Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение человека: рука и орудие




Тема 3. Культура и техника.

1 Понятие техника и технологии.

2 Роль техники и технологии в истории цивилизации.

3 Научно-техническое творчество как объект философского исследования.

4 Роль и интерпретации техники в современной культуре. Научно-технический прогресс.

5 Человек и техногенная цивилизация.

6 Причины роковой роли техники в человеческой жизни (О.Шпенглер. Х.Ортега-и-Гассет).

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

 

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Попов Е.В. - М.: ВЛАДОС, 1995.

2. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001.

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 4-е изд., стерееотипное.- М.: Гардарики, 2003..

4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М.: Знание, 1996.

5. Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: “Аспект-Пресс”, 1995.

6. Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология.- М.: Знание, 1993. С. 3-35.

7. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

8. Кармин А.С. Основы культурологии: мифология культуры.- СПб: Издательство “Лань”, 1997.

9. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2003..

10. Культура: теории и проблемы.- М.: Наука, 1995.

11. Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.

12. Культурология: Учеб. пособие / Ю.Г.Марченко, И.И.Мамай.- Новосибирск: Наука.

13. Культурология: Учеб. пособие /С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; Под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – 496с.

14. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. – М.: НТООО «ТетраСистемс», 1998.

15. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

16. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов.- М.: Издательство “ПРИОР”, 1998.

СЛОВАРИ:

 

1. Культурология. ХХ век. Словарь.- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.

2. Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник.- Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 1996.

3. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь.

4. Энциклопедический словарь по культурологии.- М.: Центр, 1997.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

 

1. Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре. // На переломе. Философия и мировоззрение.- М., 1990. C. 73-84 или: Бердяев Н. Смысл истории.- М.: Мысль, 1990. C. 162-174.

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XY- XYШ в.в. Т.2. Игры обмена.- М., 1988. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное.- М., 1986.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.

4. Сорокин П. Социологические теории современности.- М., 1992.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.

6. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1991.

7. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Л.Февр. Бои за историю.- М., 1991.

8. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

9. Шпенглер О. Закат Европы из раздела "Введение". // Культурология. Под ред. В.Г.Драча.- Ростов-на-Дону, 1995. C. 455-463.

10. Швейцер А.

 

О. Шпенглер

ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА

1.

Проблема техники в ее отношении к культуре и истории впервые возникает в XIX в. XVIII столетие ставило вопрос о смысле и ценности культуры главным образом скептически. С равным отчаянию сомнением - тот вопрос, который вел к дальнейшим, все более мелким вопросам, а тем самым создал предпосылки для того, чтобы сегодня, в ХХ в. стала заметной проблематичность всей мировой истории…

…ХХ в. наконец-то достиг зрелости, чтобы дойти до смысла тех фактов, составляющих целое действительной мировой истории. Речь идет уже не о том, чтобы на вкус индивида или всей массы подгонять вещи и события под свои желания или надежды, выдавая их за некую рационалистическую тенденцию. На место: «Так должно быть» или «Так должно было быть» приходит «так есть и так будет». Гордый скепсис отбрасывает сентиментальности предшествующих веков. Мы научились тому, что история ни в малейшей мере не считается с нашими ожиданиями…

 

2.

Чтобы понять сущность техники, нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством. Значение техники установимо только исходя из души.

Свободно передвигающаяся жизнь животных есть не что иное, как борьба, и в истории этой жизни решающую роль играет тактика жизни, ее превосходство или подчиненность «иному». Идет речь о живой или неживой природе. Ею решается, в чем судьба - претерпевать ли историю других или быть для других историей. Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни.

Следует избегать и другой ошибки: технику нельзя понимать инструментально. Речь идет не о создании инструментов-вещей, а о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. В современной войне решающее значение имеет тактика, то есть техника ведения войны, тогда как техника изобретения, изготовления и применения оружия есть лишь элемент целого. То же самое мы обнаруживаем повсюду. Имеются бесчисленные техники, без каких бы то ни было орудий: есть техника льва, перехитрившего газель, есть техника дипломатии, есть техника управления, как поддержания формы государства, для борьбы в политической истории. Имеются химические методы и техники применения газов. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает логическую технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. Речь идет повсюду не о вещах, но о целенаправленной деятельности. Именно это часто упускается в исследованиях о доисторических временах, в которых слишком много думают о музейных экспонатах и слишком мало о бесчисленных методах, которые наверняка существовали, но не оставили следа.

Любая машина служит одному методу и возникла из его замысла. Все средства передвижения родились из мысли о езде, гребле, хождении под парусами, полете, а не из представления о вагоне или лодке. Сам метод является оружием. Вот почему техника не является какой-то «частью» экономики, равно как экономика не представляет собой самостоятельной «части» жизни, наряду с войной и политикой. Все это стороны одной деятельной, борющейся, одушевленной жизни. Но от пра-войны ранних животных путь ведет от первобытного оружия, хитрости, к конструированию машин, при помощи которых ведется нынешняя война против природы, с помощью которой ее удается перехитрить.

Это называется прогрессом. Таково великое слово прошлого столетия. История виделась как прямая дорога, по которой бодро и все дальше марширует «человечество». По существу, под ним подразумевались только белые народы. А среди них только обитатели больших городов, а из последних только «образованные».

Но куда марширует? Как давно? И что затем?

Есть что-то комические в этом марше в бесконечность, к цели, о которой всерьез даже не задумывались, не пытались себе ясно представить не осмеливались представить, ибо цель является концом. Никто ничего не делает, не помыслив хоть мгновение, чего он тем самым достигнет, чего он хочет. Люди не начинают войн, не выходят в море и даже на прогулку, не подумав о длительности и о завершении. Всякому действительно творческому человеку ведома та пустота, которая наступает вслед за завершением работы, а потому он его боится…

Мировая истории Яне похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий - это немаловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди ХХ в., спускаемся вниз зрячими. Наше видение истории, сама наша способность писать историю - предательские знаки того, что путь ведет вниз. Лишь на вершине высоких культур, при переходе их к цивилизации, на мгновение пробуждается это дар проницательного познания.

Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам; еще безразличнее мы к тому, будет ли через пару мгновений что-нибудь на ней двигаться. Но каждый из нас - Сам по себе ничто - на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Потому для нас она безмерно важна - этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в какой-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе - или случаю - нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него это совершенно не трогает. Эта Борьба и есть жизнь, и именно, борьба в смысле Ницше, как воля к власти, свирепая, жесткая, борьба без пощады. <…>

 

Происхождение человека: рука и орудие

С какого времени существует этот тип изобретательного хищника? Это равнозначно вопросу: с каких пор существует человек? Что такое человек? Благодаря чему он стал человеком?

Ответ звучит так: благодаря появлению руки, несравненного оружия в мире свободно передвигающейся жизни. Достаточно сравнить ее с лапой, клювом, рогами, клыками и хвостами других существ. В ней настолько сконцентрирована тактильность, что ее модно поставить чуть ли не в один ряд такими органами чувств, как зрение и слух. Она различает не только тепло и холод, твердое и мягкое, но, прежде всего тяжесть, образ и место противостоящего ей предмета, короче говоря, вещь в пространстве. Но сверх этого в ней столь поздно сосредоточивается жизнедеятельность, что она одновременно формирует осанку и движение тела в целом… К глазу хищника, «теоретически» господствующим над миром, добавляется эта практическая властительница…

Не только рука, прямохождение и осанка возникли одновременно, но и рука и орудие - ранее на это никто не обращал внимания. Невооруженная рука сама по себе ничего не стоит. Она требует оружия, чтобы самой быть оружием. Подобно тому, как орудие формируется по образу руки, так и наоборот, рука формируется образу орудия. Бессмысленно разделять их по времени. Невозможно чтобы сформировавшаяся рука хотя бы краткое время была деятельной без орудия. Самые ранние останки людей и их инструменты одинаково древние.

Не по времени, но логически отделимы друг от друга технический метод, а именно изготовление оружия, и его применение. Как есть техника производства скрипки и техника игры на ней, точно так же соотносятся искусство кораблестроения, изготовление лука и сноровки в стрельбе. Ни один другой хищник не избирает себе оружия. Человек же его не только избирает, он его изготавливает согласно своим собственным соображениям. Тем самым он обрел ужасающее превосходство в борьбе с себе подобными, в борьбе против других животных, против всей природы…

К «мысли глаза» - понимающему острому взгляду крупного хищника - добавляется теперь «мысль руки». Из первого вырабатывается в дальнейшем теоретическое, рассуждающее, созерцающее мышление, хитрость, «рассудительность» в подлинном смысле слова. Глаз ищет причины и следствия, рука работает по принципам средства и цели. Ценностные суждения действующего относительно целесообразности или нецелесообразности не имеют ничего общего с истинным и ложным, с ценностями размышляющего, с истиной как таковой. Цель является фактом, тогда как связь причины и следствия - истиной. Так возникают столь различающиеся способы мышления: у людей истины - священников, ученых, философов - и людей факта - политиков, военачальников, купцов. С тех времен и поныне отдающая команду, указывающая, сжатая в кулак рука является выражением воли. Отсюда же словесные формулы о твердой руке завоевателя, счастливой руке дельца, отсюда свойства души, прочтенные по руке преступника или художника.

Вместе с рукой, оружием и личностным мышлением человек сделался творцом. Все, что делает животное, остается в рамках деятельности вида, а потому не обогащает его жизни. Человек же. Созидающее животное, расширяет владения в мире с помощью ищущей мысли и дела, а это оправдывает то, что собственную краткую историю он называет «мировой историей», именует свое окружение «человечеством», включая в него всю остальную природу в качестве фона, объекта и средства.

Деятельность мыслящей руки мы называем деянием. Деятельность присуща животным, деяние возникает только с человеком…

 

Под сильнейшим впечатлением свободного, сознательного, индивидуального деяния, которое поднимается над одинаковым, инстинктивным, массовым «действием вида», происходит формирование собственно человеческой души…

Эта душа идет по пути растущего отчуждения от всей природы. Оружие всех хищников естественно, не таков лишь вооруженный кулак человека – с искусно выделанным, замысленным, избранным оружием. Здесь начинается «искусство» как противоположность природе. Всякий технический метод человека представляет собой искусство, да так они всегда и назывались: искусство стрельбы из лука, военное искусство, строительное искусство, искусство правления, жертвоприношения, гадания, рисования и стихосложения, научного экспериментирования. Искусственно, противоестественно любое человеческое действие – от зажигания огня и вплоть до тех свершений высших культур, которые обозначаются нами как собственно принадлежащие к «искусствам». У природы были выработаны привилегии творчества. Уже «свободная воля» есть акт мятежа. Творческий человек выходит из союза с природой и с каждым своим творением он уходит он нее все дальше, становится все враждебнее природе. Такова его «всемирная история», история неудержимого, рокового раскола между человеческим миром и Вселенной, история мятежника, переросшего материнское лоно и подымающего на него руку.

Трагедия человека начинается потому, что природа сильнее. Человек остается независимым от нее, ибо она все охватывает, в том числе и его, свое творение. Все великие культуры являются, поэтому столь же великими поражениями. Целы расы пребывают сломленными, внутренне разрушенными, впавшими в бесплодие и расстройство духа – это ее жертвы. Борьба против природы безнадежна и все же она будет вестись до самого конца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...