Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5 Навыки работы с партнером и с группой




 

Путаница

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании ли­дерских качеств.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: не требуются.

Время: около часа.

Ход игры

Группа становится в круг, все участники протяги­вают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась пута­ница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попы­таться соединить вместе как можно более удален­ных друг от друга участников. Когда путаница со­здана, группе дается ограниченное время, чтобы рас­путаться, не расцепляя при этом рук и с осторож­ностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не при­чинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев зада­ча, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай - узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:

- поддерживает игроков в стремлении распутать­ся, напоминает о внимательном отношении друг к другу поощряет проверку различных вариантов дей­ствия;

- стремится сохранить напряжение игры, азарт со­ревнования. Напоминает о том, что время игры ог­раничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

Завершение

Когда задача исполнена или время истекло, груп­па вместе с тренером подводит итоги игры.

- Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

- Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

- Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как отно­сится группа к этому явлению?

По одному!

Цели:

- потренироваться в слаженной групповой работе над поставленной целью;

- развить умение участников концентрироваться на партнере;

- отработать навыки действия в недирективной среде;

- научиться распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совмест­ной деятельности.

Размер группы: оптимальное количество - 10-15 человек.

Ресурсы: не требуются.

Время: упражнение может занять от 15 минут и до 30-40 минут, в зависимости от успешности игро­ков и от запаса терпения команды.

Ход упражнения

Здесь предложено два варианта упражнения, кото­рые потребуют от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения.

Вариант 1

Участники садятся в круг.

Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры.

Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установле­ние игроками порядка входа в игру немедленно пре­секается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновре­менно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае счет возобновляется с единицы.

Партнеры должны проявить максимум собраннос­ти и эмпатичности, чтобы предугадать действия дру­гих участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками. Нередко (через небольшое время после начала игры и после серии неудач) в группе начинает возникать напряжение между игроками. Это сопровождается взаимными обвинениями, кото­рые потом важно отследить во время подведения итогов игры. Как правило, в этих обвинениях мало реальных просчетов того или иного игрока, скорее это "выпуск пара", прорывающееся наружу раздра­жение от коллективного неуспеха.

Итак, прошло немало времени, пока вы трениро­вались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!

Вариант 2

Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку 10-12 до­бровольцев. (Упражнение эффективно при 10-15 участниках. При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем - задание становится легко выполнимым.)

Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находить­ся в движении, совершая короткие сольные перехо­ды, то замирать на месте... Что здесь сложного? Сложность заключается в том, что, как и в вариан­те со счетом, в этой модификации задания сущест­вуют жесткие и не столь простые для выполнения правила:

- начинать движение по площадке и совершать переход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участников приводят к их проигрышу и выхо­ду из игры;

- каждый сольный переход продолжается не бо­лее 10 секунд. Каждый из игроков в ходе игры мо­жет совершить любое количество переходов;

- только когда предыдущий игрок остановился, следующий может начать движение (опять-таки - не дольше 10 с);

- паузы между переходами не могут превышать трех секунд. Значит, если по счету "три" ведущего ни один из участников не начал движение, вся ко­манда считается проигравшей.

Есть вопросы? Всем понятны правила? Желаю успеха!

 

Машина

Цели: потренировать разнообразные умения: спон­танность, работу с партнером, ощущение ритма, пла­стичность, выразительность тела.

Размер группы: не менее 5-7 человек.

Ресурсы: не требуются.

Время: от 5 до 20 минут, в зависимости от жела­ния тренера и группы.

Ход упражнения

Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам вы­ходить на упражнение из строя либо по очереди, ли­бо по желанию - в зависимости от готовности. Но так или иначе оговариваем темп упражнения: пау­за между участниками не должна превышать трех-пяти секунд.

Смысл задания в выполнении простого алгоритмизованного действия. К движению можно добавлять звук.

Первый участник начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникала какая-то взаи­мосвязь: отрицание, или причинно-следственная, или эмоционально-действенная оценка происшедше­го. Третий, оценив за время короткой паузы проис­ходящее, добавляет к существующему уже механиз­му свое новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла... Так от игрока к игроку работа "машины" становит­ся все более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к уп­ражнению.

Если "машина" работала ритмично, слаженно, бес­перебойно, если была достигнута логическая согласо­ванность действий каждого партнера с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую разверну­тую сцену.

Сказка втроем

Цели:

- потренироваться в партнерском взаимодействии;

- способствовать развитию спонтанности и творче­ских возможностей участников тренинга;

- улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сокра­тить дистанцию в общении.

Размер группы: не играет роли. Каждый раз в уп­ражнении будет участвовать не более трех человек.

Ресурсы: один стул.

Время: в зависимости от состава группы. Каждая тройка участников работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Общее время упражнения будет зави­сеть от количества таких троек.

Ход упражнения

- Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполня­ет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Вто­рой участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он бу­дет имитировать роль рассказчика. Его руки зало­жены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут исполнять руки тре­тьего игрока. Для этого он должен встать на коле­ни прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказ­чика.

Именно иллюзия того, что сказку рассказывает си­дящий на стуле игрок голосом первого игрока и ру­ками третьего, является доказательством успешнос­ти упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Завершение: обсуждение упражнения.

- Что представляло для вас трудность в задании?

- Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете приме­нить за границами тренинговой группы - на работе, в семье, при общении с людьми?

- Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой ли­дерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?

Лабиринт

Цели:

- дать возможность участникам тренинга про­явить лидерские качества;

- обсудить и проверить на практике эффектив­ность методов передачи и восприятия информа­ции;

- укрепить межличностные отношения в группе путем создания модели, требующей ответствен­ности за партнера, умения сконцентрироваться на его проблемах, эмпатии;

- проработать в игровой форме возможности реак­ции на кризисную ситуацию, поведение в усло­виях неизвестности.

Размер группы: не важен, так как каждый раз в поле находятся два игрока.

Ресурсы: большая комната или любой материал для обозначения границ поля. Доска/флип-чарт для записи результатов.

Время: в зависимости от задач тренера и размеров группы. В среднем одна пара проходит лабиринт за две-три минуты.

Ход упражнения

На полу обозначается цветной клейкой лентой, чертится мелом, отмечается цепочкой из положен­ных стульев (или любым другим способом) марш­рут. Он представляет собой извилистую тропинку длиной четыре-шесть метров и шириной около мет­ра. Один из пары игроков начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза - он ведомый. Его задача - пройти по маршруту и не запутаться в ла­биринте. Ведущий дает словесные указания: влево, вправо, два шага в сторону и т.д., по выбору веду­щего игрока. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями парт­нера.

После того как ведомый преодолевает маршрут, его результат записывается на доске. Затем в паре участники меняются ролями, и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт. Опреде­ляется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу, ту, которая прошла маршрут в кратчайший срок.

- Итак, все разбились на пары и готовы к игре. Скажите, вы все уверены в своих силах? в надежно­сти партнеров? Бывало ли, что в состоянии напряже­ния вы теряли над собой контроль и забывали са­мые простые вещи? Например, все знают, где левая, правая стороны? как двигаться вперед и назад? По­кажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уве­рены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание участников:

- ведущий несет полную ответственность за ведо­мого. Он четко и вовремя предупреждает его о всех возможных опасностях и преградах;

- просьба ко всем без исключения участникам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях - ведущего и ведомого;

- задания зрителям: успех зависит и от вас. Со­блюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами на площадке. Обратите особое внимание на то, как изменяется у человека, проходящего лабиринт, язык тела и почему это происходит? Поход­ка, спина, руки расскажут вам немало о пережива­ниях героя. Запомните все эти детали до окончания игры!

Ну, а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам!

Закончилось путешествие по лабиринту. Объявля­ются итоги и победители.

Завершение: обсуждение игры.

- Что чувствовали участники? Что видели со сто­роны зрители?

- Кто запомнил и может продемонстрировать на площадке типичный язык тела проходящего лаби­ринт игрока? (Обращаем внимание на то, как изме­нилась пластика человека, лишенного возможности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве.)

После завершения обсуждения предлагаем раз­биться на пары или группы и даем очередное зада­ние.

- Придумайте и сыграйте сцену, в которой прой­денный вами лабиринт превратился в какую-то не­привычную, опасную, неизвестную по прошлому опы­ту территорию. Это может быть улица ночью, окра­ина незнакомого города, минное поле, подвесной мост над пропастью, канат над ареной цирка, тропинка через джунгли... Определите не только место дейст­вия, но и решите, кто он - ваш герой. Почему ока­зался в данном месте? Куда направляется, какова его цель?

Лото

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

- создать предпосылки для выявления лидерских качеств у участников группы;

- совершенствовать лидерские умения управлять группой.

Размер группы: не более 20 участников.

Ресурсы: 30 карточек из картона или пластика размером 20 х 20 см. На каждой - крупно число от 1 до 30.

Время: от 15 минут до получаса.

Ход игры

Сначала на полу класса (или на земле, асфальте, если играем на улице) обозначаем игровое поле -прямоугольник 2x3 метра. Внутри игрового поля в беспорядке раскладываем карточки вверх цифра­ми.

Задание группе следующее:

- как можно быстрее наступить ногой на ВСЕ кар­точки-числа от 1 до 30 ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ;

- сделать это таким образом, чтобы каждый раз в поле находился только один участник команды.

После того как задание объявлено, группе дается время обдумать и обсудить тактику игры. Когда время на обсуждение истекло, просим всю команду отойти на линию старта - приблизительно метрах в пяти от игрового поля. Тренер дает сигнал (свисток, хлопок), и лишь тогда команда приступает к игре. Тренер следит за правильностью действий и за со­блюдением законов игры. По окончании объявляет­ся время, затраченное на выполнение задания. Как правило, после этого команда требует переигровки, чтобы улучшить результат. Вновь даем ей время на обсуждение тактики, а затем игра начинается с сиг­нала тренера от линии старта.

Завершение: обмен впечатлениями и обсуждение итогов игры.

Орел или решка?

Цели:

- способствовать мобилизации внимания участни­ков на партнере, потренироваться в умении оп­ределять замыслы и тактику действий товарища по команде;

- интеграция группы за счет включенности в сов­местную командную деятельность;

- потренироваться в выработке немедленной так­тики поведения и принятия мгновенного реше­ния;

- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответст­венность за решение задачи, способность эффек­тивно работать и общаться с партнерами по ко­манде даже на рефлексивном уровне.

Размер группы: не играет роли. Ресурсы: по две монеты на каждую пару игроков, бумага для записи, ручки у каждого игрока. Время: 15-20 минут.

Ход игры

Вся команда рассаживается парами. Перед каж­дым - листок и ручка для записи результатов каж­дого тура игры.

Тренер раздает каждой паре по две монеты и объ­ясняет условия состязания. Игроки выбирают водя­щего. Тот, получив сигнал о готовности от партнера по игре, говорит: "Старт!" Сразу после этого оба иг­рока выкладывают на стол перед собой (можно – на пол, на ладонь, на стул) свою монету. Задача водя­щего - выложить монету той же стороной (орлом или решкой), что и соперник. Второй участник, на­оборот, выигрывает как раз тогда, когда обе монеты лежат различной стороной кверху. После каждого тура игроки записывают на своих листках результат и могут короткое время подумать о тактике следую­щего хода.

Игра идет до тех пор, пока кто-то из участников не наберет первым семь очков. (Как вариант, мож­но предложить ограниченное время игры - скажем, 15 минут, по истечении которых определяется побе­дитель, набравший за установленное время макси­мальное количество очков.)

Предыдущие упражнения проверяли умение участников тренинга принимать как групповые, так и индивидуальные решения. В принципе существует тенденция к минимализации ответственности за решение. В небольшой фирме или огромной компа­нии решение о значительной покупке, как правило, принимается коллегиально. То же мы видим и на семейном уровне. Можно видеть в этом воплощение стратегии со­трудничества, и это замечательно. Но не­редко за таким коллективным решением прячется страх персональной ответственно­сти. В случае промаха можно переложить часть вины на других, а следовательно, не выглядеть козлом отпущения в глазах се­мьи, коллег, начальства.

Мы неоднократно в ходе тренингов про­водили экспресс-опрос, позволяющий уз­нать, какие пункты участники определяют как помехи принятию решений.

Интересно, что чаще других появлялись следующие:

- нехватка информации, необходимой для эффективного решения;

- страх ответственности (не только ошиб­ка, ведущая к наказанию, называется рес­пондентами, но и страх "потерять лицо", проявить свою некомпетентность, оказаться смешным);

- боязнь ошибиться: авось при выборе альтернативного решения второй вариант был предпочтительнее;

- драма выбора среди многих возможных решений;

- цейтнот;

- прошлый неудачный опыт (скажем, уже "бросал курить", "садился на диету", "начинал заниматься спортом". Не удалось тогда, значит, и теперь не получится!);

- "Мое решение закрывает другие вари­анты, лишает меня возможности эмоцио­нально и интеллектуально прожить собы­тия, связанные с иным решением, которое было возможно";

- боязнь или неумение отстоять решение среди других людей (семьи, коллег, подчи­ненных, руководства).

Это лишь часть обычно встречающихся ответов. Каждый раз они, естественно, фор­мулируются различно, но суть похожа.

Я предлагаю тренеру провести подобный экспресс-опрос участников группы, обсудив затем пути преодоления названных барье­ров на пути к принятию решения.

Вдобавок можно озадачить группу следу­ющей дилеммой, связанной с процессом при­нятия решений.

На доске записываем:

Закон № 1. Решения нужно принимать быстро.

Закон № 2. "Семь раз отмерь, один от­режь!" Прежде чем решать, хорошенько проанализируй ситуацию, не торопись, не следуй первому порыву, дай решению отсто­яться.

Какой из этих законов верен? Чему сле­довать?

Скорее всего, в итоге группа придет к ре­шению, что скорость принятия решений за­висит:

— от ситуации (реанимация умирающе­го - покупка квартиры, затормозить автомо­биль - открыть бизнес);

— психофизики человека (по-видимому, холерик, сангвиник, флегматик или мелан­холик будут принимать решения в разном темпе);

— от отношения к важности проблемы (пустяк или судьбоносное решение).

Вполне возможно, что список этот вы сможете дополнить или изменить в процес­се групповой дискуссии.

 

Победа или поражение?

...но пораженья от победы ты сам не сможешь отличить.

Б. Пастернак

Цели:

- дать участникам тренинга пример лидерского влияния;

- рассмотреть на практике и проанализировать от­ветственность лидера за эффективность группы;

- научиться распознавать внутригрупповые про­блемы и блоки, мешающие нестандартному под­ходу к ситуации;

- обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования.

Размер группы: 10-25 участников.

Ресурсы: доска/флип-чарт, денежный взнос или призовой фонд, составленный из личного вклада дру­гого характера (конфеты, сувениры и т.д.).

Время: 20-25 минут.

Ход игры

Эта игра по форме - групповой вариант крести­ков-ноликов, по сути же - повод для рассмотрения философии соревнования-сотрудничества. Важно со­здать в команде атмосферу азартного состязания. Этому-то и служит призовой фонд. Составляем его из мелких денежных взносов участников, в случае невозможности денежного взноса заменяем его лю­бым другим физически ощутимым и зримым: кон­феты, сувениры, в самом крайнем случае — фанты, т. е. записки с заданиями, которые выполнят проиг­равшие.

Группа разбивается на две команды. (Если коли­чество игроков нечетное, то оставшийся не у дел иг­рок объявляется судьей и главным помощником тренера.) Тренер сам назначает на роли лидеров двух участников тренинга, которые в ходе работы проявляли темперамент и тягу к соперничеству. Ка­питаны получают от тренера символы власти: шля­пу лидера, повязку или какой-либо иной символ.

- Итак, команды сформированы, капитаны полу­чили символы власти, призовой фонд ждет победи­теля... В чем же суть игры? На доске начерчено по­ле 6 х 6 см для многоклеточных крестиков-ноли­ков. Всего 36 клеток, т. е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикаль­ных или горизонтальных цепочек крестиков или но­ликов, будет объявлена победителем и получит при­зовой фонд.

Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится три минуты. Если условия понятны, проведем жере­бьевку, чтобы определить, какая из команд начина­ет игру. (Жеребьевка)

Команды - на старт! Во главе колонны первой и второй команд становятся капитаны с мелком/фло­мастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут ме­лок/фломастер следующему в колонне. Условия иг­ры понятны?

Начали!

Завершение

Когда игра закончена, определяем победителя и вручаем ему приз. Затем начинается обсуждение.

- Каков максимальный результат, которого в иде­але может достигнуть команда? (Ответ: три ряда.) Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противника­ми, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперни­чество между командами сделали свое дело. Посему стоит обсудить с командой следующие вопросы:

- Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?

- Можно ли извлечь выигрыш из поражения?

- Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигры­шем?

- Вспомните и опишите ситуацию из своей жиз­ни, в результате которой по итогам соревнования/со­перничества/конфликта соотношения сторон было "win-win" или "1озе-1озе"("выигрыш-выигрыш"или "проигрыш-проигрыш").

- Вспомните поведение тренера в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фон­да, выбор капитанов - людей с развитым чувством честолюбия сказались на эмоциональном накале иг­ры и на том, что команды не задумались о возмож­ностях сотрудничества, а были сознательно брошены тренером в пучину азартного соревнования. Давайте обсудим возможности иных тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские функ­ции тренера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...