Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема длительности сновидений




В XIX веке французский ученый Альфред Мори опубликовал важную книгу под названием «Сон и сновидения», в которой изложил, в частности, результаты анализа собственных сновидений'.

В этой книге приводятся интересные сведения о строении и течении сновидений, которые в настоящее время не потеряли своего значения, так как касаются природы и особенностей проистекания подсознательных психических процессов.

О большой, иногда просто-таки фантастической скорости течения сновидений можно судить по знаменитому сновидению А. Мори, цитировавшемуся многими авторами. Он был болен и лежал в своей комнате в постели. Рядом с ним сидела мать. Ему снились длинные цепи событий времен Великой французской революции и террора. Он присутствовал при убийствах, наконец сам был арестован и предстал перед трибуналом. Здесь он увидел Робеспьера, Марата, Фукье-Тенвиля и других деятелей, отвечал на их вопросы, спорил с ними, наконец был осужден и в сопровождении огромной толпы в карете отправился на место казни.

И вот он поднимается на эшафот, палач связывает ему руки, нож гильотины падает, он даже ощущает, как его голова отделяется от туловища... В этот момент он пробуждается в ужасе и видит, что валик дивана, на котором он спал, откинулся назад и он опирается затылком на край дивана. Под влиянием моментально воздействовавшего раздражителя его воображение нарисовало развернутые события, охватившие очень большой промежуток времени.

О длительности сновидений можно получить некоторое представление на основе того (установленного современными исследователями У. Диментом и Е. Вольпертом) факта, что заметные движения тела в фазах парадоксального сна показывают конец одной серии сновидений и начало новой. Это, конечно, внешний, не очень надежный признак.

Более точным является метод, когда на спящего воздействуют раздражителями, у пего начинается сновидение, после чего измеряют время: от начала воздействия раздражителя до пробуждения, словесного воспроизведения сновидения. Затем эти оба временных интервала сравнивают. Например, когда на спящего направляют брызги воды, у него начинается сновидение с внезапным началом дождя (у 40% испытуемых У. Димента и Е. Вольперта получился именно такой результат) 2.

1 Машу A. Le sommeil et les reves. — P., 1878.

2 Oswald Ian. Sleeping and Waking. - N. Y„ 1962. - P. 127.

 

Сравнение вышеназванных временных интервалов показывает, что чаСто они примерно равны.

Однако при анализе результатов подобных экспериментов возникает

дующий вопрос: можно ли длительность словесного воспроизведе-иЯ рассказа о сновидении считать равной времени, которое занимали бы сновидные события, если бы они протекали в объективной действительности? Мы думаем, что на этот вопрос в большинстве случаев следует дать отрицательный ответ. А. Мори, например, мог бы рассказать свое сновидение в течение 15-20 минут, в то время как в нем представлены события, которые протекали бы в течение нескольких месяцев и даже лет. Ни одно сновидение со всеми подробностями с помощью слов описать невозможно.

Следует иметь в виду, что ускорение психических процессов возможно и нередко наблюдается не только на сновидном подсознательном уровне, но и на уровне сознания, с помощью произвольных усилий. Ян Освальд приводит пример математика Л. С. Айткена, который в сознательном состоянии был способен ускорить свои психические процессы таким образом, что за 0,5 минуты мог пережить музыкальное произведение, при исполнении занимающее 30 минут. Он же мог делать в уме очень быстрые расчеты. Следует отметить, что способность при необходимости сознательными усилиями в определенной степени ускорить свои психические процессы, является универсальной человеческой способностью, хотя индивидуальные различия очень велики. На основе данного обстоятельства можно сказать, что, при наличии соответствующих мотивов и стимулов, «спонтанное» (непроизвольное) ускорение психических процессов может иметь место и в сновидениях, вообще — на подсознательном уровне.

Когда на спящего человека воздействуют раздражители, то, как мы уже знаем, они, подвергаясь различным преобразованиям, включаются в состав протекающих сновидений или же вызывают новые сновидные события. Одновременно имеет место явление, которое можно было бы назвать «переводом» физического времени на язык психологии. Если, например, звуковой раздражитель воздействует в течение 10 секунд, он может стать (в преобразованном виде) элементом такого сновидения, которое занимало бы дни или месяцы, если бы имело место в реальной действительности. Существует точка 3Рения, что даже самые богатые содержанием сновидения длятся очень короткое время, не более 0,5 минуты, хотя их субъективная длительность для спящих намного превышает эту величину'.

seine Deutung. — Erlenbuch-Zurich und Stuttgart, 1973. — S. 19.

 

Это означает, что подсознательное психическое время воспринимается интроспективно, причем сама эта интроспекция, как психический процесс, протекает подсознательно. С помощью различных раздражителей можно вызвать у людей сновидения и проверить эти закономерности.

Ознакомление с фактами субъективной длительности сновидений самым убедительным образом показывает, что за объективно короткие промежутки времени «спящий мозг» выполняет огромную работу. Эти факты свидетельствуют о колоссальном объеме и больших возможностях подсознательной психической активности людей.

Наш подсознательный психический мир раскрывается перед нами не только в сновидениях, но и в бодрствующем состоянии, в те моменты жизни, когда мы на короткое время отрываемся от внешних событий и перед внутренним взором возникают сцены прошлого или же воображаемые будущие события. Такие отклонения бодрствующего внимания обычно бывают короткими, но даже в течение нескольких секунд мы интроспективно воспринимаем такие цепи событий, которые, будь они реальными событиями физического мира, занимали бы многие часы, дни и недели. Такое явление наблюдается и в опасных для жизни ситуациях, когда человек ищет спасения.

Огромный объем и большая скорость подсознательных процессов, в частности — сновидений, показывает, что сознательные и подсознательные процессы осуществляются различными мозговыми механизмами, природа которых еще не изучена в достаточной степени.

То обстоятельство, что мозг человека работает одновременно в различных временных измерениях, можно проиллюстрировать с помощью целого ряда простых примеров: мы ложимся спать и решаем встать в определенное время утра. Иначе говоря, мы даем задание нашему мозгу: измерить определенный отрезок времени (скажем, с 24.00 до 7.00 утра). Но мы в течение ночи видим различные сны, субъективная длительность которых измеряется с помощью подсознательной интроспекции и, безусловно, совершенно независимо от процесса измерения тех семи часов реального физического времени сна, который тоже осуществляется на подсознательном уровне. Таким образом, мозг подсознательно измеряет и объективное время (по истечении его пробуждается), и субъективное сновид-ное время.

Однако процесс измерения объективного физического времени редко отражается в сновидениях.

Один такой случай описывает В. Н. Касаткин. Ему надо было встать в 6 часов утра, и под утро в сновидении упорно повторялась сцена: рядом

 

стуле лежат часы, стрелка показывает 6 часов. Потом появилась мысль, нужно вставать. При пробуждении действительно оказалось, что уже б часов'. " Вполне понятно, что в течение ночи мозг сновидца подсознательно

рял время и последний этап этого процесса, все больше приближаясь к уровню сознания, завершился пробуждением. Этот пример показывает также, что измерение спящим мозгом физического времени происходит в основном на более глубоких подуровнях подсознательного, чем тот уровень (предсознательного), на котором разворачиваются образные процессы сновидений.

Можно заключить, что психика спящего живет как бы в двух временных измерениях: в реальном физическом времени (измеряемом довольно точно) и в психическом времени, которое протекает чрезвычайно быстро, часто меняя свою скорость. Поэтому события нескольких часов, дней или месяцев в сновидениях переживаются за несколько секунд. Скорость психических процессов в спящем мозгу, по-видимому, может возрастать в миллионы раз.

Для решения вопроса о возможности ускорения времени в сновидениях (или, что то же самое, уплотнения реально длительных событий в короткие интервалы времени) важное значение имеет изучение этого явления на материале сновидений, вызываемых у загипнотизированных лиц. Выясняется, что в таких сновидениях подобное уплотнение действительно возможно: события нескольких дней протекают в сновидениях в течение нескольких секунд. Есть данные о том, что сновидиые события ускоряются в начале и в конце, а в середине сновидения протекают медленнее. Следует при этом иметь в виду, что в сновидениях часто происходят внезапные скачкообразные переходы от одного кад-ра к другому, т. е. используется своеобразная «кинематографическая техника»2.

С другой стороны, ряд авторов, наблюдая объективные признаки парадоксальных периодов (особенности ЭЭГ, быстрые движения глаз), предполагают, что сновидное время и объективное время протекают примерно с одинаковой скоростью.

Изучение структуры сновидений позволяет выяснить следующее

°Ьстоятельство: если в сновидении изображаются длительные собы-

Ия, то не все их элементы и этапы просматриваются в непрерывном

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 310.

Штап М„ KrippnerS. (with A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y., 1973. - P. 78.

 

ряду. Как и в кино, показываются начало, конец и самые важные сцены середины. Психика сновидца объединяет все это в одно целое. Происхо-дят быстрые скачки от одного кадра (сцены, сновидной ситуации) к дру. тому. Если, например, в сновидении изображается путешествие, кото, рое реально длилось бы шесть дней, то в нем могут быть начальная сцена некоторые средние кадры и конец, но не все этапы пути. Изображаются только самые существенные для личности, ее мотивов, проблематичные мысли, желания и образы, конфликты и т. п., а то, что понятно и не требует обсуждения, обычно не изображается. В этом отношении структура многих сновидений напоминает структуру внутренней речи человека, в бодрствующем состоянии молча размышляющего над волнующими его проблемами.

Действительно, при воспроизведении сновидений многие испытуемые описывают случаи быстрых переходов от одной сновидной ситуации к другой. После таких скачков обычно начинаются новые сюжеты, т. е. новые сновидения. Однако и в пределах одного и того же сновидения такие скачки возможны, и мы продолжаем считать сновидение единым целым, поскольку сюжетная линия сохраняется.

Если между отдельными сценами одного и того же сновидения появляются «провалы» (которые, в виду отсутствия в них интроспективно воспринимаемых образных содержаний, мы считаем целесообразным назвать «черными дырами»), то возникает вопрос: сколько длятся эти интервалы, какова их временная «ширина» и чем они заполнены? Поскольку мы исходим из общего принципа непрерывности потока психической жизни человека в течение всего постнатального онтогенеза, то можно предположить, что в краткие интервалы «черных дыр» подсознательные психические процессы протекают на еще более глубоких уровнях психики (чем предсознательный сновидный уровень) с помощью концептуальных безобразных значений. Именно эти недоступные для интроспектирования глубинные процессы обеспечивают единство сюжетной линии и подготавливают содержание последующих сцен. Существование «черных дыр» лишний раз свидетельствует, что подсознательная сфера психики человека многослойна, имеет ряд подуровней со своими специфическими содержательно-функциональными особенностями. Очевидно также, что эти подуровни, природа «черных дыр» и подсознательной интроспекции требуют дальнейшего изучения путем анализа упомянутой категории сновидений, в которых присутствие «черных дыр» не вызывает сомнения. Таким путем можно значительно углубить наши представления о природе психики и возможностях человека.

 

Использование в сновидениях «кинематографической техники»

не раз и достаточно впечатляющим образом свидетельствует о ра-

vmhocth, целесообразности и целеустремленности подсознательных

психических процессов. Как талантливый кинорежиссер стремится

короткий промежуток времени показать все то, что он желает сообщить зрителям, так и спящий человек за время, предназначенное для переживания сновидений, подсознательно стремится пережить и обсудить как можно больше проблем своей жизни, разрешить их или хотя бы уменьшить то психическое напряжение, которое они вызывают.

ГЛАВА 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...