Аль иктисаду филь и'тикад. Автор Абдуль Гъани аль Макдиси.
http://www.youtube.com/watch?v=x5OYLey7twA فصل في فضل الاتباع.
Последняя глава в книге «О достоинствах следования за Кораном и сунной». روى جابر بن عبدالله قال: كان رسول الله يقول في خطبته: «Передается хадис от Джабира ибн АбдиЛлях, о том, что он сказал: «Обычно Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) говорил во время своих проповедей: "نحمد الله تعالى و نثني عليه بما هو أهله". «Мы восхваляем Аллаха Всевышнего и восхваляем Его тем, чем обычно Его восхваляют и Он достоин этих восхвалений». ثم يقول: "من يهده الله فلا مضل له و من يضلل الله فلا هادي له إن أصدق الحديث كتاب الله و أحسن الهدي هدي محمد «Потом говорил: «Тот, кого поведет Всевышний Аллах, того никто не собьет, а тот, кого Всевышний собьет, того никто не сможет повести по правильному пути, поистине самые правдивые слова - это Книга Аллаха, а наилучший путь - путь Мухаммада (салаЛлаху алейхи уа ссаляма)». Один из важных моментов, который нужно заметить это то, что вот этот вот отрывок – «наилучший путь - путь Мухаммада (салаЛлаху алейхи уа ссляма)» обычно всегда применяется обладателями знания в случае, если у тебя приходит хадис, в нем приходит, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) делал так-то в каком-то действии, например. Но в то же время от него не установлено делал ли он так или нет, но установлено от какого-то сподвижника. Допустим то, что руки во время джаназа нужно поднимать, например, во время такбира во время джаназа нужно поднимать, от Пророка (салалаЛлаху алейхи уа ссаляма) не пришло, от сподвижника ибн 'Умара пришло. Мы говорим в этом случае: «Наилучший путь - путь Мухаммада (салаЛлаху алейхи уа ссляма)». Если не установлено от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), например, в ташшахуде, когда ташшахуд намаз читаешь, что говорим: «Ашхаду аля иляха илля Ллах, уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху уа расулюх», что касается «Ашхаду аля иляха илля Ллах уахдаху ля шарикя ля» установлено также от ибн 'Умара, в хадисе от него пришло. Он говорит: «А я говорю, «уахдаху ля шарикя ля». То есть добавляю «уахдаху ля шарикя ля», к «Ашхаду аля иляха илля Ллах, уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху уа расулюх». Мы как говорим? Говорим: «Ашхаду аля иляха илля Ллах, уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху уа расулюх». Останавливаемся на том, что пришло от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уассаляма) и не добавляем того, что от него не установлено, используя какой отрывок из хадиса, вот это вот: «Наилучший путь - путь Мухаммада (салаЛлаху алейхи уа ссляма)». И где бы ты такое не встретил, везде можно применить этот довод.
و شر الأمور محدثاتها و كل محدثة بدعة و كل بدعة ضلالة «А самое худшее деяние - это добавление или внесение чего-то нового в эту религию, и каждое нововведение в этой религии является бид'а, также нововведение (то есть по-русски и это нововведение), а каждое нововведение является заблуждением». В этом хадисе также довод на то, что нововведения не делятся на два вида: нововведение хорошие и нововведение плохие. Как говорят «бидатуль хасана уа бидатуль сейа», а в том хадисе, в котором пришло «хорошая сунна», «плохая сунна», «кто в исламе установит хороший обычай, или установит плохой обычай». Под «хорошим обычаем» имеется в виду то, что установлено шариатом, Кораном или сунной и забыто среди людей. Люди перестали действовать по этой сунне, и ты затем пришел, обновил людям эту сунну, то есть призвал людей к действиям по этой сунне. Люди начали действовать по ней, ты называешься из тех, которые «принесли в исламе хорошую сунну». Это не означает, что ты сделал что-то новое, а в смысле, что ты возродил что-то старое, что уже было установлено. А что касается нововведения, что якобы они делятся на хорошие и плохие, то это является неправильным, является ошибкой, исходя из этого отрывка хадиса.
و كل ضلالة في النار". «И каждое заблуждение в огне». Слово كلّ («каждое») несет в себе смысл, один из смыслов, который указывает на всеобщность, то есть любая бид'а является заблуждением, а каждое заблуждение есть в огне. Не имеется в виду, что само заблуждение в огне, а обладатель этого заблуждения, то есть сам заблудший в огне не будет. Является неправильным, когда некоторые говорят «На самом деле имеется в виду, что и заблуждение само и заблудший сам, который на этом заблуждении: все это будет в огне». Как сказал имам аль-Барбахари в «Шарх сунна». ثم يقول: "بعثت و الساعة كهاتين و كان إذا ذكر الساعة احمرت وجنتاه و علا صوته و اشتد غضبه كأنه منذر جيش صبحكم و مساكم". «Затем сказал: «Я и судный час подобны этим двум», - и поднимал средний и указательный пальцы. Он подразумевал - «Мое послание и судный час близки, как указательный и средний пальцы кисти руки. И когда он упоминал о судном часе, то краснел и возвышался его голос, и усиливался его гнев, как будто он предупреждал людей от нападения какого-то войска, утром или вечером» (подразумевается, утром на вас нападут или вечером). В отрывке также довод на то, что гнев ради Всевышнего Аллаха является узаконенным, является благим деянием, которым доволен Всевышний Аллах. Что касается того, что призыв делается на основании знания, а не делается на основании эмоций, то это в основе своей правильно. Действительно, призыв делается на основании знания, а не на эмоциях. Однако эмоции имеют место быть там, где они должны быть. Например, во время проповедей и т.д., когда ты призываешь людей к чему-то или запрещаешь им что-либо, и это исходя из действий Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), как в этом хадисе.
ثم قال: "من ترك مالا فلأهله و من ترك دينا أو ضياعا فإلي و علي و أنا ولي المؤمنين". «Если кто-то оставил после себя имущество (наследство), то оно переходит к его родственникам (как оно расписано в науке о наследстве), а если кто-то оставил долг, и не может за него расплатиться, или оставил после себя потомство, за которое некому смотреть, то они возвращаются ко мне, и я за них несу ответственность, и я опекун верующих». Имеется в виду, что государство должно помогать бедным из мусульман, как, например, из закята, если у них есть какие-то денежные проблемы. رواه مسلم و النسائي و لم يذكر مسلم: "و كل ضلالة في النار". «Передает этот хадис имам Муслим, а также имам ан-Насаи, и имам Муслим не упомянул «и каждое заблуждение будет в огне». И в действительности эта добавка является слабой, не является достоверной, «шазза» - отколотой от общей группы. Здесь еще необходимо отметить то, что Джабир ибн АбдуЛлах (это его хадис) сказал, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) говорил это во время проповедей. Он упоминал об этом во время проповедей. Отсюда понимаем, что необходимо следовать только за двумя основами: это Коран и сунна, и обе эти основы в понимании праведных саляфов (праведных предков). Напоминание об этом надо часто делать, то есть не так, что один раз объяснил человеку и все, оставил его. Люди забываются и начинают отходить от этих двух основ (от Корана и сунны) к другим основам. Поэтому необходимо им постоянно напоминать об этой основе, о необходимости следовать только за двумя основами: Коран и сунна в понимании праведных саляфов.
و روى زيد بن أرقم قال: "قام فينا رسول الله خطيبا فحمد الله و أثنى عليه و وعظ و ذكر ثم قال: И передается также хадис от Зейда ибн Аркъама, что он сказал: «Встал среди нас Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), давая проповедь, и восхвалил Аллаха и восславил Его, и сделал нам проповедь, и напоминал нам о благе, потом сказал: "أما بعد أيها الناس: فإنما أنا بشر مثلكم يوشك أن يأتيني رسول ربي فأجيبه و أنا تارك فيكم الثقلين أولهما كتاب الله فيه الهدى و النور من استمسك به و أخذ به كان على الهدى و من ترك و أخطأه كان على الضلالة و أهل بيتي أذكّركم الله في أهل بيتي" – ثلاث مرات – رواه مسلم. «А затем, о люди, поистине я такой же человек как вы, уже приблизился тот момент, когда придет посланец от моего Господа, и я отвечу ему (то есть заберет мою душу, близка уже моя смерть). И я оставляю среди вас две тяжелые, две большие основы: первая из этих основ - Книга Аллаха. В ней содержится прямой путь и свет. Кто возьмется за эту книгу и пойдет по ней, будет находиться на прямом пути, а тот, который оставит этот Коран, то есть обойдет его стороной, то он будет из тех, которые заблудились; также я напоминаю вам о необходимости заботиться о моей семье (то есть после меня); я заклинаю вас Аллахом относительно моей семьи, и сказал об этом трижды». Этот хадис передает имам Муслим. و روى العرباض بن سارية السلمي قال: وعظنا رسول الله موعظة بليغة ذرفت منها الأعين و وجلت منها القلوب فقال قائل: يا رسول الله كأن هذه موعظة مودع فماذا تعهد إلينا؟ قال: "أصيكم بتقوى الله – تعالى – و السمع و الطاعة
И передается также хадис от аль `Ирбада ибн Саари ас-Сулими о том, что он сказал: «Однажды Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) дал нам проповедь Балигъа ( то есть очень серьезную, очень важную ). Наши глаза прослезились от этой проповеди и сердца наши смягчились от нее. И один человек встал и сказал: «О Посланник Аллаха, эта твоя проповедь похожа на проповедь прощающегося человека (как будто ты прощаешься с нами). Что ты завещаешь нам из последнего?» И тогда Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал: «Я призываю вас ( или завещаю вам) боятся Всевышнего Аллаха, сторониться дурного и совершать благое, а также завещаю вам слушаться и подчиняться правителю мусульман (тот, который правит на этой территории)». Даже если он будет несправедливым тираном и не будет давать тебе твои права, это не дает тебе повода для того, чтобы выходить против него, у приверженцев сунны и общины ахлю сунна встречает зульм от правителя, терпением и таубой перед Всевышним Аллахом и просьбами Всевышнего Аллаха и поддержки и дуа перед Аллахом. То есть ахлю сунна просит у Всевышнего Аллаха, чтобы Всевышний Аллах наставил на прямой путь или приблизил к прямому пути правителя мусульман, и не отвечают ему митингами демонстрациями, выходами против него языком, сердцем или телом. «…то есть приказываю вам слушаться и подчиняться, даже если это будет эфиопский раб». Эфиопы у арабов считались вторым народом, не подобным им. Они считали, что большинство из них рабы и так далее.
– و إن كان عبدا حبشيا – فإنه من يعيش منكم بعدي فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي و سنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ و إياكم و محدثات الأمور فإن كل محدثة بدعة و كل بدعة ضلالة". رواه أبو داود و الترمذي و قال: حديث صحيح. «Даже если над вами поставят править эфиопского раба, все равно вы должны слушаться и подчинятся ему». Почему об этом шла речь во время проповеди Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма)? Потому что, как известно, у арабов не было правителей, и они не привыкли кому-то подчиняться. Не было у них обычаев, что они кому-то подчиняются, и кто-то им приказывает и так далее. Поэтому Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) уделял этому много внимания. «Поистине тот из вас, который проживет после меня долго, тот непременно увидит множество разногласий. Какой же выход во время разногласий» Он не сказал нам, что мы должны следовать за кем-то, за каким-то человеком, или за каким-то ученым, или за каким-то мазхабом, или следовать за большинством, будь то большинство ученых или большинство мусульман; или следовать за толпой или за тем, что делается в Саудии, или за тем, как читается намаз в масджидуль харам; или за тем, что делается в мечети Медины. Все это не является доводами у ахлю сунны уаль джамаа. «Если у вас будут разногласия, то вам необходимо придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов ведомых прямым путем». Почему необходимо придерживаться их Сунны? Они в своей жизни показали на практике, как необходимо воплощать сунну Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма в жизнь). «Схватитесь за эту сунну и сунну праведных халифов коренными зубами» - так говорят, когда хотят указать на важность какого-то деяния, - и ни в коем случае не вводите в эту религию ничего нового». Д аже если вам кажется, что в этом есть благо и польза (или в этом есть что-то хорошее и т.д.) Даже если вам что-то кажется, более того, если вы в этом убеждены, но вы знаете, что это новое, которого не было в религии, то, ни в коем случае не вводите это новое в эту религию, «потому что каждое новое является нововведением, а каждое нововведение является заблуждением». «Этот хадис передает имам Абу Дауд ат-Тирмизи» и сказал имам ат-Тирмизи, что этот хадис достоверный. Этот хадис действительно является достоверным. و رواه ابن ماجه و فيه: "و قد تركتكم على البيضاء ليلها كنهارها لا يزيغ عنها بعدي إلا هالك". А в риваяте ибн Маджа этот самый хадис аль Ирбада ибн Сария пришел с другим немножко словом: «Я оставил вас на явном понятном деле» - Эта религия явная и понятная, все в ней ясно – «ее ночь такая же светлая, как день» - Невозможно заблудиться, если ты следуешь за Кораном и сунной в понимании праведных предков; - «не собьется с этого пути после меня никто кроме погибшего». Я вно погибший человек может сбиться с этого пути. و روى أبو الدرداء قال: خرج علينا رسول الله و نحن نذكر الفقر و نتخوفه فقال: И также передается от Абу Дарды то, что он сказал: «Однажды вышел к нам Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уассаляма), и мы сидели и вспоминали про нищету и пугали друг друга ею (если бедность придет, нищета придет); и тогда Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссалляма) сказал: : "آلفقر تخافون؟ و الذي نفسي بيده لتُصَبَّنَّ الدنيا عليكم حتى لا يزيغ قلب أحدكم إن أزاغه إلا هيه وايم الله قد تركتكم على البيضاء ليلها و نهارها سواء". «Что, вы нищеты что ли боитесь? Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, наступят такие времена, когда эта дунья, то есть материальное имущество этой жизни упадут на вас словно дождь так, что, чье бы сердце из вас не сбилось с прямого пути, окажется причиной этого (то есть причиной того, что он сбился ) именно дунья, (именно эта мирская жизнь, брат, две большие причины сбивание человека - это желание имущества и желание славы в этой дунье: это две большие вещи, которые сбивают человека с правильного пути), и клянусь Аллахом, я оставил вас на ясном, понятном деле; ее ночь и ее день равны». Не так, что ее день светлый, значит - все ясно, а когда наступает ночь, становится непонятно. Имеется в виду - в спокойной обстановке все ясно в этой сунне и во время смуты тоже. Если ты будешь держаться за две основы понимания праведных предков, тогда тебе станет все понятно. Этот хадис передает имам ибн Маджа. Но этот хадис является слабым, хадис этот конкретно от Абу Дарды у ибн Маджа является слабым, но такой же смысл этого хадиса приходит со слов 'Укба ибн 'Амира и 'Амара ибн 'Ауфа. Оба они «муттафакъан'алейхи». Оба они у Бухари и Муслима, то есть хадисы, в которых упоминается про нищету и о том, что откроется этой умме материальные блага этой жизни и то, что те, которые будут сбиваться, будут сбиваться именно из-за них.
و روى أبو هريرة قال: قال رسول الله: "إني قد خلفت فيكم ما لن تضلوا بعدهما ما أخذتم بهما أو عملتم بهما: كتاب الله و سنتي و لن يفترقا حتى يردا عليّ الحوض". رواه أبو القاسم الطبري الحافظ في "السنن". «И передается также хадис от Абу Хурейры о том, что сказал Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма): «Я оставил после себя среди вас две вещи, и вы не собьетесь с прямого пути после меня, если схватитесь за эти две вещи или будете действовать, или совершать деяния, основываясь на эти две основы - это книга Аллаха и моя сунна. И они не отделятся друг от друга». Коран не рассматривается в отдельности от сунны, сунна не рассматривается в отдельности от Корана. «О ни не разделятся до тех пор, пока вы не придете ко мне на водоем». Пока не подойдете к моему водоему. «Передает этот хадис Абуль Къасим ат-Табари в своем «Суннане». И этот хадис является слабым, и у него есть подкрепляющие цепочки. Все они сильно слабые не годятся для подкрепления, имеется в виду Хадис Абу Хурейры об этом. И кто такой Абдуль Къасим ат-Табари? Имеется в виду имам аль-Лялякаи.
و قال أبو بكر الصديق في خطبته: إنما أنا متبع و لست بمبتدع. «Сказал Абу Бакр ас-Сыддык в своей проповеди: «Поистине я всего лишь тот, который следует, а не тот, который вводит что-то новое». Я следую за тем, что пришло в Коране и Сунне и не ввожу ничего нового, даже если мне кажется, что это правильно и что-то лучше. Этот хадис является хорошим благодаря поддерживающим его цепочкам, то есть имеется в виду асар от Абу Бакра ас-Сыддыка.
و قال عمر بن الخطاب: قد فرضت لكم الفرائض و سنت لكم السنن و تركتم على الواضحة إلا أن تضلوا بالناس يمينا و شمالا. «И сказал 'Умар ибн аль-Хаттаб: «Уже ниспосланы вам обязанности. Всевышний определил для вас обязанности в этой религии и начертил вам пути (пути ведущие к раю или начертил вам желательные деяния), и вы были оставлены на явном ( на понятном ), если только вы не заблудитесь, следуя за людьми направо и налево». Этот, во-первых, асар является достоверным от 'Умара ибн Хаттаба. 'Умар ибн Хаттаб указал то, что основная причина заблуждения людей - это следование за людьми, какими бы великими в твоих глазах они не казались. И это одна из основ ахлю сунна уаль джамаа, что они не связывают прямой путь с людьми, а связывают прямой путь с Кораном и сунной. Люди не имеют отношение к прямому пути напрямую. Это не основа. И мы говорим «Истина не познается посредством людей, но люди познаются посредством истины» то есть, если человек следует за истиной, то он почитаем, а если он не следует за истиной, то он не почитаем в этом вопросе, даже если будут какие-то конкретные вопросы. Может быть так, что человек следует в основном за сунной и вся его жизнь посвящена сунне, саляфии, но в каких-то вопросах он ошибается, как и любой человек. Любой алим, каким бы великим он не был, ошибается в ряде вопросов, много будет их или мало будет их, это называется «ошибка от ученых». И это тот момент, из-за которого заблуждается большинство людей на земле. Если эти люди следуют за ученым, то Всевышний испытывает этих людей, что дает этому ученому ошибиться в каком-либо вопросе. Затем что будут делать люди? Будут ли они следовать за доводами Корана и сунны, или будут говорить «Но такой ученый ведь сказал»? Поэтому, исходя из слов 'Умара ибн Хаттаба: «Вы оставлены на явном, на понятном (то есть на Коране и на сунне), заблудиться вы можете кроме как, следуя за людьми направо или налево». و قال عبدالله بن مسعود: إنا نقتدي و لا نبتدي و نتبع و لا نبتدع و لن نضل ما تمسكنا بالأثر. И сказал АбдуЛлах ибн Мас'уд: «Мы всего лишь следуем и ничего не придумываем. Мы следуем за Кораном и сунной, и ничего нового не вводим, и никогда не заблудимся, пока будем держаться за асары от сподвижников (за их понимание Корана и сунны)». Этот асар от АбдуЛлаха ибн Мас'уда является слабым. В его иснаде Абу Джахра ар-Рази, слабый передатчик, и к тому же этот иснад еще и прерваный, насколько я помню.
و روى الأوزاعي عن الزهري أنه روى أن النبي (صلى الله عليه السلام) قال: "لا يزني الزاني حين يزني و هو مؤمن". فسألت الزهري: ما هذا؟ فقال: من الله العلم و على الرسول البلاغ و علينا التسليم أمّروا أحاديث رسول الله كما جاءت. Передает имам аль-Аузаи от имама аз-Зухри о том, что он однажды передал хадис Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал: «Не бывает так, чтобы прелюбодей делал зина (совершал прелюбодеяние), и в это время был еще и верующим». Тот, кто совершает зина, выходит из веры в ислам, то есть не означает что тот, который совершает прелюбодеяние, становится неверующим, однако он выходит из веры в ислам. «И я спросил имама аз-Зухри об этом (что означает этот хадис). Он сказал: «От Аллаха к нам знание, а на посланнике - до нас донести, а на нас обязанность смириться с этим. Рассматривайте хадисы Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) так, как они пришли». و في رواية: فإن أصحاب رسول الله أمَرُّوها «В одном из риваятов: «Поистине сподвижники Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) действовали по ним так, как они пришли исходя из явного внешнего контекста». И это сообщение от имама аз-Зухри является слабым. В его иснаде аль Валид ибн Муслим, и здесь корень 'Анана, то есть хадис слабый из-за этого, асар слабый из-за этого, этот хадис сам по себе достоверный, имеется ввиду тот асар с вопросом имама аз-Зухри слабый.
و قال عمر بن عبدالعزيز: سن رسول الله (صلى الله عليه السلام) و ولاة الأمر من بعده سننا الأخذ بها تصديق لكتاب الله و استكمال لطاعته و قوة على دين الله ليس لأحد تغييرها و لا تبديلها و لا النظر في الرأي من خالفها فمن اقتدى بما سنوا اهتدى و من استبصر بها بصر و من خالفها و اتبع غير سبيل المؤمنين ولاه الله ما تولى و أصلاه جهنم و سأت مصيرا. «И сказал 'Умар ибн Абд аль-Азиз, один из праведных халифов (Неправильно называть его «Пятым праведным халифом». Это выражение не является правильным. Он был праведным халифом, но не называется пятым праведным халифом, потому что праведных халифов по этой терминологией четверо. Эта терминология употребляется к четверым, то есть к Абу Бакру, 'Умару, 'Усману, 'Али (радыаЛлаху анху аджама'ин). Узаконил Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уассаляма) и те, которые обладали властью после него, обычаи (обладали властью после него - имеется в виду, четыре праведных халифа, как установили сунну людям. Не имеется в виду, что четыре праведных халифа установили сунну после себя. Имеется в виду, что они воплотили в жизнь сунну Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа саляма) в различных вопросах. «Тот, кто схватится за эти сунны, тот из тех, которые подтвердили Книгу Аллаха и усовершенствовали свое подчинение этой книге. Не имеет права никто заменять или изменять эти сунны. И никто не имеет право смотреть на мнение людей, если это мнение противоречит сунне. Мнения людей, если они противоречат сунне, не берутся, кем бы эти люди ни были, будь то прошлые имамы или современные обладатели знания. Поэтому тот, который пойдет по той дороге, которую они установили (Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) и праведные халифы ), тот пойдет по правильному пути. А тот, который посмотрит на вещи через призму этой сунны, увидит эти вещи в правильном свете; тот, который обойдет эту дорогу стороной или будет противоречить ей и пойдет не по пути верующих, то Всевышний направит его туда, куда он сам направился, и в конце концов заведет его в джаханнам (в огонь), и как же плохо это место пребывания». Этот асар от 'Умара ибн Абд аль-Азиза является достоверным.
و قال الأوزاعي: اصبر على السنة و قف حيث وقف القوم و قل فيما قالوا و كُفَّ فيما كفوا و اسلك سبيل سلفك الصالح فإنه يسعك ما وسعهم. И сказал также имам аль-Аузаи: «Терпи на сунне, остановись там, где остановился народ (остановись там, где остановились сподвижники). В тех вопросах, в которых они разговаривали - говори, а в тех вопросах, в которых они умалчивали, и ты умолчи, и следуй путем твоих праведных предков. Поистине тебе достаточно того, чего было достаточно им». Этот асар от имама аль-Ляузаи является достоверным. Мы не делаем сильно подробного разъяснения этих асаров.
و قال نعيم بن حماد: من شبّه الله بخلقه فقد كفر و من أنكر ما وصف الله به نفسه فقد كفر و ليس ما وصف الله به نفسه تشبيها. И сказал Ну‘айм ибн Хаммад: «Кто уподобит Всевышнего Аллаха Его творениям, тот стал неверующим, а тот, который отверг те Атрибуты, которыми Всевышний описал Самого Себя, тот тоже стал неверующим и то, чем описал Себя Всевышний Аллах не является уподоблением творениям». Мы с одной стороны подтверждаем те Атрибуты, которыми Всевышний себя описал. С другой же стороны - наше подтверждение не приводит нас к тому, что мы уподобляем эти Атрибуты, атрибутам творений.
و قال سفيان بن عيينة: كل شيء وصف الله به نفسه في القرآن فقراءته تفسيره لا كيف و لا مثل. И пришло от Суфьяна ибн Уейна (Он умер в 198 году) Тот, у кого он учился, застал столько-то сподвижников, и все они говорили, «от Него начался и к Нему вернется». Коран начался от Аллаха и к Нему вернется. Сказал Суфьян ибн ‘Уейна: «Любой аят в Коране, в котором приходит описание Всевышнего Аллаха каким-либо Атрибутом Самого Себя, то чтение этого аята и есть разъяснение этого аята». Не нужно говорить «имеется в виду то, имеется в виду это». Чтение этого аята уже есть разъяснение этого аята. Мы не говорим о каком-либо образе, точнее говорим, что образ есть, но не описываем этот образ так, как мы не знаем о нем, и не уподобляем Атрибуты Всевышнего Его творениям». Асары от Ну‘айм ибн Хаммад и Суфьян ибн ‘Уейна оба являются достоверными.
و قال أبو بكر المروذي: سألت أحمد بن حنبل عن الأحاديث التي تردها الجهمية في الصفات و الرؤية و الإسراء و قصة العرش فصححه أبو عبدالله و قال: تلقتها العلماء بالقبول تُمَرُّ الأخبار كما جاءت. И сказал Абу бакр аль-Маррузи: Я спросил имама Ахмада ибн Ханбаля о тех хадисах, которые отвергают джахмиты, в которых приходит указание на Атрибуты или утверждение Атрибутов Всевышнего Аллаха, а также хадисы о том, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в судный день, а также хадисы про исра (про перенесение Пророка, салаЛлаху алейхи уа ссаляма ) и про описание трона. И Абу АбдиЛлах (имам Ахмад) назвал эти хадисы достоверными и сказал: «Обладатели знания приняли эти хадисы (считали их достоверными ). Необходимо пропускать эти хадисы так, как они пришли». Ненужно их разъяснять таким разъяснением, который не соответствует действительности (в этом хадисе пришло, что у Всевышнего есть руки, что Всевышний спускается на ближнее небо и так далее), понимаем так, как оно пришло в хадисе. Просто это спускание не подобно снисхождению творений, и оно соответствует Величию Всевышнего Аллаха, то есть Он нисходит так, как соответствует Его Величию и Могуществу.
و قال محمد بن الحسن الشيباني – صاحب أبي حنيفة: اتفق الفقهاء كلهم من الشرق إلى الغرب على الإيمان بالقرآن و الأحاديث التي جاءت بها الثقات عن رسول الله في صفة الرب من غير تفسير و لا تشبيه فمن فسّر اليوم شيئا من ذلك فقد خرج مما كان عليه النبي (صلى الله عليه السلام) و أصحابه فإنهم لم يفسروا و لكن أفتوا بما في الكتاب و السنة ثم سكتوا فمن قال بقول جهم فقد فارق الجماعة لأنه وصفه بصفة لا شيء. И сказал Мухаммад ибн Хасан Шайбани ученик абу Ханифы: «Сошлись во мнении все ученые фикха, начиная с Востока и до Запада на том, что необходимо уверовать в Коран». Что значит уверовать в Коран? Все говорят, что он уверовал в Коран. Имеется в виду, что когда приходит аят, не отвергать его, и не говорить имеется в виду то-то, а на самом деле этого там не имеется в виду. «А также они сошлись на мнении, что необходимо уверовать в хадисы, которые пришли к нам от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) по путям крепких передатчиков, в которых приходит описание Господа, без неправильного разъяснения и без уподобления этих Атрибутов качествам творений. Поэтому тот, кто будет разъяснять что-либо из этих хадисов (сидеть и говорить, подразумевается, наверно, не это, а вот то-то), тот сошел с того пути, на котором были Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) и его сподвижники. И это потому, что они не разъясняли все эти хадисы, но давали фетвы относительно того, что есть в Коране и сунне, а затем умалчивали. Поэтому тот, который будет повторять слова Джахма (Джахм ибн Сфуан - глава джахмитов), тот вышел из общины…». Имеется в виду, из ахлю сунна уаль джамаа, а может быть даже вышел совсем из ислама, так как слово джахмитов является словом неверия. «… потому что, если он будет говорить те же слова, которые говорил Джахм ибн Сафуан, то он будет описывать Всевышнего Аллаха Атрибутами «Ничего». Джахм ибн Сафуан и его течение говорят, что Он ни на земле, ни на небе, ни слева, ни справа. Он ни тут и не там, и не внутри и не снаружи и т.д. Если тебе скажут «опиши ничто». Ты его так опишешь: «Ничто, это то, что ни здесь и ни там, ни снаружи, ни изнутри, ни сверху и ни снизу»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|