Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагмент исторического очерка Н. Яровской (Е. И. Рерих)




«Преподобный Сергий Радонежский»

 

(См.: «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». М, 1991, с 74–83.)

 

«(…) Отойдя в Обитель Света, истинную родину свою, Преподобный не оставил заступничеством своим любимую им паству и Землю Русскую. Неоднократно являлся он кому-либо из братии. Видели его стоящим за всенощным бдением на своем месте, видели благословляющим братию. Осенью 1408 года к пределам московским вновь стали приближаться татары. Игумен Никон, ученик Преподобного, усердно молился, чтобы Господь сохранил Обитель, при этом призывал имя великого Основателя ее. Ночью, после молитвы, присел, чтобы отдохнуть, и вот видит святителей Петра и Алексия и с ними Преподобного Сергия, который сказал ему: «Господу угодно, чтобы иноплеменники коснулись и сего места, ты же, чадо, не скорби и не смущайся; Обитель не запустеет, а процветет еще более». Придя в себя, Никон поспешил к дверям, но они оказались запертыми. Отворив их, он увидел Святых, идущих от его кельи. Тогда понял Никон, что это был не сон, но истинное видение.

Предсказание Преподобного Сергия исполнилось. Татары разорили Обитель и сожгли ее. Но предупрежденные иноки временно удалились из монастыря, а когда враги отступили от пределов московских, Никон с незримой помощью Преподобного Сергия снова отстроил Обитель.

На протяжении столетий непрерывный поток людей со всех концов России, всех положений и состояний, стекался ко гробу Преподобного. Множество чудес и исцелений совершалось там, где в сердце нерушимо пребывала живая связь с великим Молитвенником и Печальником Земли Русской.

Одна из величайших святынь Троице-Сергиевой Обители — икона Явления Богоматери Сергию сопутствовала русским войскам во всех походах и подвигах, принося им ободрение и надежду на помощь и заступничество Небесных Сил.

В 1552 году, отправляясь под Казань, царь Иван Васильевич посетил Обитель Св. Сергия, чтобы испросить его помощи. Под Казанью шатер царя был неотлучен от походной церкви во имя Преподобного Сергия, и к нему была обращена молитва царя перед взятием Казани. А из Обители Сергиевой в час решительной битвы прибыл с крестом и образом Явления Богоматери Преподобному Сергию инок Адриан Ангелов.

По взятии Казани царь повелел в Казани же и в Свияжске основать монастыри во имя Преподобного Сергия и, возвращаясь из похода, вновь посетил Троицкую Обитель, принося благодарность Заступнику Русской Земли.

Троицкий келарь Симон Азарьин в предисловии к своему сказанию о новоявленных чудесах Св. Сергия писал: «Но свыше целебных даров от Бога благодать дана ему всю Российскую Землю заступати от находящих врагов христианских… Яко Богом данный помощник всему Государству. И всюду и везде царем и великим князем обреташеся Помощник во бранех, яко же на Дону великому князю Дмитрию на безбожного царя Мамая благословение дав, и во время бою посланными своими крепко вооружив… Тако же под Казанью и под Свияжским градом, царю и великому князю Ивану на безбожных татар чудесы своими помощь дарова… и где ни быша во бранех цари, государи и великие князи, Преподобного Сергия имя во устех присно поминаху, и церковь полотняную во имя его на путех близ шатров своих поставляху… також и под Москвою в обозе против Крымского царя… И везде, во всяком пути, и во всяких напастех имя его призываху, и егда в любовь прихождаху, именем его утверждающеся…»

Но особенно много ободрения и чудес было явлено Преподобным Сергием в тяжкое время Смуты (1607–1613). Троицкая Обитель к этому времени, возвышаясь в духовном и общественном значении, преуспевала и в своем строительстве. В 1550 году был закончен большой пятиглавый Успенский Собор и вокруг монастыря была сооружена массивная каменная стена с 12 башнями, превратившая монастырь в первоклассную крепость, прикрывавшую дорогу из Москвы в северные города. Богатства монастыря настолько возросли, что уже с XVI века казна монастырская могла ссужать значительные суммы на нужды государственные. И, конечно, такая крепость с хранившейся в ней богатой казной представляла заманчивую добычу для «тушинцев», поляков и литовцев Смутного времени.

На эту духовную твердыню и сокровищницу Земли Русской и устремились хищники, и 23 сентября 1608 года воевода тушинского царька Петр Сапега с войском из поляков и литовцев, а также с примкнувшими к ним многочисленными отрядами из тушинцев подошел к стенам монастыря. Число врагов, по показаниям пленных, простиралось до 30 тысяч. Этой вражеской силе защитники Сергиевой Обители могли противопоставить самые незначительные силы. Царь Василий Иванович прислал в монастырь небольшой отряд под начальством воевод Алексия Голохвастова и князя Долгорукого-Рощи. Кроме того, монастырь вооружил всех своих слуг, служебников и крестьян, и даже братия взялась за оружие. Так что число защитников набралось до 2400 человек. Собралось под защиту монастыря также и все ближайшее население (между ними были старцы, женщины и дети), что сильно осложняло положение и затрудняло защиту. Враги заняли все дороги, ведущие к монастырю, своими заставами.

Со своей стороны и осажденные энергично готовились к обороне. Воеводы совместно с архимандритом и соборными старцами привели всех защитников к крестному целованию у Раки Преподобного Сергия с обещанием крепко и непоколебимо стоять против врагов. «И оттоль, — пишет в своем сказании знаменитый келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын, — бысть во граде братолюбие велие и вси со усердием без измены ратовахуся со враги».

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях Преподобного Сергия архимандриту Иосафу и пономарю Иринарху с предупреждениями об опасности и обещаниями помощи.

29 сентября воевода Петр Сапега и Александр Лисовский прислали в монастырь две грамоты воеводам и архимандриту Иосафу с требованием сдачи и обещанием награды в случае покорности и угрожая лютой смертью всем сопротивляющимся. Но слова польско-литовских военачальников «пали, как ветер на скалу Троицкую». Воеводы и архимандрит Иосаф послали врагам суровый и решительный отказ. Жестокая борьба началась.

30 сентября враги повели на монастырь приступ со всех четырех сторон. Вражеская артиллерия осыпала монастырь ядрами. Но Преподобный хранил Обитель свою. Ядра упадали в пустые места или в пруд и сравнительно мало вреда причиняли осажденным. После длительного и жесткого боя враг отступил с большими потерями. Враги решили перейти к правильной осаде крепости и, установив орудия, укрепив их рвами и окопами, начали обстрел монастыря из 63 орудий.

Немало приступов было сделано врагами, и неизменно Преподобный в видениях предупреждал о каждой опасности. Так, накануне одного сильного приступа пономарь Иринарх видел, как Св. Сергий ходил по ограде и кропил ее святой водой. Защитники, предупрежденные таким чудесным образом, окрылялись духом и неизменно отбивали все нападения, нанося существенный урон неприятелю. Отчаявшись взять монастырь приступом, враг стал вести подкоп под монастырь. Осажденным стало известно о подкопе под стены монастырские. Каждую минуту им грозила страшная гибель.

В эти тяжкие дни Преподобный Сергий явился архимандриту Иосафу. После усердной молитвы Иосаф впал в дремоту, и вот видит он, что Преподобный с воздетыми руками слезно молится. Окончив молитву, он обратился к Иосафу и сказал ему: «Встань, брат, бдите и молитеся, да не внидите в напасть». Следовавшая за этим вылазка дала первые сведения о подкопе. Вскоре после этого арх. Иосаф вновь имел видение. Совершая у себя в келий правило, он задремал, и вот снова приходит к нему Преподобный и говорит: «Встань, не скорби, но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу Пресвятая Богородица»…

Последовавшая за этим видением вылазка 9 ноября оказалась чрезвычайно удачной для защитников, было обнаружено устье подкопа. Два крестьянина подмонастырского села Клементьева Никон Шилов и Слота взорвали подкоп, геройски пожертвовав собою для спасения Обители. Так дозором Преподобного осажденным еще раз удалось избежать страшной гибели.

В эти грозные дни Преподобный Сергий являлся не только бывшим в святой Обители, но также и тушинским казакам, осаждавшим Лавру. Один казак из неприятельского войска пришел в монастырь и рассказал о явлениях Преподобного. Многие из них видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных Старца, похожие по описанию на чудотворцев Сергия и Никона. Один из них кадил монастырь, другой кропил его святой водою. В одну ночь Преподобный явился во сне многим врагам и предрек им гибель. Некоторые казаки, устрашенные этими явлениями, оставили лагерь врагов и ушли домой.

Между тем наступила зима и заставила врагов прекратить частые нападения. Но обрушилась новая беда. От тесноты, грязи, дурной пищи и загрязненной воды в монастыре развилась цинга. Небольшие силы защитников уменьшались с каждым днем, могущих носить оружие осталось не более тысячи. Но дивно хранима была Обитель Преподобного!

Все же, по мере поредения рядов защитников, уныние начало овладевать слабейшими, и стали даже раздаваться голоса, что лучше сдаться врагу добровольно, ибо нельзя уже послать в Москву за помощью, которая бы подоспела к весне, к возобновлению военных действий.

И снова, по преданию, Преподобный, чтобы поддержать мужество и ободрить малодушных, явился пономарю Иринарху и сказал ему:

«Скажи братии и всем ратным людям, зачем скорбить о том, что невозможно послать весть в Москву? Сегодня, в третьем часу ночи, я послал от себя в Москву, в дом Пречистой Богородицы и ко всем Московским чудотворцам, трех моих учеников: Михея, Варфоломея и Наума. Враги видели посланных, спросите — почему они не схватили их?»

Иринарх рассказал об этом видении. Все стали расспрашивать стражу — не видел ли кто посланных из монастыря? Выяснилось, что неприятельская стража действительно видела трех старцев и стала их преследовать, надеясь быстро настигнуть их, так как кони под старцами были очень плохи. Но преследовавшие обманулись, кони под старцами неслись, как будто крылатые. Враги не смогли нагнать их.

В это время в Обители был один больной старец. Услыхав о чуде, он стал размышлять, на каких таких конях были посланные Сергием старцы и действительно ли все это было? Тогда явился ему Преподобный и сказал, что он послал старцев на трех слепых лошадях, которые вследствие недостатка корма были выпущены за монастырскую ограду. После чего он исцелил старца от болезни и вместе с тем от неверия.

По преданию, в этот самый день в Москве видели едущего старца, за которым следовало двенадцать возов, наполненных печеным хлебом. Москва тогда тоже была осаждена врагами и терпела нужду в хлебе. Старец с возами и спутниками направлялся к Богоявленскому монастырю, где тогда было лаврское подворье. Видевшие это дивились и недоумевали: «Кто этот старец и его спутники и как прошли они сквозь неприятельское войско?» Старец же приветливо отвечал: «Все из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Когда же его спросили, что происходит в Обители Преподобного Сергия, старец отвечал: «Не предает Господь имени своего в поношение, только сами вы, братие, не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию».

Между тем по Москве стал распространяться слух о прибывших из Обители Сергия. Сам царь Василий опрашивал, почему к нему не привели их. Множество народа стало стекаться к Богоявленскому монастырю, но там никто не видел прибывших. Когда же в этом монастыре оказалось вдруг большое изобилие хлеба, тогда поняли, что то было явление Преподобного Сергия.

Так в народном сознании преломлялась духовная помощь Преподобного.

А к весне 1609 года царь Василий мог послать в Троицкую Обитель небольшой отряд казаков под началом атамана Остакова, к которому келарь Авраамий присоединил 20 человек монастырских слуг из Богоявленского монастыря.

В мае возобновились военные действия под Троицким монастырем. Враги снова произвели на стены монастырские приступ, который был отбит с большим уроном. В июле приступы возобновились и снова были отбиты, несмотря на то что в последнем нападении принимал участие пришедший с новыми силами пан Зборовский, похвалявшийся одним ударом взять «лукошко», как он называл Троицкую крепость… А в это время к монастырю., наконец, приближался избавитель, князь Ско-пин-Шуйский, шедший с сильным войском на освобождение Москвы от тушинцев.

Заступничество Преподобного Сергия спасло его Обитель от разорения. Разбитые несколько раз после 16-месячной осады враги в страхе перед наступившим на них войском кн. Ско-пина-Шуйского отступили от стен Троицкой Лавры.

Доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой Обители Земле Русской в тяжкие годы Смутного времени. Во время осады, когда и сама Москва была стеснена тушинцами и в ней начался сильный недостаток и дороговизна на съестные припасы, находившийся в Москве келарь Авраамий Палицын выпускал на рынок по дешевой цене из монастырских житниц сотни четвертей ржи и тем заставлял хлеботорговцев понижать цену на хлеб. А в тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический момент во внутренней истории Московского государства, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему национальному быту, когда, в отчаянии за будущую судьбу своей родины, люди терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен Троицкой Обители раздался набатный звон по всей Руси. Доблестный Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское государство.

Эти пламенные грамоты и те необычайные видения, всегда связанные с обликом Преподобного Сергия, начавшиеся проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в народе подъем религиозного чувства, величайшего напряжения, при котором чудо освобождения и очищения Московского государства сделалось возможным. Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В сонном видении явился ему великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился ему и сказал:

«Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец».

Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело.

Так рассказывается знаменательный момент русской истории.

После окончательного очищения Московского государства от врагов раннею весною 1613 года новоизбранный царь Михаил Федорович, направляясь из Костромы в Москву, прибыл в Обитель Троицкую, где и остался неделю, укрепляясь молитвою у гроба Преподобного Сергия на подвиг великого царского служения.

Славная же Обитель Троицкая, столь много претерпевшая в Смутное время и сослужившая такую великую службу Русской Земле, стала быстро оправляться от причиненных ей потерь и разорений, как и прежде, привлекая к себе несчетное множество богомольцев и посетителей. Цари московские совершали богомольные походы к Троице. Восточные Патриархи, приезжавшие на Русь, также посещали знаменитую Обитель и поклонялись ее Святыне. Народ русский — от сильных хмира сего до последнего нищего — на протяжении столетий непрерывной вереницей шел на поклонение ко гробу Чудотворца Сергия, и чистые сердца находили ответ на моления свои, и получали радость духовную и исцеление немощам своим.

Святыня Троицкой Обители — образ Явления Божией Матери Св. Сергию — сопутствовала русским войскам и в войнах с Польшей и Литвой при царе Алексее Михайловиче.

В 1656 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь Троицкий грамоту, в которой он приносил горячую благодарность «великому Отцу и Чудотворцу, Заступнику и крепкому Молитвеннику и скорому Помощнику Преподобному Сергию за успехи русского оружия в войнах с Польшей за освобождение Малороссии».

В самом конце XVII века Сергиева Обитель еще раз спасла Россию от новой великой смуты, сохранив жизнь будущего преобразователя России — Петра Великого.

В сентябре 1682 года цари Иоанн и Петр и сестра их София, спасаясь от мятежного князя Хованского и его стрельцов, укрылись в Троицком монастыре. Тем временем были посланы воззвания во многие города к ратным людям с призывом идти под Москву на защиту царской семьи. В Троицком монастыре собрались тысячи верных воинов. Князь Хованский был схвачен и казнен, после чего мятежники изъявили покорность.

Через семь лет, в ночь на 8 августа 1689 года, царь Петр Алексеевич, спасаясь на этот раз от злоумышления на его жизнь со стороны царевны Софии и стрельцов, прискакал из подмосковного села Преображенского в Троицкую Обитель искать помощи и защиты. Два месяца пробыл царь Петр в стенах Троицкой Обители. Снова собирались войска, верные царю, и мятежники снова должны были покориться, и порядок государственный был восстановлен.

Троицкая Обитель, постоянно являвшаяся оплотом против врагов государства, также нередко предоставляла свою казну в распоряжение государево. Так, наибольшие суммы были отпущены троицкой казной во время царствования Петра на корабельное строение, на ратных людей и другие государственные нужды.

«Церковное богатство — нищих богатство», — говорилось в старину, и богатствами Троицкой Обители в течение многих веков пользовались, как мы видим, русские люди — от царя до последнего нищего…

Великое почитание Святыни Троицкой продолжалось и при следующих императорах и императрицах, все они приходили на поклонение ко гробу Св. Сергия. Так, в 1877 году император Александр II, решив поднять оружие за освобождение балканских славян, посетил Лавру Преподобного Сергия, чтобы испросить у великого Заступника и Покровителя Земли Русской благословение на предпринимаемый им подвиг. Из рук митрополита принял икону Явления Божией Матери Преподобному для препровождения ее в действующую армию.

В 1892 году Троице-Сергиева Лавра торжественно праздновала 500-летие со дня смерти своего великого Основателя, а через 25 лет вновь пришли для всей Русской Земли тяжкие времена скорби и гонения. Богоборческий развал, повергнувший Россию, разрушительно коснулся и святой Троицкой Обители.

Она закрыта, и кощунственные руки посягнули на ее заветную Святыню. Святые мощи Преподобного Сергия в 1919 году распоряжением властей переданы в музей.

Сергий Духотворец! Сергий — живая связь с миром Высшим!

Если пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.

Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.

Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, еще не бывалым духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?

«Одним из отличительных признаков великого народа, — говорит Ключевский, — служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерзанные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению — так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока, записанного в Скрижалях Небесных?

Уже неизреченные касания Его достигают многих сердец, и трепещут они в радостном предчувствии Новой Зари. Вновь, как в грозное время очищения Московского государства от разбойников, повсюду встают видения Преподобного. Разнообразны они: вот Он в Вихре Огненном, вот Один в сиянии серебряном, с поднятой чашей; вот в сопровождении двух сподвижников, низко опущены схимы на лики их; вот стан, во мгле серебристой, не видать конца края его, и стяг Преподобного реет высоко над ним; вот благовесть несется незримая, толпы народа спешат, праздничны одежды; вот слышен призыв Его пламенный, звучит в нем радость победы великой, радость грядущему мощному строительству!

Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою ПОБЕДИМ!

«Жизнь бесталанна без героя» — так гласит устами народа древняя мудрость. Так утверждает закон эволюции. В дни разрушений, в дни неслыханных озлоблений и всякого надругания и кощунства, когда высшей культуре духа, а следовательно, и эволюции всего человечества, грозит гибель, не должно ли понятие это зажечь сознание и сердца не только лучших умов человечества, но захватить все лучшие силы народов?

Уже во многих странах встают облики вождей и героев, ибо душа народов тоскует о Вожде Светлого Будущего. Но темные в ярости саморазрушения продолжают восставать, кощунствовать и скрежетать против всякого понятия героя и вождя.

Свет и тьма! Резко обозначилась грань между Светом и тьмою!

Неприемлем вождь и герой для темного сознания, ибо вождь идет за Светом Высшим, за Светом, влекущим в Будущее.

Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой вождь идет, осененный знанием высшим, и милосердие и строительство — доспехи его.

Таким Вождем был Преподобный Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни.

Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг.

Свет и тьма! Свирепствует предуказанная битва! Грозен Армагеддон! Но час решительный наступает, и Свет побеждает тьму!»

 

 

Словарь

 

Аватар (Аватара) — находящаяся на более высоком, богочеловеческом уровне развития индивидуальность, воплощающаяся на земном плане для выполнения высокой эволюционной миссии.

Акаша — тонкоматериальное поле Земли, сохраняющее в себе информацию обо всем, происходящем на планете, в т. ч. и обо всех научных и культурных достижениях цивилизаций всех времен.

Архат — в буддизме — человек, достигший четвертой ступени на пути к Нирване и благодаря этому получивший возможность не перевоплощаться более на физическом плане бытия или воплощаться только по своему желанию.

Аттиша (Атиша) — основатель буддийской школы XI в., проповедник буддизма в Тибете.

Ашрам — местонахождение, обитель духовных Учителей и их учеников.

Брама — в индийской мифологии — Бог-Создатель, творец Вселенной; в философии — символ творческого начала мироздания.

Варна — законное установление.

Веды — четыре основных священных книги индуизма (конец II — начало I тыс. до н. э.).

Девачан (Дэвакан) — один из высших слоев астрального плана, в котором какое-то время находятся души высокоразвитых в духовном отношении людей в перерыве между воплощениями.

Докиуд — высшие слои Тонкого Мира, в которых продолжают сознательное бытие и духовную деятельность сотрудники Иерархии Света после окончания земного цикла бытия.

Дугпа — силы зла; колдуны, маги, негативные астральные сущности, а также люди, ведущие антиэвалюционную, разрушительную деятельность.

Дхарма — закон.

Калиюга (Кали Юга) — «Железный век», эпоха максимального падения духовности в человечестве.

Чоханы (Маха-Чоханы) — Великие духовные Учителя, руководители Белого Братства.

Критаюга — Век Истины.

Манвантара и Пралайа — соответственно активный и пассивный циклы бытия Мироздания, характеризующиеся огромным по своей продолжительности периодом времени.

Манихеи — последователи зороастризма.

Махатма — букв.: «Великая Душа» — духовный Учитель, мудрец, подвижник.

Несторианцы (несториане) — христиане — последователи Нестория, патриарха Константинопольского (428–431), утверждавшего, что Иисус Христос был рожден человеком и лишь впоследствии стал Сыном Божьим. На Эфесском соборе 431 г. Несторий был осужден как еретик и отправлен в ссылку. Его последователи бежали от преследований, в основном в Иран, и впоследствии распространились по всей Азии.

Обскурация — период пассивного состояния в развитии планеты.

Общемессианские идеи, мессианизм — религиозные культы, основанные на учении о приходе Мессии, призванного восстановить в обществе духовность и социальную справедливость.

Пураны — памятники древнеиндийской литературы, по форме и содержанию близкие эпосу Древней Индии.

Риши — мудрец, святой.

Садху — отшельник, святой.

Сангьяс — Будда.

Сатиа-юга (Сатья Юга) — «Белый век», эпоха духовного прогресса и развития в обществе.

Сензар — тайный международный язык посвященных в Высшее Знание Адептов.

Тавматургия — искусство управления природными стихиями; система особой, церемониальной (мистериальной) магии.

Танджур и Канджур — собрания философских текстов буддизма.

Таши-лама — духовный правитель Тибета.

Таши-лунпо — монастырь в Тибете, служащий резиденцией Таши-лам.

Тишья — астральное небесное тело.

Чела — ученик.

Шанкарачарья — выдающийся духовный подвижник и философ Древней Индии, создатель учения адвайта-веданты.

Эон (греч. «вечность») — огромный по своей продолжительности период времени; космическая эпоха.

Юга — космическая эпоха, крупный период в развитии человеческого общества.

 

Библиография

 

Агни Йога:

Листы Сада Мории, т. 1 (Зов), т. 2 (Озарение), Община, Агни Йога (Знаки Агни Йоги), Беспредельность (в 2 частях), Иерархия, Сердце, Мир Огненный (в 3 частях), Аум, Братство (в 3 частях), — любые издания 1989–2001 гг.

Беликов П. Ф. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994.

Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 2 т. Минск, 1994.

Вераксо В. А. Восемь встреч с Учителем. См.: «Мир Огненный», 1997, № 1.

Крэнстон С. Е. П. Блаватская. Жизнь и деятельность основательницы современного теософского движения. М., Рига, 1996.

Грани Агни Йоги. (Записи Б. Н. Абрамова.) Т. 1—13. Новосибирск, 1993–1998.

Письма Махатм. Самара, 1993.

Писарева Е. Ф. Елена Блаватская. М., 1991.

Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992.

Рерих Е. И. Огненный опыт. См.: Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 1994.

Рерих Н. К. Сердце Азии. См.: Рерих Н. К. Избранное. М., 1979.

Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии Самара, 1993.

Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994.

Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М., 1993.

Письма Елены Рерих. 1929–1938. В 2 т. Минск, 1992.

Письма Елены Рерих. 1932–1955. Новосибирск, 1993.

Рерих. Е. И. Письма в Америку. В 3 г. (1929–1955). Москва, 1996.

Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. Оккультизм и йога. Летопись сотрудничества. В 2 т. М., 1996.

Хейч Э. Посвящение. М, 1993.

Blavatsky Н. P. Collected Writings. 1950–1991.

Barborka G. The Mahatmas and Their Letters. Adyar, 1973.

Bregdon C. Episodes from an Unwritten History. Rochester, 1910.

Eek S. Damodar and the Pioneers of the Theosophical Movement. Adyar, 1978.

Letters from the Masters of the Wisdom. Compiled by C. Jinaradjadasa, vol. 1–2, Adyar, 1925. Roerich N. Shambhala. NY, 1978.

Sinnett A. P. The Early Days of Theosophy in Europe. L., 1922.

Sinnett A. P. Incidents in the life of Madam Blavatsky. NY, 1976. The Mahatma Letters to A. P. Sinnett from The Mahatmas M. and

К. H. Compiled by A. T. Barker. Wachtmeister К. E. Reminiscences of H. P. Blavatsky and The Secret Doctrine. L., 1893.

 

Рекомендуемая литература

 

 

Источники

Агни Йога:

Листы Сада Мории, т. 1 (Зов), т. 2 (Озарение), Община, Агни Йога (Знаки Агни Йоги), Беспредельность (в 2 частях), Иерархия, Сердце, Мир Огненный (в 3 частях), Аум, Братство (в 3 частях), — любые издания 1989–2001 гг.

Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 3 т. Рига, 1937.

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. В 2 т. М., 1992.

Грани Агни Йоги, тт. 1—13. Новосибирск, 1993–1998.

Письма Елены Рерих. 1929–1938. В 2 т. Минск, 1992.

Письма Елены Рерих. 1938–1955. Новосибирск, 1993.

Письма Махатм. Самара, 1993.

Рерих Е. И. Письма в Америку. 1929–1955. М., 1996.

Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000.

Рерих Н. К. Из литературного наследия. М., 1974.

Рерих Н. К. Шамбала. Москва, 1995 (и другие сборники работ).

Рокотова Н. (Рерих Е. И.) Основы буддизма. Новосибирск, 1980.

Свет на пути. Голос Безмолвия. Рига, 1991.

Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М., 1993.

Учение Храма. В 3 т. Минск, 1997.

 

 

Научно-популярная литература по эзотерической философии

Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., 1994.

Безант А. Эзотерическое христианство, или Малые мистерии. М., 1991.

Безант А. Древняя мудрость. M.f 1992.

Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.

Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск, 1992.

Интегральная йога Шря Ауробиндо. М., 1992.

Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 т. Рига, 1990.

Крэнстон С. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига — М., 1996.

Писарева Е. Ф. Елена Петровна Блаватская (биографический очерк). Калуга, 1937.

Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994.

Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Л., 1989. Тибетская книга мертвых. М., 1992.

 

 

Художественная литература

Антарова К. Е. Две жизни. В 3 т. М., 1995.

Андреев Д. Роза мира. М., 1992.

Баркер Э. Письма Живого Усопшего. Самара, 1997.

Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. М.1994.

Гессе Г. Игра в бисер. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. СПб., 1994.

Гессе Г. Паломничество в страну Востока. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. СПб., 1994.

Гессе Г. Сиддхартха. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. СПб., 1994.

Дхаммапада. СПб., 1993.

Йогананда П. Автобиография Йога. М., 1995.

Коэльо П. Алхимик. М., 1998.

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1991.

Рампа Л. Третий Глаз. В сб.: Восток и Запад о жизни после смерти. СПб., 1993.

Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. М., 1991.

Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды. Самара, 1994.

Фламмарион К. Неведомое. М., 2001.

Хансон В. Махатмы и человечество. Магнитогорск, 1995.

Хейч Э. Посвящение. М., 1993.

Хейдок А. Радуга чудес. Рига, 1994.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Знаком (*) выделены слова, значение которых указано в словаре. — Составитель (далее — С).

 

[2] Пандиты — высокообразованные священнослужители в Индии. — С.

 

[3]B современной транскрипции — Чома де Кёрёш.

 

[4]Имеется в виду упомянутая работа Р. Рудзитиса «Братство Грааля», в написании которой Е.И. Рерих помогала Рихарду Яковлевичу советами, комментариями и разъяснениями по отдельным вопросам учения, а также дополнительными сведениями, сообщаемыми ею в письмах. — С.

 

[5]Название «Извара» представляет собой искаженное «Ишвара», в переводе с индустани — «Милость Богов».

 

[6]Буквально фраза звучала так: «I remind can't», т. е. была построена грамматически неверно. — С.

 

[7] Хьюббе-Шлайден — президент германского теософского общества. — С.

 

[8] Святослав Николаевич Рерих — младший сын Е.И. и Н.К. Рерихов. — С.

 

[9] Гурудев (санскр.) — букв. — «Божественный Учитель». — С.

 

[10]Учение о перевоплощениях является одним из кардинальных положений мирового эзотеризма. — С.

 

[11]Речь идет о некоторых деятелях теософского движения, не веривших в то, что новое учение Живой Этики дается из Высшего Источника, а Рерихи являются посланниками Великих Учителей. — С.

 

[12]Очевидно, имеется в виду План выполнения духовно-просветительской миссии, возложенной Учителями на Рерихов. — С.

 

[13]Речь идет о первой книге из серии «Агни Йога», или «Живая Этика» — «Листы Сада Мории. Т. 1. Зов». — С.

 

[14] Урусвати — духовное имя Е.И. Рерих. — С.

 

[15]B.B. Шибаев долгое время был личным секретарем Н.К. Рериха. — С.

 

[16]«Надземное» — одна из книг серии «Живая Этика». — С.

 

[17] Ламы — священнослужители ламаизма (тибетского и монгольского буддизма). — С.

 

[18]«Внутренним человеком» в эзотерических источниках именуется духовная природа сознания. — С.

 

[19] Одержатели — негативные сущности астрального плана, способные внедряться в биополе человека и овладевать контролем над его сознанием, обычно с целью вампиризма. — С.

 

[20]В современной транскрипции — Свадхистана-чакра. — С.

 

[21] Инициация — Посвящение. — С.

 

[22] Птахотеп — духовный руководитель героини повествования, в одной из прошлых жизней бывшей дочерью фараона и жрицей. С.

 

[23] Раса (т. е. эволюционный тип) людей, обладавших высоким уровнем духовного развития. — С.

 

[24] Пелинг (тиб.) — иностранец, «человек с Запада». — С.

 

[25] Заминдар — помещик, землевладелец в Индии. — С.

 

[26]Противники теософии утверждали, что никаких Махатм в действительности не существует, а письма Учителей Синнетту и другим членам теософского общества написаны «двумя западными шутниками», выдающими себя за восточных адептов. — С.

 

[27]Букв. «Old Lady» — такое прозвище Е.П. Блаватской дал Г. Олькотт, позднее его стали использовать и Учителя. Слово «old» имеет оттенок ласкательного значения и в ряде случаев говорит не о возрасте, а об отношении к человеку. Так, в разговорном английском языке «old Ьоу» означает «дружище», «old lady» — «мать» и т. п. — С.

 

[28]Речь идет о Е.П. Блаватской, здоровье которой в то время сильно пошатнулось из-за непрекращающейся травли со стороны клеветников и врагов теософского движения. Феномены, демонстрируемые публике, производились как ею самой, так и Учителями — при ее посредничестве. — С.

 

[29] Упасикой (т. е. «ученицей в миру») Учителя называли Е.П. Блаватскую. — С.

 

[30]В алхимии — символы высшего духовного знания. — С.

 

[31]В данном случае имеются в виду низшие слои астрального плана. — С.

 

[32]Великим Путником в книге «Надземное» назван Христос. — С.

 

[33] Хубилган — Маха-Чохан, Владыка Шамбалы, Руководитель Белого Братства. — С.

 

[34] Шарира Намаст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...