Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как Монтессори-среда помогает ребёнку в период его «НЕТ».

(с использованием материала вебинаров Екатерины Сорокиной)

После полутора лет дети становятся очень чувствительными к желаниям окружающих и могут отреагировать ярким сопротивлением: часто они начинают делать всё наоборот и на всё говорить «НЕТ». Это - плод развития вашего ребёнка. Малыш приближается к возрасту, когда начинает говорить о себе «Я», «МОЁ», и это взаимосвязано с его эмоциональной реакцией говорить «НЕТ». Такая реакция способствует сохранению собственного «Я»: когда мы сталкиваемся с информационным потоком, с желаниями и ожиданиями разных людей - мы делаем выбор. Этот выбор определяет нас, мы делаем его, исходя из себя, из своего «Я»: что-то нам нравится, что-то не нравится, с кем-то мы дружим, с кем-то не дружим, чьи-то ценности, в итоге, мы разделяем, чьи-то – нет. Но это - уже зрелое состояние, сначала нужно, чтобы «Я» сформировалось. Противление играет очень большое значение в становлении самостоятельной личности.

Противление - это инстинкт, данный ребёнку природой для того, чтобы он развивал свою личность, те качества, которые в каждого ребёнка заложены для реализации именно его предназначения, призвания. Слово «призвание» предполагает наличие Призывающего.

У маленьких детей есть аллергия на следование планам других людей. Потому что они не знают себя, ребёнок не знает заранее, понравится ему это или не понравится, подходит ему это или не подходит – малыш только находится в процессе узнавания себя, действует импульсивно, интуитивно. Это потом на какие-то из предложений-планов он может сказать: «Я - не против» или «Да, я люблю это делать» или «Я не хочу надевать эту футболку, у нее нет кармашка». Чем больше развивается воля ребёнка, тем меньше у него сопротивление, тем меньше желание противостоять воле других людей, потому что малыш наполняется ощущением, что от него реально в этом мире кое-что зависит, с ним считаются, к нему прислушиваются и слышат его. В раннем возрасте для этого очень полезно предоставлять ребёнку выбор.

Ломать противление не надо, надо, чтобы были условия для произвольной деятельности малыша, тогда инстинкт противления не станет так активно проявляться в нем. Раньше ребёнка выпускали в огород, во двор, и он там занимался тем, чем хотел, что нравилось: наблюдал за насекомыми-солдатиками, наблюдал за водой в ручейке, исследовал лужи, играл с камушками, таскал найденную палку и придумывал, как её можно использовать, кормил кур, уединялся в «шалаше», наблюдал за старшими детьми или за работой родителей, «помогал» им …. Сейчас ребёнок находится под постоянным присмотром взрослых, которые указывают ему, что он должен делать и как, либо озабочены тем, чтобы развлекать ребёнка, не давая ему побыть с собой наедине. Если представить себя в таком положении, то становится ясно, насколько это утомительно - это вызвало бы протест и у взрослого.

В основе противления маленьких детей лежит их неразвитая воля, которая сейчас прямо созревает. Когда маленький ребёнок находится в состоянии покоя, когда он играет, тогда он и осмысливает собственные желания, предпочтения: нравится, приятно, хочется, не хочется, стремления, приоритеты, решения. Внутренняя сонастройка с собой происходит именно в игре и в состоянии покоя.

Такое состояние покоя ребёнок обретает в Монтессори-среде в работе, которую сам выбирает; для малышей работа – это тоже игра. Здесь в специально созданном пространстве ребёнок проявляет свою волю. У него есть много возможностей тренироваться в выборе (чем заниматься, где, как долго, разрешить или не разрешить присоединиться к себе, какие материалы взять для творчества, для танца) - он постоянно делает самостоятельный выбор по своему желанию.

Для малыша важно признание самого факта, что у него есть своя воля, своё желание, тогда в нём не активируется его потребность выделять своё «Я» через инстинкт противления – тогда ребёнок проявляет своё «Я» через свой выбор.

Монтессори-среда - это простор для активной деятельности ребёнка: здесь всё для него удобно, доступно, сделано так, чтобы он задумывался, что я хочу, что не хочу, прислушивался к себе, к своим ощущениям, желаниям, принимал решения и двигался к их осуществлению, прикладывая посильные усилия, тренируя свою волю.

Педагог знакомит ребёнка с культурными традициями (что и как мы делаем в нашей культуре), направляет ребёнка в сторону цивилизованного поведения, принятого в нашем обществе. Благодаря наличию и соблюдению чётких правил Монтессори-среды выстраиваются взаимоотношения, что способствует поддержанию дисциплины на занятиях. Это в какой-то мере ограничивает, но пространство Монтессори-среды работает так, что в нём личность ребёнка может исследовать, и проявлять себя всесторонне. Таким образом соблюдается баланс между тем, чтобы ребёнок стал существом социальным, вписался бы в наше общество, понимал его требования, но при этом не потерял импульс развития своего «Я». Так воспитываем ребёнка инициативного, думающего, тренирующего свою волю, а не просто запрограммированного на исполнение воли другого. В подростковом возрасте это поможет ребёнку устоять против негативного влияния сверстников.

Не надо недооценивать преимущества наличия собственной точки зрения, собственного мнения, своих желаний. Мы должны помочь ребёнку сопротивление перерасти за счёт большей зрелости, за счёт большего понимания себя. Монтессори-педагог проговаривает ребёнку при необходимости, что происходит, озвучивает в предположительной форме его ощущения и чувства, желания или нежелания (чтобы ребёнок знал, как это всё называется), направляет ребёнка, проговаривая вместо запретов его возможности: «Ты можешь шарики катать в шаропрогоне» (вместо «нельзя бросать шарики»), «Ты можешь воспользоваться воронкой», «Ты можешь расположиться за столом или взять коврик». Всё, что мы, взрослые, проговариваем, ложится в основу его личности, представления о себе, представления о мире – сейчас закладывается эта база. Соответственно, быстрее созревание - быстрее будет снижение сопротивления. Не каждый взрослый может в силу своего характера, обстоятельств прикладывать к этому достаточно сил, терпения, времени. Но если есть понимание такой потребности ребёнка, то это делать становится легче. Иначе, если заставить ребёнка сдаться перед нашими требованиями, надавить, то происходит активация тревоги и разделение. А это часто ведёт к обиде, к растерянности, к неуверенности в наших отношениях - это разрушает привязанность и вызывает сопротивление ещё больше.

С согласия ребёнка мы даём ему индивидуально презентацию, в ней четкие инструкции, как мы делаем то-то (например, как мы забиваем гвоздь), но если ребёнок начинает делать что-то по-своему, мы даём возможность ему это делать (в рамках безопасности), экспериментировать, делать ошибки и на них учиться; а потом в другой раз ещё предлагаем ему эту презентацию, вспоминая только о том, что уже получалось у него хорошо, а об оплошностях великодушно забывая. В результате самооценка ребёнка не страдает: ребёнок смело берётся за новое дело, работает с удовольствием подолгу увлечённо, сам начинает себя поправлять. Для развития «Я» ребёнку очень нужно, чтобы в него верили (не только на словах), тогда и он будет верить в себя, в то, что однажды у него получится.

А ещё немаловажно для снижения противления ребёнка, чтобы взрослые общались с малышом в уважительной форме. Это не когда мама сю-сюкает или спрашивает у малыша разрешение пойти ей в туалет – это неправильное понимание уважения. Приведу пример уважительного отношения к ребёнку. На прогулке мама катит коляску с ребёнком, малыш сказал «клевер», а мама клевера не видит и говорит: «Здесь нет клевера, здесь трава высокая: крапива, полынь, лопухи,…», и вдруг мама остановила коляску, хотя не очень удобно – по тропинке в гору ехали, и говорит: «А где клевер? Я не вижу клевера, покажи мне.» Малыш слезает с коляски, спускается вниз по тропинке на несколько взрослых шагов и показывает клевер, который он заметил. Мама радуется, что он узнал растение и показал ей, и что она догадалась вовремя правильно отреагировать. А малыш тоже очень доволен, почувствовав свою компетентность и значимость. Было видно, что ребёнок очень благодарен, у него поднялось настроение. При таком отношении малыш готов идти навстречу, сотрудничать, дети умиротворяются, противление снижается. По правилам Монтессори-среды педагог и все взрослые обращаются с каждым ребёнком в самой уважительной форме.

После занятий чувствуется, как дети довольны своей самостоятельностью и работой, о которой сообщают своим родным. А взрослые, рассматривая поделки малыша или слушая его рассказ, очень внимательны и рады - они знают, что ребёнок сейчас действительно занимается самой важной работой в своей жизни: он создаёт себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...