Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен общественного мнения.

Лекция. 16. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

 

Структурные элементы общественного мнения. Общественное мнение отражает реальное состояние общест­венного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп. В общественном мнении проявляется кон­кретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание - это совокупность теорий, идей, взглядов, отра­жающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. В структуре общественного сознания вы­деляют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, рели­гию, философию, экологию, экономику и т.д. Эти формы отличаются друг от друга всего своим предметом, каждая отражает определенную сторону действительности.

Однако общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т.д. Общественное мнение - это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях. Отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью, стабильностью. Эти качества зависят его объекта и субъекта общественного мнения. Объект общественного мнения - это конкретные яв­ления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности.

Бесконечное многообразие событий, фактов, явлений общест­венной жизни, исторический процесс развития общества порож­дает и многообразие человеческих суждений. В итоге общественное мнение по своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сама жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс матери­ального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров и т.д.

Его воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда. На его важностьуказы­вал Н.Макиавелли в своем произведении «Государь», политический деятель Дж.Солсбери. Ф.Гегель выделил в нем целый ряд структурных элементов: 1) условия существования общественного мнения; 2) объект (содержание) общественного мнения; 3) носитель общественного мнения; 4) характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения; 5) соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

Исследование объекта общественного мнения, как считает про­фессор Б.А.Грушин, следует вести с таких позиций: 1) анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем действительности; 2) выделение некоторых формальных критериев, в силу которых то или иное явление независимо от его кон­кретного содержания становится объектом общественного мнения.

Факторы возникновения общественного мнения. Важнейшими факторами являются социальные интересы людей. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практиче­ское значение, затрагивающая существенные интересы людей (эко­номические, политические, духовные). Таково первое условие форми­рования общественного мнения.

Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагиваю­щего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, кото­рые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общест­венного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискусси­онный характер. Даже типично метафизический подход к обсуждаемой проблеме по принципу «да или нет» порождает различные варианты ответов или путей достижения цели.

Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения — уровне компетентности. Если человек незна­ком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вари­ант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.

Механизм формирования общественного мнения изучен еще сла­бо. Безусловно то, что выработка общих мнений предполагает борьбу индивидуальных. Если же общее мнение сформировалось по обще­значимым, актуальным и типичным для данного общества вопросам, то оно, приобретая инвариантные черты, выступает как общее мне­ние, ибо является выражением социального целого. Но дело не толь­ко в масштабе проблем, по которым формируется общественное мне­ние, но и в том, как, с каких позиций вырабатывается сначала кол­лективное, групповое, а затем межгрупповое суждение, отношение к тем или иным социальным проблемам.

 

2. Структура, сущность и содержание общественного мнения.

Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса структура, сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения:

1) общественное мнение есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыс­лительной деятельности людей;

2) критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взгля­дов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т.д. Об­щественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики

16. Общественное мнение: механизм формирования 387

нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение;

4) общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практиче­скую деятельность. Выступая в качестве регулирующей силы, оно относится к активной, т.е. овладевшей массами, части обществен­ного сознания. Общественное мнение в этом случае не только от­ражает определенный уровень знаний людей по тому или иному во­просу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выра­жается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5) общественное мнение представляет собой специфический про­дукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивели­рованных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Образование общественного мнения подчиняется правилу нели­нейного сложения (отдельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.).

При решении проблемы субъекта общественного мнения необхо­димо различать понятия субъект и выразитель общественного мнения. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы лю­дей. Что касается субъекта общественного мнения, то в данном каче­стве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. Средства массовой информации — газеты, ра­дио, телевидение — могучие рычаги формирования и выражения об­щественного мнения.

Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям «со­циальный интерес», «дискуссионность», «компетентность». А его вы­разители — классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как:

• индивидуальное;

• групповое, или общее;

• мнение общественности, или общественное. Общественное мнение не может существовать вне системы эко­номических, социально-политических, идейно-нравственных отно­шений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, име­ют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что общественное мнение имеет свои корни в ^социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях; это

388 ____ II Общественная система и ее структурные элементы

не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начи­нает стареть, как'только начинает стареть вызывающий его способ про­изводства»'

„ Основной базой для получения эмпирических дан-

" ных при изучении общественного мнения является общественного о^рй^ик От качества его подготовки во многом за- мнения висит объективность исследования Еще в 40-е годы

XX в крупный специалист по изучению обществен­ного мнения Дж Гэллап (р 1908) (США) для совершенствования ме­тодики изучения общественного мнения разработал так называемый пятимерный план Он совершенно справедливо утверждал, что самым ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов (Не зря говорят каков вопрос — таков ответ) По мнению Гэллапа, «ничто не является столь трудным и столь важным, как выбор и фор­мулировка вопросов» В недостаточно квалифицированных опросах чаще всего встречаются следующие ошибки

1) вопросы задаются людям, которые не владеют информацией по изучаемой теме, не имеют представления о предмете разговора,

2) интервьюер не обращает внимания на такие тонкости кто вы­носит суждения «с ходу», а кто взвешивает все «за» и «против» а уже потом высказывает свое мнение,

3) вопросы сформулированы таким образом, что респонденты вкладывают в ответы различный смысл, так как один и тот же вопрос различными людьми понимается по-разному,

4) интервьюеры-профессионалы, а особенно журналисты, делают упор на дихотомические ответы «да» или «нет» Но на многие слож­ные вопросы нельзя отвечать однозначно В мире нет ничего, что можно трактовать только в черном или белом цвете Даже белый цвет содержит, как известно, семь оттенков цветов,

5) опрашивающий часто игнорирует мотив респондента, почему тот придерживается того или иного мнения,

6) интервьюеры не всегда в ладах с психологией и потому не мо­гут оценить интенсивность выраженного мнения

Пятимерный план Гэллапа помогал свести до минимума отмечен­ные недостатки В нем предусматривалось исследование пяти аспек­тов, связанных с изучением общественного мнения

1) знание предмета разговора опрашиваемым,

2) его общие взгляды, социальная, политическая ориентация,

3) причины, почему респондент придерживается этих взглядов,

' Плеханов I'В Избр философ произв — М, 1956 — Т 2 — С 178

16. Общественное мнение: механизм формирования • 389

4) его взгляды по специфическим аспектам темы разговора (про­блемы);

5) интенсивность выраженного мнения. В институте Гэллапа всегда использовались пять категорий во­просов:

1) фильтрующие;

2) открытые, или свободные;

3) причинные;

4) специфические;

5) выявляющие интенсивность мнений. Фильтрующие вопросы позволяют выявить осведомленность рес­пондента (опрашиваемого) о конкретной проблеме. При помощи от­крытого вопроса определяются взгляды, ориентация человека, у кото­рого берется интервью. Причинные вопросы позволяют определить, почему респондент придерживается именно таких взглядов. Эти во­просы важны для получения представления о качественной характе­ристике мнения. Специфические вопросы содержат конкретные пред­ложения о решении той или иной проблемы. Они предполагают крат­кий утвердительный или отрицательный ответ. С помощью вопросов пятой категории уточняется, насколько глубока убежденность опра­шиваемых. Например, какие шаги сделает тот или иной человек для реализации своих взглядов, есть ли возможность изменить его точку зрения и т.п.

Общественным мнением постоянно манипулируют

щественное различные политические субъекты. Политики, же- мнение ,-

.. лая добиться своих целей, выдать свои узкопартии-

Роггии ные> социальные интересы за интересы широких

народных масс, как правило, опираются на «своих» исследователей общественного мнения.

В России действуют более двух десятков центров изучения об­щественного мнения, но на виду и на слуху миллионов людей (теле­зрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий) практически шесть:. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике Администрации Президента, Уох РориИ Б. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Ин­ститут прикладного системного анализа. Это не значит, что другие. научные подразделения, особенно в регионах, плохо знают пробле­му, некачественно ее исследуют. Скорее наоборот. Но, как показы­вает практика, наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ полити-

390 _____ П Общественная система и ее структурные элементы

ческих лидеров, а региональные подразделения, как это ни пара­доксально, дают более объективную информацию, находясь в сто­роне от столичных политических игр и баталий Сошлемся на фак­ты, сравнительно недавно являвшиеся объектом внимания специа­листов по изучению общественного мнения, в том числе широких теле- и радиоаудиторий, читателей наиболее тиражных газет Начи­ная с 1993 г средства массовой информации (особенно электрон­ные) во время подготовки к выборам в Госдуму РФ регулярно пуб­ликовали, транслировали различные прогнозы, рейтинги популяр­ности партий, движений, их лидеров По данным опросов общест­венного мнения, накануне голосования в 1996 г социологи отдава­ли пальму первенства поочередно то партии «Демократический вы­бор России», то движению «Наш дом Россия», то «Яблоку» А в ито­ге победу одержали коммунисты и аграрии В чем дело9 Уровень профессиональной квалификации столичных социологов стал так низок, что они не могли подготовить точный прогноз9 Нет Мы имеем дело с обыкновенной манипуляцией общественным мнением Рейтинги популярности лидеров строились и строятся на чрезвы­чайно субъективных показателях, на априорных мифологемах, а поэтому не отражают реального положения дел

Достоверность социологической информации во многом зависит от политических воззрений ученого, его зависимости от заказчика Российская печать полна фактов, свидетельствующих о такой зави­симости многих социологических центров, особенно при опросах общественного мнения во время избирательных кампаний Этим, во многом, объясняется потеря доверия к опросам и к самой социологии в обществе И заявления таких известных ученых, как В А Ядов, «что надежность исследований» не зависит от политической ориентации или участия в политических движениях, есть лишь желание сделать очевидное невероятным'

Вот лишь один из примеров Ежемесячно «Независимая газета» пуб ликует рейтинги влиятельности политических деятелей России, Украины, Белоруссии, Молдовы и тд Оценки влияния выводятся на основе усред нения оценок, выставляемых со знаком «+» или со знаком «—» пятьюде­сятью экспертами Механика выведения оценки видна невооруженным глазом все дело в подборе экспертов Иногда публикуются списки иных экспертов, правда, не совсем полные

Этот и другие примеры показывают необходимость введения об­щественного контроля за достоверностью результатов изучения об-

' См Ядов В А Интервью корреспонденту «Информационного бюро обмена с Восточной Европой» // Социс 1996 № 12

руктурные элементы

им, как это ни пара-цию, находясь в сто-й. Сошлемся на фак-)м внимания специа-! том числе широких [ражных газет. Начи-(особенно электрон-у РФ регулярно пуб-, рейтинги популяр-ым опросов общест-г. социологи отдава-емократический вы-'о «Яблоку». А в ито-

чем дело? Уровень юциологов стал так

прогноз? Нет. Мы •ственным мнением.;троятся на чрезвы-ых мифологемах, а

I во многом зависит мости от заказчика. ощих о такой зави-бенно при опросах кампаний. Этим, во к самой социологии как В.А. Ядов, «что ческой ориентации иь желание сделать

висимая газета» пуб-.ей России, Украины, тся на основе усред-иаком «—» пятьюде-дна невооруженным куются списки иных

йость введения об­катов изучения об-

яного бюро обмена с

16, Общественное мнение: механизм формирования 391

щественного мнения и ответственности средств массовой информа­ции за распространение заведомо ложной информации.

Методы ведения опросов потенциальных избирателей (электората) бывают часто некорректны. Теле- и радиоопросы при определенных обстоятельствах — средства самообмана, обмана, подтасовки и т.д. От­веты по телефону не отражают мнения всего населения России, владельцы квартирных телефонов — это больше интеллигентствующий электорат, нежели представители рабочих и крестьян. Далее, мнение москвичей далеко не всегда совпадает с мнением населения российской глубинки.

Слабым местом в методике опросов являются вольные или невольные ошибки в выборке, из которой исключаются «нежелательные» социаль­ные группы — пенсионеры, рабочие, жители малых городов и сельской местности. Пренебрежение интересами и мнениями этих крупнейших социальных групп России сказалось на достоверности многих прогнозов.

Среди высказываний общественности встречаются суждения ис­тинные и ложные. Но всегда ли можно таким образом оценивать те или иные суждения? Как известно, это — метафизический подход к оценке любых явлений, в том числе и общественного мнения. Как правило, между истиной и ложью находится целый ряд степеней ис­тинности и ложности. Совершенно верное при обсуждении, анализе одних вопросов общественное мнение может быть иллюзорным или ошибочным при обсуждении других. Происходит это потому, что раз­личные группы людей при анализе и оценке одного и того же вопроса чаще всего занимают различные, а порой прямо противоположные позиции. Из противоположных (высказанных) точек зрения правди­вой, верной бывает одна или ни одной. Но главными факторами, от которых зависит степень истинности или ложности общественного мнения, являются социальная обусловленность процесса его форми­рования, компетентность и социальная установка его источников (в том числе телевидения, радио, прессы и т.д.) и субъектов. Эти факто­ры, взаимодействуя друг с другом, детерминируют существование многозначного (истинно ложного) общественного мнения.

Чем ближе какая-либо политическая кампания, к примеру выбо­ры Президента или депутатов Госдумы, тем активнее начинают дей­ствовать любители самых разных социологических опросов, «синоп­тики» от социологии. Потом «объективные научные данные» обруши­ваются с экранов телевизоров и газетных страниц на головы бедных читателей, радиослушателей и телезрителей. Они подспудно форми­руют содержимое их голов.

За последнее десятилетие опросы общественного мнения превра­тились в привычный прием не изучения, а формирования, точнее, манипулирования общественным мнением.

392 ____ II. Общественная система и ее структурные элементы

Это мощное оружие берут в руки политические блоки и партии, раздувая свой рейтинг, стремясь закрепить в сознании потенциаль­ных избирателей очевидность своей победы на выборах и склонить на свою сторону колеблющихся.

Профессиональным социологам известно, насколько трудно ор­ганизовать и провести действительно достоверное социологическое исследование

Например, влияние на избирателя оказывается двумя способами

1) когда результаты социологических опросов публикуются в прессе. Манипуляторы уверяют читателей в полной достоверности полученных данных. Они преподносятся как безусловно правильный ответ о предпочтениях граждан. При том, что этот «барометр» чаще всего неточен или заведомо ложный Но у нас принято верить печат­ному слову, что заставляет вспомнить мудрого И Канта. «. отсутст­вие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупо­стью, и против этого недостатка нет лекарства»;

2) используется не для выявления рейтинга, а для формирования нужного мнения, т е в самом вопросе заложена манипуляция Дело это хитрое, тихое, тонкое и достаточно эффективное. Главное - мас­штаб охвата чем больше число опрошенных, или респондентов, тем достовернее кажутся полученные эмпирические данные.

Иногда применяется комбинированный метод среди нейтральных вопросов помещаются один-два манипулятивных. И продраться трудно, и дело сделано! Такие приемы используются менеджерами предвыборных кампаний, когда они не имеют доступа к средствам массовой информации и когда есть намерение провести негативную кампанию против другого кандидата, но существуют опасения преследования за клевету

В любом социологическом опросе наличествует влияние интер­вьюера на респондента Однако, если в грамотном социологическом опросе исследователи стремятся снивелировать воздействие вопроса, выявить реальное общественное мнение, то в манипулятивный во­прос заложен прогнозируемый ответ, не имеющий альтернатив Представьте, что некая политическая «партия птиц», чтобы увеличить число своих сторонников, решила убедить избирателей, что медведи и лисы — тоже птицы Они формулируют нужные вопросы.

— хвосты медведя и лисы больше похожи на хвост птицы или хвост слона9

— что вам больше напоминают лапы медведя и лисы — крылья птицы или уши ежа7

Результаты опроса будут обработаны, и выяснится, что подав­ляющее большинство избирателей считают медведей и лис птицами Сокрушительный предвыборный рейтинг птичей партии'

.>ные элементы

16 Общественное мнение механизм формирования

сы — крылья

Как манипулировать человеком, который никогда в жизни не про­чтет программу кандидата, не слушает новости, не смотрит предвыбор­ные теледебаты? Нужно задать популистский вопрос' Например. «Рес­публика отчисляет в Москву больше средств, чем получает обратно При этом отчисления постоянно возрастают, что приводит к задержкам зарплат бюджетным работникам республики. Одобряете ли вы решение занять более жесткую позицию на переговорах с Москвой?»

Кто нибудь хочет ответить «нет»?' Ангажированные или обманутые СМИ печатают ложные рейтинги, т е. прямую дезинформацию, у боль­шинства людей присутствует совершенно рациональное соображение -голосовать за лидера, поскольку за аутсайдера голосовать практически бесполезно Политконсультанты хорошо знают, что надо показывать в СМИ последовательный рост рейтинга своего кандидата

Ввиду того, что в соцопросах, как в никаких других «грязных» тех­нологиях, чрезвычайно трудно выявить ложь и подтасовку смыслов, прежде всего избирателю надо думать Это - первое и главное условие верной ориентации Надо внимательно выслушать интервьюера Вы можете согласиться или отказаться отвечать на вопросы анкеты — ни­какой ответственности за свои выбор вы не несете, ибо любой опрос анонимен Попросите интервьюера показать удостоверение и поинте­ресуйтесь, какая организация проводит опрос и кто его заказчик

Звонят ли вам по телефону, приходят ли с опросами на дом, оста­навливают на улице — выслушайте вопросы, задумайтесь, почему именно такой вопрос был задан9 Кому это может быть выгодно?

Перепроверяйте информацию Сопоставляйте, сравнивайте публи­кации результатов социологических опросов в разных изданиях И твер­до запомните, что «обаяние» рейтингов - самый ненадежный компас в вашем выборе, не принимайте решение, за кого голосовать, только на их основе Самую достоверную информацию о кандидате вы можете полу­чить, только побывав на его встрече с избирателями Читайте интервью с ним в газетах, слушайте его выступления по радио. И самое главное" анализируйте листовки, плакаты Сопоставляйте программы различных кандидатов А если программ нет — значит, соискателю нечего сказать

И еще в копилку ваших знаний Закон «О выборах» (ст 55) за­прещает в течение пяти дней до выборов, а также в день выборов об­народовать в СМИ и Интернете результаты опросов общественного мнения и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

Манипулятивная социология — это наша сегодняшняя реальность, запретить ее нельзя Но не дать себя одурачить — в вашей власти.

Рассмотрим другой (исторический) факт манипуляции общест­венным мнением.

' См Людмила Столяренк.0 Нескромное обаяние рейтингов//Новая газета 2003 №29

394 ____ II. Общественная система и ее структурные элементы

Например, чтобы спровоцировать войну между СССР и Германи­ей, британские агенты распространяли слухи о том, что СССР гото­вится нанести превентивный удар по Южной Польше. А в последние дни перед войной и сама пропагандистская машина Германии уси­ленно распространяла дезинформацию, агенты спецслужб муссиро­вали слухи — эффективный способ сеять панику, вызывать подозре­ния. Геббельс в дневнике 25 мая 1941 г. писал:

Что касается России, то нам удалось организовать грандиозный поток ложных сообщений Газетные «утки» не дают загранице возможности ра­зобраться, где правда, а где ложь Это та атмосфера, которая нам нужна

Геббельс рекомендовал распространять такие слухи. «Мир с Мо­сквой, если не вечен, то долог, Сталин скоро прибудет в Берлин, вторжение в Англию предстоит в самое ближайшее время». 14 июня он с удовольствием писал, что английское радио уже заявляет, что наш поход против России является блефом. А 15 июня Геббельс, ис­поведавший принцип: «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее пове­рят», — самолюбуясь писал: «Наша игра полностью удалась»

Факты манипуляции этим феноменом позволяют некоторым со­циологам утверждать, что общественного мнения не существует по крайней мере в том виде, в каком его представляют все, кто заинтере­сован в его существовании. Например, с точки зрения французского ученого П. Бурдье (р. 1931), есть мнения сформированные или моби­лизованные; есть группы давления, работающие на защиту чьих-то интересов Все это — одна сторона проблемы; другая ее сторона — предрасположенность, готовность электората отдать предпочтение какому-либо субъекту, нужен только внешний толчок.

Общественное мнение в том значении, какое скрыто, ему прида­ется теми, кто занимается опросами, или теми, кто использует их ре­зультаты, только это, уточняю, общественное мнение не существует"

Такая точка зрения обусловлена фактами манипуляции обществен­ным мнением. Однако манипуляции имеют свои границы, каковыми являются противоречия между интересами классов, социальных групп, политической элиты и людей наемного труда. Такое противоборство может иметь разные формы. Выступления шахтеров Кузбасса, Ростова, недовольных политикой правительства, продемонстрировали доста­точно активную форму протеста против манипулирования их сознани­ем В противоборстве мнений различных социальных групп, классов рождается и функционирует общенациональное мнение.

16, Общественное мнение: механизм формирования 395

Обычно говорят: глас народа — глас Божий. Но это далеко не все­гда справедливо. Массы, народ под воздействием средств массовой информации могут заблуждаться в том или ином случае, особенно когда им преподносится полуправда, а их коренные, главные интере­сы подменяются сиюминутными, порой искусственно навязанными.

Общественное мнение проявляется тем ярче и активнее, тем дей­ственнее, чем вернее, точнее выбрана и сформулирована задача, ко­торую предстоит решить, чем глубже и полнее разъяснены цели и средства их достижения. Оно — чуткий барометр, его показания го­ворят о глубинных процессах, протекающих в сознании масс. Эти процессы первоначально могут быть едва заметны или только нарож­даться. Без умелого улавливания, глубокого анализа нарождающихся в обществе тенденций и их отражения в общественном мнении не­возможна никакая мало-мальски серьезная политика.

16.3. Функции общественного мнения

Функции общественного мнения различаются в зависимости от ха­рактера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы". Для об­щественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция — самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действи­ям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность при­дает данному феномену характер силы, стоящей над институтами вла­сти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и ли­деров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мне­ния государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общест­венное мнение бывает весьма эффективным. Этот эффект будет, без­условно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.

2. Консультативная функция — общественное мнение дает советы от­носительно способов разрешения тех или иных социальных, экономиче­ских, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это

' Грушин Б.А. Указ. соч. С. 87.

396 ____ II. Общественная система и ее структурные элементы

мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересо­ваны в таких советах Прислушиваясь к ним, политические лидеры, груп­пы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления

3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным пробле­мам социальной жизни, имеющие императивный характер, например волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лиде­ру, но и высказывает свое мнение Императивные высказывания за­нимают в политике весьма значительное место

В зависимости от содержания суждений, сформированных обще­ственностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конст­руктивным и регулятивным

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным пробле­мам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно свя­заны между собой принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли Но по своему со­держанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом неписаных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т д Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании лю­дей, групп, коллективов Общественное мнение может также высту­пать в форме позитивных или. негативных суждении

Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку поли­тических сил Применять методы социологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные и общест­венные организации писем от населения

Анализ общественного мнения имеет не только боль-

.. шое практическое, но и теоретическое значение, спо- общественного - - ^ - _ ' мнения собствует развитию наук об обществе Социология,

юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы. «Чего хочет читатель, радиослушатель и тдг>», «Что по тому или иному поводу думает народ9» и т п Верный ответ на подобные

16. Общественное мнение: механизм формирования 397

вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практи­кой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные выводы возможны на основе точной, разносторонней, объективной и многократ­но проверенной информации об общественном мнении.

На протяжении последних лет в России изучались проблемы фор­мирования нравственного и политического сознания, проявления его в виде общественного мнения. Был проведен ряд исследований в Туль­ской, Калужской областях, в Москве, в одном из малых городов Крас­ноярского края. В общей сложности было опрошено свыше 2000 респондентов. Из них более 40% составляли рабочие малых горо­дов и поселков городского типа, а также крупных городов (Тула, Калу­га) и мегаполиса (Москва). Около 40% опрошенных — служащие и ин­женерно-технические работники, почти 10% — пенсионеры, остальные — учащиеся, студенты, домохозяйки, 55% опрошенных — мужчины.

Как показал опрос, на изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают не­сколько взаимосвязанных факторов. К ним относится нарастающее разочарование в реформах, особенно в экономической и социаль­ной сферах. Отсюда — усиление пессимизма и неуверенности в зав­трашнем дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее испытывали почти 40% опрошенных. В конце 1994 г. эти опасения разделяли уже почти 60%, а в конце 1996 г. — 80% респондентов. Сегодня чис­ло надеющихся на улучшение жизни в условиях перехода к рыноч­ной экономике не составляет и 20% опрошенных. Лишь немногим более 20% респондентов считают, что экономическая ситуация нач­нет улучшаться через год, 10% высказывают мнение, что улучшение произойдет через три — пять лет, а наибольшая часть опрошенных (65%) уверена, что для радикального улучшения экономической си­туации потребуется не менее десяти лет. Более трети опрошенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами.

Миппп Необходимо обозначить еще одну сторону рассмат- обшественное Р^™^01"0 феномена. По проблемам, волнующим мнение все иассление земного шара, может формироваться

мировое общественное мнение, являющееся мощным фактором общественно-политической жизни современного челове­чества. Например, существует четко сформированное общественное мнение в. отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, хи­мической или биологической войны и т.д.

Сегодня надо говорить о формировании сознания широких масс, формой проявления которого и служит мировое общественное мнение, имеющее новую качественную определенность — демократический ха-

398 ____ П Общественная система и ее структурные элементы

рактер Платформой этого движения, к которому примыкают люди раз­ных социальный слоев, разного вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества — Земли Число сторонников сохранения жизни на Земле велико По данным Института Гэллапа, ка­ждые восемь из десяти опрошенных — горячие сторонники этой идеи

Становление мирового общественного мнения — необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения отноше­ний между высокоразвитыми и р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...