Управление денежными потоками. Бюджетирование на предприятиях
Поток в экономической теории - количественная характеристика какого-либо явления за определенный период. В противоположность потоку используется понятие запаса (фонда), который характеризуется на определенную дату (момент).
Инвестиционные денежные потоки образуются в результате инвестиционной деятельности, т.е. деятельности, связанной с изменением размеров основного капитала предприятия. Производственные денежные потоки образуются в результате основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров и услуг. Финансовые денежные потоки образуются в результате финансовой деятельности предприятия, направленной на привлечение финансовых ресурсов на предприятие. Именно такая классификация лежит в основе современных методов управления денежными потоками предприятия. Таким образом, денежные потоки - это движение денежных средств по трем направлениям деятельности предприятия. В каждом денежном потоке различают: - приток денежных средств (характеризует денежные средства, поступающие на предприятие) - отток денежных средств (характеризует расход денежных средств) Разница между притоками и оттоками - чистый денежный поток предприятия. Положительный чистый денежный поток свидетельствует о наличии свободных денежных средств предприятия. Отрицательный чистый денежный поток свидетельствует о дефиците денежных средств, свидетельствует о росте потребностей предприятия в денежных средствах в размере ЧДП.
Управление денежными потоками осуществляется в рамках финансового планирования и финансового контроля. Цель управления денежными потоками: - развитие предприятия (в долгосрочной перспективе) - финансовое обеспечение различных направлений деятельности (в рамках текущего финансового планирования) - обеспечение платежеспособности (в рамках оперативного планирования) Основная задача управления денежными потоками - обеспечение положительного сальдо бюджета потока денежных средств (задача управления наличностью). Важнейшим инструментом как долгосрочного так и краткосрочного финансового планирования и контроля за движением денежных средств на предприятии является бюджет предприятия. Современный бюджет предприятия представляет собой детализированный план, составляемый для финансового обеспечения и координации важнейших направлений его деятельности. Таким образом, деятельность предприятия на основе составления совокупности бюджетов по важнейшим направлениям деятельности и общего бюджета как сводного плана деятельности предприятия называется бюджетированием.
Специалисты выделяют следующие требования к организации процесса бюджетирования: 1. наличие на предприятии единого документа, регламентирующего бюджетный процесс 2. организация бюджетного комитета 3. установление жесткой финансовой дисциплины 4. выстраивание приоритетов платежей 5. четкое разграничение полномочий и ответственности служб. Эти требования применимы и для кассового планирования как элемента бюджетного процесса предприятия. Основной бюджетирования является регламент, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих документов.
Обязательным является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом и т.д. Важной функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей. Каждый платеж, включенный в бюджет, должен иметь идентификатор приоритета.
Бюджетирование включает следующие этапы: - определение основных целей фирмы - сообщение основных целей фирмы и процедуры подготовки бюджетов менеджерам и экономистам - определение факторов, ограничивающих объем продаж - подготовка бюджета продаж - подготовка бюджетов подразделений (бюджетов центров ответственности) и функциональных бюджетов - координация бюджетов и согласование общего бюджета фирмы - утверждение бюджетов - учет и контроль результатов бюджетирования - анализа фактического состояния (анализ «план-факт») - внесение необходимых корректировок Таким образом, на основе бюджетов осуществляется контроль затрат, выявление отклонений плановых показателей от фактических, а отсюда – оценка эффективности деятельности отдельных подразделений и менеджеров центров ответственности
Количество и состав бюджетов может отличаться на разных предприятиях. Предприятия самостоятельно разрабатывают схему бюджетирования, приемлемую для них (к примеру, на одном предприятии число бюджетов довели до 104). Однако, чрезвычайно необходима аккуратная взаимосвязь и иерархия этих бюджетов, чтобы бюджетный механизм работал без внутренних противоречий. Поэтому система бюджетирования будет функционировать, если: 1). На предприятии существует система координирования всех планов (на пример, сводный отдел финансового планирования) 2). За каждый план назначается ответственный, за выполнение данного плана отвечает соответствующее подразделение. Второе условие осуществляется путем введения центров финансовой ответственности или их более простой модификации – центров финансового учета.
Пример форм бюджетов приведен в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия (приказ Минэкономики России от 01.10.97 № 118).
Примерная схема бюджетов может быть представлена следующим образом:
Процесс бюджетирования начинается с планирования продаж. Готовят бюджет продаж маркетинговая и сбытовая служба предприятия. Бюджет продаж формируется на основании договоров, контрактов, гарантийных писем, устных договоренностей, а также заранее ожидаемых продаж без предварительного заказа и показывает сколько, какой продукции и когда следует отгружать потребителю. Из бюджета продаж непосредственно формируется бюджет дебиторской задолженности (показатели идут в прогнозный баланс). Бюджет продаж является входной информацией для планирования склада готовой продукции и необходимого объема производства. Целесообразно, чтобы сбытовая (маркетинговая) службы отвечала за склады ГП и формировала заказ на план выпуска с учетом остатков на складах и ожидаемого производства. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж с учетом предполагаемых остатков ГП на складе. Производственная служба проверяет реализуемость плана выпуска с учетом мощности, оборудования, наличия персонала, возможностей транспортной системы. Объем производства согласуется с производственными службами по срокам выпуска и по ассортименту. На основе плана производства с учетом технологического цикла можно спланировать состояние НЗП (бюджет НЗП). Под бюджет производства производственная служба рассчитывает потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах, т.е. формируется бюджет прямых материальных затрат.
На базе бюджета материальных затрат и планового количества запасов на складе сырья и материалов формируется план закупок. Служба материально-технического обеспечения отвечает за бесперебойное снабжение производства необходимыми сырьем и материалами. Для поддержания склада сырья в «безопасной» зоне специалисты определяют сроки и объем закупок сырья в натуральном выражении. Бюджет по труду формируется по нормам затрат времени по квалификационным группам рабочих и по расценкам их оплаты. Бюджет накладных расходов целесообразно разделить на несколько достаточно автономных бюджетов: - бюджет коммерческих расходов (упаковка, доставка, реклама) - бюджет общепроизводственных расходов (расходы на ремонт оборудования, на обслуживание производственных мощностей, амортизацию, транспортные расходы, аренду и т.д) - бюджет административных расходов (включает з/п административно-управленческого персонала, расходы на связь, канцелярию, служебный транспорт) - бюджет текущих (операционных) расходов (расходы, которые ведутся финансово-экономическими службами: налоги, отчисления, % по кредитам, штрафные санкции) - бюджет социальных расходов (расходы на социальную среду) Для планирования финансовых операций, не связанных с основной и инвестиционной деятельностью, составляется бюджет финансовых операций, в рамках которого планируется выплата дивидендов, поступления от размещения акций и облигаций фирмы, кредитные операции. В отдельный бюджет могут быть выделены операции по уплате налогов и внебюджетных сборов. Инвестиционный бюджет – это бюджет отдельных инвестиционных проектов. В бюджете движения денежных средств учитываются поступления по всем источникам и все виды платежей в денежной форме. Бюджет поступлений показывает, сколько средств, когда и в какой форме получит предприятие за реализованную продукцию, работу, услуги. Основные группы платежей: на закупку материалов и оплату труда, налоги и выплаты в бюджет и внебюджетные фонды, возврат кредитов и процентов по ним, выплаты из прибыли.
Примерная форма бюджета движения денежных средств:
Важнейшей контролируемой характеристикой бюджета потока денежных средств является конечное сальдо остатка денежных средств на конец каждого планового периода – оно не должно быть отрицательным. Если остаток денежных средств на конец какого-то периода становится отрицательным, то такой бюджет нереализуем и необходимо принимать меры по баласировке денежных средств Последние два бюджета составляют в совокупности так называемый основной (сводный) бюджет, в котором показан общий результат всех операций фирмы. В бюджете прибыли и убытка этот результат показан за плановый период, в бюджете балансового отчета – на начало и конец планового периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|