Инфрастуктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Основные положения государственной поддержки малого предпринимательства сформулированы в законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отдельные положения данного закона были конкретизированы в Указе Президента от 4 апреля 1996 г. №491 «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были не только приведены основные направления работы по поддержке малого бизнеса, но и предусматривалось выделение конкретных финансовых средств. В частности, намечалось перечислить в 1996 г 150 млн. руб. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами малого предпринимательства. К сожалению, в связи тяжелым финансовым положением в стране действие данного указа было приостановлено с 1 сентября 1996 г. Одной из форм поддержки малого предпринимательства являются: создание фондов поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях; создание обществ взаимного кредитования; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; привлечение малого бизнеса к производству продукции и товаров для государственных нужд и др. Фонды поддержки малого предпринимательства Большую роль призваны сыграть фонды поддержки малого предпринимательства. Это некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д. Эти фонды имеют право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, сто функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения. В целом, фонды должны стать мощным рычагом в развитии малого бизнеса, оказывая ему всевозможную поддержку. Общества взаимного кредитования Другой структурой, признанной оказывать финансовую помощь, являются общества взаимного кредитования малого предпринимательства. Эти общества создаются на основе денежных вкладов участников малого бизнеса и предоставляют своим членам, как правило, беспроцентные ссуды. Важным преимуществом обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации. Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками. Поддержка в области кредитования и страхования Статья 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством российской Федерации и ее субъектов.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Финансирование программ поддержки малого бизнеса Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счет других источников. Объем ежегодно выделяемых обязательных средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правительство РФ, органы государственной исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Эта обязанность декларирована не только в законе, но конкретизирована в постановлении Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «» О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов государственных нужд».
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства. К сожалению, большинство мер поддержки малого предпринимательства пока только декларированы, но не получили практической реализации. Малый бизнес в решении проблемы занятости Роль малого предпринимательства в экономике во многом определяется численностью занятых работников, возможность создания дополнительных рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. на малых предприятиях всех отраслей экономики и всех форм собственности среднесписочная численность занятых составила 8944,8 тыс. чел., в том числе в промышленности – 2589,7 тыс. (29% от общей численности); в строительстве – 2624,4 тыс. (29,3%); в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках – 2337 тыс. (26,1%). По отношению к занятому населению в отраслях экономики страны численность работников малых предприятий в 1995 г. (по расчетам) составила: в экономике страны – 13,3 %, в том числе в промышленности – 15,1 %; в строительстве – 40,4%; в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках – 36,0%; в науке и научном обслуживании – 10,1 %. Если в целом в экономике страны численность занятого населения в 1995 г. по сравнению с 1992 г. уменьшилась почти на 5 млн. чел., то численность занятых на малых предприятиях возросла с 5,44 млн. чел. в 1991 г. до 9 млн. чел. в 1995 г., а с учетом зарегистрированных индивидуальных предпринимателей общая численность граждан, занятых малым предпринимательством, составляет около 12 млн. чел.
В 1995 г. по сравнению с 1991 г. число занятых на предприятиях малого предпринимательства увеличилось в 1,3 раза, а в науке и научном обслуживании – 1,7 раза. В торговле и общественном питании – 1,8 раза, особенно быстрыми темпами росла численность в обще коммерческой деятельности. Однако по количеству малых и средних предприятий на 1000 жителей по сравнению с высоко развитыми странами Россия состоит на последнем месте. Так, в США занято на предприятиях малого и среднего предпринимательства 70,2 млн. чел., в странах ЕС – 68 млн., в ФРГ – 18,5 млн., в Италии – 16,8 млн. во Франции – 15,2 млн., в Японии – 39,5 млн. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет (в %): Великобритания – 50-54; Германия – 50-53; Италия – 57-60; Франция – 55-62; страны ЕС – 67/63; США – 50-52; Япония – 52-55; Россия – 10-11. Заключение Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров, бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка; неплатежеспособность партнеров; клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей; офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.
Список литературы 1. «Малые предприятия». - 2-е изд., перераб. и доп. Прилуцкий Л.Н - М.: Издательство «Ось-89», 1998 г. – 192 с. 2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА- М, 1997. – 320 с.
Приложение 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|