Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое обеспечение летней практики.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ

 

Семестр IV

Зачет IV семестр

Продолжительность

практики (час.) 36 часов

 

2012 год

 

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного

образовательного стандарта среднего профессионального образования

по специальности «Фармация» в соответствии с учебным планом

и на основании типовой программы по ботанике.

 

Разработчик программы: преподаватель высшей квалификационной категории Шорохов Юрий Васильевич

 

Цели и задачи полевой практики и ее место в учебном процессе

Летняя полевая практика завершает изучение курса ботаники. Это итоговый раздел курса, в результате которого студенты закрепляют полученные знания по дисциплине (по морфологии, анатомии, систематике растений). На экскурсионных занятиях студенты изучают структуру растительного сообщества, учатся проводить геоботанические описания фитоценоза, проводят наблюдения за приспособленностью растительного организма к условиям окружающей среды. Это позволяет сформировать представление о растительном сообществе как части сложного природного комплекса - биогеоценоза, а также заложить основы знаний о рациональном использовании природных ресурсов.

Основные знания и умения, приобретаемые во время летней полевой практики по ботанике.

Студент должен знать:

- разнообразие морфологических и анатомических структур органов растений;

-систематические группы (отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) растений;

- лекарственные виды этих групп, а также произрастающих в РК;

- знать охраняемые виды республики (особенно лекарственные);

- закономерности формирования растительных сообществ и распределения их по земному шару.

Студент должен уметь:

- проводить морфологический анализ растений;

- работать с определителем;

- проводить геоботаническое описание растительного сообщества;

- гербаризировать растения: сбор, сушка и этикетирование.

 

 

Содержание практики.

2.1 Тематический план занятий.

№ п/п Объем в часах Тема и краткое содержание Характер занятия и цель
    Цели и задачи практики. Методика гербаризации. Отчет по основным понятиям экологии и фитоценологии Аудиторное занятие. Ознакомление с целями и задачами практики, поведением на экскурсиях, формой отчетности. Изучение методики гербаризации растений (сбор, сушка растений, изготовление гербария). Повторение и запись в дневник основных понятий экологии, фитоценологии; экологические факторы и экологические группы растений; жизненные формы; фитоценоз и его структура. Изучение методики описания растительного сообщества. Отчет преподавателю о выполненной работе (устно и записи в дневнике).
    Луг как растительное сообщество. Типы лугов, условия их возникновения и развития. Особенности жизни растений на лугу. Жизненные формы луговых растений. Лекарственные растения лугов. Луга Республики Коми, их особенности и распространение. Охраняемые луговые виды в РК. Экскурсии на суходольный, низинный и пойменный луга. Проводятся наблюдения за условиями жизни растений луга: измеряется освещенность, температура почвы и воздуха, скорость движения воздуха. Изучается видовой состав луга по хозяйственным группам (злаки, бобовые), особенности морфологии луговых растений. Проводится сбор гербария луговых видов. Составляется геоботаническое описание луговых сообществ. Отчет о работе оформляется в дневнике и по гербарию.
    Лес как растительное сообщество. Типы лесов. Особенности жизни растений леса. Жизненные формы лесных видов. Лекарственные растения лесов. Леса Республики Коми, их типы, распространение. Охраняемые виды лесов РК. Экскурсии в хвойный и смешанный леса. Изучение условий жизни растений в лесу (освещенность, движение и температура воздуха и др.), сравнение с условиями луга. Изучение видового состава леса. Сбор видов для гербария. Составляется геоботаническое описание различных лесных сообществ. Отчет оформляется в дневнике и по гербарию.
    Болото как растительное сообщество. Типы болот и условия их образования. Условия обитания растений на болотах. Лекарственные растения болот. Болота в РК, их типы и площадь. Охраняемые лекарственные растения болот РК. Экскурсия на болото (низинное и верховое). Наблюдения за условиями жизни растений на болоте. Сбор растений для гербария.
    Прибрежно-водная растительность. Морфологические и анатомические особенности растений этих местообитаний. Лекарственные виды. Экскурсия на водоем. Наблюдения за условиями жизни растений водоема и прибрежной зоны. Сбор растений для гербария.
    Сорная и придорожная растительность. Экскурсия на поле, пустырь. Морфологическиеособенности придорожных растений. Сорняки и их приспособительные черты.
    Оформление гербариев, дневников, заданий по морфологии растений и др. Работа в аудитории.
    Выполнение индивидуальных тематических заданий (написание рефератов, изготовление препаратов, дополнительного гербария - для учебных занятий) В течение всей практики
  Зачет  

 

Самостоятельная работа

Для выполнения индивидуальных заданий предлагается следующий перечень тем.

1. Охрана природы и Красная книга растений.

2. Растения, подлежащие охране в РК.

3. Растительность тундровой зоны.

4. Высокогорная растительность.

5. Растительность степной и пустынной зоны.

6. Растительность тропиков и субтропиков.

7. Лекарственные растения РК.

8. Лекарственные растения сада.

9. Лекарственные растения огорода.

10. Кристаллические включения в клетках органов разных растений.

11. Выделительные ткани в органах разных растений.

12. Анатомические особенности эпидермиса листьев некоторых растений.

13. Анатомические особенности коры разных пород деревьев.

14. Разнообразие анатомического строения корневищ двудольных растений.

15. Разнообразие анатомического строения корневищ однодольных растений

16. Сравнительная анатомия корня и корневища.

17. Морфология пыльцы некоторых покрытосеменных растений.

18. Морфология корзинок сложноцветных.

19. Морфология корневых систем.

20. Типы соцветий.

21. Морфология стебля.

22. Морфология побега.

23. Морфология листьев.

24. Изготовление препаратов, таблиц, слайдов, необходимых для учебного процесса.

Организация занятий

Порядок проведения практики следующий. Студенты индивидуально или группами выполняют совместную работу по гербаризации, по индивидуальному заданию, но каждый в бригаде ведет записи о работе в своем дневнике. При проведении практики в стационарных условиях каждый день практики складывается из двух этапов работы.

1. Наблюдения, самостоятельная работа и сбор материала во время экскурсии.

2. Обработка и оформление в лаборатории собранного материала, записи в дневнике.

Отчетом о прохождении практики является предоставленный гербарий (пять видов лекарственных растений из разных биогеоценозов), знание не менее 100 видов растений, полевой дневник (оформленный в соответствии с планом практических занятий) и реферат по теме индивидуального задания.

Во время прохождения практики студентов знакомят с правилами техники безопасности, предусмотренными инструкцией при выполнении полевых работ.

Методическое обеспечение летней практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...