Практическая разработка листов рабочей тетради
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Лекция
Вид урока: урок формирования новых знаний Цель: · обучающая (формирование новых понятий и процессов) · воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых) · развивающая (развитие навыков управления и контроля) Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктуризация, реинжиниринг, ораганизационная структура, департализация и ее принципы, жёсткие организационные структуры, гибкие организационные структуры, адаптивные структуры, структура предприятия, признаки предприятия, классификация предприятий, технико-производственная база и её элементы, виды технологий, принципы организации и характеристики производственного процесса, рабочее место и его разновидности, условия труда, организационная культура, её основные признаки, функции, элементы, виды организационной культуры, национальные особенности организационных культур, подходы к управлению развития организационной культуры, имидж и его составляющие. Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она использует материальные, трудовые и прочие ресурсы. Основными характеристиками организации являются: внешняя и внутренняя среда, цели, стратегия, технология, персонал. Организация как система обладает функциями и структурой. Структура бывает технической, социотехнической, социальной, нормативно-правовой. Техническая представляет собой совокупность материальных объектов и процессов. Социальная образуется совокупностью самих её участников и связей между ними. Социотехническая структура – это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Нормативно-правовая структура – система норм, необходимых для осуществления её функций.
Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит зарождение организации, на второй рост организации, на третьей - происходит дифференциация деятельности, на четвёртой состояние «зрелости», на пятой деградация и разрушение. Главным признаком организации является наличие цели. Другим признаком является обособленность, т.е. замкнутость внутренних процессов. Третий признак – системность, наличие связей между отдельными элементами. Четвёртым можно считать саморегулирование. Пятым можно назвать организационную культуру, в том числе и культуру управления. Совокупность внутренних факторов, так называемых внутренних переменных, образует внутреннюю среду. Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов. Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности. Вертикальное разделение труда образует иерархию. Технология, или способ соединения отдельных видов работ бывает: складывающаяся, последовательная, связанная, групповая. Дифференциация означает такое распределение выполняемых работ между отдельными субъектами, при котором каждая получает определённую степень завершённости. Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Внутреннюю среду составляют так же отношения между её участниками. Внешняя среда – это совокупность элементов, с которыми организация взаимодействует. Так же делится на фоновое и деловое окружение. У организации есть свои законы: закон синергии, дополнения, композиции, самосохранения, информированности и закон онтогенеза. Организации по происхождению бывают естественными и искусственными. По моделям унитарными и плюралистическими. По целям делятся на деловые и общественные.
Создание любой организации начинается с проектирования и отражается в организационном проекте. Организация развивается благодаря изменениям, таким как: реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг. Организационная структура – это упорядоченная совокупность подразделений. Жёсткие структуры организаций. Департализация – процесс формирования подразделений. Существует несколько принципов департализации: количественный, временной, технологический, профессиональный, функциональный. Подразделения могут объединяться в блоки: производственный, вспомогательный, обслуживающий, экспериментальный, управленческий, информационный, сервисный, административный, совещательный. В данное время организации формируются в основном по территориальному принципу, но так же могут формироваться по продуктовому, рыночному, инновационному, дивизиональному. Предпринимательские сети объединяют фирмы, связанные между собой технологически и экономически заинтересованные в сотрудничестве. Сетевые структуры бывают: внутренне ориентированные, внешне ориентированные. Последние могут быть стабильными и динамичными. Адаптивные (гибкие) структуры организаций. Виды структур: матричные, проектные, программно-целевые, фрагментные, адхократические. Основу производственной фирмы составляет предприятие. Границы предприятия как производственной системы и фирмы как организационного образования сегодня далеко не всегда совпадают. Признаками предприятия являются: производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность и хозяйственная обособленность. Предприятия классифицируются по размеру, в зависимости от сферы функционирования и характера выпускаемой продукции, по типу производственных процессов. Исходя из степени специализации выделяют предприятия: универсальные, специализированные, комбинаты. С учётом уровня механизации и автоматизации, можно разделить на: комплексно-механизированных, автоматизированных и механизированных. В целом тип предприятия определяется по технико-производственной базе предприятия, к активным элементам которой относятся: энергетическое и силовое оборудование, рабочее оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторная техника, вычислительная техника и прочие виды оборудования. Так же к элементам можно отнести подъёмно-транспортные средства и инструмент. Оборудование, состоящее в списках организации делится:
· установленное (сданное в эксплуатацию и ожидающее применения а плановом периоде); · неустановленное (резервное, излишнее). Степень сложности технологии производства определяются: · многообразием способов воздействия на предмет труда; · количеством операций, которые над ним осуществляются; · точностью их выполнения. Технологические процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Воздействие на предмет труда может быть технологическим или естественным. По характеру связи определяются три вида процессов: · аналитические · синтетические · прямые По типу используемого оборудования делятся на открытые и аппаратурные. По типу механизации выделяют следующие технологические процессы: · ручные · машинно-ручные · частично автоматизированные · комплексно-автоматизированные Элементом технологического процесса является операция. По назначению могут быть: · технологические · транспортные и погрузочно-разгрузочные · обслуживающие · измерительные Сами технологические операции делятся на трудовые и технологические элементы. К трудовым относятся: · трудовые движения · трудовые действия · трудовые приёмы · комплекс трудовых приёмов К технологическим элементам относят: · установка · позиция · технологический переход · вспомогательный переход · проход · рабочий ход · вспомогательный ход Производство может быть единичным, массовым и серийным. Последнее делится на мелкосерийное и крупносерийное. Базовым элементом организации является рабочее место. Их можно классифицировать по следующим признакам:
· исходя из числа занятых · по степени специализации · по фиксированности · уровню механизации · числу обслуживаемых единиц оборудования, · с учётом пространственного расположения · в соответствии с количеством смен · с учётом характера трудовой деятельности · по принадлежности к сфере деятельности К организации рабочего места (планировке) существует ряд требований. В любой организации соблюдают четыре группы условий труда: · санитарно-гигиенические · физиологические · психологические · эстетические Под организационной культурой предприятия понимается исторически сложившаяся система общих ценностей, традиций, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения членов организации, выдержавших испытания временем. Культура выполняет ряд функций: · охранная · интегрирующая · регулирующая · коммуникационная · адаптивная · ориентирующая · мотивационная · воспитательная · формирование имиджа Каждая культура имеет свою степень «силы»: · бесспорная культура · слабая культура · сильная культура Культура делится на элементы: · организационные ценности · философия · обряд · ритуал · легенды и мифы · обычаи · нормы и стиль поведения · лозунги · менталитет Управленческая культура организации делится на: · культура власти · ролевая культура · культура задачи · культура личности Выделяются культуры деятельности: · стабильная культура · реактивная культура · оптиципационная культура · исследовательская культура · креативная культура Очень важное влияние на культуру организации оказывает национальный менталитет. Одной из форм проявления культуры организации является имидж, т.е. репутация, доброе имя, психологическая модель, образ складывающийся у клиентов, партнёров, общественности. Имидж является сегодня одной из важнейших характеристик организации. Имидж нельзя купить, его нужно создавать. Формируемый с первых дней существования фирмы под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов. В последние годы новое слово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы. Стали привычным такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука - имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства. Имидж не просто психический образ, он обладает вполне определенными свойствами. Это следует даже из общепринятого определения имиджа.
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы. Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи, «имидж - это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следует пояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтому в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. Из сказанного следует, что имидж - это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж - категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения. Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа, а не репутацию или престиж. Справедливости ради, надо отметить, что существует и другая точка зрения относительно психологической сущности имиджа. Ее сторонники рассматривают имидж как итог адекватного восприятия организации, ее руководителя, персонала, политики или деятельности. То есть предполагается, что манипулятивные действия не оказывают решающего влияния на образ организации или их вообще нет. Имеющийся опыт показывает, что в конечном счете реальная практика будет сильнее транслируемого имиджа, но для этого необходимо время, порой довольно продолжительное. Как психическому образу имиджу присущи следующие общие характеристики: · имидж - объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него; · эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям; · как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями; · как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным; · имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия; · имидж должен быть прагматичным, то есть ориентирован ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации ее развития; · эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив; · имидж должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого определения. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность. При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим? Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает: · внешним, то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.); · внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.). Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность. Второе основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа: · позитивный имидж (здесь комментарии не требуются, на его достижение направлена вся РR-деятельность); · негативный имидж (формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого «черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»). Третье основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа: · естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации; · искусственный, создаваемый специально рекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации. Специалистами отмечалось, что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируют искусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение. Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает: · когнитивным, дающим «сухую» специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов); · эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик). Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы: · политический имидж; · имидж руководителя (и его команды); · имидж организации; · имидж территории (города, региона, страны); · имидж идеи, проекта. Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности РR и рекламной деятельности. Листы рабочей тетради Лист рабочей тетради №1 1.Устойчивая группа лиц, взаимодействующая друг с другом с целью решения текущих проблем и достижения поставленных целей, называется _____________________. 2.Структура организации бывает: 2.1. __________________(совокупность материальных объектов и процессов) 2.2. __________________(совокупность самих участников) 2.3. __________________(система рабочих мест) 2.4. __________________(система норм) 3.Пять основных фаз организации, образуют ___________________ 4.Признаки организации: · _________ (к достижению которой стремятся члены организации) · ____________ (выражается в замкнутости внутренних процессов) · ____________(посредством которого взаимодействуют отдельные элементы организации) · ______________ (сплав ценностей, традиций, верований и норм организации) 5._______________ - способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех.
8.Совокупность внутренних факторов, так называемых внутренних ______________, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо, образует внутреннюю ____________________. 9.______________ - качественное разграничение и обособление различных видов труда. 10. Вертикальное разделение труда, образует ___________________. Лист рабочей тетради №2 1.____________, или способ соединения отдельных видов работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной, групповой.
2.Важнейшим элементом внутренней среды является _____________________, т.е. совокупность социальных связей и норм. 3.Внутреннюю среду составляет также отношения между её участниками и могут быть либо _________________, либо _____________________. 4.________________ - это совокупность элементов, с которыми та взаимодействует для получения ресурсов и удаления отходов. Так же называется «окружением» 5.Жизнь организации подчиняется определённым законам, таким как: · закон ____________. Он гласит, что потенциал организации как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов; · закон _____________ внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными; · третий закон требует ____________________ между организацией и её элементами при любых изменениях; · закон ________________ подразумевает, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели; · закон ___________________ предполагает, что любая организация стремится сохранить себя как целое; 6. Организации с точки зрения происхождения выделяются на:
7. ___________________ модель организации предполагает единство действий участников ради достижения внешне заданной цели на основе чётких норм и регламентов. 8. ___________________ модель представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде. Лист рабочей тетради №3 1. Различия деловой и общественной организаций:
2. Три «столпа» современной эффективной организации – это _________________, _________________ и ____________________. 3. Заполнить пустые ячейки:
4. Регламентация – это разработка __________, __________ и ____________. 5. _________________ - это определение затрат рабочего времени на осуществление тех или иных функций, процессов, процедур. 6. Создание условий для упорядочивания положения и движения людей и материальных объектов в рамках организации, называется ____________. Лист рабочей тетради №4 1. Под ____________ ____________ сформированной в результате проектирования, необходимо понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных подразделений. 2. Процесс формирования подразделений получил название _____________. 3. Виды процессов формирования подразделений: · ________________ (предполагает, что подразделения создаются исходя из оптимального количества людей); · ________________ (в основу создания подразделений кладётся технологический процесс); · _________________ (когда «под общей крышей» объединяются люди, имеющие близкие специальности); · _________________ (выделение подразделений происходит в соответствии с функциями).
4. Принципы построения крупных организаций: · ________________ (каждое подразделение организации специализируется на производстве полного набора продукции); · ________________ (каждое из подразделений сосредоточенно на выпуске какого-то одного вида продукции); · ________________ (ориентирует подразделения на производство продуктов для определённой группы потребителей) · ________________ (в рамках фирмы формируются специальные центры, занимающиеся разработкой новых видов продукции); 5. Связи, объединяющие фирмы, связанные между собой технологически и экономически, называются _________________________________. 6. Предприятия холдинга, ориентированные на внутрифирменную реализацию продуктов, называются _______________________________. 7. Внешне ориентированные предприятия холдинга, осуществляют ____________________________________________. 8. Внешне ориентированные предприятия холдинга делятся на:
Лист рабочей тетради №5 1. Выделяют несколько видов гибких (адаптивная) организационных структур: _________________, ________________, _________________, ________________, __________________. 2. Основу производственно-технического единства составляет______________________________________________________. 3. Признаки, по которым классифицируется предприятие: · _____________ (объём выпуска, величина производственного потенциала, численность работников); · _____________ (массовая, серийная и единичная продукция); · _______________ (в зависимости от специализированности). 4. Технико-производственную базу предприятия образуют: А)___________________________________ Б)___________________________________ В)___________________________________ Г)____________________________________ Д)____________________________________ 5. Технологические процессы:
6. Воздействие на предмет труда может быть ____________ и ____________. 7. Совокупность, объединённая либо по технологической последовательности, либо по общности факторов, влияющих на время выполнения, называется __________________________________________. 8. Этапы развития технологических процессов: а)____________________________________ б)____________________________________ в)____________________________________ 9. ________________ - элемент, которые классифицируется по числу занятых, степени специализации, уровню механизации, числу обслуживаемых единиц оборудования и сфере деятельности. Лист рабочей тетради №6 1. Под организационной культурой понимается ___________________ ________________________________________________. 2. Организационная культура выполняет следующие функции: · ___________________ (создание барьера от нежелательных внешних воздействий); · ___________________ (объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации); · ___________________ (создаёт общий социально-психологический климат в организации); · ___________________ (играет важную роль в деле осуществления контактов между людьми); · ___________________ (облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу). 3. По месту организации и степени влияния на неё выделяют несколько типов культуры:
4. Субъективные элементы культуры: а)______________________________ б)______________________________ в)______________________________ г)______________________________ 5. Культура, которая ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи неопределённость, риск и постоянный поиск, называется _________________________________________. 6. Три основных вида организационных культур:
7. Культура, которая ориентирована на отдалённое будущее, выбор вариантов решений на основе поиска новых возможностей и постоянно балансирует между риском и выгодой, называется ______________________. 7. Паблик рилейшнз – это ____________________________________. 8. Форма проявления культуры организации, которую нельзя купить, а можно только создать, называется _________________________________. 9. Название организации. С содержательной точки зрения, может быть ________________, __________________ и ___________________. 10. Типология управленческих культур по С. Хонди: · Культура власти, или ____________; · __________ культура, или Аполлона; · Культура задачи, или _____________; · Культура ____________, или Дионисия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|