Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На тему: «Объект обучения детей 9-10 лет плаванию в условиях оздоровительной группы»

Курсовая работа

Выполнил студент

3 курса 32 учебной группы

Кузьмин

Павел Алексеевич

Научный руководитель

Миронов
Владимир Александрович

Оценка выполнения и защиты курсовой работы: ________________

Руководитель ПЦК: __________________ _________________

Москва

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 - Особенности занятий плаванием.. 4

1.1 Что такое плавание.. 4

1.2 Влияние физической культуры и плавания на развитие детей.. 6

1.3 Физиологические изменения у детей при занятии плаванием... 8

1.4 Психологические особенности детей младшего школьного возраста.. 10

Глава 2 – Формирование методики обучения плаванию детей 9-10 лет. 13

2.1 Подбор методики обучения.. 13

2.2 Методика обучения.. 15

2.3 Форма обучения.. 17

Заключение. 18

Список литературы.. 19

 


Введение

Актуальность: В настоящее время уровень плавательной подготовленности детей остается на низком уровне. Традиционная школьная программа по плаванию не полностью решает задачу всестороннего и гармоничного развития. Внедрение новой методики поможет увеличить эффективность обучения плаванию детей 9-10 лет.

Объект исследования: формы и методы обучения для совершенствования плавательной подготовленности детей 9-10 лет.

Предмет исследования: методы воспитания физических качеств детей 9-10 лет на занятиях по плаванию.

Гипотеза: Предполагается, что предложенная нами методика повысит эффективности процесса физического воспитания детей 9-10 лет на занятиях по плаванию, повышение уровня двигательной подготовленности с прикладной направленностью за счет использования педагогических методов.

Цель исследования: формирование методики обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Выявить наиболее эффективную технологию совершенствования техники плавания детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию работы тренеров и инструкторов по плаванию с детьми 9-10 лет.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Педагогическое исследование;

3. Педагогическое наблюдение;


Глава 1 - Особенности занятий плаванием

1.1 Что такое плавание

Плавание – широко распространенный, популярный, полезный вид спорта. Если рассматривать плавание как физическое воздействие, то под ним можно понимать плавание как умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. В воде человек находится и выполняет движения в горизонтальном положении, что отличает плавание своими особенностями от других видов спорта.

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военнослужащим.


1.2 Влияние физической культуры и плавания на развитие детей

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление.

У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта.

Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненно важные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде. Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.

Физкультура и спорт эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, поэтому важно приучать ребенка к правильному распорядку дня, рациональному питанию, выполнению правил личной гигиены с детства и своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры и умственной деятельности человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. В данном возрастном периоде дети легко усваивают новый материал, важно давать школьникам наборы упражнений, всесторонне и гармонично развивающие их физические качества. В освоении упражнений, в первую очередь, внимание уделяется технике выполнения различных физических упражнений.

В возрасте 9-10 лет у детей уровень двигательной активности достаточно высокий. Но в период школьных занятий движений выполняется мало, и с каждым годом взросления ребенка, двигательная активность только снижается. К занятиям физической культурой рекомендуется прибавлять занятия плаванием.

Особенно важно углубленно изучить раздел плавания, который в современных условиях природных и экономических катаклизмов, наряду с ходьбой и бегом, является жизненно необходимым двигательным навыком.

1.3 Физиологические изменения у детей при занятии плаванием

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы наиболее выраженно изменяются в процессе обучения плаванию. Грамотное использование методики обучения плаванию способствует развитию дыхательной системы (увеличивается ЖЕЛ, укрепляется дыхательная мускулатура, растет объем грудной клетки). Вода имеет свойство успокаивать человека, оказывает релаксирующий эффект. Исходя их данного факта, плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.

Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: центральной нервной системы, костной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению кровообращения.

Для полноценного развития детей следует следить не только за распорядком дня, соблюдением правил личной гигиены, питанием, достаточным количеством сна для полного восстановления, но и за физическим развитием.

Применение игрового метода – неотъемлемая часть педагогического процесса в любом виде спорта. На воде используются игры, развивающие различные физические качества детей – координацию, силовые и скоростные способности, так же ныряния являются полезными упражнениями, способствующие развитию дыхательной системы и ориентации в воде. Чем раньше ребенка приучить к водной среде и начать обучение плаванию, тем ярче будет выражено его оздоровительное воздействие на организм.

Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние.

Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии.

Движения в плавании характеризуются кратковременными напряжениями мышц, расслабление и напряжение мышечных групп чередуется, что позволяет детям долго не утомляться. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, следовательно, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Динамичность и простота движений позволяет ребенку выполнять заданную нагрузку длительное время.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря горизонтальному положению тела пловца, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.


1.4 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Начало школьного обучения совпадает с физиологическим кризисом 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

В периоде младшего школьного возраста наиболее выражены изменения мышечной системы детей. Меняется строение мышц, они растут не только в длину, но и в толщину, можно заметить выраженный мышечный рельеф. Скорость сокращения мышцы и ее масса увеличиваются. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей. Дети 7 – 9 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют большой силы.

В возрасте младшего школьного возраста дети легко усваивают новые материал в разных областях, будь это интеллектуальная направленности или физическая. Что касается плавания, освоение техники способов спортивного плавания проходит быстро. Этому способствует высокая подвижность суставов и легкая выполняемость плавательных движений. Но при освоении сложных элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие движения. К тому же, всегда следует помнить, что вода – это особая среда и попадание в нее для ребенка необычно. Все движения в воде производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении.

В этот период времени целесообразно применять разносторонние упражнения на суше и в воде, гармонично развивающие мышечный аппарат пловцов. С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости легких. На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают систематические занятия физической культурой и, прежде всего, плаванием.

Изменения психологического состояния детей младшего школьного возраста связаны с кризисом семи лет и началом обучения в школе. Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о привнесении в его поступки интеллектуального момента. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.

Развитие систем организма детей 9-10 лет:

· Мышечная система: возрастает объем мышечных волокон, сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро, начинается развитие аэробных возможностей, воспитывается выносливость.

· Костная система: рост костей ярко выражен (особенно рост костей верхних и нижних конечностей, лицевых костей). В период обучения в школе из-за постоянного сидячего положения возникает риск возникновения искривления позвоночника. Мышцы спины должны быть сильные. Увеличивается объем грудной клетки.

· Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 10 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 10-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

· Иммунная система: защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

· Нервная система: отмечается рост аналитического мышления, ребенок размышляет над своими поступками и о деятельности окружающих. Игровые элементы в поведении еще имеют место быть. Долго сосредотачиваться детям в возрасте 9-10 лет сложно.

Глава 2 – Формирование методики обучения плаванию детей 9-10 лет

2.1 Подбор методики обучения

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи:

· укрепление здоровья;

· закаливание организма;

· привитие стойких гигиенических навыков;

· изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

· всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

· ознакомление с правилами безопасности на воде.

Для того, чтобы построить программу обучения плаванию, необходимо знать, прежде всего, контингент занимающихся, их возраст, к какой группе здоровья относятся дети, их уровень физической и плавательной подготовленности, спортивной цели (достижение высоких результатов или же оздоровительное плавание), продолжительность курса обучения, количества тренировочных занятий в неделю, продолжительности каждого занятия.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети в возрасте от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей 9-10 лет происходит достаточно легко и быстро. Рассматривая организационный вопрос занятий, можно сказать, что в данном возрастном периоде возрастает уровень самоорганизации, переодеваются дети быстро, на занятии не отвлекаются, слушают тренера, интерес не пропадает, движения выполняются осознанно, ребята внимательно слушают методические указания. Исходя из данных факторов, освоение правильного техничного исполнения движений и упражнений у младших школьников происходит успешно.

На выбор упражнений и подбор методики проведения занятий влияют условия для занятий:

· естественный или искусственный водоем;

· глубина и температура;

· климатические и погодные условия.

Таким образом, содержание программы обучения плаванию, учебный материал и методические указания должны соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.


2.2 Методика обучения

Наиболее распространённым методом обучения плаванию является целостно-раздельный. Для примера приведена схема методики обучения элементу техники или способу спортивного плавания:

1) демонстрация способа плавания в целом;

2) изучение элементов техники в строгой методической последовательности;

3) соединение элементов техники в целостный способ;

4) краткий анализ техники выполнения.

На начальном этапе обучения технике плавания, одной из главных задач является принятие горизонтального положения тела на поверхности воды, которое служит исходным положением для начала движений пловцов. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (особенности дыхания, высокая плотность воды). Такая задача успешно решается во многом благодаря изучению скольжения в воде и движениям ногами (попеременным, либо одновременным).

Другой не менее важной задачей является обучение правильному, согласованному с движениями рук дыханию. Изначально движения изучаются на суше, используются имитационные упражнения, далее идет перенос упражнений на воду. В воде детям намного сложнее научиться правильно дышать, согласовывать движения рук и дыхания сложнее, поэтому тренер должен много внимания уделять постоянному совершенствованию дыхания.

Учитывая специфические особенности плавания (движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении), каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:

- имитационные упражнения на суше;

- изучение упражнений в воде (с неподвижной опорой – бортик, дно);

- изучение упражнений в воде (с подвижной опорой – плавательная доска, передвижение по дну);

- изучение упражнений в воде без опоры (скольжения).


2.3 Форма обучения

Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. На таких занятиях в группе воспитывается коллективизм, развиваются межличностные отношения среди юных спортсменов. Воспитательная работа проводится эффективнее. Однако, занимаясь с группой, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а также его способности к плаванию. В связи с этим, технология обучения плаванию сочетает в себе групповой и индивидуальный подход к ученикам. В программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя способами: кролем на груди и кролем на спине (способы аналогичны по структуре движений). Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Далее разучиваются способы плавания брасс и дельфин. У детей интерес к занятиям повышается за счет применения тренером разнообразных комплексов упражнений, каждый раз добавляя что-то новое, так же значительную роль играет использование игрового метода в педагогическом процессе. Результат обучения плавания будет намного хуже, если ученики будут неохотно приходить на тренировочные занятия.


Заключение

1. На основании исследования 20 литературных источников сформулированы цель, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. При анализе информационных источников уделялось внимание изучению особенностей видам обучения плаванию детей младшего школьного возраста в оздоровительной группе, педагогической направленности физического воспитания детей, влияния плавания на их здоровье, психофизиологического развития детей 9-10 лет, их эмоционального и физического состояния.

2. После проведенного педагогического исследования, можно рекомендовать тренерам и инструкторам по плаванию при занятиях с детьми 9-10 летнего возраста давать им умеренную нагрузку в соответствие с их возрастными и индивидуальными физиологическими особенностями. Не следует часто использовать плавательные упражнения на скорость, выносливость. Необходимо гармонично развивать физические качества детей.

3. После педагогического наблюдения проведенного в ГНП-2 в СШ №7 «Радуга» под руководством тренера Спириной Е.В было определено что для развития физического качества рекомендуется использовать общеразвивающие, акробатические и гимнастические упражнения: подтягивания, лазания по канату, упражнение «березка», наклоны вперед из различных положений, скручивания туловища, наклоны вправо-влево, упражнения на шведской стенке, выпрыгивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

Список литературы

1. Баранов В. А., Петрова Н. Л. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. М., 2013. — 120 с.

2. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. О-461 пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. и др.]; под ред. Булгаковой Н.Ж. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 432 с.

3. Гета А.В. Корекция физического и психоэмоционального состояния детей 6-7 лет с миопией средствами плавания / Гета А.В. // Адаптивная физическая культура. – 2013. – N 2 (54). – 36-39 с.

4. Ермакова О. Представьте себе …: урок плавания в 6-м кл. / Ольга Ермакова //Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров. – 2015. – N 10 – 28-29 с.

5. Маглатюк Т. Ни капли не боимся!: темодика преодоления водобоязни / Татьяна Маглатюк, Марина Старлычанова // Спорт в школе. – 2012. – N 6. – 26-28 с.

6. Кардамонова Н.Н.. Плавание: лечение и спорт. РнД., 2012. — 320 c.

7. Мухортова, Е. Ю. Обучение плаванию малышей: Метод, пособие / Е. Ю. Мухортова. — М.: Физкультура и спорт, 2015.

8. Новикова М.В. Плавать раньше, чем ходить / Новикова М.В. // Инструктор по физкультуре. – 2014. – N 3. – 32-39 с.

9. Павлова Т. Н. Особенности обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2012 — 72 с.

10. Селиванова И.Б. Плавание – одно из важнейших средств физического воспитания школьников [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Преподавание в начальной школе / Спорт в школе и здоровье детей. URL: http://festival.1september.ru/articles/313779/

11. Смирнова Е.М. Игровое плавание в младших группах / Смирнова Е.М., Ежова Е.Е., Бабенкова Е.А. // Инструктор по физкультуре. – 2014. – N 7. – 35-39 с.

12. Спорт «Blog Archive» [Электронный ресурс]: Оздоровительное значение плавания. URL: http://sport.zn.uz/288

13. Учебное пособие для студентов [Электронный ресурс]: Организация наблюдения / Педагогический эксперимент. URL: http://cito- web.yspu.org/link1/metod/met93/node17.html

14. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. — 479 с.

15. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания / Е.В. Шишкова // Вестн. спортив. науки. — 2012. — N 4. — С. 65-68.

16. Шишкова Е.В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания / Е.В. Шишкова // Физическая культура в школе. — 2012. — N 3. — С. 40-42 c.

17. Шишкова Е.В. Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шишкова Елена Викторовна; РГУФКСиТ. - М., 2013. — 22 с.

18. Шишкова Е.В. Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шишкова Елена Викторовна; РГУФКСиТ. — М., 2016. — 172 с.: ил.

19. Шмарева Е.А. Оздоровительное плавание: развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия / Шмарева Е.А. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – N 1. – 87-94 с.

20. Чертов Н.В. Теория и методика плавания: [учебник] / Южный федеральный университет, Н.В. Чертов.— Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2015. — 452 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...