Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая (практическая) часть.

ТЕМА: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ С ПОМОЩЬЮ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР «КАЛЕЙДОСКОП РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР»

 

Выполнила: ХОХРЯКОВА ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

МБОУ «ПОЛЯНСКАЯ СОШ»

ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН

п. Поляны,

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Теоретическая часть.……………………………………………...…………………………..…5

Технологическая (практическая) часть…………………………….…………………………..7

Выводы ……………………………………………………………………………………..……9

Список литературы…………………………………………………..…………………………10

Приложение……………………………………………………………………………………..11


 

Введение.

Актуальность.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают, что его хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью. Не следует забывать, что на формирование мыслительных способностей ребенка влияет физическая деятельность.

Результаты последних исследований подтверждают, что в современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию, поскольку становится всё меньше стимулов у детей для естественных движений (бега, ходьба, подвижные игры и т. п.). Игра с большим успехом используется в дошкольной педагогической практике. Традиционным средством педагогики являются народные подвижные игры. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Будущее невозможно без прошлого, поэтому наши дети должны знать традиции национальной культуры: будь то народные танцы или устный народный фольклор: потешки, прибаутки, считалки, сказки, или народные игры, в которые дети очень любят играть. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа.

Народные подвижные игры дают возможность для физического развития ребенка, формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны. Тем самым создается основа для развития патриотических чувств детей. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением. Ведь в народных играх ярко отражается образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Название проекта: «Калейдоскоп русских народных игр».

Вид проекта: (по предметной области) – познавательно – игровой;

(по характеру предметной области) – физкультурно-оздоровительный;

(по продолжительности) – краткосрочный;

(по составу) – групповой, для детей 4-5 лет. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, инструктор по ФК, родители воспитанников.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным играми?

Цель. Развитие двигательной способности детей и знакомство с русскими народными играми и забавами.

Задачи:

1. Сформировать интерес и эмоционально – положительное отношение к русским народным играм и забавам.

2. Совершенствовать умение в беге, прыжках, метании.

3. Закрепить навыки самостоятельной игры.

4. Развивать физические качества (ловкость, выносливость, быстрота, силы, прыгучести и др.)

5. Развивать творческие способности детей в русских народных играх.

6. Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, фольклору.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

У детей сформировались знания о многообразии русских народных игр.

Дети самостоятельно играют в предложенные русские народные игры, используя считалки, потешки, зазывалки. Придумывают свои считалки, варианты изученных игр.

Развиты физические качества.

Формы и методы работы:

Родители: индивидуальные беседы, консультация.

Дети: беседы; чтение потешек, разучивание народных игр, считалок, зазывалок; НОД; физкультурное развлечение.

Воспитатели ДОУ: беседа; консультация, презентация.

Этапы проекта

1этап - подготовительный (предварительная работа с воспитателями, родителями, определение цели и задач проекта).

2 этап - творческий (практическая работа: буклеты для родителей, консультации, НОД, физкультурный досуг.).

3 этап - заключительный (обобщение результатов работы, презентация проекта).

Предмет исследований: русские народные игры, забавы, считалки, зазывалки.


 

Теоретическая часть.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом.

Русские народные игры для детей - это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции, «упражнялки» для подготовки к взрослой жизни.

Игра открывает облегченный путь к освоению культуры русского народа, формирует принадлежность к нему. Первые шаги на этом пути становятся доступными человеку уже в младенчестве. В потешках, прибаутках родителей, забавляющихся с малышом, звучат традиционные для народа ритмы и мелодии, слова родного языка, совершаются освященные традицией движения. «Ладушки», «Сорока-белобока» запоминаются малышу на всю жизнь, в числе первых вспоминаются, когда приходят черед нянчить своих собственных детей и внуков.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Ни в одном официальном кодексе не определено, что водящий не имеет права бросать игру, пока не "отводит", т.е. не заменит себя новым водящим. Каждый играющий знает и считает необходимым соблюдать эту норму, как и множество других ("За одним не гонка").

Игра словами - любимое занятие детей («Шышел - мышел, взял, да вышел»), которые при этом быстрее и полнокровнее, чем на уроках, осваивают родной язык. Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, скороговорок, припевок, дразнилок, приговорок и т.д. Колоритны и ярки уже сами по себе названия многих игр, например, "Ты зоря ль моя, зоренька», "Отворяйтесь вы, широкие ворота" и др.

Традиционным народным играм свойственен демократизм: "Игра принимает всех". Играть не заставляют, а зазывают на игру:

«Тай, тай, налетай!

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем,

Никого не обижаем!

А того кто не придёт,

Мигом кошка задерёт».

Особенно ценно, что русские народные игр рассчитаны на участие людей разного возраста, а в некоторые можно играть семьями. Причем речь идет не только о традиционно "семейных" играх типа жмурок, но даже о некоторых спортивных народных играх, например, «Лапте». Игра помогает сдружиться участвующим в ней людям разных поколений. Их объединяет общее радостное переживание, деятельное сотрудничество, сплачивает коллективный успех и даже общая горечь поражения, стремление вернуть победу. Одновременно в такой совместной игре происходят передача опыта от старших к младшим, т.е. закладываются традиции сотрудничества, культуры общения и традиции данной игры.

Не поддерживается в народной игре характерное для профессионального спорта и азартных игр стремление к выигрышу любой ценой. Напротив, уважением пользуются благородство, взаимопомощь, самоотверженность, стремление к совершенству и красоте игры. Это тесно связано с народной традицией соблюдения чувства меры в игре: "Играй, да не заигрывайся", “То не игра, что взаправду пошла”.

Народные игры в большинстве своем очень просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. В игре "Третий лишний" можно показать умение бегать с поистине спринтерской скоростью, но можно перебежать всего через одну соседнюю пару и снова встать на спокойное первое место в следующей паре. Это позволяет участвовать в игре и не совсем быстрым бегунам. При этом игры дают не только нужную разминку и тренировку, но одновременно обеспечивают участникам активное общение.

Весь инвентарь народных игр поражает своей простотой, целесообразностью, экономичностью средств. В то же время он удивительно многообразен - за счет бесконечного многообразия отраженных в нем национальных особенностей. Большинство игр не требует специально оборудованного места, вроде кортов, катков с искусственным льдом и т.п. Не говоря уже о настольных и настенных играх, даже подвижные и полуспортивные игры легко приспособить к имеющимся площадкам. Если есть футбольное поле, то здесь поместится почти любая игр, включая в такие "размашистые", как «Лапта». Достаточно обычной лужайки, а для большинства подвижных игр хватит буквально "пятачка" в рамках волейбольной площадки или обычного двора.

Технологическая (практическая) часть.

Таблица 1 - Содержание проекта.

 

Этапы План мероприятий
Подготовительный Проведен анализ и обобщение методической литературы, связанной с темой проекта. Определена тема, цель и задачи проекта. Определены сроки и участники проект. Отобраны приемлемые методы и приемы работы. Отобраны русские народные игры, считалки, зазывалки. Определена тема, подобрано содержание консультации для воспитателей и родителей. Продумано оформление буклетов для родителей. Подготовлены конспекты зарядки, НОД и физкультурного развлечения. Создана предметно - развивающая среда.
Творческий Создана развивающая среда в группе: мешки для прыжков, ленты игра «Городки». Родителями сшиты костюмы Матрёшки, Петрушки Проведен цикл НОД по ознакомлению с русским народным играми, комплекс УГГ "Удальцы" (приложение 1). Составлена картотека «Русских народных игр». Проведено физкультурное развлечение«Калейдоскоп русских народных игр»(приложение 2). Подготовлена: а) Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр»(приложение 3). б) Консультация для родителей «Русские народные, игры» (приложение 4). Оформлены буклеты для родителей «Русские народные считалочки».
Заключительный   Подготовлена презентация.    

 

Русские народные игры объединяют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, скороговорки, заклички, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих. Они успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей: с их помощью они непринужденно и свободно овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными.

В подвижной игре достигается наибольшая двигательная активность и эмоциональный подъем детей, в сочетании с максимальную нагрузку. Необходимость соблюдения правил помогает развитию мысленных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры. Сформировался минимум исторических знаний, сформировались знания о многообразии русских народных игр. Возросло желание использовать в спорных моментах считалку, жеребьевку, самостоятельно играть в разученные русские народные игры. Дети придумывают свои считалки, игру слов, варианты изученных игр. Развиты физические качества (ловкость, быстрота реакции, меткость, прыгучесть, быстрота.


Вывод.

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же непреходящее образовательное значение, как и народная поэзия, легенды, сказки. В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Они дают первый толчок направлению характера, склада ума ребёнка. Ребёнок не может расти без игры.

«Естественная жизнь ребёнка, - писал П.П. Блонский, - наполнена игрой, а игра является великой учительницей ребёнка. Она не является бесцельной расточительницей энергии ребёнка, в ней развивается и проявляется весь ребёнок, в самых глубоких своих зачатках. В играх развиваются органы движения и ощущений ребёнка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, подчинение законам и т.д., играть для ребёнка – значит, накоплять социальный опыт, и притом опыт, соединённый с активностью».

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость!

ЛИТЕРАТУРА

1. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995.

2. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. // Дети и народные традиции. Часть 1. –Челябинск, 1991.

3. Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. с ада / Под ред. Л. В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1986.- 79 с.. ил.

Сайты интернета.

5. http://skyslogan.ru/

6. http://www.karakyli.ru/

7. http://www.maam.ru/

8. http://www.mindgame.info/


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Комплекс УГГ «Удальцы».

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения.

Русская народная игра «Дорожки» Играть в ходьбе, затем бегом.

ДУ: «Здравствуй, солнышко!» И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.

Комплекс упражнений без предмета.

И. п. - основная стойка, руки согнуты перед грудью ладонями книзу. 1-3 - три рывка руками в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 - наклон туловища вправо (влево); 2 - вернуться в исходное положение (6- 7 раз).

И. п. - сидя, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять ноги вверх, руки в стороны; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

И. п. – стоя на четвереньках. 1 - поднять правую ногу назад - вверх; 2 - опустить вниз; 3 - левую ногу назад - вверх; 4 - опустить левую ногу. (5-6 раз).

И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, коснуться руками носков правой (левой) ноги; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 - поднимаясь на носки, руки через стороны поднять вверх; 3-4 - исходное положение (6-7 раз).

5. Русская народная игра малой подвижности «Стоп!».


 

Приложение 2

Сценарий физкультурного развлечения.

Ведущая образовательная область «Физическое развитие».

Тема: «Калейдоскоп русских народных игр».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: формирование устойчивого интереса и уважительного отношения к культуре родной страны.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о фольклоре и русских народных играх, забавах.

Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивающие:

Развивать физические качества (ловкость, быстрота реакции, прыгучесть, меткость) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.

Материалы и оборудование: костюмы Матрёшки и Петрушки; мешки для прыжков; лента;

набор игры «Городки».

Ход развлечения.

Под русскую народную мелодию «Пойдуль я, выйду ль я да» дети входят в зал, инструктор по физкультуре приглашает принять участие в празднике.

Собирайся народ, вас много интересного ждёт.

Много смеха, много шуток и весёлых прибауток.

Тра-та, та, трата-та, идут девки со двора,

Песни петь, да плясать, да народ созывать.

Вдруг из-за двери раздаются громкие спорящие голоса Петрушки и Матрешки.

Матрешка: Ты не правильно считаешься, я буду водить.

Петрушка: Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.

Матрешка: Это я не знаю считалки, вот давай я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.

Инструктор по физкультуре: Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?

Петрушка: Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Инструктор: А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы вам с ребятами поможем.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Матрешка: Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?

Инструктор: Конечно, знаем, ребята помогайте.

Дети читают считалочки…(одна, две).

Инструктор: Наши дети используют считалочки в играх и знают очень много русских народных подвижных игр. А вы знаете?

Матрешка и Петрушка: Да, мы знаем игры: «Горелки», «Гуси-лебеди».

Инструктор: Предлагаем вам поиграть в народные игры, которые вы ещё не знаете. Согласны?

Матрёшка и петрушка вместе: Согласны.

Инструктор: Приглашаю, детвору,

На весёлую игру.

Играть всегда вы рады?

Дети:

Инструктор: Будут и награды: улыбки, смех, дружный и весёлый.

Инструктор предлагает детям выбрать водящего считалочкой.

Дети перестраиваются в круг, водящий за кругом.

Проводиться подвижная игра "Заря - заряница". Игроки становятся лицом в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами:

Заря - заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые, за водой пошла!

С последними словами водящий кладёт ленту одному из игроков, игрок, заметив это, быстро берёт ленту и бегут в разные стороны, чтобы вперёд занять пустое место. Кто останется без места, становится водящим. Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Инструктор: Понравилась игра (обращаются к Петрушке и Матрёшке).

Инструктор предлагает кому-то из детей выбрать ещё одного водящего – «Солнышко»..

Проводится русская народная игра «Солнышко». «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «Горячо!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз.

Инструктор: мы хотим вам посмотреть и принять участие (обращается к Матрёшке и Петрушке) в русской народной забаве «Прыжки в мешках». Дети делятся на две команды с помощью скороговорк (по выбору водящих), (например, Чего тебе дать: Сахару кусочек или красненький платочек?)

«Прыжки в мешках». По сигналу первые номера прыгают до фишки, возвращаются назад, передают мешок следующему и встают в конец колонны.

Инструктор: Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Когда-то ваши прабабушки и прадедушки играли в игру, которая в старину называлась «Рюхи», сейчас «Городки». Русская народная игра «Городки» (упрощённые правила). Игроки каждой команды по очереди выбивают битой фигуры (городки - «рюхи») («колодец», «артиллерия»). Выигрывает команда быстрее выбившая фигуру.

Инструктор отмечает победителей и просит считалочкой выбрать водящего для следующей игры.

Проводиться игра «Петух».Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух – тух

Ту – ру – рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку – ка – ре – ку!

Все разбегаются, петух ловит детей, Пойманный становится петухом.

Воспитатель. Ребята, утомились? Давайте мы с вами отдохнем, а я вам интересные потешки расскажу.

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок,

Подарил ей гребешок,

Причесал им кошку…

Инструктор и дети: Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Воспитатель. В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг на встречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил как мошку…

Инструктор и дети. Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Воспитатель. Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья

Пляшет под гармошку…

Инструктор и дети: Нет, такого не бывает - это понарошку.

Инструктор: Хорошо мы с вами играли, свою удаль показали!

Воспитатель: Ай, да молодцы, дети.

Инструктор: Бывайте здоровы, живите богато,

Пора уходить до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой?

Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется

А вот и угощение! (сушки)


 

Приложение 3

Консультация для воспитателей.

«Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр».

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры: будь то народные танцы или устный народный фольклор: потешки, прибаутки, считалки, сказки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Ведь будущее невозможно без прошлого.

Какую же роль играют русские народные подвижные игры в становлении личности детей?

Основной вид деятельности дошкольников - это игра. Игра - это жизнь для детей, а для педагогов - метод воспитания. С помощью подвижных игр мы развиваем быстроту и ловкость, меткость, силу и выносливость, а также учим добру и справедливости, учим соподчинять личные мотивы общественным. Кроме того, подвижные игры способствуют воспитанию дисциплины, воли, учат быть честными. Подвижные игры - одна из разновидностей игр с правилами, с их помощью мы можем выработать навыки произвольного поведения, а также увеличить двигательную активность дошкольников.

Народные подвижные игры дают возможность не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны. Тем самым создается основа для развития патриотических чувств детей. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на нод, например, чтобы закрепить представление о цвете, оттенках с детьми можно поиграть в русскую народную игру «Краски».

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами.

У русских народных игр есть свои признаки - это орнаменталика, считалки, заклички, игровые припевки, небылицы-перевертыши. Заучивая детские фольклорные тексты наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, речь.

Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

При обучение детей народным играм:

-чётко, лаконично объясните детям правила, укажите местоположение играющих; использования оборудования;

-убедитесь, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;

-мотивируйте детей на игру;

-поставьте цель: выполнить правила игры;

-на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду,

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя, на кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. Есть простой способ выбора очередности - угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком?

Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «сорокой», а другой – «змеем-горынычем». Можно придумать смешные клички, например «Степан-великан», «усатый таракан». Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки, например: Из ведра ерша или из корзины ежа? Чтобы ведущие одновременно не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой - во второй. Сговорки бывают разные. Например,

Кого выбираешь:


Конь вороной

Или хомут золотой?

Шары катить

Или воду лить?


Сговорки складываются нетрудно, их можно придумать детям самим.

-постепенно усложняйте правила, предложите детям составить варианты игры;

- участвуйте в игре на правах партнёра, проявляйте высокий непосредственный интерес к ней;

- создайте настроение ожидания следующей встречи с игрой;

-организованно закончите игру: подведите итоги, объявите результаты, отметьте положительные и отрицательные стороны, проанализируйте игровую деятельность вместе с детьми.

В результате обучения детей русским народным играм:

-мы познакомим их с большим количеством русских народных игр;

- дети овладеют умением выполнять основные виды движений;

-улучшатся показатели физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др.

- дети самостоятельно организуют игру;

-расширится кругозор.

Вывод. Русские народные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Да, дома дети может и не играют в народные игры. Но ведь в детском саду есть для этого прекрасная возможность.

Приложение 4

Консультация для родителей.

«Русские народные игры».

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же, как и сказки, и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Особенно популярны были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», игры с мячом.

Лапта - это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

Игра «Горелки» очень древняя. Своим происхождением обязана славянским народам. Много веков эта игра была одной из самых любимых, причем нашла свое отражение даже в русской литературе в произведениях таких писателей как Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина и др. Игра «Городки» известна ещё со времен Петра I. Серьезных изменений за несколько столетий эта игра не претерпела, только лишь получила фиксированные правила.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Хочется остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми. «Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. В них мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе.

Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой. В этом Вам помогут буклеты с текстами считалок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...