Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания осуществляемое на всем протяжении их деятельности.
Кроме вышеперечисленных специальных форм и видов взаимодействия органов дознания и предварительного следствия существуют общие - действие которых не ограничивается определенными временными рамками. Одним из таких форм взаимодействия является совместное планирование. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается па руководителя оперативного подразделения. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. При необходимости задействования значительного числа сотрудников на начальной стадии расследования составляется план организационных мероприятий, который включает в себя расчет сил и средств, необходимых для реализации оперативных материалов, перечень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.После их завершения силы и средства, привлекаемые к работе по делу, рассчитываются вновь. Контроль за реализацией намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают начальники следственного и оперативного подразделений. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь и оперативный работник отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты заслушиваются одновременно. Следственно оперативные группы могут быть различных видов: в том числе действующие как па определенной стадии уголовного судопроизводства (дежурная), так и на всем протяжении деятельности дознания и предварительного следствия. Следственно-оперативные группы подразделяются на следующие виды:
Дежурная (при дежурной части) - обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по "горячим следам" и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет следственно-оперативную группу следователь. Количество СОГ, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности и оперативной обстановки, с учетом требований действующих нормативных актов. При том одна группа в течении суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления. Ответственный от руководства органа внутренних дел в течение дежурных суток выезжает на места происшествий по тяжким и особо тяжким преступлениям либо иным преступлениям - по указанию начальника. Целевая (временная) - для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Специализированная (постоянно действующая) - для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. На уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ она создается также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам. Совместная следственно-оперативная группа (бригада) - для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности. Федеральной службы налоговой полиции.
Ответственность за организацию взаимодействия возлагается на руководителя соответствующего органа внутренних дел, его заместителей (начальника службы криминальной милиции, следственного подразделения, милиции общественной безопасности), руководителей экспертно-криминалистических подразделений и подразделений по борьбе с организованной преступностью. Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организадионное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомит с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения. Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет ответственность за их разглашение, Решение о расформировании следственно-оперативной группы по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создавший, или вышестоящий руководитель. Êîíòðîëü è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ âçàèìîäåéñòâèÿ Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно-розыскной деятельности. В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений. Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2-3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".
Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению, Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года. Çàêëþ÷åíèå В заключение хотелось бы сказать что в настоящее время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо низком уровне. А ведь именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время. Очевидно, что если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз. Такую картину мы могли наблюдать сравнительно недавно при проведении операций «Вихрь» и «Вихрь - 2», когда к охране общественного порядка привлекались не только ГТПС, но и самые различные службы в том числе конологи с служебными собаками, подразделения СОБРа, высшие и средние учебные заведения системы МВД и др. Подводя итоги вышесказанного следует отметить что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться. Литература: Конституция Российской Федерации. У головно-процессуальный кодекс. С изменениями и дополнениями на 15 июля 1995 г. М., 1995. Советский Энциклопедический словарь. Издание 2. М., 1983. Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. К 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 года).
Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, объявленной приказом МВД России от 5 мая 1993 года. № 213 дсп. Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденным приказом МВД России от 6 августа 1993 года № 390. Н.Ф.Петренко Организация взаимодействия различных служб органов внутренних дел. М., юридическая литература. 95 г. Правоохранительные органы. Учебник К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев, М., 1995 г. Взаимодействие Оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96 г.
[1] Исчерпывающий перечень органов предварительного следствия дан в статье 125 УПК [2] перечень таких дел дан в статье 126 УПК. [3] Советский энциклопедический словарь. Издание 2. М. 83 год. [4] Взаимодействие Оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96 г.
[5] Приказом МВД РФ от 13 февраля 1997 г. № 90 в пункте 4.1.9 настоящей Инструкции слова "о хищениях" заменены словами "о преступлениях в сфере экономической деятельности"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|