Роль политики банка в обеспечении его устойчивости
Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции. В целом под политикой принято понимать установленный курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характеризуется как взвешенность суждений в управлении делами и процедурами На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности. Итак, банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.
Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные (промежуточные) цели. Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей. «Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются: ■ депозитная политика; ■ кредитная политика; ■ политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов; ■ процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.); ■ политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом. Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику. Заключение
Сегодня, когда банки все активнее выдвигаются на центральное место в управлении экономикой, на роль ведущих координаторов экономических процессов, все настоятельнее встает проблема создания эффективной структуры коммерческих банков, формирования сильного банковского центра, как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики.
Проблема состоит сегодня не столько в использовании и перенесени мирового опыта развитых банковских систем, сколько в критическом анализе этого опыта, поиске и формировании современной Российской банковской системы, опираясь на объективную экономическую ситуацию, исторических опыт, культуру и традиции страны. Формирующаяся денежно-кредитная система страны, как и вся экономика, страдает от неразвитости рыночных механизмов и далеко не всегда поддается методам регулирования, успешно применяемые в мировой практике. При определении экономической и денежно-кредитной политики, в частности, первостепенную важность приобретает не только ожидаемый результат осуществления тех или иных программ, но необходимость предвидеть возможные отрицательные последствия их реализации, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. В этой связи интерес представляет изучение современного опыта формирования принципов и механизмов реализации денежно-кредитной политики, проводимой промышленно развитыми странами, и анализа ее состояния. Анализ процесса формирования банковской системы в России и ее адаптации к рыночным условиям позволяет обобщить основные итоги, сформулировать определенные теоретические выводы и практические рекомендации. Основными направлениями дальнейшего развития банковской системы является создание банков универсального типа. Наряду с ними в целях развития определенных секторов рыночной экономики и сфер банковских услуг необходимо содействовать созданию условий для организации специализированных кредитных учреждений: инвестиционных, инновационных, ипотечных, экспортно-импортных банков, обществ взаимного кредита, ссудно-сберегательных обществ, кредитной кооперации и других, принятых в мировой практике. Наряду с крупными банками должна быть сеть мелких банковских или небанковских кредитных учреждений (с ограниченными правами), которые тесно связаны с мелким бизнесом, и имею с ним особые, доверительные отношения.
.В отношении банковского законодательства необходимо значительное расширение банковского законодательства с целью охвата им всего многообразия взаимоотношений банков с органами государственной власти и управления, Центральным банком, между собой и клиентурой. Законы должны иметь характер прямого действия с тем, чтобы свести к минимуму вмешательство органов управления, включая Центральный банк в деятельность коммерчески банков. Такое вмешательство со стороны Центрального банка допустимо в рамках установленных законом норм надзора. В законодательстве о банках следует предусмотреть исключение монополизма в банковской деятельности, а также равенство условий конкуренции между банками. В отношении регулирования и надзора за банковской деятельностью: По мере развития и дифференциации банковской системы расширяются функции государства по регулированию банковской деятельности. Эти функции, осуществляемые на первом этапе Центральным банком, постепенно отпочковываются от него и концентрируются в самостоятельные органы по регулированию банковской деятельности. На ближайшее время требуются льготы (в том числе налоговые) для банков, участвующих в осуществлении инвестиционных и инновационных проектов, кредитующих развитие производства товаров и услуг, содействующих развитию новых форм предпринимательства, становления акционерной и частной собственности.
Список использованной литературы
1. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I - М.: ТОО Инжиринго-консалтинговая компания “Дека”, 2005 г. 2. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга II - М.: ТОО Инжиринго-консалтинговая компания “Дека”, 2005 г. 3. Банковская система Росси. Настольная книга банкира. Книга III - М.: ТОО Инжиринго консалтинговая компания “Дека”, 2005 г. 4. Муреев М.Р. Деньги, банки и денежно-кредитный налог. М. 2005 г. 5. Проблема перехода Волгоградской области к устойчивому развитию: Материалы научно - проектной конференции г. Волгограда: Издательство ВолГУ, 2006 г.
6. Алимова Т.Д. Банковская система РФ: проблемы становления // Вестник С-П Университета. Серия 5 Экономика - 2006 - вып. 4 - № 26 - с. 21 -25. 7. Ананьев С.А. Межбанковский кризис: причины и последствия // Деньги и кредит - 2006 г. - № 8 с.29 - 32. 8. Борисов С.М. Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит - 2006 г. № 8 с. 5 - 11. 9. Егоров С. Системный кризис банковской системы России // Финансовый бизнес - 2006 г. № 6 с. 7-10. 10.Кожиков. Статистический показатель надежности коммерческих банков // Финансовый бизнес - 2006 г. - № 11 с. 11 - 12. 11.Колядинский Н.Ф. Качаловская А.А. Место финансового рынка в реализации региональных программ // Деньги и кредит - 2006 г. - № 2. 12.Концепция стабилизации и повышения надежности банковской системы России // Бухгалтерия и банки - 2006 г. № 4 - с. 3 - 14. 13.Семья в Волгоградской области // Стат. Сборник Волгоград. Обл. Комитет гос. Стат. Волгоград - 2005 г. - с. 5. 14.Сергиенко А. Некоторые особенности монетарных процессов в переходной экономике России // Вопросы экономики - 2006 г. - № 8. 15.Способы и структурно- схемные решения электронных расчетов банковских операций // Банковское дело - 2007 г. № 2 с. 22. 16.Статистика РФ // Деньги и кредит - 2006 г. - № 5 с. 50. 17.Степанов Ю.В. Программа устойчивости взаимосвязей реального и финансового секторов экономики России // Деньги и кредит - 2006 г. - № 9. 18.Френкель А. Прогноз экономического развития России на 2007 год // Финансовый бизнес - 2007 г. - № 1 - с. 2 - 5. 19.Через 2 года в Волгограде останется всего 5 банков // Деловое Поволжье - 2007г. - № 12 с. 5. 20.Ямпольский М.М. Итоги деятельности и задачи Банка России // Деньги и кредит - 2006 г. №1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|