Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I предмет и значение логики




А. Д. ГЕТМАНОВА

Учебник ПО ЛОГИКЕ

Москва 2000

Оглавление:

Глава I. Предмет и значение логики…………………………………………………………………………………………………………………………………2

§ 1. Мышление как предмет изучения логики…………………………………………………………………………………………………………….3

§ 2. Понятие о логической форме и логическом законе.

Основные этапы развития логики и ее значение в познании…………………………………………………………………………….6

§ 3. Логика и язык…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………8

Глава II. Понятие

§ 1. Понятие как форма мышления………………………………………………………………………………………………………………………………….14

§ 2. Содержание и объем понятия…………………………………………………………………………………………………………………………………….15

§ 3. Виды понятий………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..15

§ 4. Отношения между понятиями……………………………………………………………………………………………………………………………………..17

§ 5. Определение понятий………………………………………………………………………………………………………………………………………………………19

§ 6. Деление понятий. Классификация…………………………………………………………………………………………………………………………..24

§ 7. Ограничение и обобщение понятий………………………………………………………………………………………………………………………….28

§ 8. Операции с классами (объемами понятий)………………………………………………………………………………………………………….29

Глава III. Суждение

§ 1. Общая характеристика суждения………………………………………………………………………………………………………………………………36

§ 2. Простое суждение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….37

§ 3. Сложное суждение и его виды…………………………………………………………………………………………………………………………………….41

§ 4. Выражение логических связок (логических постоянных)

в естественном языке………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..43

§ 5. Отношения между суждениями по значениям истинности…………………………………………………………………………45

§ б. Деление суждений по модальности

Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления

§ 1. Понятие о логическом законе……………………………………………………………………………………………………………………………………..50

§ 2. Законы логики и их материалистическое понимание…………………………………………………………………………………..51

§ 3. Использование формально-логических законов в обучении……………………………………………………………………57

Глава У. Умозаключение

§ 1. Общее понятие об умозаключении………………………………………………………………………………………………………………………….62

§ 2. Дедуктивные умозаключения……………………………………………………………………………………………………………………………………..64

§ 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования…………………………………………..65

§ 4. Простой категорический силлогизм………………………………………………………………………………………………………………………..67

§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)…………………………………………………………………………………70

§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы

(полисиллогизмы, сори­ты, зпихейрема) ………………………………………………………………………………………………………………………71

§ 7. Условные умозаключения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….75

§ 8. Разделительные умозаключения…………………………………………………………………………………………………………………………….79

§ 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения…………………………………………………………………..81

§ 10. Непрямые (косвенные) выводы……………………………………………………………………………………………………………………………….87

8 11. Индуктивные умозаключения и их виды…………………………………………………………………………………………………………….88

§ 12. Виды неполной индукции…………………………………………………………………………………………………………………………………………….89

§ 13. Индуктивные методы установления причинных связей……………………………………………………………………………92

§ 14. Дедукция и индукция в учебном процессе……………………………………………………………………………………………………….94

§15. Умозаключение по аналогии и его виды.

Использование аналогий в процессе обучения………………………………………………………………………………………………………..96

Глава VI. Логические основы теория аргументации

§ 1. Понятие доказательства………………………………………………………………………………………………………………………………………………106

§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство………………………………………………………………………………………….108

§ 3. Понятие опровержения………………………………………………………………………………………………………………………………………………….109

§ 4. Правила доказательного рассуждения.

Логические ошибки, встречаю­щиеся в доказательстве и опровержении………………………………………………..111

§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………………………………………………………………………….113

§ 6. Доказательство и дискуссия………………………………………………………………………………………………………………………………………115

Глава VII. Гипотеза

§ 1. Гипотеза как форма развития знаний……………………………………………………………………………………………………………………….119

§ 2. Построение гипотезы и этапы ее развития…………………………………………………………………………………………………………….120

§ 3. Способы подтверждения гипотез…………………………………………………………………………………………………………………………………121

§ 4. Опровержение гипотез……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….122

§ 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе…………………………………………………………………………………..123

Глава УIII. Роль логики в процессе обучения

§ 1. Логическая структура вопроса……………………………………………………………………………………………………………………………………….125

§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики

в процессе обу­чения в начальной школе………………………………………………………………………………………………………………………….129

§ 3. Развитие логического мышления младших школьников………………………………………………………………………………..131

§ 4. Развитие логического мышления учащихся

в средних и старших клас­сах на уроках…………………………………………………………………………………………………………………………….132

литературы, математики, истории и других предметов

Глава IX. Этапы развития логики как науки

и основные направления сов­ременной символической логики

§ 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик…………………………………………………….136

§ 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики………………………………………………………………148

§ 3. Многозначные логики…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..149

§ 4. Интуиционистская логика…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..156

§ 5. Конструктивные логики………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..157

§ 6. Модальные логики………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….159

§ 7. Положительные логики……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….161

§ 8. Паранепротиворечнвая логика……………………………………………………………………………………………………………………………………….162

 

* * *

Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и исполь­зуется как для обозначения совокупности правил, которым под­чиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного ми­ра («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пределы нашей книги.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, кото­рые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физио­логию высшей нервной деятельности интересуют физиологичес­кие основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в про­цессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необ­ходимой связи.

Материалистическая диалектика, раскрывая содержание мо­ментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассмат­ривается как в связи с пониманием истины (объективной, аб­солютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются акси­оматические методы, метод формализаций, математические ме­тоды, вероятностные методы, методы моделирования и ряд дру­гих).

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необ­ходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...