Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя среда организации.

Школа новых человеческих отношений

 

В 60-е годы Дуглас Макгрегор создал теории «X» и «У», описывающие подходы к управлению персоналом организаций с учетом менталитета, т.е. сложившихся традиций и национальных ценностей европейского (американского) управления, как утверждение приоритета контролирующего менеджера, или японского менеджмента, как принцип распределения ответственности. В дальнейшем У. Оучи в теории «Z» попытался найти компромиссный вариант.

А. Маслоу – разработал иерархию человеческих потребностей, постепенное удовлетворение которых, должно привести к максимальной самореализации личности работника.

 

Период – информационный (с 1960 г. по наст. время)

Количественная школа – применение математического моделированияпроизводственных процессов в практике управления. Этому способствовала компьютеризация и информатизация общества.

Школа социального подхода к управлению. Повышение неопределенности в управлении обусловлено не только социальными процессами, но в еще большей мере – глобальными процессами развития мировой науки технологий, международной торговли. Поэтому появилась необходимость долгосрочного планирования, а также и стратегического менеджмента, что связано с именем Игоря Ансоффа (1965). Кроме того, неопределенность породила ситуационный подход к управлению (1967) и к учету складывающейся конкуренции, теорию которой создал Майкл Портер (1980).

Развитие менеджмента в России

 

Развитие отечественного менеджмента началось в 17 в. при объединении областей, земель и княжеств, когда появился единый общенациональный рынок. Управление в России развивалось только на государственном уровне многие века.

А.Л. Ордин-Нашокин (1605–1680 гг.) – попытался ввести городское самоуправление в западных городах России. Он первым поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Петр 1. Многое сделал для развития управления в России, прежде всего, это:

  • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленного производства;
  • содействие развитию сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация внешней и внутренней торговли.

Интересны идеи И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.). Он считал, что богатства бывают вещественные и невещественные. К вещественным богатствам относятся казна и народ, а невещественное богатство – эффективное управление страной и справедливые законы.

Екатерина 2. (вторая половина 18 в.), реформы связаны с просвещением страны.

Александр 1. В 1801 г. учредил Министерства, которые построил на началах личной власти и ответственности.

М.М. Сперанский (1772–1839) – провозгласил конституционную монархию, опирающуюся на силу закона. Систему власти предлагал разделить на 3 части:

· законодательную;

· исполнительную;

· судебную.

А.С. Столыпин настаивал на децентрализации власти в России. Однако, его реформы. Рассчитанные на 20 лет не реализовались, в связи со сменой государственного строя в 1917 году.

После революции 1917 года активно стали развиваться идеи научного менеджмента. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева посвящены способам повышения производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления.

А.А. Богданов (1873-1928) – политический деятель, философ и экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии. Основной труд – «Всеобщая организационная наука» (1913-1917).

А.К. Гастев (1882-1938) – русский ученый и поэт. Проповедник научной организации труда (НОТ). Организатор (1920) и директор Центрального Института Труда (ЦИТ). Труды по рациональной организации и культуре труда: «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929) и др. Некоторые его идеи были впоследствии развиты в разделе науки об управлении – кибернетике.

Советский период управления имел следующие черты:

· введение рабочего контроля за производством;

· создание Высшего совета народного хозяйства;

· образование местных органов самоуправления.

90-е годы ХХ века ознаменовались полным крахом административно-планового ведения хозяйствования и переходом к рыночным отношениям.

 

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации

 

Внешняя среда организации.

Важнейшим вкладом системно­го подхода в науку управления явилось представление о значе­нии внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, которое появилось в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил теорию систем.

Первая проблема, с которой сталкивается исследователь, желающий исходить из принципа открытых систем, — определе­ние внешней среды. В конце концов, мир велик, и было бы пус­той тратой сил пытаться учесть все факторы. Руководство, оче­видно, должно ограничить учет внешнего окружения только те­ми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Один из способов определения окружения и об­легчения учета его влияния на организацию состоит в разделе­нии внешних факторов на:

1) среду прямого воздействия

2) среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые не­посредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факто­рам следует отнести

1) поставщики,

2) трудовые ресурсы,

3) законы и учреждения государственного регулирования,

4) потребители

5) конкуренты.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:

1) политические

2) социокультурные факторы,

3) состояние экономики,

4) международные события,

5) научно-технический прогресс.

К характеристикам внешней среды относятся:

1) взаимосвя­занность факторов,

2) сложность,

3) подвижность,

4) неопределенность.

 

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменения одного фактора воздействует на дру­гие факторы. Так же как изменение одного фактора прямого воздействия (любой внутренней переменной) может сказываться на других, изменение одного фактора косвенного воздействия может обусловливать изменение других.

Взаимосвязанность различных факторов внешней среды превращает среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно, они должны исходить из того, что все они взаимосвязаны и подвержены изменениям.

Под сложностью внешней среды понимается число факто­ров, на которые организация обязана реагировать, а также уро­вень вариантности каждого из них. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реаги­ровать, в условиях, когда на нее влияют государственные поста­новления, несколько заинтересованных групп, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то мож­но утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная дейст­виями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и проводящая постепенное изменение технологии.

Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Неопределенность внешней среды является функцией коли­чества информации, которой располагает организация (или ли­цо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверен­ности в этой информации. Если информации мало или есть со­мнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда органи­заций, действующих на международном уровне, отличается по­вышенной сложностью, что обусловлено уникальной совокуп­ностью факторов, характеризующих каждую страну.

 

1. Внешняя среда организации прямого воздействия. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как пря­мого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет по­нятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов, трудовых ресурсов.

Поставщики. С точки зрения системного подхода, органи­зация - это механизм преобразования входов в выходы. Основ­ные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставками ресурсов, требуемых организации для ведения бизнеса и занимаются поставщи­ки. Многие организации зависят от непрерывного притока ма­териалов. Однако для роста и процветания им нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько:

1) банки,

2) программы федеральных учреждений по предоставлению займов,

3) акционеры

4) частные лица, акцептую­щие векселя организации или покупатели ее облигаций.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов госу­дарственного регулирования, т.е. принудительного выполнения законов в сферах компетентности этих органов, а также требо­вания, зачастую также имеющие силу закона.

Потребители. Многие разделяют точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно кото­рой единственная подлинная цель организации — создать потре­бителя, поскольку оправдание существования и ее выживание зависят от способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы.

Конкуренты. Конкуренты есть внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Этот термин используется для обозначения лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперни­чающих в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагаю­щая совокупностью физических и духовных способностей, необ­ходимых для участия в процессе труда. Они представляют собой численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методоло­гии, принятой в России, к трудовым ресурсам относятся мужчи­ны в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и мо­ложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры). Трудовые ре­сурсы делятся на

1) активные, включающие лиц, непосредственно занятых в общественном производстве,

2) потенциальные, вклю­чающие учащихся с отрывом от производства и занятых в до­машнем хозяйстве.

Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. Трудовые ресурсы России составляют около 50% от общей численности населения страны. В западной экономической науке нет единого подхода к опреде­лению трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистиче­ских изданиях стран с рыночной экономикой, а также в между­народной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике данной категории.

Наличие трудовых ресурсов в регионе влияет на организа­цию, уровень оплаты труда, бюджет.

 

2. Внешняя среда организации косвенного воздействия. Факто­ры среды косвенного воздействия обычно не влияют на опера­ции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия, тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К факторам среды косвенного воздействия относятся

1) технология,

2) состояние экономики,

3) социокультурные и политические факторы,

4) взаимоотношения с местными сообществами.

Технология — совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элемен­ты преобразуются в выходящие; она охватывает машины, меха­низмы и инструменты, навыки и знания. Являясь внутренней переменной, она одновременно выступает внешним фактором большого значения.

Состояние экономики. Руководство должно уметь предви­деть, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Социокультурные факторы. Любая организация функциони­рует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому со­циально-культурные факторы, в числе которых преобладают уста­новки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителя особое значение. Другой элемент политической обстановки — группы особых ин­тересов и лоббисты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...