Schola augustiniana moderna
Адиафора Дословно "несущественные вопросы". Верования и обряды, которые реформаторы считали терпимыми, поскольку они явно не отрицались, хотя и не оговаривались отдельно в Писании. Например, одежда священника при совершении богослужения является адиафорой. Концепция адиафоры является важной, поскольку она позволяла реформаторам предпринять прагматически подходить ко многим верованиям и обрядам, избегая, таким образом, ненужной конфронтации. Анабаптизм Дословно — "перекрещение". Термин, используемый по отношению к радикальному крылу Реформации, основывающемуся на трудах таких мыслителей, как Менно Симонc и Валтасар Губмайер. Антипелагианские писания Писания Августина, связанные с пелагианским спором, в которых он отстаивал свои взгляды на милость и оправдание. См. "Пелагианство". Апостольская эра Как для гуманистов, так и для реформаторов определенный период в истории христианской Церкви, ограниченный Воскресением Иисуса Христа (ок.35 г. от Р.Х.) и смертью последнего Апостола (ок.90 г. от Р.Х.?). Гуманистические и реформационные круги считали идеи и обряды этого периода нормативными. Августинианство Термин используется в двух значениях. В первом он относится к взглядам Блаженного Августина на доктрину спасения, в которых подчеркивается необходимость Божественной милости. В этом смысле этот термин является антитезой пелагианства. Во-вторых, он относится ко взглядам августинского ордена в Средние века, независимо от того, восходят ли эти взгляды к Августину или нет. Далее см.: David C.Steinmetz, "Luther and Staupitz: An Essay in the Intellectual Origins of the Protestant Reformation" (Лютер и Штаупиц: Очерк интеллектуальных истоков протестантской Реформации) (Durham, NC, 1980), pp.13-16.
Кальвинизм Двусмысленный термин, используемый в двух совершенно различных значениях. Катехизис Популярное пособие по христианской доктрине, обычно построенное в форме вопросов и ответов, целью которого является религиозное наставление. Благодаря большому внимание, уделяемому Реформацией религиозному образованию, в то время появился ряд крупных катехизисов, среди которых наиболее значительными были Малый Катехизис Лютера (1529) и знаменитый Гейдельбергский катехизис (1563). Христология Раздел христианского богословия, рассматривающий личность Иисуса Христа, в частности, вопрос о взаимоотношениях Его человеческой и Божественной природы. За исключением несогласия между Лютером и Цвингли (Марбурге, 1529 г.) Христология как доктрина Троицы мало затрагивала Реформацию. Исповедание Хотя первоначально термин означал признание греха, в шестнадцатом веке он приобрел совершенно иное значение — значение документа, в котором изложены принципы веры Протестантской Церкви. Так Аугсбургское Исповедание (1530) излагает идеи раннего лютеранства, а Первое Швейцарское Исповедение (1536) излагает идеи ранней Реформатской Церкви. Термин "конфессионализм" часто используется по отношению к ужесточению религиозных отношений в конце шестнадцатого века, когда Лютеранская и реформатская Церкви были вовлечены в борьбу за власть, особенно в Германии. Донатизм
Раскольническое движение, основанное в Северной Африке в конце четвертого века, которое подчеркивало необходимость чистоты и святости руководителей и членов Церкви. Донатизм настаивал на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников, как это делал Августин. Донатистский спор поставил вопрос о том, как можно реформировать всю Церковь без необходимости образования раскольнических групп. Этот вопрос вновь возник в период Реформации. Экклезиология Раздел христианского богословия, рассматривающий теорию Церкви (от лат. "ecclesia" — "Церковь"). Во время Реформации спор сосредотачивался на том, можно ли считать Протестантские Церкви связанными с основным течением христианства — иными словами, является ли они реформированной версией христианства или чем-то совершенно новым, не имеющим никакой связи с предыдущими 1500 годами христианской истории. Евангелический Термин, используемый по отношению к зарождающимся реформационным движениям, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг. После заседания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином "протестантский". Евангелики Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет. Евангелизм Термин, часто используемый в англоязычных работах для обозначения итальянского реформационного движения в 1511-1545 гг., опирающегося на такие фигуры, как Гаспаро Контарини и Реджинальд Поул. Экзегеза Научное толкование текста. Термин обычно употребляется в отношении Библии. Термин "библейская экзегеза", в сущности означает "процесс толкования Библии". Особая техника, применяемая при экзегезе Писания, обычно называется "герменевтикой". Отцы церкви Синоним к выражению "патристические писатели". Гермевтика Принципы, лежащие в основе толкования или экзегезы текста, в частности, Писания. Для первая стадии Реформации характерно развитие ряда способов толкования Писания, заимствованных как из гуманизма, так и из схоластики. Цвингли первоначально пользовался герменевтической схемой, выведенной из эразмианского гуманизма. Лютер пользовался схемой, выведенной из схоластического богословия.
Гуманизм Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса. Влияние гуманизма на реформационную мысль является значительным и рассмотрено подробно в третьем главе. Доктрина оправдания верой Раздел христианского богословия, рассматривающий вопрос о том, как грешник может войти в общение с Богом. Несмотря на то, что эта доктрина имела большое значение для Мартина Лютера и его коллег по Виттенбергу, она представляла незначительный интерес для швейцарских реформаторов, таких как Цвингли. Литургия Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной. Лютеранство Религиозные идеи, связанные с Мартином Лютером и, в частности, выраженные в Малом Катехизисе (1529) и Аугсбургском Исповедании (1530). Ряд внутренних споров внутри лютеранства между сторонниками жесткой линии (т.н. "гнесио-лютеранами" или "флацианцами") и умеренными ("филиппианцами"), произошедшие после смерти Лютера (1546), привели к своему разрешению в Формуле Согласия (1577), которая обычно считается авторитетным утверждением лютеранского богословия. Магистерская реформация Термин, используемый по отношению в лютеранскому и реформатскому течениям в Реформации и противопоставляющий их радикальным течениям (например, анабаптизму). Номинализм В строгом значении — теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna".
Патристический Определение, используемое по отношению к первым векам истории Церкви, следующим за написанием Нового Завета ("патристический период"), или к мыслителям, писавшим в течение этого периода ("патристические писатели"). С точки зрения реформаторов, этот период охватывал ок.100-451 гг. по Р.Х. (иными словами, временной отрезок между завершением Нового Завета и Халкедонским Собором). Реформаторы рассматривали новозаветный и, в меньшей степени, патристический периоды как нормативные для христианской веры и обрядов. Пелагианство Доктрина, согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметрально противоположной мнению Блаженного Августина. Протестантство Термин, используемый после заседания рейхстага в Шпейере (1529) для обозначения тех, кто "протестовал" против обрядов и верований Римско-Католической Церкви. До 1529 г. такие группы и отдельные лица называли себя "евангеликами". Радикальная реформация Термин, все чаще используемый по отношению к анабаптистскому движению, — иными словами, к течению, которое выходило за рамки представлений Лютера и Цвингли. Таинства С исторической точки зрения термин означает церковную службу или обряд, считавшиеся учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств, реформаторы, опираясь на собственное толкование Нового Завета, утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия) Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры: реформаторы не могли договориться между собой о том, какой же на самом деле была цель таинств. Схизма Сознательный разрыв с единством Церкви, решительно осуждаемый авторитетными писателями ранней Церкви, такими, как Киприан и Августин. Реформаторы получили от своих оппонентов презрительное название "схизматиков". Таким образом, реформаторы оказались в затруднительном положении, поддерживая взгляды Августина на Божию милость, но не признавая его взглядов на схизму. Schola augustiniana moderna Форма средневековой схоластики, делающая особый акцент на доктрине Августина о милости и в то же время принимающая номиналистекий взгляд на вопрос об универсалиях. Скотизм Схоластическая философия, положения которой обычно ассоциируются именем философа с Дунса Скота. Принцип писания Теория, положения которой обычно ассоциируются с трудами реформатских богословов, согласно которой обряды и верования Церкви должны быть основаны на Писании. Согласно этой теории, ничто из того, что не может быть подтверждено Писанием, не является обязательным для верующего. Этот принцип суммируется фразой "sola Sriptura" ("только Писание").
Септуагинта Греческий перевод Ветхого Завета, датируемый третьим веком до Р.Х. Нагорная проповедь Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея. Братство Термин, используемый по отношению к гуманистским группам, связанным со многими североевропейскими городами и университетами в конце пятнадцатого — начале шестнадцатого веков. Например, общество "Sodalitas Collimitiana" в Вене группировалось вокруг Георга Коллимития, a "Sodalitas Staupitziana" в Нюрнберге — вокруг Иоанна фон Штаупица. Сотернология Раздел христианского богословия, рассматривающий доктрину спасения (греч. sotera). Томизм, "via thomae" Схоластическая философия, или ассоциируемая с именем и трудами Фомы Аквинского. Пресуществление Средневековая доктрина, согласно которой во время Евхаристии хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христа. "Turmerlebnis" Немецкий термин, дословно означающий "опыт, пережитый в башне", часто используемый для обозначения момента озарения Лютера, когда он совершил свое богословское открытие. В позднем (не совсем четком) указании Лютер упоминает, что его богословское открытие произошло в башне августинского монастыря в Виттенберге, отсюда следует указание на "башню". "Via antiqua" Термин, используемый для обозначения форм схоластического богословия, например томизма или скотизма, представители которого занимали реалистскую позицию в вопросе об универсалиях. "Via moderna" Термин, широко используемый в двух значениях. В первом значении он означает формы схоластического богословия, которые, в противоположность "via antique", находились на номиналистскую позицию в вопросе об универсалиях. Во втором и более важном значении он означает форму схоластики (известную ранее как номинализм), основанную на писаниях Уильяма Окхемского и его последователей, таких, как Пьера д'Элли и Гавриил Биль. Вульгата Латинский перевод Библии, в основном составленный Иеронимом, на котором, в основном, было основано средневековое богословие. Строго говоря, термин "Вульгата" описывает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из галликанской Псалтири); апокрифических Книг (кроме Книг Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавеев и Книги Варуха, взятых из Старой латинской версии); и весь Новый Завет. Признание ее многочисленных неточностей имело фундаментальное значение для Реформации. Цвинглианство Обычно, термин используется для обозначения учения Ульриха Цвингли, однако часто употребляется по отношению к его взглядам на таинства, в частности, на "реальное присутствие" (которое для Цвингли было больше похоже на "реальное отсутствие").
ХРОНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 1348 В Праге основан первый немецкий университет. 1365 Основан Венский университет. 1378-1417 Великая Схизма в западной Церкви; антипапы в Риме и Авиньоне. 1386 Основан Тюбингенский университет. 1388 Основан Кельнский университет. 1392 Основан Эрфуртский университет. 1409 Основан Лейпцигский университет. 1414-1418 Констанцский собор, положивший конец Великой Схизме. 1418 Основан Лувенский университет. 1453 Падение Константинополя. Усиление миграции на Запад грекоговорящих ученых и их рукописей. ок.1454 Первый европейский печатный станок установлен в Майнце. 1456 Издание Латинской Библии Иоанном Гутенбергом. 1457 Основан университете во Фрайбурге-им-Брейсгау. 1460 Основан Базельский университет. 1472 Основан Ингольштадтский университет. 1474 Осуждение via moderna в Париже; перемещение сочувствующих ему ученых в германские университеты. 1477 Начало войны между Францией и Домом Габсбургов. 1481 Аннулирован французский указ против "via moderna". 1483 10 ноября в Айслебене, курфюрство Саксония, родился Мартин Лютер. 1484 1 января в Гларусе родился Ульрих Цвингли. 1491 Иоаган Фробен начинает книгопечатание в Базеле. 1492 Кристобаль Колон (Колумб) открывает Америку. 1495 В Венеции основан Албинский печатный дом. 1498 Цвингли начинает обучение в Венском университете. 1501 Лютер начинает обучение в Эрфуртском университете. 1502 Курфюрст Фридрих Саксонский основал Виттенбергский университет. 1503 Первое издание "Enchiridion" Эразма. 1505 17 июля Лютер поступает в Августинский монастырь в Эрфурте. 1506 Публикация амербаховского издания творений Августина. 1508 Реформа устава виттенбергского университета. Лютер читает в нем лекции по нравственной философии. 1509 10 июля в Нойоне, Пикардия, родился Иоанн Кальвин. 1512 В январе — феврале Лютер посещает Рим; начинает читать лекции по Библии в Виттенберге. 1515 Публикация "Писем темных людей", высмеивающих кельнских доминиканцев. 1516 Первое издание "Утопии" Томаса Мора. 1517 26 апреля Карлстадт отстаивает 151 августинский тезис. 1518 В марте Карлстадт реформирует богословскую программу в Виттенберге, делая акцент на творениях Августина и Библии. 1519 Цвингли начинает публичные проповеди в Гроссмюнстере, Цюрих. 1520 15 апреля идеи Лютера осуждены в Парижском университете. 1521 Меланхтон опубликовал первое издание своей работы "Loci Communes", которой суждено было стать стандартным форматом лютеранских работ по систематическому богословию. 1522 Волнения в Виттенберге приводят к возвращению Лютера. 1523 29 января состоялся Первый Цюрихский Диспут предоставивший городскому совету право надзора над библейской проповедью в Цюрихе. Городской совет Базеля издает мандат о проповеди в соответствии с Писанием, основанный на цюрихском мандате. 1520 26-28 октября состоялся Второй Цюрихский Диспут о мессе и образах в церквах. 1524 30 апреля произошла Новарская битва. 1525 Анабаптизм становится серьезным движением: 1526 Июнь — август. Заседание рейхстага в Шпейере. 1527 Шлейтхеймское Исповедание (февраль). 1528 7 февраля Берн принимает цвинглианскую реформацию, включая отмену мессы. 1529 21 февраля заседание рейхстага в Шпейере кладет конец терпимости к лютеранству в католических областях. Протест шести князей и четырнадцати городов против Шпейерского сейма, давший жизнь термину "протестант". 1530 На заседании имперского сейма в Аугсбурге провозглашено Аугсбургское Исповедание. 1531 27 февраля основана Шмалькальденская лига в защиту протестантства. 1532 Кальвин публикует свои комментарии к "De clemetia" Сенеки. 1533 1 ноября Николай Коп произнес речь в честь Дня всех святых. 1534 18 октября Плакардийское дело провоцирует действия Франциска I против французских евангеликов. 1535 Город Женева объявляет себя республикой. 1536 В марте опубликовано первое издание "Наставлений" Кальвина. 1538 Кальвин выслан из Женевы и получает убежище в Страсбурге. 1539 Второе издание "Наставлений" Кальвина. 1540 Двубрачие Филиппа Гессенского. 1541 В апреле — мае состоялся Регенсбургский диспут (Ратисбон). 1545 13 декабря открылся Трентский собор. 1546 18 февраля умер Лютер. 1547 13 января завершилось шестое заседание Тридентского собора; 1553 Сервет казнен в Женеве за ересь. 1555 Религиозный Аугсбургский мир признает территориально-религиозное разделение Священной Римской империи между лютеранами и римо-католиками. 1558 Смерть Карла V. 1559 Публикация окончательного издания "Наставлений" Кальвина; учреждение Женевской академии. 1560 Амбруазский заговор указывает на растущее влияние кальвинизма во Франции, что приводит к усилению напряженности. 1562 Начало французских религиозных войн. 1563 Публикация Гейдельбергского Катехизиса, демонстрирующего растущее кальвинистское присутствие на германских территориях. 1564 27 мая умер Кальвин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|