Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых
Стр 1 из 2Следующая ⇒
У взрослых заикающихся также имеются своеобразные особенности в нарушении моторики: общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливающаяся при наличии логофобии; нечеткость координации движений; расхождение в моторике и речи: или речи запаздывает, или речь опережает движение. Речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала: заикающийся не может вовремя произнести слово. Речь опережает движение у заикающихся с чрезмерным напряжением мышц, когда движение является для них неожиданным, неавтоматизированным; уловки, вспомогательные движения; неровность воспроизведения ритма: часть юношей и взрослых перед началом отстукивания ритмического рисунка дает торможение в кисти руки (тонус); другая - ряд предварительных добавочных, многократных движений, не доведенных до конца и улавливаемых только зрительно (клонус); третья группа дает вводный вспомогательный удар, аналогичный эмболофразии. Как правило, заикающиеся выявляют задержку в начале ритмической фразы. В противоположность заикающимся тахилалики демонстрируют большую стремительность в воспроизведении заданий и отсутствие выдержки на продолжительных длительностях. Заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения дается сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и облегчить больному переход к плавной, слитной речи. У этих пациентов отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно: неустойчивость внимания, памяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнение заданий, состоящих из разных движений, которые нужно выполнить одновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.
Можно выделить следующие типы заикающихся по состоянию моторики: I тип. С быстрыми, беспокойными движениями, соответствующими быстрой, торопливой речи. Движения не доводятся до конца, отмечается неточность движения, соответствующая невнятной речи с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные, сдерживающие неорганизованные порывы, упражнения на торможение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом. Необходимо следить за педантичностью, четкостью движений при выполнении заикающимися заданий. тип. С природной склонностью к быстрым движениям, но с внутренней волевой силой. При большом внимании к себе дают устойчивый темп. Интеллектуально развиты, владеют собой. При выполнении заданий чувствуется большое сосредоточение внимания. Необходимы упражнения на координацию движений, на преодоление автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса. тип. Со средним темпом движений. Им свойственны большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память, высокая ритмическая одаренность, четкие, свободные движения. Необходимы упражнения с речью, поскольку хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков. IV тип. Со средним темпом движений. Наблюдается угловатость, напряженность, связанность, скованность. Отсутствует четкость в координации, особенно в координированном движении с речью. Они неловкие, с плохим ритмом, трудно понимающие задания. В детском и подростковом возрасте отмечается педагогическая запущенность. Необходима вся система ритмических и логоритмических движений, особенно коллективные упражнения на внимание, память, регуляцию мышечного тонуса, ориентировку в пространстве и коллективе.
V тип. С медленным темпом движений. Движения вялые, связанные, нудные, нет интенсивности выполнения, решительности, наступательности. Для них нужны разнообразные контрастные движения, а также чисто физкультурные упражнения - активизирующие, подстегивающие, тонизирующие. VI тип. С медленными, вялыми движениями в периоде ярковыраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, голова опущена вниз, движения связанные или неестественно расслабленные, внимание неустойчивое, память ослаблена. Необходимы упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки бодрый, мажорный, поднимающий эмоциональный тонус. Занятия обязательно коллективные, чтобы коллектив увлекал за собой больного. У некоторых заикающихся подростков нарушения моторики связаны с отношением к речевому расстройству. У подростков с отсутствием фиксации на своем дефекте наблюдается преимущественно моторная недостаточность речевой функции без заметного влияния на личность в целом. У подростков, заметно реагирующих на речевой дефект, отклонения в психомоторике более выраженные. У заикающихся с целым рядом особенностей личности (мнительность, подозрительность, преобладание угнетенного состояния, навязчивый страх, неверие в возможность излечения) отмечаются значительные расстройства психомоторики. У взрослых, заикающихся при различных нервно-психических расстройствах также имеются особенности нарушения речевой, общей моторики и поведения. Так, у больных при гиперстенической форме неврастении (без тахилалии) еще до возникновения заикания отмечаются быстрый темп произношения и своеобразные артикуляционные нарушения (частые остановки в речи, «захлебывания», повторения звуковых комплексов и слов). С появлением заикания отклонения в психомоторике усиливаются: заикающиеся стремительно включаются в речь, при общении у них возникает чрезмерное возбуждение, двигательная расторможенность, убыстрение темпа произношения, нарушения просодии, обилие защитных приемов - эмболофразии в сочетании с быстрыми сопутствующими движениями.
У заикающихся с тахилалией выявляются повышенные раздражительность, возбудимость, гиперактивность в поведении. Чрезмерно быстрая речь, протекая на фоне общего возбуждения, прерывается частыми непродолжительными судорогами и сопровождается двигательным беспокойством, множеством стремительных и некоординированных движений. У заикающихся с гипостенической формой неврастении наблюдаются общая слабость, сниженная инициативность, робость, застенчивость, которые сочетаются со стойкими логофобиями и доминирующими мыслями о заикании. Для преодоления коммуникативных затруднений заикающиеся используют своеобразные по форме выражения защитные приемы: медленные и вялые движения, чрезмерное расслабление во время речи, сгорбленную осанку, однообразные, невыразительные позы. Темп речи у большинства медленный, сила голоса слабая, артикуляция вялая, произношение невнятное. У заикающихся с органо-невротическим синдромом задержка в психомоторном и речевом развитии обусловлена органической недостаточностью мозга. Особенности заикания связаны и со стойкими личностными изменениями: эмоциональной слабостью, эффективностью, с инертностью нервно-психических процессов. Во время речи отмечается чрезмерное напряжение в общемоторной сфере. Особенности в нарушении психомоторики у взрослых заикающихся имеются и при других нервно-психических расстройствах: психастении, при неврозе навязчивых состояний, истерии. У взрослых заикающихся с невротическим заиканием мышечный тонус слегка снижен по невротическому типу, движения координированы и плавны. Выполнение тонких проб при исследовании орального праксиса не вызывает выраженных затруднений. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. Заикающиеся понимают словесные инструкции по выполнению двигательного задания с первого предъявления и хорошо их удерживают. Отмечаются самостоятельное исправление ошибок при выполнении двигательной программы и хорошая двигательная обучаемость. Музыкально-ритмические способности развиты достаточно высоко. Органы артикуляции обнаруживают полную сохранность и достаточную подвижность при нормальном звукопроизношении. Одновременно с этим выявляется недостаточный уровень статической выносливости, недоведение элементов движений до конца, некоторая вялость и повышенная утомляемость, а также вялость и снижение диапазона движений органов артикуляции. В целом в моторной сфере пациентов с невротическим заиканием нет диссоциации: все компоненты связаны между собой и развиты пропорционально, расстройства в двигательной сфере функциональны.
Картина двигательной недостаточности при неврозоподобном заикании полиморфна. Она отражает как недоразвитие, так и разные степени зрелости церебральных уровней организации движений. У больных с неврозоподобным заиканием мышечный тонус неустойчив, движения характеризуются напряженностью и несоразмерностью, наблюдаются нарушения согласованной координации движений рук и ног, обилие синкинезий. У многих выявляются неточности при воспроизведении двигательной программы и низкое качество выполнения проб на динамический праксис, особенно в артикуляционной и мимической моторике. Помимо затруднений при запоминании серий последовательных движений отмечается инертность двигательных актов, не позволяющая больным быстро переходить от одной серии движений к другой. У большинства заикающихся имеются нарушения при воспроизведении и удержании темпа и ритма, низкий уровень развития музыкального слуха. Только у части больных выявляется полная сохранность музыкально-ритмических способностей. Все заикающиеся не могут самостоятельно исправить ошибки, словесная инструкция для них недостаточна и опорой в обучении являются наглядные примеры. В наиболее тяжелых случаях больные испытывают трудность в разноименной координации верхних и нижних конечностей, спонтанно переходя на одноименную координацию. Положительная динамика у заикающихся этой группы существенно ниже, особенно в состоянии мимической моторики и музыкально-ритмических способностей. В целом при неврозоподобном заикании имеется диссоциация развития разных компонентов моторики. Своеобразные нарушения моторики у заикающихся любого возрастного диапазона требуют для своей коррекции комплексного воздействия, в состав которого обязательно должны входить средства логоритмики и музыкально-ритмического воспитания. Содержание логоритмических занятий с заикающимися
На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:
· вводные упражнения; · упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса; · упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти; · упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма; · упражнения и игры для развития подражательности; · творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; · упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи; · упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей; · упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества; · заключительные упражнения; · инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых). Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют, и даже в большей степени, чем чисто логопедическая работа, нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т. п. Занятия логопедической ритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания и т. п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность. Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2-3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли мамы, зайчика, птички и т. д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги, затем в большой круг. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений. Для детей 2-3 лет нужно подбирать стихотворения, песни, четкие по ритму движений. Чтобы сделать занятия интересными, надо большинство упражнений предлагать в игровой форме. Педагог должен учитывать, что дети по-разному включаются в игровые ситуации, например заикающиеся младшие дошкольники с заторможенной, скованной моторикой с трудом переходят к новому упражнению или игре, им легче даются усвоенные стереотипы движений, поэтому у педагога должны быть варианты каждой игры. Необходимо вводить в занятие момент свободной, увлекательной, веселой беготни, лазанья, смешной забавный эпизод. В логоритмической работе с заикающимися детьми, подростками и взрослыми можно выделить следующие разделы: раздел. «Воспитание медленного темпа и плавных движений». Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений; торможение; на реакцию с выбором и преодоление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу: на «раз» останавливаются, на «два» идут спиной назад, на «три» поворачиваются и идут в обратную сторону, на «четыре» идут к центру и назад. Сигналы даются вразбивку: слуховые и зрительные. Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например, по очереди придумывают движения для рук. Все фиксируют внимание на движении соседа справа и по сигналу перенимают все движения своего соседа справа. Продолжают и дальше, выполняя свое движение, фиксировать внимание на движении соседа справа, по сигналу повторяют его. Так продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся. II раздел. «Связь речи с движением и музыкальным ритмом». Упражнения с речью, связанные с координацией движения, например бросают мяч со словами: «вверх - себе», «вверх - соседу» и т. д. Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет. Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала. Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот. В заключении этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением. III раздел. «Связь движения и речи с характером ритма». Показать forte и piano в движении и речи. Например, считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом. Crescendo и diminuendo в движениях и речи в связи с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука. Акцент, т. е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч». Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикающиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал. Упражнения в дирижировании размерами 2/4, 3/4, 4/4 как средство нюансировки. В дирижировании размером 3/4 первая доля такта показывается прямым движением вниз (или с некоторым наклоном влево), вторая - дугообразным движением вправо, третья - небольшим дугообразным движением влево с направлением вверх. Структура схемы тактирования на 3 обеспечивает естественные соотношения долей в такте как сильной, более слабой и самой слабой. При дирижировании размерами 2/4 (если темп исполнения медленный), 4/4 применяется четырехдольная схема тактирования. Суть ее та же, что и предыдущей: то, что говорилось о второй и третьей долях трехдольной схемы, соответственно касается последних двух долей четырехдольной. Один дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука, а другие считают громче, тише. IV раздел. «Практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях». Предлагаются два вида заданий: 1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления; 2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении. Своеобразие логоритмических занятий со взрослыми заикающимися заключается в повышении степени осознанности необходимости занятий, в повышении самостоятельности выполнения движения. Большое значение приобретают самостоятельные занятия взрослых заикающихся под музыку дома (запись на магнитофоне, использование проигрывателя и др.). Осуществляется постоянный контроль за пластикой движений, осанкой, набором адекватных пантомимических движений для выражения мысли. Полезно выполнять движения с речью перед зеркалом; движения, связанные с воображаемой ситуацией, в которых взрослые заикающиеся разыгрывают сценические этюды с музыкальным сопровождением и без него. Отработанные дома этюды показываются на коллективных занятиях. Происходит коллективный обмен мнением по поводу увиденного или показ и последующее обсуждение происходит попарно. В работе с заикающимися любого возраста рекомендуется широко использовать пение. Дети выразительно передают содержание песни: бодрое, радостное настроение праздничного марша или задумчивые, тихие звуки осенней песенки, веселье скачущего зайца или размеренный ритм поезда. Чем разнообразнее песни по содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий ребенка. Важную роль играет текст песни. Если у заикающихся имеются нарушения звукопроизношения и на логопедических занятиях ведется работа по постановке и автоматизации звуков, то тексты песен не должны включать звуков, не усвоенных детьми. Песни исполняются, как правило, хором. Логопед обращает внимание на возможность индивидуального исполнения. Индивидуальное исполнение требует большей собранности, ответственности и самостоятельности в поведении и речи. Не все заикающиеся справляются с этим заданием. Поэтому индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем логопед подбирает песню в форме своеобразного диалога: один поет вопрос и двое или трое пропевают ответ, и наконец диалог поют двое заикающихся, причем тот, у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога. Исполнение песни зависит от этапа коррекционной работы. В периоды молчания, шепотной речи дети лишь слушают песню, исполняемую педагогом, или мелодию этой песни. В период сопряженной и отраженной речи, благодаря совместному исполнению ее с педагогом, дети усваивают содержание, заучивают текст. На этапах воспитания вопросо-ответной речи дети исполняют песни в форме диалога. В этот же период дуэтом, индивидуально или хором логопед проводит инсценировки песен, текст которых подбирает в вопросо-ответной форме. Когда ребенок научится пользоваться самостоятельной речью, исполнение песни также изменяют. Дети поют самостоятельно, сначала хором, затем индивидуально. Запев песни может исполнять один ребенок, а припев поют все. Также самостоятельно происходит и инсценирование песни. В начале и в конце курса после прослушивания музыки заикающимся предлагают рассказать, что они услышали в музыке, какие чувства она у них пробудила. Музыкальное восприятие является сложным поэтическим процессом, наполненным глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Во время пения у заикающихся вырабатывается напевность. Для укрепления певческого диапазона вначале даются небольшие упражнения, попевки, которые каждый раз поются в более высокой тональности, т. е. транспонируются (изменяется тональность данного произведения в сторону повышения или понижения). Используются различные регистровые упражнения (один и тот же человек поет то высоко, то низко). В работе над дикцией логопед привлекает внимание детей к выразительным речевым интонациям в песне и их соотношению с музыкальными интонациями. Заикающиеся учатся выделять голосом обращение («Эй, с дороги, берегись!»), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?»), характерные признаки образа («Трусишка - зайка серенький...»). Приведем различные упражнения. Для развития звуковысотного слуха: определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали); услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз; различать высокие и низкие звуки направления движения мелодии вверх-вниз, правильно и неправильно поющих. Для развития координации голоса и слуха: уметь «настраиваться» по заданному звуку; произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности; «подравнивать» высоту и характер звучания своего голоса к голосам других, исполняющих мелодию по указанию педагога; точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно. Полезно обучать заикающихся умению петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса. Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения. С заикающимися любого возраста можно использовать мело-декламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста пациентов, состояния их речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование - все должно соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения. Построение логоритмического занятия зависит от целей коррекционной работы, от насыщенности занятия речевым материалом. Примерное занятие с заикающимися дошкольниками, младшими школьниками, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему: 1) вводные упражнения. Различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; 2) распевание. Воспитание речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук; 3) пение. Автоматизация звуков, воспитание координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки; 4) упражнения на воспитание произвольного внимания: специальное стимулирование внимания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося; 5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями с целью произвольного управления своими мышцами; 6) слушание музыки с последующими упражнениями на развитие музыкальной памяти; 7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности; 8) заключительное упражнение: спокойная ходьба в колонне. На занятиях с заикающимися школьниками V-VIII классов рекомендуется тренировать включаемость, или «запуск», общих и речевых движений. Средствами для развития быстроты включаемости движений являются строевые упражнения, в которых движение выполняется по определенной команде; игры на речевую и моторную реакцию; расчет в строю по порядку номеров на первый - второй, на первый - третий и т. д.; упражнения на одновременную автоматизацию речевого дыхания и быстроту включаемости, координирование деятельности всех трех отделов речевого аппарата. В эти упражнения входит произнесение на выдохе различного речевого материала, начиная с изолированных гласных звуков, их сочетаний и слогов до предложений разной сложности и длины. Включение в речевую деятельность осуществляется только со счета «два»; используется элемент неожиданности: занимающиеся узнают о том, кто из них будет говорить речевой материал непосредственно в момент включения в речь; при выполнении двигательных комплексов сигналом для включения в речь является первое слово фразы, сказанное дежурным по группе. Упражнения, направленные на автоматизацию речевого дыхания, оказывают существенную помощь при исправлении речи заикающегося. Логоритмическое занятие целесообразнее строить в три этапа: этап - вводный. Построение, рапорт дежурного, приветствие, знакомство с темой занятия, строевые упражнения, различные виды ходьбы, легкий бег. этап - основной. Комплекс ЛФК (состоит из пяти упражнений), подвижная игра, успокаивающие упражнения, пение. III этап - заключительный. Обсуждение и оценка речи дежурного, подведение итогов занятия, индивидуальные задания. В период курса лечения выполняется шесть комплексов ЛФК. Замена комплексов производится через 6-7 занятий, т. е. через две недели. Эти занятия насыщены речью. В вводной части осуществляется расчет по порядку номеров, а через каждые 2-3 занятия производится опрос детей на знание строевых команд и упражнений, разученных на предыдущих занятиях. Через 6-8 занятий вводится рапорт дежурного по той форме, которая принята на уроках физкультуры в массовой школе. Особенно богата речью основная часть занятия - комплекс ЛФК, упражнения на автоматизацию речевого дыхания, упражнения на произвольное расслабление и координацию движений, выполняемые под счет или ритмизированную форму речи. С четвертого комплекса ЛФК вводятся упражнения на регуляцию тонуса мышц артикуляторного аппарата, которые используются для проработки так называемых трудных звуков, слогов, слов и коротких фраз с этими звуками. Сначала трудные звуки произносятся при полной релаксации мышц артикуляторного аппарата в изолированном положении, в слогах и коротких фразах легко, свободно; затем на этих звуках мышцы языка или губ постепенно напрягаются все более и более до полной невозможности воспроизведения этих звуков, после чего также постепенно следует перейти к легкому, непринужденному их произнесению. Речевой материал произносится сразу всеми занимающимися согласованно, по движению руки педагога. Самая большая речевая нагрузка у дежурного по группе. Первый речевой экзамен его - это рапорт. После того как три комплекса ЛФК уже проработаны, дежурному поручается придумать и разучить с группой упражнение на координацию движений. Чуть позже в упражнения на автоматизацию речевого дыхания включаются предложения на определенную тему, которые заранее придумывает дежурный. Предложения произносятся на выдохе. Перед выполнением упражнения дежурный зачитывает вначале четыре предложения, а дети повторяют их за ним отраженно, чтобы лучше запомнить. При выполнении упражнения на счет «раз» дежурный называет первое слово из этих предложений, а на счет «два-три-четыре» тот ребенок, на которого указывает педагог, произносит все предложение полностью. Ъ конце курса лечения дежурный проводит занятие самостоятельно, педагог только аккомпанирует. В работе по ритмике со взрослыми заикающимися можно использовать приемы, разработанные Е.В. Оганесяном. Для больных с невротическим заиканием желательно включать в логоритмику элементы лечебной физкультуры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие физической силы и выносливости. Этим больным не требуется длительной моторной тренировки для перехода от чисто двигательных заданий к двигательноречевым, а затем к собственно речевым упражнениям с музыкальной поддержкой и без нее. Высокое развитие у них музыкально-ритмических способностей позволяет быстро усложнять задачи, вводить разнообразные смены темпа и ритма. Сохранность речедвигательного стереотипа при невротическом заикании требует, чтобы занятия логопедической ритмикой были направлены на переключение внимания заикающихся с собственно речевого процесса на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом становится возможным достаточно скоро вводить различные комбинации речевых и двигательных реакций. Своеобразные особенности двигательной функции при неврозоподобном заикании требуют введения специальных приемов в систему логопедической ритмики. Поскольку при неврозоподобном заикании затронуты все уровни организации движений, то у этих больных необходимо формировать отсутствующие или нарушенные функции движения, связанные с центральной нервной системой. При этом восстановительный процесс необходимо строить с опорой на сохранные движения. Необходимо выработать у этих детей четкость координированных и ритмичных движений в темпе и ритме музыки, организовать общую моторную деятельность, развить музыкально-ритмические способности. Тренировку можно начинать с элементарных ритмов и упражнений с постепенным переходом к другому виду упражнений только после полного усвоения предыдущего материала. В процессе обучения необходимо как можно больше использовать наглядные примеры и повторение инструкций до полного усвоения. После отработки курса ритмических двигательных упражнений постепенно вводятся речевые реакции, вначале элементарные: проговаривание фонем, односложных слов, под музыку, в сочетании с простейшими движениями, с максимальным привлечением активного внимания к процессу произнесения слова. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизации. Только после успешного осуществления этих координированных упражнений (т. е. проговаривания под музыку в сочетании с элементарными движениями) можно переходить к введению упражнений с сочетанием более сложных движений и речи под музыку. Поначалу они должны осуществляться в наиболее простых формах, и лишь постепенно следует переходить к тренировке переключения в различном темпе и ритме. Слабое развитие музыкально-ритмических способностей у части заикающихся данной группы требует максимального включения в занятия логопедической ритмикой музыкально-ритмических упражнений. Логоритмические занятия со взрослыми заикающимися в условиях речевого стационара можно проводить по следующей схеме: 1. Вводная часть - 10-15 минут. Организация внимания заикающихся, улучшение осанки, развитие координации движений со словом в ходьбе, повторение старых и вновь предложенных несложных упражнений, выполнение несложных элементов' танцевальных движений (амплитуду движений и темп выполнения увеличивать постепенно). 2. Основная часть - 30-45 минут. Упражнения на регулирование мышечного тонуса, на развитие внимания, памяти, координации движений со словом и стихотворным текстом. 3. Заключительная часть - 10-15 минут. Упражнения на развитие мимической гимнастики, спокойная ходьба, фигурная маршировка, расслабление1. Занятия со взрослыми заикающимися желательно проводить ежедневно или через день, но не менее трех раз в неделю, продолжительность занятия от 45 минут до 1 часа 20 минут. Количество занятий зависит от продолжительности курса лечения. Ритмический материал располагается по схеме и тесно связан с логопедическим планом занятий. Для логоритмических занятий отводятся специальные часы, или они могут входить в логопедическое занятие. Количество человек не должно превышать 8-10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|