Проблемы и перспективы развития правового государства в России
Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно. Важным условием и предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и непротиворечивого законодательства, что не совсем актуально для России на сегодняшний день. Губернаторы и президенты, сознание которых осталось советским, восприняли ликвидацию партийно-административной иерархии как полную свободу действий, как вседозволенность. Отсюда- издание нормативных актов без оглядки на федеральное законодательство; создание препятствий для перемещения товаров, услуг, капиталов; бесконтрольность в трате бюджетных средств; стремление управлять всем и вся (в том числе и частным сектором), вмешиваясь, не всегда бескорыстно, в деятельность экономических объектов; откровенные политические спекуляции [12, с. 343]. Наиболее опасным можно считать правовой сепаратизм, подразумевающий открытое противостояние регионов единому правовому пространству и их стремление к полному государственно-правовому обособлению. Проблемой является также законодательная практика субъектов РФ по вопросам обеспечения безопасности государства. Меры по обеспечению безопасности государства, включая кадровые вопросы, должно принимать Правительство РФ, тогда как статья 72 пункт «л» Конституции Российской Федерации относит «кадры судебных и правоохранительных органов» к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В итоге в ряде субъектов РФ приняты законы о безопасности, созданы министерства и ведомства по вопросам безопасности, что является прямым нарушением Конституции РФ и федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойного подчинения.
В целом Президент РФ В.В. Путин отмечал, что 25% всех законодательных актов субъектов Федерации находилось в противоречии с Конституцией России и федеральным законодательством [12, с. 344]. Вышеописанная проблема на сегодняшний день решается путем создания (решение Президента РФ в мае 2000г.) семи федеральных округов, управление которыми осуществляет назначаемый Президентом РФ полномочный представитель, что способствует укреплению вертикали исполнительной власти и налаживанию правовой дисциплины. Проблемными в России являются и некоторые вопросы государственного строительства, в частности вопрос формирования Совета Федераций. Согласно ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г., в Совет Федерации в качестве представителей от каждого субъекта входит глава законодательного (представительного) органа и глава исполнительного органа государственной власти., что вызывает немало критики в связи с тем, что этот важный государственный орган должен работать на постоянной основе, а главы законодательного органа субъектов РФ реализовать это не в состоянии. В последнее время в нашей стране наблюдается определенная девальвация законов, что может привести к нестабильности действующего законодательства, так как юридическая практика оценивает принятие законов о внесении изменений и дополнениях как определенный подрыв устойчивости праворегулирования. Чтобы предотвратить эту проблему, необходимо четко определить, какие виды общественных отношений должны регулироваться именно законом, а также рационально было бы использовать в подобных случаях делегированное законодательство.
Важно отметить, что правотворческая деятельность в Российской Федерации на сегодняшний день характеризуется некоторыми антисоциальными явлениями, к которым, прежде всего, относится коррупция. Особенности нынешней коррупции в современной России проявляются в следующем: 1) хищение бюджетных средств; 2) проникновение криминала во власть; 3) приватизация госсобственности в интересах организованных преступных сообществ [12, с. 356]. В плане борьбы с коррупцией предпочтителен метод бюрократического капитализма, где высшая государственная власть контролирует чиновничество. Но проблемы становления правового государства не ограничены уровнем законодателей. Так на текущий момент можно наблюдать расслоение общества на очень богатых и очень бедных, тогда как правовое государство предполагает преобладание среднего класса. Результатом становится большой рост безработицы и неплатежей, что приводит к росту экономических преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств),и низкий уровень заработной платы – к снижению исполнительской дисциплины. Стоит отметить, одним из условий правового государства является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы.
Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные и муниципальные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и муниципальные органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде. Таким образом, для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах. В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними, медленно меняются базовые принципы экономики. Это обусловлено чрезмерным вмешательством государства в те сферы, где его не должно быть, и отсутствием там, где оно необходимо. Сегодня участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, отчасти в потреблении. Государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности [12, с. 360]. Также экономическими проблемами РФ является сырьевая направленность экономики, что обуславливает доходную часть бюджета и низкую конкурентоспособность на мировом рынке. Препятствуют экономическому развитию и неграмотная налоговая политика, высокий уровень криминальности и неорганизованность деятельности чиновников, что возможно преобразовать только на федеральном уровне. В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д.
В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве. Таким образом, несмотря на то, что на уровне Конституции Российской Федерации объявлено о том, что наша страна является правовым государством, полностью согласиться с этим утверждением нельзя. Однако стоит отметить, что предположительно эффективные и целесообразные действия предпринимаются, однако скорость достижения результатов оставляет желать лучшего, что обусловлено глубокой безграмотностью и халатностью предыдущих управленцев и чиновников.
Заключение Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеей правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот. Обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей, социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
Российская Федерация на данном этапе развития не является правовым государством, так как вышеупомянутые признаки не реализуются в полной степени. Сейчас на территории РФ происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства и глубокий упадок после распада административно- командного строя в нашей стране.
Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; 2. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 10.01.2003); 3. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов». - 6-е изд., изм. и доп., Москва: Норма, 2007. — 784 с.; 4. Баранов П.П., Соколов А.Н. «Теория государства и права: Учебное пособие», Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2007.- 280 с.;5. Дмитриев М.Э. «Обзор и перспективы реформ в РФ», Леонтьевские чтения, выпуск 3 – 2005.; 6. Венгеров А.Б. «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов»- 3-е изд., Москва: Юриспруденция, 2000. – 528 с.; 7. Козлихин И.Ю. «Идея правового государства. История и современность», Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.- 152 с.; 8. «Конституция, закон, подзаконный акт.»/ Под редакцией Ю.А. Тихомирова, Москва: Юридическая литература, 1994.- 136 с.; 9. Нерсесянц В.С. «История идей правовой государственности», Москва: НОРМА - ИНФРА-М, 1993 г., 108 с.; 10. Нерсесянц В.С. «Правовое государство, личность, законность», Москва: Рос. правовая академия Минюста РФ, 1997.- 438 с.; 11. «Общая теория права. Учебник для юридических вузов», под общ. ред. А.С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Москва: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. - 384 с.; 12. Соколов А.Н. «Правовое государство: от идеи до её материализации», Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.- 456 с.; 13. Спиридонов Л.И. «Теория государства и права: учебник», Москва: Проспектъ-Н ООО, 1995.- 298 с; 14. «Теория государства и права. Курс лекций»/ Под ред. М.Н.Марченко, Москва: Зерцало, 1996.- 640 с.; 15. «Теория права и государства. Под ред. проф Г.Н. Манова. Учебник для вузов», Москва: Бек, 1995- 336 с.; 16. Тихомиров Ю.А. «Публичное право: учебник», Москва: БЕК, 1995. 496 с.; 17. Четверин В. А. «Демократическое правовое государство: введение в Теорию». - Москва: Институт государства и права РАН, 1993. - 142 с.;18. Эбзеев Б.С. «Конституция. Правовое государство. Конституционный суд», Москва: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.- 349 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|