Развитие малого предпринимательства
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Сейчас экономическая ситуация вполне стабильна, но кто же в наше время может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации (взять, к примеру, наше сельское хозяйство). И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения. Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России. ДЛЯ НАЧАЛА НЕМНОГО СТАТИСТИКИ. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято более 50% всего населения, Японию с ее 70% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится около 40% чистого дохода, а в Японии 50% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ. Развитие малого предпринимательства
Для 1991-1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) - с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов. Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической и торговой деятельностью. Процесс же образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.
С 1992 года происходит свертывание кооперативного движения и постепенная его трансформация в другие формы. На их базе в последующем были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия. Им были запрещены многие формы деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам (разрешена покупка только в розничной торговле, высокие коэффициенты к ценам и т.п.). На следующем этапе с 1993-1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. В 1993 году были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. На начало 1993г. действовало чуть больше 300 тыс., что малое предпринимательство еще не сформировалось. С 1995 по 1998 год практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность. Проводимая правительством страны политика умеренно жестокой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993-1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. - 103,7%. В первом квартале 1995 года впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.
Как было сказано выше, после 1998 года количество малых предприятий сократилось из-за охватившего Россию кризиса. Падение рубля привел к неимоверно возросшим ценам. Многие предприятия, занимающиеся торговлей, просто разорились, выдержали только те, кто смог вовремя подготовиться к кризису, а так же производственные предприятия. Для наглядного примера перейдем к графику динамики малых предприятий за 1999-2006 г.
Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1998 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода: 1) Период спада (1998 – 2001 гг.), 2) Период подъема (2002 – 2006 гг.). Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема. Эконометрический анализ динамики позволяет получить достаточно точные количественные оценки и, в частности, обосновать указанное выделение двух периодов в развитии малого предпринимательства.
Чтобы отследить полную картину развития малого предпринимательства построим график занятости населения а малом бизнесе. Совершенно четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что были получены на основе данных количества малых предприятий. 1) Период «спада» (1998 – 2001 гг.), 2) Период подъема (2002 – 2006 гг.). При этом, однако, стоит отметить, что по отношению к численности занятых на малых предприятиях для периода 1998 – 2001 гг. характерен не спад, а стабильность (стагнация) с незначительными сезонными колебаниями. Сезонность данного показателя также четко прослеживается на всем рассматриваемом временном промежутке, однако ее характер существенно отличается от сезонности количества малых предприятий. Количество работников малых предприятий неизменно растет в течение каждого года, что в высокой степени обусловлено сезонностью спроса на продукцию малых предприятий (в силу производного характера спроса на труд). Известно, что значительная доля малых предприятий занято в сферах производства потребительских товаров и оптовой и розничной торговли, спрос на продукцию которых в начале года традиционно является низким, а затем растет по мере приближения конца года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|