Анализ сделок с земельными участками
Рынок земли – средство перераспределения земель между собственниками экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения, обеспечивающее [48]: - передачу прав на земельные участки от одного лица к другому; - установление равновесных цен на землю в различных регионах; - связь между собственниками недвижимости и покупателями с помощью экономической мотивации; - распределение пространства между конкурирующими вариантами использования земель и субъектами рынка. Рынок земли как саморегулирующая система включает 7 основных элементов: спрос, предложение, цена, менеджмент, маркетинг, инфраструктура и деловые процедуры. Спрос- количество земельных участков (площадь), которые покупатели готовы приобрести при разных ценах. Предложение – количество денег, уплаченных за единицу земельной площади в осуществленных сделках. Стоимость – наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно, со знанием дела, и на сделку не влияют посторонние стимулы (рыночная стоимость). На рынке земли действует четыре основные группы лиц: продавцы, покупатели, профессиональные участники и различные государственные органы. Рынок земли, как и другие виды рынков, в автоматическом режиме выполняет различные функции, такие как: - регулирование распределения земельных ресурсов между сферами деятельности; - санации предпринимателей – разорение неэффективных организаций; - ценообразование – установление равновесных цен на земельные участки; - обеспечение свободы предпринимательства и выбора сферы деятельности;
- посредничество – установление связи между потребителями, спросом и предложением земель; - стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности бизнеса, личной выгоды; - информация о ценах, спросе, предложении и других данных о земле. Земельным участкам, как и рынку недвижимости в целом, присущи некоторые специфические свойства, в частности: сезонные колебания цен, большая дифференциация цен в зависимости от местоположения, развития инженерной инфраструктуры и экологических условий; сегментация рынка по экономическим возможностям покупателей и др. Основные же особенности определяются спецификой самого товара – земли. Поскольку земельная собственность включает различные сочетания юридических прав и интересов, то в одних случаях на рынок может выходить аренда, в других – залоговые обязательства, а в третьих – объект полной собственности, свободный от каких-либо требований. Отношения собственности и вещные права субъектов земельного рынка реализуются с помощью различного рода сделок, участники которых должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Сделкой называются осознанные действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей. Сущность сделки составляют волевое действие с определенной целью, а не событие или поступок, и волеизъявление – внешнее выражение воли. Воля – способность к выбору и внутренним усилиям – дает ответ на вопрос «Чего я хочу?», а волеизъявление – «Что я для этого делаю?». Волеизъявление должно соответствовать воле при совершении сделки. Юридические последствия связаны именно с волеизъявлением, которое можно подвергнуть правовой оценке. Для заключения сделки необходимо, чтобы воля всех ее стон совпадала и была выражена (закреплена) в определенной форме.
Сделки с земельными участками могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними [60, 133]. Для совершения односторонней сделки достаточно действия одной стороны (завещание, принятие наследства, отказ от наследства, объявление). Такая сделка порождает последствия, затрагивающие одно, два и более лиц. Для совершения двусторонних сделок необходимо действие двух сторон, два совпадающих волеизъявления (купля-продажа, обмен и др.). Каждая из сторон может быть представлена не одним, а несколькими лицами. Такая сделка называется договором. В совершении многосторонних сделок участвуют не менее трех сторон, действия которых не противоречат друг другу, а направлены на достижение одних и тех же целей: договор о совместной деятельности, о создании фермерского хозяйства и др. В соответствии с гражданским законодательством все сделки с земельными участками совершаются в письменной форме путем составления документа, выражающего содержание сделки и подписанного непосредственно лицом, от имени которого совершена сделка, или тем, кто действует по его полномочию, в частности на основе доверенности (ст. 160, 550, 434, 339 и др. ГК РФ). Договор, предметом которого является земельный участок, как правило, содержит: - указание о виде сделки (купля-продажа, дарение, мена, ипотека и т.п.); - наименование сторон (фамилия, имя, отчество, паспортные данные; или учредительные документы, юридический адрес и т.д.); - описание земельного участка, его правовой режим, обременения и ограничения, местонахождение, общая площадь, сведения о недвижимом имуществе, размещенном на земельном участке, и т.п.); - указание на отсутствие запрета на совершение сделок в отношении данного земельного участка; - порядок передачи права на земельный участок (если договором предусматривается передача земельного участка в собственность - купля-продажа, мена, дарение); - цену сделки (если договор возмездный); - срок действия договора (если по договору предоставляется право пользования земельным участком - аренда, безвозмездное пользование, временное пользование). Сделки с земельным участком совершаются в простой письменной форме, т. е. без нотариального удостоверения. Однако это не лишает стороны права по взаимному согласию удостоверить договор у нотариуса.
В соответствии со ст. 164 и п. 3 ст. 433 ГК РФ сделка с земельным участком считается заключенной с момента государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация - особый юридический акт, на основании и с момента совершения которого за физическими и юридическими лицами государство признает и закрепляет возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на землю. Регистрации подлежат вещные права на землю - право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Сделка считается зарегистрированной и соответственно имеющей юридическую силу с момента внесения записи о сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В то же время выделяют следующие виды сделок с земельными участками: - купля-продажа; - хозяйственное ведение и оперативное управление; - дарение, наследование, обмен и мена; - страхование, траст; - аренда, залог (ипотека); - пожизненное наследуемое владение; - постоянное пользование; - вклад в уставный капитал акционерного общества и других организаций; - рента, концессия; - приватизация государственных земель; - иные. В то же время часто возникают сделки, которые нельзя признать действительными. В соответствии с этим перечислим условия действительности сделок с земельными участками: - содержание не противоречит закону, подзаконным актам или положениям; - совершение правоспособными юридическими лицами и дееспособными гражданами; - лицензирование профессиональных посредников; - соответствие волеизъявления и воли; - соблюдение единственно возможной формы сделки и государственной регистрации.
В случае, если какие-то части сделки противоречат перечисленным условиям, то сделка признается недействительной. При этом, недействительность части сделки не влечет недействительности других ее частей. Основные способы сделок с земельными участками представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Основные способы сделок с земельными участками Таким образом, существует огромное многообразие сделок с земельными участками, которые можно классифицировать по различным признакам. Официальная статистика России отражает, хотя и не в полной мере, только два вида сделок – зарегистрированные договоры о купле-продаже земельных участков и об их аренде. В последние два года фиксируется также информация о сделках с земельными долями. В 1993 г. было зарегистрировано 10 тыс. сделок купли-продажи земельных участков, в 1994 г. – 100 тыс., в 1995 г. - 231 тыс., в 1998 г. – более 300 тыс. сделок. Примерно две трети всех сделок приходится на земли, расположенные в сельской местности. В 1999 г. в России было осуществлено 5226,6 тыс. сделок с земельными участками на площади 72 150,7 тыс. га Следует учесть, что сравнивать объемы совершенных сделок с землей в 1999 г. по отношению к предыдущим годам можно условно в связи с отсутствием части информации по этому показателю для некоторых территорий из-за невозможности получения ее от регистрационных органов. Из общего объема сделок с земельными участками в 1999 г. 90,7% приходится на аренду государственных и муниципальных земель, что составляет 4 733,3 тыс. сделок на площади 72 028,5 тыс. га. Для сравнения - в 1998 г. было заключено 3995,5 тыс. арендных соглашений на площади 24 523,3 тыс. га. Рассмотрим структуру сделок с земельными участками в Российской Федерации в 1996 – 1999 годах (табл. 2.1). Таблица 2.1 – Структура сделок с земельными участками в России в 1996 – 1999 гг.
Использование государственных и муниципальных земель на правах аренды являлось основной формой земельных отношений при сделках во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ингушской Республики, где в 1999 году была осуществлена продажа прав аренды земли на 7 участков (1,38 га). Рисунок 2.2 - Операции на рынке земли в России 1996-2001 гг.
Сделки по купле-продаже земли гражданами и организациями также занимали значительную часть в структуре всех сделок, или 5,6% (291,8 тыс. на площади 45,4 тыс. га). По сравнению с 1998 г. количество таких продаж в целом по Российской Федерации увеличилось на 24%, особенно вырос объем продаж земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1999 г. не продавались земельные участки между гражданами и юридическими лицами в Москве, в республиках Северная Осетия, Тува, Дагестан, Ингушской; а также в Ненецком, Ямало-Ненецком, Таймырском автономных округах. В 1999 году продажа государственных и муниципальных земель отсутствовала в 16 субъектах Российской Федерации. Количество земельных участков, переданных государственными органами власти и органами местного самоуправления в собственность гражданам и юридическим лицам за плату, составило лишь 22,2 тыс. на площади 15,8 тыс. га. Рисунок 2.3 – Продажа государственных и муниципальных земель в России в 1996 – 1999 гг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений или права их аренды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 2 "О порядке организации проведения таких торгов в субъектах России" принимались соответствующие законодательно-нормативные акты. В результате чего за 1999 г. в 41 территории Российской Федерации была проведена продажа прав аренды на 8104 земельных участков гражданам и организациям. Такая форма земельно-правовых отношений наиболее развита в Москве. В то же время в 26 субъектах России земля была продана в собственность на аукционах (417 участков на площади 1730,3 га) и конкурсной основе (108 участков на площади 21,65 га). В этих случаях участки выставлялись на продажу в основном для жилищного строительства и сельскохозяйственного производства. Количество прочих сделок с землей: наследование, дарение и залог, ограничено, особенно по залогу земли (0,02%). В 1999 г. объем сделок по дарению земельных участков сократился по сравнению с прошлым годом на 15% и по залогу на 56%. Площади земельных участков, вовлеченных в сделки между гражданами, составляют около 1% от всех используемых ими земель. В последние годы сделки с земельными участками также активно заключаются и реализуются. Особенно это связано с тем, что постепенно нормализуется нормативная база по данному вопросу. Таким образом, можно сказать, что рынок земли в России находится в стадии активного развития. При этом государство в данном вопросе играет достаточно активную роль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе были рассмотрены такие вопросы как особенности становления земельного рынка в России, земельный фонд, находящийся в распоряжении нашей страны и ее отдельных регионов, тенденция его изменения за 14 лет, а также особенности и статистика сделок с земельными участками в Российской Федерации. В результате выполнения работы можно сделать ряд выводов. Во-первых, земля это особое богатство для любой страны, так было и будет всегда. Именно она кормит население, дает ему возможность трудиться. Это один из основных факторов производства, который к тому же является невозобновимым. В соответствии с этими особенностями приобретает свои особенности и рынок земли, на котором также как и на любом другом действуют законы спроса и предложения. Наша страна обладает огромными земельными ресурсами, структура которых представлена и сельскохозяйственными, и водными, и лесными, и т.д. Все эти ресурсы требуют бережного отношения и грамотного использования. Причем в решении этой задачи очень велика роль государства. Вместе с переходом к рыночной экономике в России началось преобразование различных ее отраслей, не исключение и земельный рынок. За годы реформ долго обсуждались вопросы правильной организации земельных отношений в нашей стране. И основной проблемой долгие годы было отсутствие однозначного законодательства по данному вопросу, несмотря на то, что регулярно разрабатывались и внедрялись новые нормативно-правовые документы. Многие из них не решали сути вопроса. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется. Введены в действие многие законы, Земельный Кодекс и т.п. Активно реализуются сделки с земельными участками в течение многих лет. Вместе с тем еще существуют нерешенные вопросы, но развитие данной области уже достаточно стабильно. В ходе земельной реформы важно стратегически грамотно и рационально распорядиться этим богатством. Сейчас, наверное, главная обязанность органов власти, и всех, кому не безразличны судьбы отечества, создать необходимые условия для того, чтобы сельскохозяйственные земли остались в руках тех крестьян, которые не забыли родовые традиции отношения к земле, как к матери-кормилице. Т.е. были доступны им в условиях рынка. Результат реформирования действительно будет судьбоносен, и поэтому нужно идти "в народ", разъясняя суть реформы. Поэтому активно должны работать по этому вопросу и СМИ. Список литературы
I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001. №44. – Ст. 4147. 3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - №5. - Ст. 410; Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - № 49. - Ст. 4552. 4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года // Российская газета. – 2002. – №220; 5. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - № 47. - Ст. 4471 6. Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. "О залоге" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 июня 1992 г. - №23. - Ст. 1239. 7. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 июля 1998 г. - №29. - Ст. 3400. 8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 10 января 2000 г. - №2. – Ст. 149. 9. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - №1. - Ст. 19. 10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - №6. 11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 мая 1995 г. - №21. - Ст. 1930. 12. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 г. - №12. - Ст. 1024. 13. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23 июля 2001 г. - №30. - Ст. 3060. 14. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 29 ноября 1990 г. - № 26. - Ст. 327. 15. Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4196-I "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. - №1. - Ст.26. 16. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. 17. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23 июля 2001 г. - № 30. - Ст. 3060. 18. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 апреля 1998 г. - № 16. - Ст. 1801. 19. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3813. 20. Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 5 ноября 1991 г. - № 44. - Ст. 1424. 21. Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990 г. - № 10. - ст. 129-130. 22. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - №11. - Ст.561. 23. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 18. - Ст.1009. 24. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 25. - Ст.1429. 25. Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1992 г. № 1151 "О проведении на территории Московской области в 1992 году эксперимента по аукционной продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - № 14. - Ст.1121. 26. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 1228 "О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - № 16. - Ст.1235. 27. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 "О федеральных природных ресурсах"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - №51. -Ст.4932. 28. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №7. - Ст.510. 29. Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 135 "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №6. - Ст.537. 30. Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. № 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №8. - Ст.740. 31. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №11. - Ст.1026. 32. Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №17. - Ст.1955. 33. Указ Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 48. - Ст.5546. 34. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 февраля 1996 г. - № 8. - Ст. 740. 35. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 52. - Ст. 5085. 36. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 "О федеральных природных ресурсах" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993 г. - № 51. - Ст. 4932. 37. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1 ноября 1993 г. - №44. - Ст. 4191. 38. Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993 г. - № 17. - Ст. 1452. 39. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 222 "О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - № 8. - 1993 г. - Ст. 660. 40. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 2 января 1992 г. - № 1. - Ст. 53. 41. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 г. - № 7. - Ст. 534. 42. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" // Собрание постановлений Правительства РСФСР. - 1992 г. - №1-2. - Ст. 9. 43. Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. № 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" // Экспресс-закон. - июнь 2002 г. - №21. 44. Приказ Госкомзема РФ от 28 октября 1999 г. № 70 "О внесении изменений и дополнений в формы оперативной отчетности о ходе земельной реформы" 45. Приказ Госстроя РФ от 12 августа 1999 г. № 27 "Об утверждении плана мероприятий по участию Госстроя России в реализации федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 гг." II. Специальная литература 46. Буздалов И. Земельные отношения в переходный период // Вопросы экономики, 2005, № 8. 47. Габбасов Р.Г., Голубева Н.В. О Земельном кодексе Российской Федерации // Налоговый вестник. - № 3, 4, 5. - март, апрель, май 2002г. 48. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав. // Российская юстиция. - № 10. - октябрь 2002г. 49. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок в России. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 624 с. 50. Дерюгина Т.В. Объекты сервитутного правоотношения // Журнал российского права. - № 5. - май 2001г. 51. Ерофеев Б.В. Земельное право России. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 52. Зайвая А.В. Правовые аспекты земельных отношений в современной России // http://www.tiei.ru/ppage/pages/75/HTML/Zaivaia_tezis.htm. 53. Интервью с П.В. Крашенинниковым, доктором юридических наук, председателем Комитета Государственной Думы по законодательству // Законодательство. - № 3. - март 2002г. 54. Калинин Н.И. Право собственности и иные права на землю // Законодательство. – 1997. - №1. 55. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. 56. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассова О.И.. – М.: Фонд Правовая Культура. – 2002г. 57. Комментарий к Земельному кодексу. Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. – 2002г. 58. Комментарий к Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. – 2002г. 59. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственного назначения". Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. – 2002г. 60. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. – Фонд «Правовая культура». – М. 1999. 61. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ) / Под ред. Эрделевского А.М. – М.: БЕК. – 2000; 62. Проваторов В.В. Трансформация земельного фонда России за последние 10 лет // http://geopub.narod.ru/student/pravotorov/author.htm. 63. Распределение и структура земельного фонда России // http://ecolife.org.ua/data/sdata/sd3-15.php. 64. Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. - № 1. - январь 2002г. 65. Скрябина О.Л. Землепользование и земельные платежи // Финансовая газета. Региональный выпуск. - № 19. - май 1999г. 66. Станкевич Н.Г. Вещные права на землю юридических лиц в законодательстве России и Беларуси// Журнал российского права. - № 4. - апрель 2002г. 67. Суров А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. - № 11.- ноябрь 2002г. 68. Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России // Отечественные записки.2006, № 1. 69. Экология: Земля // http://studref.susya.ru/st1/index.php?un=16735.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|