Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Столкновения на этнической почве




 

Столкновения на этнической почве я решил выделить отдельной главой. Официально власть не признает факты массовых побоищ и локальных уличных столкновений на национальной почве, вернее, в ряде случаев, вынужденная признать их как факт, власть отрицает их национальную подоплеку. В реале же она есть. Кто в этом виноват? Частично власть, частично мы сами своим бездействием и нежеланием активно бороться за свои права и будущее наших детей.

Для России это тема не новая и даже в СССР на всем протяжении его существования власть сталкивалась с этой проблемой, причем в огромном количестве случаев русские в этих конфликтах и не участвовали.

Приведу ряд примеров, иллюстрирующих, что эта проблема существовала всегда.

1918, Армения, Эриванская губ.

4 ассирийских селения во время армяно-татарских столкновений окончательно разорены и преданы огню. С уходом русских из Закавказья и ассирийцы, и греки не хотят оставаться среди армян, чувствуя себя беспомощными среди чужого им по религии и нравам народа, а потому тоже просят СНК разрешить им поселиться в России.

1926, июль, Армянская ССР, Зангезурский уезд

В селении Агуды на почве земельного спора произошла драка между армянами и мусульманами. В драке только со стороны мусульман участвовало 40 человек. В драке принимали участие комсомольцы.

1926, июнь, РСФСР, Дагестан, г. Махачкала

В конце июня в г. Махачкала неизвестными лицами были убити два персидских мальчика. Персидская община приписала убийство горским евреям, совершившим его, якобы, с целью совершения религиозных обрядов. Между персидской и еврейской общинами произошло столкновение, в результате которого трое евреев оказались тяжело избитыми. Также попытки к избиению евреев были сделаны в г. Буйнаксе, Хесов-Юрте и др. местах. В еврейской общине, в связи с происшедшим инцидентом, отмечается недовольство местными представителями власти.

1926, октябрь Таджикская ССР, Гиссарский веллаят

Между жителями узбекского кишлака Иохан из племени «карлюк» и таджикского кишлака Новабад возник спор из-за земли, закончившийся дракой. Спорная земля до революции принадлежала таджикам, которые в свое время их бросили, и на которых поселились узбеки. Ныне первые требуют возвращения своих земельных угодий.

октябрь, Узбекская ССР, Зеравшанская область.

«Дехкане-таджики группой в 100 чел., вооружившись

палками, направились в узбекский кишлак Шакираван, где тяжело избили 4-х граждан узбеков. Причиной драки послужило стремление граждан кишлака Шакираван воспользоваться водой из арыка орошающего землю вышеназванных двух кишлаков».

сентябрь, РСФСР, Сев. Осетия, Кабардино-Балкария

«За сентябрь отмечено несколько крупных земельных

конфликтов между Северной Осетией и Кабардино Балкарской областью.

18 сентября в 5 час. утра группа балкарцев в числе 80 чел., частично вооруженная, из с. Верхне-Балкарского, во главе с Предсовета, неожиданно окружила кутаны осетин-лескенцев на так называемом участке «Фонсиуран», разбила и сожгла 8 землянок, заявив осетинам, что эта земля, согласно Постановлению ВЦИК, перешла им. У осетин, живших на кутанах с семьями, выгорело все имущество. Все работавшие на участке осетины разъехались по соседним селениям, призывая к отомщению.

28 сентября милиция Урванского округа Кабардино-Балкарии открыла пулеметный огонь по работавшим в степи осетинам-дигорцам в районе Нового Уруха. Одновременно в том же районе были обстреляны дигорцы, работавшие в лесу, причем милицией угнан скот дигорцев.

1928, Узбекская ССР, Чарджуй

Группой рабочих и уличной толпой, под руководством нескольких коммунистов, комсомольцев и мулл был учинен погром над евреями, которым бросили обвинение, что они, якобы, с целью ритуального убийства, убили магометанского мальчика, бросив его в бочку, в стенах которой были вбиты гвозди и выкачивали кровь.

Толпа избивала встреченных евреев, а одному еврею бросили на шею аркан и волокли по улицам города.

1935, март Узбекская ССР, Тентяксайский р-н

Имели место схватки… киргизы подбрасывали под трактора стариков, чтобы не давать узбекам пахать землю, в 1935 г. киргизы путем обмана засеяли поля, вспаханные узбеками, и т. д. Потребовалось вмешательство ЦК партии обеих республик.

1957, РСФСР, Чечено-Ингушская АССР

Продолжаются столкновения между возвратившимися в ЧИАССР чеченцами и ингушами, с одной стороны, и местным населением, с другой. В селении Ичичалы Ножай-Юр-товского района чеченец Гакаев самовольно занял дом местной жительницы.

В селе Подлесном Шалинского р-на чеченец требовал освободить бывший свой дом, угрожая расправой проживающей в нем учительнице. Подобные случаи отмечены и в других районах. В селении Тутово Ачхой-Мартановского р-на в результате ссоры между чеченцами и аварцами из-за пользования водой для полива огородов чеченцы открыли стрельбу из охотничьих ружей и ранили 3-х аварцев, одна женщина скончалась.

1962, декабрь, 22, Таджикская ССР, Шаартузский р-н

22 декабря 1962 г. в колхозе «Коммунизм» пос. Шаартуз возникла драка, в которой участвовали около 300 колхозников — таджиков и узбеков. В результате драки 9 человек получили тяжкие и более 20 легкие повреждения. Поводом к возникновению драки стала ссора между шоферами узбеком и таджиком. Для колхоза характерна разобщенность между таджикской и узбекской частями населения, при этом 70 % составляют узбеки (коренные жители) и 30 % — таджики (переселенцы из горных районов).

Отдельные факты неприязненных отношений, ссор и драк наблюдались и ранее (1961–1962 гг.)

В течение 1986 г. в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии зарегистрировано свыше 100 националистических проявлений. Среди них — избиения и убийства на почве неприязненных отношений между ингушами и осетинами, осквернение русских кладбищ, хулиганские действия по отношению к сельской интеллигенции некоренных национальностей. Среди русских учителей большая текучесть, большинство из них уезжает из Чечено-Ингушетии, не проработав и года. Между осетинами и ингушами возникают конфликты на религиозной почве. Среди ингушей, особенно в мюридских общинах, участились призывы не родниться с осетинами. Несколько убийств совершено на почве кровной вражды. Опасная конфликтная ситуация сложилась между враждующими тейпами, проживающих на границе автономных республик».

1991, апрель, 19–20, РСФСР, Северо-Осетинская ССР, Пригородный р-н

Территориальный спор между Северной Осетией и Ингушетией о принадлежности Пригородного р-на привел к массовым столкновениям между ингушами и осетинами. Вспыхнувшие драки между отдельными семьями по поводу прав собственности на дома и землю в п. Курат и с. Чермен Пригородного р-на привели к массовым беспорядкам с применением стрелкового оружия. Для ликвидации беспорядков были привлечены значительные правоохранительные силы: батальон курсантов училища МВД СССР, 5 БТР и др. 20 апреля власти республики ввели чрезвычайное положение во Владикавказе и Пригородном р-не. Члены оргкомитета по восстановлению ингушской государственности обвинили в происходящем руководство Северной Осетии, которое, по их мнению, пытается сорвать принятие ВС РСФСР закона о репрессированных народах.

И по сей день многочисленные случаи подобных конфликтов вселяют тревогу.

Казалось бы, кто не заинтересован в спокойной жизни всех народов, проживающих на огромной территории нашей страны? Конечно, все «за»! Но при этом возникает ряд вопросов, которые в будущем обязательно потребуют их разрешения.

 

Предлагаю вашему вниманию интересную статью, которая, на мой взгляд, проливает свет на суть этих вопросов.

Все потенциальные носители русского национального самосознания в 1917–1921 годах были или физически уничтожены, или эмигрировали из страны, или были поставлены в такое положение, что боялись даже со своими детьми говорить на эти темы. Речь здесь идет, разумеется, не об убежденных русских националистах, таких было немного. А об обычных интеллигентных русских людях, которые имели представление о том, что у русских есть свои национальные интересы.

Для коммунистической доктрины всякий, кто говорит о национальных интересах своего народа, — самый страшный враг. Русская интеллигенция и буржуазия, т. е. образованные сословия, были невелики по численности. И советская власть от них действительно «избавилась». Какие-то «спецы» оставались и использовались в разных сферах жизни, но можно точно сказать, что они помалкивали.

Возможно, что в момент истины, в годы Великой Отечественной войны, такие люди появились, если верно все то, что пишут о Вознесенском и Кузнецове, но они были уничтожены физически, а после них правили все те же русско-советские коммунисты.

Один из них, архитектор перестройки Александр Николаевич Яковлев, спрашивал: почему у Дэн Сяопина все получилось, а у них нет? Он, похоже, действительно не понимал, что Дэн был китайским националистом, и знал, для кого проводит реформы и во имя чего — во имя силы китайского народа — потому у него и получилось.

Но самое поразительное произошло уже после 1991 года. В верхушке элиты не нашлось ни одного русского националиста. Хотя первое, что должно было быть взято на вооружение по логике вещей, это защита национальных интересов русских. Но если кто и оспаривал Ельцина, то опять же государственники советского образца. И для всех этих людей «национализм» оставался табуированным понятием, связанным с чем-то ужасным.

Как это получилось, наверное, исследователи выяснят, но такого больше не было ни в одной стране мира. Не было такого, чтобы в государстве, избавленном от марксизма, тут же у власти не появились прагматичные националисты.

А между тем русский народ, в отличие от элиты, стал меняться. Безудержный интернационализм русских, готовых пожертвовать многим во имя каких-либо очередных «братьев», столкнулся с ужасной действительностью, когда русские встречали повсюду ненависть только потому, что они были русские.

Патриотическую общественность всегда волновал вопрос: почему русские такие недружные? И часто делался вывод, что это у нас врожденный порок. На самом деле все объясняется просто. Русские в свое время не прошли выучку этнического национализма. Этнический национализм не передается автоматически из века в век. Скажем, после татаро-монгольского нашествия этнический фактор для тех, кто населял Русь, был определяющим. И выводы последовали довольно быстро: на Руси сразу же перестали проливать кровь Рюриковичей. Русские князья продолжали еще враждовать и воевать, но жизнь Рюриковичей была священна. Это было только начало. И, собственно, Московская Русь была этническим государством русских и ничем иным, всякие инородцы, в том числе и европейцы («немцы»), свирепо отторгались.

Но вот на новом этапе (обычно говорят о буржуазном периоде в истории Западной Европы) в России была комфортная обстановка. В то время, когда европейские государства столетиями вели между собой войну не на жизнь, а на смерть, Россия была избавлена от вторжения извне. В силу малого размера европейских государств практически каждое поколение могло познакомиться в той или иной форме с пришествием захватчиков или с непосредственной угрозой такого захвата. А на Руси, начиная с Ивана III, мы вспомним не так много вторжений, которые угрожали бы существованию русского государства. «Смутное время» — это гражданская война, которая закончилась эпизодом с интервентами в Кремле, но какой всплеск русского национализма! Затем, аж через двести лет, вторжение Наполеона, и снова взрыв национализма.

Собственно вся патриотическая (националистическая) риторика в России строилась на основе этих двух эпизодов!

Все остальные годы Россия провела комфортно, ведя войны только на своих окраинах. То есть, если бы вторжения угрожали коренным русским землям чаще, если бы войны велись непрерывно на территории страны, как это и было в Европе, если бы русские видели завоевателей в лицо, то и у нас бы сформировался этнический национализм, когда перед лицом всякого чужака имеет смысл объединяться.

Но вот именно этнический национализм русских начинает формироваться на просторах России после 1991 года. И если нашей элите и стоит предъявлять претензии, то только к самой себе. Как сказал один политолог: они специально, что ли это делают? Они специально ставят русских в такие условия, чтобы выработать у них этнический национализм?

После 1991 года русский народ почувствовал себя, как армия без командования. Для русских «на верху» не было людей, которые бы защищали их интересы. И такое восприятие действительности характерно для русских и сегодня. Русские остро чувствовали свою незащищенность, свое одиночество в этом мире, отсюда рождается страх исчезнуть с лица земли. А такой страх порождает и защитные механизмы. Плюс к этому в последнее время меняется социальная и национальная среда обитания русских. Русские все чаще сталкиваются с инородцами на своей земле. И не просто с нерусскими людьми, а с людьми из враждебной русским этнической среды. И что в итоге?

Все чаще приходится слышать мысли от людей, что раньше он шел по темному парку и смотрел на всякого, кто идет навстречу, с мыслью — не бандит ли он?

Но вот в какой-то момент человек ловит себя на мысли, что если видит перед собой русского человека, как бы тот не выглядел внешне, то тут же успокаивается.

То есть установка на определение «своего-чужого» у русских переходит на уровень подсознания со всеми вытекающими отсюда последствиями. А русские люди из элиты никогда не переживали столь сильных эмоций на национальной почве. Они правят «этой страной», знают, как реально обстоят дела, они никогда не задвигались в угол в собственной стране только потому, что они русские. И, следовательно, они не понимают своего народа, не чувствуют его.

И это непонимание мы уже видим невооруженным взглядом.

Было бы неправильно считать нынешнюю русскую элиту интернационалистической. Они пытаются использовать те же приемы для укрепления «дружбы народов», что и их советские предшественники, плюс учитывают опыт европейской толерантности, устраивают какие-то совместные торжества людей разных национальностей, экраны ТВ заполняют дикторы с ярко выраженной нерусской внешностью, в сериалах полно обаятельных героев-кавказцев и т. д. Но делают они это в силу того, что, по их мнению, на Западе давно отказались от национализма. И что «пещерный национализм» ослабляет нас в соревновании с толерантной Европой. К тому же они считают приход на русские земли новых «трудовых ресурсов» благим делом. И эта установка приходит с самого верха власти.

Вопрос заключается только в том, насколько быстро вся интеллектуальная, гуманитарная среда в России поймет безальтернативность национального государства. Если это будет понято и принято, то и власть примет это как аксиому. Если и дальше какая-то часть российских интеллектуалов будет пытаться навязывать России особый путь безнационального государства, то с какого-то момента будет открыт зеленый свет для самых разнузданных инстинктов.

Но предположим, что всё будет развиваться мирно и русских удастся опять воспитать в духе интернационализма, в том числе и с помощью карательных мер. Сценарий фантастический, но предположим, что так будет. По недавним выкладкам некоторых экспертов, количество мигрантов за ближайшие двадцать лет в России должно достигнуть ста миллионов. Для сильного национального государства при такой огромной территории, как у нас, если допустить, что нам нужны эти мигранты, даже это не проблема.

Эти сто миллионов можно использовать как рабочую силу, жестко контролируя правила игры. Но если сохранится нынешний порядок, при котором практически все этнические группировки пытаются укорениться в российской элите, дать своим детям образование и протолкнуть на теплые и доходные места, то что ждет в этом случае русских?

В лучшем случае это вариант постсоветских этнократий, когда русская часть населения трудится на элиту титульного этноса. И тут возникает вопрос — зачем это нужно нынешним русским, которые пока еще входят в элиту страны?

 

Подоплека этнических конфликтов, да и часто факт их существования замалчивается и заминается в СМИ, реальные события искажаются, но в масштабах всей страны невозможно закрыть на них глаза. На данный момент известно несколько десятков крупных эпизодов, более мелкие этнические «разборки» не поддаются счету. Вот подборка эпизодов, сделанная журналом «Спецназ России» в номере 2 (125) за февраль 2007 ГОДА:

18 декабря около 23 часов в питерском торгово-раз-влекательном центре «ПИК» на Сенной площади произошла массовая драка между дагестанцами и оперативниками ГУВД по линии уголовного розыска. Драку, естественно, начали дагестанцы в количестве 6–8 человек — за то, что три их оппонента на них «нехорошо покосились»(!). В отличие от французских дворян, которые в ответ на косой взгляд бросали перчатку оскорбителю в лицо и перед поединком салютовали ему шпагой, гордые горцы всей толпой догнали оперативников со спины и без всяких предупреждений стали бить их ногами. Сыскари попытались образумить нападавших, предъявив свои удостоверения, что лишь разъярило «детей гор» ещё больше. К счастью для милиционеров, экзекуция продолжалась недолго — как только к месту драки подоспела охрана комплекса, отважные джигиты тут же бросились врассыпную. Итоги драки: у всех троих милиционеров ушибы и сотрясение мозга, у двоих — сломанные челюсти, троих дагестанцев удалось задержать. Все бандиты оказались заочниками академии имени Лесгафта и опытными спортсменами. Как и следовало ожидать, сразу же после задержания буйных «спортсменов» к отделению милиции на Садовой улице стали подъезжать «уважаемые люди» откуда угодно, вплоть до «Администрации Президента», требуя «отпустить ребят» или, в лучшем случае, довольствоваться «хулиганкой». Несмотря на это, стражи порядка всё-таки добились возбуждения дела по «серьёзной» ст. 318, ч.2 («Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти»).

В ночь на 21 декабря в Рыбинске четырьмя неизвестными был убит мужчина кавказской национальности. Подозреваемые в этом преступлении задержаны, трое из них оказались студентами Рыбинской авиационной академии. Главной уликой, по утверждению следствия, является сделанная ими же самими запись, которую они собирались выложить на одном из НС-сайтов. Помимо этой записи, единственной косвенной уликой против задержанных является найденная у одного из них дома книга «Майн кампф».

23 декабря в Олонце группой лиц кавказской национальности (по свидетельским показаниям — чеченцами) был зверски убит 24-летний местный житель Павел Истратов. Его труп с множеством колото-резаных ран, ушибов и гематом был найден в собственной квартире. Причина убийства, как утверждает сестра погибшего, — то, что он был единственным свидетелем массовой драки чеченцев с другим местным жителем.

25 декабря Ленинский районный суд Ярославля приговорил к условным срокам местных «разжигателей» — 17-летнего Степана Фёдорова и 18-летнего Артура Забелина, которые 24 и 28 сентября совершили ряд враждебных действий в отношении ярославской мечети — бросили в окно бутылку с зажигательной смесью, разбили стёкла в здании и у припаркованных автомобилей, а также разрисовали стены оскорбительной для мусульман символикой.

декабря в городском суде Бердска был вынесен приговор троим местным скинхедам (от 5 до 8 лет лишения свободы), которые осенью 2005 года ворвались на предприятие по изготовлению тротуарной плитки и избили работавших там узбеков. Ещё один из нападавших был оштрафован на 160 000 рублей и освобождён за истечением срока давности преступления по ст. 214 («Вандализм»).

Предновогодние дни отметились рядом беспрецедентных злодеяний со стороны мигрантов. Так, в школе № 4 города Пыть-Ях Ханты-Мансийского округа пятиклассник Илья Леонов был зверски избит группой старшеклассников-кавказцев, которые в довершение экзекуции… станцевали на нём лезгинку. Илья оказался в реанимации, а глава местной милиции заявил, что драка произошла. «по обоюдному согласию» (!!!), а семья Леоновых под сильнейшим давлением кавказцев забрала заявление и попросила не вмешиваться.

декабря в Москве был убит заместитель руководителя окружной организации ДПНИ, 18-летний Павел Рязанцев. По версии его друзей, он вступился за русскую женщину, которую оскорблял кавказский мигрант. После короткого рукопашного боя кавказец оказался на земле (его противник был бронзовым призёром Москвы по самбо), а Павел с товарищами пошли дальше, не думая, что «джигит» будет атаковать их со спины, да ещё ножом. Но мигрант поступил именно так, нанеся первый удар в спину, потом — несколько ударов в грудь. После чего убежал, так как друзья умиравшего Павла были заняты его спасением.

Также в этот день в районе ставропольского клуба «Провокация» несколько дагестанцев, разговаривая между собой из окон своих машин, загородили проезжую часть. В ответ на вежливое предложение одного из водителей поговорить где-нибудь в другом месте один из дагестанцев выхватил пистолет и принялся заталкивать водителя в свою машину. Водитель, оказавшийся сотрудником ФСБ, начал сопротивляться. На его стороне в драку вступили другие водители и вскоре ставропольская «мини-Кондопога» унесла жизнь одного из дагестанцев — его убила случайная пуля, выпущенная одним из его же товарищей. Потери русских — 5 раненых ножом и пулями, один из которых — тяжело (лезвие прошло в 2 см от сердца). В отличие от Кондопоги, информация об этой драке не стала достоянием широкой гласности, так как практически все зачинщики являются людьми одного из влиятельных «авторитетов» — дважды судимого генерального директора ООО «Ставропольрегион-газ» Рауля Турбиковича Арашукова.

Новогодняя ночь 2007 года для жителей села Махнево Свердловской области стала массовой дракой с азербайджанцами. Как сообщает сайт ura.ru, началось всё с того, что один из азербайджанцев оскорбил русскую девушку. За неё заступились друзья. За азербайджанцев вступились их отцы, дяди и братья. Чтобы не допустить избиения русских, друзьям обиженной девушки, в свою очередь, пришли на помощь их друзья. В итоге силы сторон оказались более-менее равными — примерно по 50 человек. Драка происходила буквально в нескольких метрах от местного отделения милиции. Сержанты попытались разнять дерущихся, но, жестоко пострадав, были вынуждены ретироваться. Итог драки — двое местных жителей, Юрий Смагин и Владимир Третьяков, госпитализированы, поле битвы осталось за сельчанами. Что интересно, азербайджанцы, не добившись успеха в открытом бою, попробовали добить раненых, заявившись в больницу — но и там местные жители, учтя уроки Кондопоги и других подобных случаев, смогли дать им отпор, заблаговременно приставив к раненым охрану.

6 января в городе Балахна Нижегородской области около 30 молодых людей с битами напали на азербайджанцев, торгующих на местном рынке. В результате 3 азербайджанца были ранены. В 10 метрах от побоища стояла милицейская машина, экипаж которой спокойно наблюдал за происходящим, считая это, видимо, реализацией федерального закона о розничной торговле, запрещающего избиваемым торговать. Самое интересное, впрочем, было дальше. У одного из азербайджанцев нападавшие отняли мобильный телефон. Телефонная книга была использована ими для «разжигающей» SMS-рассылки.

В подмосковном посёлке Видное около 22 часов 14 января произошло нападение банды из 7–8 кавказцев на двух местныхжителей, которые шли по улице. Кавказцы, выскочившие из-за угла, безо всяких причин принялись бить своих жертв кусками арматуры. Один из видовчан спасся бегством, другой попал в реанимацию с тяжелейшими травмами.

В ночь с 14 на 15 января в Сыктывкаре двое местных жителей зашли в продуктовый магазин. Вместе с ними в магазине оказались трое пьяных дагестанцев, которые стали оскорблять продавщицу. Русские сделали дагестанцам замечание, и, в завязавшейся вслед за этим драке, гости с юга, несмотря на численное превосходство, были повержены. Тогда они прибегли к последнему аргументу — огнестрельному оружию. Одному из русских дагестанцы прострелили живот. Другой был запихан ими в багажник, увезён в общежитие в районе Сыктывкарского Кардиоцентра (в этом общежитии бандиты жили и торговали наркотиками) и там выброшен из окна 4 этажа.

Реакция правоохранительных органов на это дело превзошла все мыслимые пределы лицемерия и гнусности. По мнению блюстителей порядка, один из пострадавших. сам прострелил себе живот, а другой — сам же выбросился из окна общежития, в котором непонятно как оказался.

В ночь на 20 января в московском парке им. 850-летия Москвы, в клубе «Восьмое чудо света», произошла драка русских с тремя 35–40-летними чеченцами. Одному из чеченцев не понравилось, как один из русских подростков на них посмотрел. Он подошёл к подростку и ударил его в грудь. 6–7друзей побитого вступились за него и чеченцы пустили в ход ножи, после чего ретировались с места происшествия. Все 7 подростков с тяжёлыми ранениями оказались на больничных койках, некоторые из них могут навсегда остаться инвалидами. Как водится в Россиянии, уголовное дело возбуждено по «толерантной» статье 213 («Хулиганство»).

23 января рядом с одним из краснодарских кафе произошла массовая драка греков с армянами. Как сообщает «Росбалт», она началась со спора между двумя компаниями во время празднования дня рождения. Затем спор, как и в других аналогичных случаях, перерос в массовую драку. В результате 5 человек были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Аналогичное происшествие, только с применением огнестрельного оружия, уже имело место в Краснодаре 16 июля 2006 года, когда в результате перестрелки в одном из местных кафе также пострадали 5 человек.

 

Как можно заметить, практически во всех случаях отличаются гости с Кавказа, и отличаются не с лучшей стороны. Стоит заметить, что немало подобных конфликтов происходило и в 90-х годах. В этом разделе я приведу хронологию наиболее крупных из известных мне столкновений XXI века к настоящему дню.

Большая часть сценариев проходит по одному алгоритму: русское население подвергается агрессии со стороны инородцев в каком-либо национальном округе или внутренней республике; этническая солидарность подталкивает других русских принять участие в конфликте; иные национальные нерусские регионы втягиваются в вооруженное противостояние на этнической почве; столкновение зачастую принимает характер «войны малой интенсивности».

Судите сами я буду приводить только сухие факты. Ниже будет дана подборка столкновений, которые были освещены официальными СМИ; описание всех нижеописанных событий не составляет труда найти на серьезных новостных ресурсах Интернета. Случаев десятки, я приведу только по одному самому типичному за каждый год:

В августе 2000 года в станице Клетской Волгоградской области поминки убитого на дискотеке Романа Лопатина переросли в сход, потребовавший выселить всех чеченцев и навсегда запретить их регистрацию, а затем и в поджоги чеченских домов.

В марте 2001 года в Ростовской области казаки громили чеченское имущество после массовой драки в селе Богородицкое.

2002 год, казалось, и вовсе перенес межнациональные бои на сезон отпусков. В мае в райцентре Частоозерье Курганской области произошла драка между русскими и чеченцами, в которой участвовало около 400 человек. Поводом стало изнасилование чеченцем местной девушки.

По поводу перечисленных здесь столкновений хочу сказать, что власть не должна позволять кому бы то ни было не уважать наши законы.

2003 год: 15 и 17 сентября в Нальчике произошли массовые драки местного населения с чеченскими студентами. Оба раза дрались 200–300 человек, пострадало более 50. Поводом стала ссора в маршрутном такси, в ходе которой несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.

14 февраля 2005 года в городе Искитим Новосибирской области порядка 20 местных жителей подожгли более десятка домов в цыганском поселке. Акция мотивировалась борьбой с «цыганским наркотрафиком». После погрома город покинули около 400 цыган.

18 августа в селе Яндыки Астраханской области после убийства в массовой драке калмыцкого юноши 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома.

23 сентября в Нальчике драка двух сотен местных и чеченских студентов вылилась в митинг с требованием выгнать всех чеченцев из города.

30 августа 2006 года в городе Кондопога произошла массовая драка между местными русскоязычными жителями и выходцами с Кавказа, в результате которой два человека погибли, еще шесть получили травмы различной степени тяжести. Драка спровоцировала массовые беспорядки в городе, в ходе которых толпа горожан, в основном молодежи, разгромила ряд торговых объектов, принадлежащих «кавказцам». Беспорядки удалось подавить только с помощью ОМОНа.

Есть вид современного российского гражданского национализма, который условно можно назвать «просвещённым», так как негатив к этническим основаниям нации совмещается в нём с признанием культурно-языковой сущности этносов и построенных на их основах наций. Здесь в последние годы обозначилось два основных направления, различающихся более констатациями и националистической тактикой, чем представлениями о должном характере российской нации. Одно из них берёт начало в словах В. Путина, сказанных им ещё в 2001 году, о том, что в наступившем веке должна появиться новая — российская — нация.

Это признание строительства российской нации как задачи на будущее легло, например, в основу ряда статей и книги «Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях» (М., 2005) под авторством бывшего сторонника создания русской национальной республики в составе РФ Рамазана Абдулатипова. Абдулатипов обращает внимание на приоритетность этнических идентичностей в современной России и в связи с этим делает вывод о том, что создание российской нации ещё не началось: «В результате, в одном месте во всём виноваты русские, а в другом — чеченцы, кавказцы, мусульмане и другие. Следовательно, это говорит об одном — мы не стали единой нацией, нацией-государством».

Так сложилось, что в нашей стране национализм практически приравняли к нацизму. Западная нациологическая мысль привыкла к довольно чёткому разграничению этих понятий: если национализм понимает нацию или как сообщество, организованное на основе политического принципа гражданства (гражданский национализм), или как сообщество, организованное на основе общности языка и культуры (этнический национализм), то нацизм предполагает биологические основания нации, кровно-генетическое определение национальности. Различие столь принципиально, что и исследование идеологий национализма и нацизма также составило различные области научной мысли.

Советская традиция отождествления нацизма и национализма оказала огромное влияние не только и не столько на научную общественность, сколько на массовые представления об этих идеологиях. Если у нерусских народов сохранялись (и во многом поддерживались) свои традиции националистической мысли, благодаря чему эти народы очень быстро вернулись к ним в конце 1980-х — начале 1990-х годов, сделав их официальными идеологиями новых независимых государств, то для русских национализм оставался табуированной идеологией, ассоциировавшейся главным образом с «фашизмом», с гитлеризмом. В национализме виделась в первую очередь абсолютизация кровно-генетической темы, биологизаторского восприятия человека и обществ.

 

Конфликт в Кондопоге

 

Получивший широкую огласку конфликт в Кондопоге я опишу чуть более подробно.

Беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006 года были вызваны убийством четырёх местных русских приезжими чеченцами. Для подавления волнений был использован Петрозаводский ОМОН. По данным с форумов и из ЖЖ, информация о случившихся убийствах скрывалась и искажалась. Задержаны более 100 человек, участвовавших в уличных беспорядках. Карельским властям пришлось срочно эвакуировать около 60 лиц кавказской национальности, которых временно разместили в Петрозаводске.

 

Начало конфликта

 

По заявлению милиции, в ночь на 30 августа в ресторане «Чайка» (ул. Пролетарская, 15), принадлежащем предпринимателю Иманову, у подвыпивших посетителей — Сергея Мозгалёва и Юрия Плиева — возник конфликт с официантом Мамедовым, азербайджанцем по национальности. Мозгалёв и Плиев избили его. Тогда официант позвонил знакомым чеченским бандитам. Через некоторое время те приехали на помощь, вооружённые ножами, битами и металлическими прутьями.

 

Развитие событий

 

Через полчаса к ресторану подъехало две автомашины с чеченцами — крышей ресторана. Они были вооружены ножами, битами и кусками железной арматуры. Не застав обидчиков, бандиты, по сообщениям очевидцев, начали избивать всех посетителей ресторана и прохожих славянской внешности на улице возле ресторана с криками «Мочи русских!» и «Аллах акбар!». В результате на месте ножами были убиты два человека, девять человек доставлены в больницы, из них в реанимацию — пятеро. Впоследствии в реанимации скончалось ещё двое: один сразу, другой — 31 августа. Никто из нападавших не пострадал.

1 сентября прошли похороны двоих убитых (электромонтера Сергея Усина и охранника Григория Слезова). По местному телевидению был показан сюжет, в котором всё произошедшее было названо «бытовой дракой». Это и всколыхнуло местное население. В ночь с 1 сентября на второе было сожжено несколько палаток, гаражей и кафе, принадлежащих выходцам с Кавказа. Произошло несколько столкновений, в результате которых пострадало 8 человек.

 

Горящий ресторан «Чайка»

 

На 2 сентября на 12:00 было назначено т. н. народное собрание жителей Кондопоги. На главной площади города прошёл массовый митинг, участники которого потребовали от властей выселить в течение суток всех нелегальных мигрантов.

Митингующих было около 2000 человек. Часть митингующих — несколько сот человек — отправилась к ресторану «Чайка». Демонстранты сначала забросали заведение камнями, а затем, ворвавшись внутрь, подожгли подсобное помещение. После того, как сотрудники милиции оттеснили людей, а пожарные потушили огонь, люди начали громить коммерческие палатки.

В 18 часов министром внутренних дел Карелии был введён в действие оперативный план «Вулкан-1», в г. Кондопоге развёрнут оперативный штаб МВД. В город прибыли премьер-министр Республики Карелия, министр внутренних дел Карелии, заместитель УФСБ республики. Ближе к 22:00 по московскому времени, как сообщает «Интерфакс», протестующие вновь собрались у ресторана и подожгли его. Представители МВД утверждают, что среди нападавших преобладала молодежь в возрасте от 16 до 22 лет.

5 сентября возле здания администрации города Кондопога снова прошёл стихийный митинг, сообщает «Эхо Москвы». Около 50 человек требовали ответа на вопрос, что сделали власти для разрешения ситуации в городе. Затем в городе был введён негласный комендантский час — ночью на улицах проверяли документы. Тех, кто не мог предъявить документы, задерживали. Число арестованных по подозрению в убийстве достигло 6 человек (четыре уроженца Чечни и один дагестанец). Троих из них задержали вскоре после драки в «Чайке», ещё трое явились в прокуратуру сами после переговоров представителей местных правоохранительных органов с лидерами чеченской диаспоры Карелии. Из шестерых арестованных четверо обвиняются в убийстве, а двое в хулиганстве. В город прибыла команда молодёжного движения «Наши» с целью ведения проправительственной пропаганды среди местного населения.

6 сентября. Ситуация в Кондопоге снова обострилась, сообщает РИА «Новости». Неизвестные подожгли здание спортивной школы, в которой проживали несколько семей из Средней Азии. От погромов в Кондопоге бежали более 30 к<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...