Сочинение текста по композиционной схеме
НАПИСАНИЕ СТАТЬИ ПО ГОТОВОЙ СХЕМЕ О РОСИНКЕ
1. Главное действующее лицо мальчик Саша, 10-11 лет от роду. 2. Начать статью: мальчик просыпается посреди ночи. Его разбудил сверчок. Размышляя, мальчик приходит к выводу, что дома тепло, как на бабушкиной печке, когда в семье мир и покой. Родители не ссорятся между собой и детей не ругают. Перепрыгивает мыслями к городским детям. В городе ритм жизни напряжённый, нервный, а для ребят — это плохо. Деревенские дети более спокойные. Крестьянская жизнь размеренная, неторопливая, связанная с работой на природе, поэтому более привольна, чем в каком-либо офисе. Саша делает вывод: он не хочет переезжать в город. А если пришлось бы жить там постоянно, попросил бы родителей записать его в клуб «Росинка». Рассказать о «Росинке».
ПЛАН СТАТЬИ
1. Её тема: душевное и телесное самочувствие. Как всегда быть в хорошем расположении духа? Что для этого нужно делать? 2. Основная мысль: в здоровом теле — здоровый дух! 3. Опорные слова: самочувствие, радость, улыбка, любовь, взаимопонимание. 4. Микротемы (смысловые части текста) а) Мальчику Саше приснился сон, видимо не очень приятный. Его разбудил сверчок. б) Он вспоминает лето. в) Переносится мыслями в город, где живёт его подруга Алёнка. г) Мальчик приезжает в город. Идёт в «Мозаику». Рассказ о клубе «Росинка».
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ
1. Первая микротема — завязка действия. Не проснись Саша посреди ночи и продолжать было бы не о чем. 2. Вторая микротома — развитие действия. Воспоминания о лете, заставляют мальчика сравнивать жизнь в городе и деревне, где он живёт. Он приходит к нелицеприятным выводам.
3. Третья микротема — кульминация. В деревне жизни спокойная. Но вот, в городе, люди часто подвергаются стрессам. Что делать? Нельзя же «замуроваться» в деревне? 4. Четвёртая микротема — завершение действия. Выход есть всегда! Приходите в «Мозаику» вместе с детьми! И ваше душевное равновесие обязательно восстановится. СОЧИНЕНИЕ ТЕКСТА ПО ГОТОВОЙ СХЕМЕ
1. ОПИСАНИЕ СЮЖЕТА
А) Главное действующее лицо – гусь. Б) Начать рассказ – девушка кормит на озере гуся. Гусь становится для геологов почти домашним животным. Его назвали Гошей. Когда приходит пора собираться домой, они сворачивают лагерь. Гоша проводил людей до самолёта. Девушка взяла гуся в Москву. Гоша попадает в зоопарк. Ему здесь нравится. Следующей весной – девушка и гусь вновь встречаются. Оба рады видеть друг друга.
2. План сочинения.
А) Тма сочинения: мы в ответе за тех кого приручили. Б) Основная мысль: нельзя бросать друзей на произвол судьбы. В) Опорные слова: гусь, геологи, девушка, палатки, Москва, зоопарк. Г) Смысловые части текста (микротемы): а. Гусь в палатке геологов б. Гоша в Москве в. Гусь в зоопарке г. Радостная встреча. Д) Название рассказа: “Вот так гусь!”
3. Составные части композиции
А) Завязка – девушка кормит на озере гуся. Гусь вместе с ней приковылял в лагерь геологов и остался здесь. Его назвали Гошей. Б) Развитие сюжета – вскоре геологи засобирались домой. Попрощались с гусем и ушли. Гоша, долго не думая, отправился им вслед. Девушка привезла гуся домой. В квартире ему не очень понравилось. Гоша попадает в зоопарк. В) Кульминация – гусь благополучно перезимовал в зоопарке. По весне, Гоша радуется солнцу, воде, теплу, зелёной траве. В зоопарк приходит девушка. Она и гусь сразу узнают друг друга! Г) Завершение истории – потом девушка много раз приходит в зоопарк. Они с Гошей долго гуляют по берегу.
4. Текст рассказа
ВОТ ТАК ГУСЬ!
Девушка бросала в озеро кусочки хлеба. Гусь подплывал к хлебу и быстро глотал его. Утром гусь вышел на берег. Девушка погладила птицу и направилась к палатке геологов. Гусь заковылял вслед. В палатке его накормили. Пошёл дождик, и гусь остался с геологами. Назвали его Гошей. Скоро все стали собираться домой. Сняли палатки, попрощались с гусем за лапку и пошли по тропинке к самолёту. Гоша вперевалку пошёл за маленьким отрядом. Девушка повезла Гошу домой. Через день геологи были в Москве. Два дня он гулял по квартире. Затем девушка повезла его в зоопарк. В зоопарке ему очень обрадовались. Девушка долго прощалась со своим питомцем. Прошла зима, наступила весна. Лёд на пруду растаял, и птиц пустили к воде. Гоша быстро плавал, радовался воде, солнцу. И однажды он услышал: “Гоша!” Гусь повернул голову и бросился к берегу. Девушка, целуя его голову, радостно приговаривала: “Гошенька, милый, хороший, узнал!” Не раз потом приходила девушка в зоопарк. Они долго гуляли на берегу. (По. В. Емельянову.)
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
Упражнение № 1
А) Составьте и запишите связный текст, используя ниже приведённые материалы. Составьте связный текст с помощью простых предложений. Озаглавьте его.
Для справок: по небу, утро, журчал ручей, в овраге, соловей, в поле, поднималось, песенка жаворонка, рожь, солнышко, заливался, слышалась, в воздухе, выше и выше, в кустах, было, чуть-чуть колыхалась, всё.
Б) Дополните полученный текст подходящими прилагательными.
Слова для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, голубом, золотистая, звонкая, студёный, яркое.
Упражнение № 2 КАБАНЁНОК ВАСЯ Утром Серёжа открыл сарай и крикнул кабанёнка Васю. Ему не так, как вчера, хотелось идти с ним на речку. Кто знает, как зверь будет себя там вести. Поначалу всё было хорошо. Серёжа шёл впереди, кабанёнок бежал за ним. На пути к речке – дубовая роща. Земля в ней изрыта. Вася завидел перекопанную землю, ринулся к ней, зарылся в неё длинною мордой. Он захрюкал, завилял хвостом. Время от времени он вытаскивал чёрную морду, перебегал на соседнее место и снова зарывался в землю. Серёжа звал его домой, но кабанёнок не обращал на него внимания. Мальчик не знал, что делать. Разве сбегать за мамой? По дороге домой Серёжа оглянулся, следом за ним мчался кабанёнок.
(По Е. Суровой)
1. Составьте план рассказа. 2. К каждому пункту плана выберите из текста по два-три предложения. Запишите их.
Упражнение № 3 1. Обозначьте смысловые части текста. 2. Составьте план рассказа. 3. Допишите рассказ по его началу. 4. Озаглавьте текст.
Был жаркий день. Недавно прошёл дождь. Кругом стояли лужи. Ребята выбежали во двор......... ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте. Разбейте текст на смысловые части (микротемы). Составьте композиционную схему рассказа.
ТЕКСТЫ
ТИХИЙ СНЕГ
Говорят о тишине: “Тише воды, ниже травы”. Но что может тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принёс тишину. Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую всё живое и мёртвое тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина. (М. М. Пришвин.)
ГРОЗА НАЧАЛАСЬ
Я стоял на вершине холма. Передо мной раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не было зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая. Солнце ещё светило, но там, за рожью, не слишком далеко синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Я глядел на синюю громаду, и смутно было на душе. Туча не двигалась. Она давила землю. И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно клочья, разорванные облака. Всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром. Запахло серой.
(По И. Тургеневу.)
Разделите рассказ на две части по следующему плану: 1) перед грозой; 2) гроза. Найдите глаголы, которые автор использовал, чтобы нарисовать картину сильной грозы.
2. ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ. Прочитайте. Спишите текст, поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Разделите текст на смысловые части (микротемы). Озаглавьте каждую из них. Составьте композиционную схему текста.
ОСЕНЬ
Ударили холодные утренники на некоторых кустах листву, как ножом, срезало с деревьев дождём сыплются листья бабочки, мухи жуки прячутся певчим перелётным птицам уже становится холодно они торопливо пробираются рощами и перелесками не жалуются на бескормицу только дрозды они стаями накинулись на гроздья спелой рябины В оголённом лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон песен в лесу больше не слышно. (В. Бианки)
СОЧИНЕНИЕ ТЕКСТА ПО КОМПОЗИЦИОННОЙ СХЕМЕ А. 1) Тема сочинения: выходной на природе. 2) Основная мысль – наблюдательность помогает в изучении окружающего мира. 3) Главный герой – мужчина средних лет. 4) Опорные слова – лес, тропа, озеро, лягушка, дочь, шорохи, выскочила. 5) Название сочинения: У озера. Б. План сочинения. 1) Начало. Полдень. Жарко и душно. Я иду по лесной тропе. Куда она выведет? 2) Развитие сюжета. Деревья расступились. Открылось небольшое озерко. Я подошёл к кромке воды. Замер. На камень вспрыгнула зелёная лягушка. Я стал наблюдать за ней. 3) Кульминация. За спиной раздалось едва слышное шуршание. Я напрягся. Лягушка тоже занервничала. Шум достиг апогея. Сбоку от меня раздвинулись кусты, и на берег выскочила моя дочь. Лягушка испугалась, прыгнула в воду. Озеро будто насторожилось. 4) Завершение истории. Наблюдать далее не представлялось возможным. Я умылся, и мы с дочкой направились в сторону сторожки лесника. В. Текст У озера Летний полдень. В лесу жарко и душно. Вёрткая, узкая тропа вела меня в неизвестное. Вдруг деревья расступились. Открылось небольшое озерко. Я подошёл к берегу. Замер. На плоский камень, у песчаной кромки, взобралась зелёная, блестящая лягушка. Я стал наблюдать. Вскоре за моей спиной раздались странные шорохи. Звуки быстро нарастали. Я напрягся. Шум достиг апогея. Сбоку от тропы кусты резко раздвинулись, и к озеру выскочила моя дочь. Лягушка испугалась и прыгнула в воду. Природа насторожилась. Продолжать наблюдения было бессмысленно. Я умыл лицо, и мы с Вероникой направились к сторожке лесника.
ТАБЛИЦА № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|