Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении
Сущность бюджетирования и его функции
Бюджетирование – это процесс планирования деятельности предприятия. Различают текущее (краткосрочное, сроком до 1 года) и перспективное (долгосрочное, сроком более года). Бюджетированием понимается текущее планирование. Основой бюджетирования является составление бюджетов. Бюджет – это план деятельности предприятия в денежном выражении. Он показывает планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, расходы, которые должны быть понесены в течение рассматриваемого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для реализации планов. В результате составления бюджетов становится ясно, какую прибыль получит предприятие при реализации того или иного плана действий.
Функции бюджетирования 1. Планирование. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной работе предприятия. 2. Координирование деятельности подразделений. В процессе разработки бюджетов планы отдельный центров ответственности согласуются между собой. Это побуждает менеджеров отдельных подразделений работать на достижение целей, стоящих перед компанией в целом. 3. Контроль. Отклонение фактических рез-в от запланированных, которые определяются ежемесячно, служат для контроля за деятельностью центров ответственности и их руководителей. В некоторых компаниях премии менеджерам ЦО могут рассчитываться как определенный процент от благоприятного отклонения по его центру ответственности (например, как процент от суммы сэкономленных материалов); 4. Стимулирование. Процесс составление бюджетов является мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности.
Структура генерального бюджета В зависимости от поставленных задач различают генеральный и частный бюджеты. Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия называется генеральным. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия. Бюджеты различных подразделений предприятия называются частными бюджетами. Генеральный бюджет любой организации состоит из операционного и финансового бюджета. В свою очередь операционный бюджет включает в себя следующие виды бюджетов: 1. Бюджет реализации (продаж); 2. Бюджет производства; 3. бюджет прямых материальных затрат и бюджет закупок материалов; 4. Бюджет прямых затрат на оплату труда; 5. бюджет общепроизводственных (накладных расходов) расходов; 6. Бюджет себестоимости реализованной продукции 7. Бюджет коммерческих и административных расходов; 8. Бюджет прибылей и убытков. Финансовый бюджет включает в себя:
В отличие от финансовой отчетности (например, баланса, формы №3 и т.д.) форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования и степени квалификации разработчиков. ПРИМЕР составления операционного бюджета. Рассмотрим пример составления операционного бюджета производственного предприятия. Швейное предприятие занимается пошивом женских костюмов, используя два вида тканей - шерсть и фланель. Руководству предприятия необходимо разработать операционный бюджет на 2009 г. Руководство предприятия определило план его развития на 2009 г следующим образом:
Табл. 1. Прогноз реализации костюмов
Табл. 2. Планируемый уровень запасов готовой продукции на конец периода
Табл. 3. Планируемая величина прямых затрат
Табл. 4.Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость продукции
Табл. 5. Планируемые запасы материалов на конец периода
Табл. 6. Планируемая величина косвенных расходов
Табл. 7. Данные о наличии материалов на складе на начало периода
Табл. 8.Данные о наличии готовой продукции (костюмов) на складе на начало периода
1 шаг. Составление бюджета продаж Составление бюджета продаж – отправная точка во всем процессе составления общего бюджета. Почти у всех организаций бюджет продаж является наиболее сложным этапом в процессе планировании. Это связано с тем, что объем продаж и. Следовательно, выручка определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов: · Деятельность конкурентов; · Общее положение на национальном и мировом рынке; · Результативность рекламы, пи-ар акций; · Сезонные колебания спроса; · Стабильность поставщиков и покупателей. Существуют две основные оценки, лежащие в основе бюджета продаж: 1. Стат. прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства. 2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт товара по каждому из клиентов. В других компаниях – региональные управляющие оценивают общие объемы продаж в целом по своему региону.
На основании прогноза продаж составляется бюджет продаж. (Данные из Табл. 1) БЮДЖЕТ ПРОДАЖ
2 шаг. Составление производственного бюджета. Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством. Бюджет производства составляется как в натуральном (шт), таки в денежных единицах. Объем производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом: Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года – запас готовой продукции на начало периода. Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид
3 шаг. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов как на начало, так и на конец планируемого периода. Для расчета расхода материалов в натуральном единицах необходимо знать: · Запасы материала на начало отчетного периода; · Потребности в материалах для выполнения производственного бюджета. К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7 000 фланели и 6 000 м. шерсти, стоимость которых была определена как 49 и 60 тыс. руб. (таблица 7) Согласно таблице 4 на один костюм требуется 6 м. фланели и 4 м. шерсти. Производственная программа: по костюмам – 1000 шт. Подсчитаем затраты материала, в м. на производственную программу
Бюджет прямых материальных затрат
Для того, чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти. Согласно табл. 5 предприятие хочет выйти на объем запасов по фланели – 8 000 м., по шерсти – 2 000 м.
Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|