Проверка гипотез о равенстве генеральных дисперсий двух нормально распределенных генеральных совокупностей.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Такая задача на практике возникает при необходимости сравнить точность двух приборов или методик исследования. Дисперсия характеризует разброс значений признака относительно генеральной средней. Чем меньше разброс результатов измерений, тем более точен прибор или метод. Применяется F-критерий Фишера - Снедекора. В качестве критерия используется случайная величина · · Порядок проверки гипотезы: 1) выдвигаем гипотезы: 2) вычисляем наблюдаемое значение критерия: 3) по таблице критических точек находим 4) сравниваем Если Если Если в исследовании необходимо доказать, что одна из дисперсий больше другой, то гипотезы выдвигаются следующим образом:
Замечание:
Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних нормально распределенных генеральных совокупностей. Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних имеет важное практическое значение. Часто возникает ситуация, когда средний результат одной серии испытаний отличается от среднего результата другой серии испытаний. Возникает вопрос, можно ли различие средних объяснить случайной ошибкой эксперимента или оно обусловлено некоторыми закономерностями, воздействием некоторого фактора. Проверка данной гипотезы осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента. Критерий используется чаще всего в том случае, когда нужно проверить влияние какого-либо фактора на исследуемую величину. ü Если различие между выборочными средними статистически значимо, то фактор оказывает влияние на исследуемую величину. ü Если различие между средними незначимо, то фактор не оказывает влияния на исследуемую величину, различие между выборочными средними обусловлено воздействием случайных причин. Применение t-критерия Стьюдента возможно как для зависимых, так и для независимых выборок. Две независимые выборки. В этом случае используется t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Проверка гипотезы осуществляется следующим образом: 1) выдвигаем гипотезы: 2) вычисляем наблюдаемое значение критерия по формуле:
3) по таблице критических точек распределения Стьюдента (двусторонняя критическая область) находим 4) сравниваем Если
Если
Замечание:
Две зависимые выборки. В этом случае используется t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
В зависимых выборках сравнение величин Проверка гипотезы осуществляется следующим образом: 1) выдвигаем гипотезы: 2) вычисляем наблюдаемое значение критерия по формуле: 3) по таблице критических точек распределения Стьюдента (двусторонняя критическая область) находим 4) сравниваем Если Если Замечание:
Задача 1. Изучалось влияние тренировок на скорость сенсомоторной реакции спортсменов (в миллисекундах). Для этого случайным образом было отобрано 10 спортсменов. В таблице приведены значения изучаемого показателя до проведения тренировок и после них:
Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Можно ли утверждать, что тренировки оказывают влияние на скорость сенсомоторной реакции спортсменов? Решение: Так как выборки зависимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, решим задачу с помощью t – критерия Стьюдента для зависимых выборок. 1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим
Вычислим числовые характеристики выборки:
2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних. а) выдвигаем гипотезы: б) наблюдаемое значение критерия: в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (двусторонняя критическая область) находим г) Вывод: При Задача 2. Изучалось влияние нового железосодержащего препарата на уровень гемоглобина при железодефицитной анемии. Контрольную группу составили пациенты, получавшие традиционный препарат, опытную – получавшие новый препарат. Результаты приведены в таблице.
Можно ли при Решение: Так как выборки независимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, применим t-критерий Стьюдента для независимых выборок. 1 этап. Предварительная статистическая обработка данных.
2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий. а) выдвигаем гипотезы:
б) наблюдаемое значение критерия:
в) по таблице критических точек находим
г) 3 этап. Проверим гипотезу о равенстве генеральных средних. а) выдвигаем гипотезы:
б) наблюдаемое значение критерия:
в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (односторонняя критическая область) находим
г) Вывод: При
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|