Вопрос 2: Техника передвижения по снежным склонам
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Техника и тактика передвижения по снежным и фирновым склонам
· Снег как форма рельефа. · Техника и тактика передвижения по снежным склонам. · Техника самозадержания на снегу. Страховка и самостраховка на снегу. Меры безопасности при движении по лавиноопасным склонам.
Вопрос 1: Снег как форма рельефа Почему в горах не тает снег? Тепло, которое исходит от земли, может разогревать тропосферу (тропосфера — эта часть атмосферы на 15 километров вверх). Вот только воздух не очень хорошо проводит тепло через себя, поэтому, чем выше вы находитесь от поверхности земли, тем там будет холоднее. Высоко в горах уже всегда стоят отрицательные температуры, ровных поверхностей там мало, и везде лежит снег, который настолько чист, что отражает почти 100% падающего солнечного света, а следовательно не нагревается и не тает. С поднятием вверх на 1 км температура воздуха снижается примерно на 6°С. Существует такое понятие как " снеговая линия ". Это такая условная линия, выше уровня которой твердые атмосферные осадки в большей степени накапливаются, нежели тают, другими словами, снег никогда не тает. Снеговая линия в разных точках планеты имеет разное значение. Например, в Антарктиде она проходит по уровню моря, а в Тибете - 6,5 км.
Снег в горах существенно отличается от снега здесь, в Москве или Подмосковье. То есть, по сути дела научиться ходить по горному снегу, занимаясь в Подмосковье нельзя, но получить некоторые полезные навыки все же можно. Снег различается, прежде всего, по фактуре, которая зависит от климата той местности, где он выпал и конкретно погоды.
Виды снега:
Особенности снежных и снежно-ледовых рельефов Рантклюфт (нем. Randkluft - краевое ущелье) — трещина таянья на границе ледника. Обычно образуется на боковых частях ледника, где он близко подходит к освещенным и нагретым склонам. Ведь темные скалы нагреваются сильнее, чем светлая фирновая поверхность. Бергшрунд (нем. Bergschrund) — трещина в снежно-ледовом склоне, формирующаяся при отрыве тяжелой нижней части, движущейся вместе с ледником, от неподвижного снежно-фирнового склона в верхней части. Ледниковая трещина — разрыв ледника, образовавшийся в результате его движения. Трещины чаще всего имеют вертикальные, или близкие к вертикальным стенки. Трещины могут быть открытыми и закрытыми. Открытые трещины хорошо видны на поверхности ледника и поэтому представляют меньшую опасность для передвижения по леднику. В зависимости от времени года, погоды и других факторов трещины на леднике могут быть закрыты снегом. В этом случае трещины не видны и при передвижении по леднику существует опасность провалиться в трещину вместе со снежным мостом, прикрывающим трещину. Для обеспечения безопасности при передвижении по леднику, особенно закрытому, необходимо связываться верёвкой для того, чтобы напарник по связке смог удержать при падении в трещину и организовать подъём по верёвке.
Преимущества снежного рельефа:
Опасности в снегу:
Снаряжение для снега Личное:
Бивачное:
При организации бивака площадку вытаптывают или выкладывают, можно на некрутом склоне. Строят ветрозащитные стенки. На закрытом леднике место стоянки надо протыкать лыжными палками, чтобы убедиться в отсутствии трещин.
Вопрос 2: Техника передвижения по снежным склонам
Формирование ступеней в снегу. Ступеньки, как правило, делаются размером с носок ботинка. Если такие ступеньки не получаются, то необходимы кошки. Требования к ступеням:
При насте (фирне) ногу лучше класть коленом на склон - это увеличивает трение и уменьшает вероятность повреждения настовой корки. На рыхлом снегу делаются глубокие ступени. Их нельзя пробивать как можно сильнее, а нужно плавно утрамбовывать. И ходить надо плавно нагружая такие ступени, иначе они просто "уедут". Чем рыхлее снег, тем глубже ступени. На глубоком снегу уже надо "тропить" фактически всем телом. Техника передвижения по снегу. Надо заметить снежных склонов круче 55 градусов не бывает - на таких снег просто не держится, если он туда просто падает, а не надувается. Выбор техники вполне субъективен, но теоретически она разная для различных участков. Принято ее различать в зависимости от наклона склона. При склоне до 30 градусов: · подъем в лоб, ледоруб держится как трость или идется с лыжными палками. · спуск по линии падения воды, лицом к склону, либо прусским шагом, либо глиссированием (в зависимости от снега) · траверс – ледоруб держится как трость, ступени также делаются с наклоном внутрь, но боком (не для носка, а для ранта ботинка)
При склоне от 30 до 45 градусов: · подъем зигзагом (или наискось). Чем меньше угол наклона – тем серпантин круче. Ледоруб держится наизготовку. Если в руках палки, то на участках, где есть опасение срыва, можно сложить две палки вместе и держать их как ледоруб – наизготовку. Правда, зарубаться ими все равно сложнее. В местах поворотов – втыкается ледоруб штычком в снег, делаются двойные ступени для удобной перестановки ног. · спуск… · траверс… При склоне круче 45 градусов: · подъем на три такта в лоб (используется только ледоруб!). Ледоруб вбивается по самую головку. Как правило, на одно такое втыкание приходится две ступеньки. · спуск по линии падения воды, как правило, прусским шагом. · при траверсе используется две точки опоры как минимум. Примечания:
Работа связок Попеременная страховка подразумевает как минимум двух партнеров. Причем связка-двойка удобнее. Движение связки-"тройки".
Фактор времени Снежные участки по свойствам разные в различные времена суток. Поэтому любой снежный участок нужно проходить как можно быстрее, с обеспечением всех необходимых мер безопасности. Например, если необходимо подняться по снежно-ледовому склону, то как правило вперед посылается самый подготовленный участник без рюкзака и с веревкой, протягивает перила. Вытаптывает площадку и поджидает второго с рюкзаком и следующей веревкой. Первый принимает веревки и лезет дальше протягивать перила. Для более быстрой работы, можно с вечера, на разведке, протоптать ступени, чтобы утром на это не тратить ни времени, ни сил. Преодоление бергшрундов и трещин Трещины на ледопадах преодолеваются либо по мосту (при этом оценивается его состояние). Если состояние моста не внушает доверия, производится переход (или переползание) через него без рюкзака с организацией перилл. Рюкзак транспортируется отдельно. Если моста нет - надо искать снежную пробку. Если пробки нет, то можно спуститься на дно и подниматься оттуда. Но иногда лучше бывает обойти трещину. Если через трещины организуется переправа - то она никогда не натягивается (иначе точки не выдержат). После делается дополнительная верхняя страховка. При движении связок через трещины, связующая их веревка должна быть натянута. При прохождении трещин вниз соблюдается следующий приоритет способов преодолеваний (по уменьшению): преодоление по мосту, по пробке и спуск вниз. Иногда бывает быстрее и удобнее перепрыгнуть неширокую трещину, это должен решать руководитель, зная своих участников.
Так как снег а той стороне неизвестен, то надо прыгать аккуратно, и быть готовым к зарубанию. Движение по снежным гребням По гребням ходят связками (лучше двойками). Длина связки не должна быть меньше 10-15 метров. Движение идет с одновременной страховкой. У связок-двоек обеспечивается максимально возможный провис. В руки берутся несколько колец веревки. В местах, где есть серьезные снежные карнизы, организуется попеременная страховка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|