Смысл названия романа. Своеобразие романа.
«Отцы и дети» - ценности отцов и детей – вечный неразрешимый конфликт – общие идеалы – общие ценности. «Социально-историческое и общечеловеческое в заглавии романа; противоборство барской и демократической России, эпохи уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени младого незнакомого» - основа конфликта в романе И.С. Тургенева» Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов). Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе «Отцы и дети», который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» - «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции. Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения - «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений (а для XIX в. таким потрясением оказалось Восстание декабристов) такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жёстко и жестоко, и результаты бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять. И в романе Тургенева, человека либерального по политическим взглядам, отца для 60-ых годов, показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., каковы они, можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?
«Я попытался представить конфликт двух поколений», - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру (строение, взаимосвязь частей целого) романа. В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов. В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы, проникнутого горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России, чуткий художник подметил это рождение героя нового времени и попытался изобразить его в своём романе. Роман начинается с предыстории Николая Петровича Кирсанова. Какова роль точных дат, указанных в этой предыстории? - Какими предстают перед читателями романа встретившиеся отец (Николай Петрович) и сын (Аркадий) во время первой романной встречи?
Глава 1. Сентиментальная лексика с бытовыми подробностями. Нетерпеливое и тревожное ожидание приезда сына как исходная тема романа. За Николая Петровича уже говорит одно то, как он ждет приезда сына. Он прождал Аркадия на постоялом дворе около пяти часов. И все это время неотступно размышлял о нем. «Сын... кандидат... Аркаша», — беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли». Тарантаса еще не было видно, но «его ухо уже ловило стук приближающихся колес». Заслышав их, Николай Петрович «вскочил и устремил глаза вдоль дороги». А когда «мелькнул» «знакомый очерк дорогого лица», отец не выдержал: «закричал», «побежал», «замахал руками». Он ластился к сыну, «умиленно» улыбался, суетился, с готовностью жал руку его «доброму приятелю». Уже в коляске по дороге домой Николай Петрович то и дело потрагивал Аркадия «то по плечу, то по колену», как бы не веря, что видит его перед собой. «Наконец!» — это слово, дважды им произнесенное, свидетельство того, с каким нетерпением он ожидал сегодняшнюю встречу. И даже то, что отец всего лишь «тихонько засмеялся» в ответ на звонкий поцелуй сына, как нельзя лучше передает силу переполнявших его чувств. Глава II. Однако уже через некоторое время Николай Петрович, как будто встревоженный чем-то в поведении Аркадия, начнет посматривать на него «сбоку». Это произойдет в тот момент, когда сын, словно застеснявшись собственного восторга от увиденных родных мест, вдруг неожиданно умолкнет и следом жестко оборвет не менее восторженные размышления отца относительно особого отношения человека к родине: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился. — Однако... — Нет, это совершенно все равно». А еще через «полверсты» в тоне Аркадия появится некоторая развязность и та самая «снисходительная нежность» по отношению «к доброму и мягкому отцу», от которой Николай Петрович, чутко улавливающий перемены в сыне, испытает «внутреннее смущение». Слушая покровительственные замечания Аркадия в свой адрес («Помилуй, палаша... как тебе не совестно»; «Полно, папаша, полно, сделай одолжение!..»), Кирсанов переживает нечто сродни боли или обиды («что-то кольнуло его в сердце»), возможно, сознавая всю неловкость возникшей ситуации. Однако «он тут же обвинил себя» наверняка в недостойном отца поведении, которого в первую очередь должна отличать жизненная мудрость, а стало быть, неспешность выводов.
И все же Николаю Петровичу становится больно, когда он сталкивается с какой-то душевной глухотой Аркадия. Несомненно, его ранит сыновняя бестактность в отношении Фенечки. А молодой Кирсанов словно не замечает нервных жестов, неожиданных речевых пауз Николая Петровича, приступающего к рассказу о переменах в Марьине; не вслушивается в то, о чем говорит взрослый мужчина ему, юноше, и не задумывается, насколько трудно вести подобный откровенный разговор отцу с сыном («Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...»). Можно представить, как растерялся Кирсанов, столкнувшись с ответной реакцией на свои сбивчивые от «внутреннего смущения» слова: «Фенечка? — развязно спросил Аркадий». Хотя наверняка он тут же оправдывает сына в отношении себя его молодостью. В эту встречу Николаю Петровичу предстоит столкнуться с драматическим для его отцовского сознания знанием — непреложностью отпадения детей, выбора ими своего собственного, независимого от отцов пути. Это происходит хотя бы потому, что отцы и дети находятся в разных временных координатах и соответственно по-разному ощущают течение времени. Детям хочется поспевать за стремительным бегом времени. Они счастливы, приветствуя каждый новый день, новый год, приносящие им свежие впечатления, обостряющие неповторимость мгновений жизни. Вот почему Аркадию так радостно наблюдать весеннее обновление мира, когда «все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось... под тихим дыханием теплого ветра, все — деревья, кусты и травы», ему нравится вслушиваться в заливающиеся голоса птиц, дышать воздухом «чудного дня»... И ему абсолютно невдомек, что весна может ассоциироваться с грустью «об увядании наших лет, / Которым возрожденья нет». А потому он абсолютно закрыт для пушкинской и отцовской весенней меланхолии, сопряженной с памятью об «иной, старой весне», не покидающей сердце человека. В результате сын оказался не способен разделить мысли и чувства отца, умолкнувшего на полуслове. Мы становимся свидетелями драматической ситуации, в которой оказывается Николай Петрович, осознающий свое одиночество подле своего мальчика. Однако он не позволит себе обидеться на Аркадия. Напротив, его бескорыстная, самоотверженная любовь — единственный залог на гармонию во взаимоотношениях с повзрослевшим сыном.
2.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889)
Минаев Дмитрий Дмитриевич Отцы иль дети?
Мы проводили как умели И мы воскликнули в задоре: В его лицо вглядитесь строже: А что за нравственность! О боги!
Свое воспитывая тело, Вот старой прессы представитель. Он в красоте лишь видит формы, Как циник самый образцовый, Кто ж нам милей: старик Кирсанов, Ответ готов: ведь мы недаром
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|