природные материалы)
*по замыслу,
*на заданную тему.
Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):
*украшения к праздникам,
*поделки для выставок детского творчества,
*подарки, сувениры,
*декорации к театрализованным спектаклям,
*украшение предметов личного пользования и др.
Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:
*по образцу (схеме, чертежу, модели),
*по условиям,
*по замыслу.
Конструирование из бумаги:
*по выкройке,
*схеме (оригами).
Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).
Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).
Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)
Разнообразная интегративная деятельность:
*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.
Детский дизайн:
*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);
*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.
Организация и оформление выставок.
Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.
.
Коммуникативная
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи
Свободное общение на разные темы.
Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,
рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок.
Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.
Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)
Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).
Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.
Дидактические словесные (в том числе народные) игры.
Викторины.
Проектная деятельность, н-р,
«Напиши письмо
Деду Морозу»; «Книжка-малышка».
Трудовая
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Самообслуживание.
Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).
Хозяйственно-бытовой труд:
*помощь в уборке группы,
*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.
Труд в природе:
*работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;
*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;
*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;
*работа на летнем участке –полив растений.
Ручной труд(поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):
*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.
Проектная деятельность, н-р,
«Наша группа»
(детский дизайн) и др.
Познавательно-исследовательская
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами(см. раздел 1).
Рассматривание, обследование, наблюдение.
Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
Оформление уголка природы.
Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).
Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
Поисково-исследовательские проекты, н-р, «Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.
Музыкально-художественная
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр
Экспериментирование со звуками.
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.
Драматизация песен.
Музыкально-театрализованные игры
Музыкальные и музыкально-дидактические игры.
Концерты-импровизации.
Разнообразная интегративная деятельность:
*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.
Чтение (восприятие) художественной литературы
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Восприятие литературных произведений с последующими:
*свободным общением на тему литературного произведения,
*решением проблемных ситуаций,
*дидактическими играми по литературному произведению,
*художественно-речевой деятельностью,
*игрой-фантазией,
*рассматриванием иллюстраций художников,
придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,
*просмотром мультфильмов,
*созданием этюдов, сценариев для театрализации,
*театрализованными играми,
*созданием театральных афиш, декораций,
театральных кукол,
*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)
Проектная деятельность, н-р,
«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению