Глава 1. Понятие» предмет, задачи и принципы уголовного права
ПРАВОВЕДЕНИЕ Под редакцией академика РАН О.Е Кугафина * Второе издание, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений ноюрмдического профиля, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров, направлениям подготовки дипломированных специалистов, специальностям вьюшого профессионального образования ■ Учебник замял первое место в конкурса учебников по циклу •Общие гуманитарныви социально-экономические дисциплины* для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования
(приказ Министра образования РФ ог 16 ноября 200Т г.) 1 ■ УДК 340 (075,8) ББК67 П68 ►■ Рецензенты: *, зав* кафедрой социологии и правоведения Московского авиационно-тсхнологического института им. К-Э. Циолковского доктор социологических наук, профессор И.С Болотин; зав, кафедрой уголовного права Российского государственного университета нефти и газа им. И,М- Губкина профессор ОХ Перминов Коллектив авторов: Веденин НМ.Щ докг юрид. наук, проф. — раздел VI; /Vft» KH.t дои: юрнд* наук, проф., заслуженный Деятель науки РФ. академик РАСН — раздел 1У Дашков Г:В., докт. юрйд. наук, проф., заслуженный деетель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ — р*щелы VII, VIII; К*ш:,!./;, докт. юрид. наук, проф. — 4>аддел Ш; Кутафин О.Е.> академик РАН» заслуженный деятель науки РФ — предисловие, раздел II; Лазарев В.В., докт. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ - раздел 1; Попов ЛЛГ докт юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ — раздел V •=!»№
Это. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под П68 ред. О.Е. Кугафина, — 3-е изд., персраб. и доп. - М: Юристъ, 2007,-400 с. ISBN 978-5*7975-0836-6 (в пер.) Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов неюрнднческнх вузов. Авторнгегный аеторскнй коллектив профессоров Московской государственной юридической академик обстоятельно и доступно знакомит с рядом основных отраслей отечественного права. В третьем издании учгены новейшие мконодятельные акты по всем отраслям права, принятые в 2004—2005 п. Для студенте» вузов неюридического профиля. Изучение полезно любо-му чтатедк*. интересующемуся основами правоведения. УДК 340 (075,8) ББК67 ISBN 978-5-7975-0836-6 ф.Юристъ». 2006 © Коллектив авторов 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.............. -;- - %■>.......................................... х - -..................... ♦•....................... ' Принятые сокращения.......................... W*............................................................. II Раздел 1. Государство я щ»во* И*роль вжиэкн обшвета....i ■•....-,.................. 12 Глава L Государство и прв*о — продукт общественного рмвктня--------.".................. ■.13 Глава 2- Понятие государств* Его функции» механн», формы. Правовое государство.......................................*................................... -+....................... ■ " § t Определенно государства и его отличительные признаки............................. 19 §2.1Ъсударетвенндя власть................. Л«................................. -............... 20 5 3. Задачи яфункинн государстве...Y...VV.*."........................................ 21 5 4. Механизм государства и механизм функционирования государствен § S. Форма государства..................................................................................... 24 § 6. Формирование правового государства........................................................ 24 Глава 3. Понятие права. Источники и нормы права. Правовые отношения. Закон* ность. Система российского права........................................... -..................... 2v
3 I, Право как peiyjurrop существенных отношений............................................ 79 3 2, Правовые системы современности............................... *'............................». | 3. Источники российского права............................................................. 35 §4. Нормы права н нормативные правовые акты; их действие........................... 36 § 5, Закон и подзаконные нормативные акты....................... я................. 40 $ 6, Перевод требований мконов и подзаконных актов в реальные общест $ 7. Правовые отношения................................... v,v......................................... *$ § 8. Значение законности и правопорядка а современном обществе.................... 48 § 9. Система российского права Отрасли права. Роль международного правя.................................................................. -.................................... и Г1ава4. Правонарушение и юридическая ответственность........................................;.,56 в I, Понятие, виды и причины правонарушений................................................ 56 11 Понятие и виды юрнли чесхой о!ветствен поста................................ 65 §*3. Основания и принципы юридической отоетстъенности............................. 70 Пиша S. Роль государства и права в социально-экономическом развитии........................ 72 § 1. Государство* право и экономика................................................................ 72 3 2. Перспективы развития государства и права.................. к............................. 77 Раздел П. Конспгтущюииое врио................................................................................. 80 Пша L Конституция Российской Федерации - основной закон государства.... 80 § L Юридические свойства Конституции......................................................... 80 § 2. Конституцяя Российской Федерации 1993 п............................................... 86 Оглавление Оглавление 7
Diana 2. Особенности федеративного устройства России..................................... 94 § I. Россия ~- федеративное государство........;........................................... 9^ § 2. Конституционно-правовой стгтус Российской Федерации................ 103 3 3. Конспггуционно-нрввовой ститус субъектов Российской Федерации.*......................................................................................... 109 § 4, Административно-территориальное >стройство субъектов Россий Глава 3. Система органов государственной власти в Российской Федерации... ,124
§ L Понятие государственного органа.......................................;.............. 124 $ 2. Система государственных органов в Российской Федерации......... 126 Раздел III. Цжл^мвское право...................................................... *........................ 154 Пиша L Пюжданское право и гражданское правоотношение................................ 154 § J. Понятие источников гражданского праве..........................,............... 154 9 2. Предмет и метод гражданского права. Понятие гражданского правоотношения............................................. 154 § 3. Элементы гражданского правоотношении........................................ 156 § 4. Юридические фа*пи как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений................................... 157 § 5. Вилы фажшнеких правоотношений.................................................... 160 Oiaea 2. Граждане и юридические лица как участники гровданских правоотношений........................................................................................... 162 f 1. Правоспособность гражданина..........................;................................ 162 8 2. Дееспособность гражданина............................................................... 163 § 3, Признание гражданина недееспособны*...................................... 165 S 4. Ограничение дееспособности гражданина......................................... 166 S5. Олсдан попечительство............................................. v.................... \. 167 § 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим............................ 168 § 7, Объявление гражданина умершим...................................................... 168 § 8. Помгтне и виды юридических лиц. Их правоспособность............ * - 169 g 9. Государственная регистрация и учредительные документы юриди § 10. Органы юридического лица............................................................... 172 $11, Возникновение юридических лиц....................................................... 172 § 12. Реорганизация юридического дица................................................... 173 § 13. Ликвидация юридического лииа......................................*............ t 174 niasa 3. Право собственности.................................................................................. 175 § I. Понлтш права собственности и его содержание................................ 175 § 2. Основания (способы) приобретения права собственности................ 177
§ Э. Основания (способы) прекращения пра$а собственности.,.. *........ 178 § 4. Формы собственности в Российской Федерации............................... 179 § 5. Обида собственность........................................................................... 182 §6, Вещий права лни> не являющихся собственниками..............;........... 184 §?. Защита прав собственности и других ЩОММХ прав......................... 187 Пива 4. Общ» учение об обязательствах........................................................... 188 - 5 1. Понятие, стороны и виды обязательств.....................,... ■................. 188 § 2, Основания возникновения обязательств.......................... ♦................ 190 § 3. Исполнение обязательств..................................... '<............................. 191 84, Обеспечение исполнения обязательств............................... f.............. 1М § 5. Ответственность la нарушение обязательства................................... 198 § 6. Прекращение обязательств (............................................................... 199 Птава 5. Наследственное право..................................................... -....................... 202 § I, Понятие наследоьания...................... \................................. -»--■........ 202 § 2. Наследование по увещанию.. k\.........;.-■....................... '................... 204 § 3. Наследование по закону...................................................................... 205 § 4. Приобретение наследства, отказ от него, охрана наследства, свиде Пшва 6. Семейное право.................... ■............................;...................;. - ■......... 209 § I, Понятие семейного права (предмет и метод регулирования, источники)............................................................................................ 209 § 1 Личные права и обязанности супругов................................................ 211 § 3. Имущественные отношения супругов......................................... <«213 § 4. Права и обязанности родителей и детей............................................ 216 55. Алиментные обязательства членов семьи.,:............. t......................... 218 Раздел IV. Трудовое ярм°,..................................................................................... 222 Глава 1. Трудовой договор.........................., /...................................,................... 222 5 1. Понятие и значение трудового договора........................................... 222 $ 2. Содержание трудового договора ^..................................................... 226 9 3. Порядок заключения трудового догоэора.......................................... 230 в 4. Виды трудовы* договоров.................... «................................... 236 § 5. Понятие и вилы переводов на другую работу............................... 241 § 6 Прекращение трудового договора................................ •................ 244 Пива 2. Рабочее аремя и время отдыха.................................................................. 249 §!. Понятие и виды рабочего времени...................................................... 249 § 2. Понятие и виды времени отдыха........................................................ 254 Глава 3. Дисциплина труда..,.................................................................................. 261
§ L Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения...... 261 § 2. Правовое регулирование внутреннего.-рудового распорядка. Основные обязанности работников к работодателя........................... 264 S 3. Меры поощрения и порядок их применения...................................... 266 § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды...................................... 268 Пшва 4. Трудовые споры........,................................................................... *......... 273 3 L Понятие и классификация прудовых споров...... „.............................. 273 8 2. Индивидуальные трудовые споры................................................ '.. - 273 § 3. Коллективные трудовые споры........................................................ - 276 Раздел V. Адмииистратнвнос право....................................................................... 280 Глава I. Сушностъ, предмет н метол административного права.......................... 280 § L Сущность административного права................................................... 280 Оглавление § 2. Предмет административного права.. t-............................................... 284 § 3. Метод административного права.................................................. 285 Отава 2, Нормы административного права. ■....................................................... 287 Пэява 3. Субъет* административного права......................................•:.,;,... 292 5 I. Общее понятие субъекте административного права____________ '. 292 § 2. АДминнсГратноно-лривэвоП статус граждан.................................... 293 § 3. Правовой статус органов исполнительной власти. v.■.... <- - -V-.'- - - - ■ 296 Птаяд 4. Административное принуждение.......,..■;..*....................................;.. 30Q S 1. Понятие и признаки административного принуждения я................... 360 §2. Видыалминнстративногопринуждения..................................,,.....303 П1ава 5. Административное правонарушение и административная ответственность.......................................................................................... 305 § 1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.... 305 S 2. Понятие» иеди и особенности Административной ответственности..,. 316 Раздал VI. Экологическое ораао............................................................................. 325 Раздел VII. УголомоеЩ>аво.....................................................................................,341 Глава I. Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права....................... 341 Пива 2, Понятие и характеристика уголовного закона.......................................... 346 DtUi 3. Уголовная ответстэекносп» и преступление..............;............................. 352 § I. Стадии совершении преступлений...................................................... 356 § 2. Соучастие в преступлении.................................................................. 357 § 3. Обстсиггслъсгаа, исключающие преступность деяния...................... 360 § 4. Реиидив преступлений....................... *............................................... 363 Глава 4, Наказание.................V......................................................................... 365 9 I. Система к виды наказаний.................................................................... 367 § 2* Характеристика наиболее общественно значимых и распростра § 3. Назначение наказания.......................................................................... 373 Раздел V1M. Правовые средства ищцгт государственной, коммерческое, банков ITiaaa I. Государственная тайна.............................................................................. 383 Глава 2. Служебная и коммерческая тайны........................................................... 387 ПРЕДИСЛОВИЕ Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства. Понимание этих процессов и реалий» происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня — и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина. Предлагаемый учебник рассчитан на студентов вузов неюридического профиля и написан в соответствии с государственным образовательным стандартом. В данном издании учтены новейшие законодательные акты по всем отраслям права, принятые в 2004—2005 гг В подготовке соответствующих разделов учитывается возрастающий интерес студенчества» представителей всех специальностей к тому, что так или иначе связано с основами организации совместной деятельности людей, что должно предопределять реализацию социальных идеалов, воплощать в жизнь непреходящие ценности и естественную справедливость- В соответствии с учебной программой авторы практически не коснулись норм процессуального права, полагая, что они найдут подобающее место в лекционном курсе, тесно увязанном с конкретной специализацией слушателей. Менталитет россиянина, как известно, во многом склоняет его к вере во власть, к надежде на генерального управителя общественными делами. Державные мотивы никогда не были отвергаемы подданными и гражданами российского государства. Отсюда неподдельный интерес к сфере политики, к организации и функционированию государственной власти. Об интересе к праву со стороны россиянина нельзя сказать того, что мы говорим об отношении к государству. Здесь, скорее, имело место безразличие или откровенный правовой нигилизм. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути- Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая вообше выпадала бы из правового поля. Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия праву В противном случае гражданина или объединение людей ■ # ПрСДНСДОВИе ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка. Каждый bi.!" yt кник вуза оказывается потом на каком-нибудь рабо-чех* месте. И чаше всего занимает достаточно ответственную должность. Знакомство с основами трудового права — непременное условие нормального осуществления гражданином своих трудовых обязанностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых аетов, которые регулируют разные отрасли профессиональной деятельности, большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отношение к праву государства и ТА Конечно же, не только реализация трудовых прав, но и обеспечение субъективных прав вообше по жизни требуют хорошего знания конституционных норм* Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие и каждый гражданин может воспользоваться конституционными гарантиями. Можно было бы сказать о важности ознакомления с целым рядом отраслей российского права. Все это проходит через содержание соответствующих разделов учебника, построенного как раз по отраслевому принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. В обшей же форме следует определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум: 1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; j * 2) создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права; 3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы; 4) профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»; 5) активизировать правомерное поведение. Авторы учебника имеют опыт оказания помощи в восприятии права и государства разными категориями учащейся молодежи. Но нет пределов для совершенствования любого учебного пособия. Поэтому авторский коллектив будет признателен всем тем, кто откликнется на выход учебника в свет, кто пришлет на адрес издательства свои замечания и рекомендации. • ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ** • ■ * ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда На- родных депутатов и Верховного Совета ГК РФ — Гражданский кодекс РФ КолП — Кодекс РФ об административных правонарушениях РГ — Российская газета САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ СЗ РФ — Собрание законодательства РФ СК РФ — Семейный кодекс РФ СП — Собрание постановлений Правительства РФ ТК РФ — Трудовой кодекс РФ УК РФ — Уголовный кодекс РФ
■■
.. * ■:••'••.-.-■■ ^ * * J " * Р а з д е *?Ь ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА г; ■■, Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО -ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - ■ ■ - -. Российские редлин пх^дарствсино-правовой жизни постдере-строечного периода таковы» что ни государство, ни право не оправдыг вают тех ожиданий, icaipfe возлагались на них в начальный нерисщ реформирования общественных отношений. Многим казалось тогда, и не без оснований, что новая президентская власть и новое законодательство* порвавшие с окостеневшей советской системой, решительным образом воздействуют на развитие всех сфер общественной жизни, на повышение уровня материального состояния граждан nQ европейским стандартам. По разным причинам этого не произошло. Но именно поэтому, как неизбежное следствие утраченных иллюзий, мы видим явное недоверие всякой власти, всякому государству и всякому законодательству Высокие слова, звучавшие с трибун из уст самых авторитетных в широких массах политиков, оказывались в лучшем случае простым краснобайством, а часто они произносились просто для прикрытия, корыстных интересов. На протяжении длительного периода российской истории забалтывались основополагающие понятия, девальвировались подлинные ценности. Обесценение существа понятий кос* нулось законодательства, поскольку ни общенародного, социального, ни правового государства в реалии не возникло и соответствующие правовые нормы оставались лишь на бумаге. Великий Сократ в похожих ситуациях призывал своих сограждан хранить мужество и здравомыслие, не поддаваться на уловки демагогов, прикрывающих свои властные притязания речами о народном благе. Сегодня, как и в те далекие времена, следует решительно преодолевать эту своеобразную болезнь — недоверие к словам или даже словонснавистннчество, поскольку за такими из них, как государство, демократия, свобода, закон, законность и тл,., стоят непреходящие ценности человеческого общежития, выработанные веками. Из того факта, что к власти приходят иногда не самые лучшие люди, а государственные должности порой могут занимать откровенно коррумпированные элементы, со- Глаад 1/Госуларот§ои право— предугс общественного раэыгтн* 13 всем не вытекает, что нормальной власти и быть не может Анархиче Естесгеенно-историчесхая необходимость государства просматривается независимо от той позиции, которой придерживались разни* мыслители б объяснении причин его происхождения. Гоббс, например, полагал» что государство (этот своего роде Левиафан) появляется как неизбежный результат естественной борьбы людей в силу их звериной природы (у него homo homini lupus e$t — человек человеку волк)< Гроций видел людей по природе сроей общительными, стремящимися к объединению, чтобы жить в мире и в еше большем согласии. Были и так называемые классовые теории происхождения государства. При этом один народ мог завоевать другой и стать господ-ствуюшнм классом» а для. удержания завоеванных, в повиновении нуждался в государстве. У Руссо, например, богатые обманным путем договорились с бедными о создании государства, У Энгельса раскол общества на классы — это естественный результат экономического развития, а государство необходимо экономически господствующему классу для поддержания своего политического верховенств^ На Востоке государство появилось в качестве инструмента проведения масштабных общественных работ. Государство призвано выпо/тнягь некие общие дела. Есть и многие другие представления о необходимости и роли государства. Но есть нечто самое величественное в такого рода определениях: у Гегеля государство предстает в качестве, цели общественного развития, завершающего венца его. Люда должны стремиться к жизни в государственно организованном обществе. Цивилизованное общество не может обходиться без регулируюшег го воздействия на жизнь норм права. И когда закон по его значению в развитии человеческой цивилизации уподобляют роди колеса или огня, преувеличение если и есть, то небольшое* Кстати* как и колесо, закон можно употребить во благо человеку, но можно использовать и для публичной казни — коЛесованкя на базарной площади. В любом случае необходимо хотя бы общее понимание того, чтб есть право, каково назначение законодательства, в чем его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. Мы не ошибемся, еедн скажем, что по поводу использования колеса или огня у обыкновенных граждан больше знаний, чем по поводу понимания юридических фактов, правоотношений, подзаконных актов. 14 Раздел Г. Государство и права Ихраавжизииобщестм Глава I. Государство и ораво — продукт общественного развития 1 >
Особо следует сказать о праве в России. Можно лаже утверждать, что отсталость нашего общества в сравнении с Западом в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом» пренебрежением к Праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящих кругов: будь то чиновничество при царях, или партноменклатура при генеральных секретарях, или современная бюрократия. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Ест правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех свободах, которые были дарованы власть имущими. Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, чтб есть государство и право» какие социальные явления скрываются за государственно-правовыми категориями, за теми словами, которые сопровождают не только конфликтные, но и самые обыденные отношения людей. Роль государства и права проясняется только в свете истории их появления, в соотношении их с гражданским обшеством и политической организацией общества. Обыденные представления о государстве чаще всего совпадают с видением страны. Между тем это совсем не идентичные понятия, fto-фафическне, страноведческие характеристики весьма существенно отличаются от социальных. Но именно последние играют главную роль в характеристике государства. И хотя размеры территории, ландшафт, климат, богатства недр и другие черты могут сказываться на государственном устройстве и формах правления в государстве, — ос-* новное здесь власть, ее принадлежность, ее организация, ее функционирование. Государство — социальный институт, общественное образование, т.е. оно самым непосредственным образом связано с совместной ждонью людей, с их общением. Расхожие представления о праве чаше всего связаны с определением права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться пол защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и та). Понимание права практикующими профессиональными юристами обыкновенно 6азир>егся на определении права как совокупности правовых норм (право в объективной смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юрндн-ческнх дел. Так или иначе, но само право и. соответственно, его понимание также связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обще- нии с себе подобными. Так же как и государство, право — социальное явление и по своему происхождению, и по своей роли. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм» продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом к потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейл ы-ми узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы- Пюбальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития. Рассмотрение общества как совокупности общественных отношений позволяет» во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых» выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация» государство и др.). Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах к в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах- Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство. Политическая система — это устойчивая форма отношений людей, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь властные, обязательные для всех членов общества или для их части решения. Политическая система включает в себя четыре подсистемы; — политические организации; — политические нормы; — политические отношения; — политическую идеологию. Указание на данные подсистемы важно в том отношении, что каждая из них включает нечто от государства и права и нечто от негосударственных организаций, негосударственных норм, отношений и идей. Чаще всего описываются именно субъекты политической системы, классифицируемые по институциональному (парламент, президент, правительство, профсоюзы и та) и функциональному (армия, церковь» оппозиция, лобби и т.д.) признакам. Но если ставить вопрос о задачах и функциях политической системы, правильнее иметь в виду все названные подсистемы. Они работают в комплексе. ■ Обыкновенно называют такие, например, функции, как: — определение иелей развития общества; * — интенция общества; — легитимация политического режима; — регулирование поведенческих актов; — мобилизация ресурсов общества и др. Государству в осуществлении данных -функций отводится главная роль. Политическую систему общества образуют многообразные орга* низации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований — все это отражается на политических институтах, Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для достижения идеалов человеческого счастья- Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определяются следованием всех праву В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так» чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех». В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант повеления. Собственные интересы и собственная «свобода* не всегда соотносятся ими с интересами и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкновения людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Уже отсюда проистекает своего рода потребность в особой силе, которую и призвано олицетворять государство. Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и формальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему формальные? Да потому, что люди фактически всегда не равны между со- Глаеа 1. Государство к право — продукт общественного рашетия 17 1 бой: один сильный, другой слабый, молодой и старец; обремененный большой семьей или нет и тд„ и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему никогда не сделать- К тому же и государства бывают разные.» Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество —. мать государства, и, соответственно, государство — его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. ГЬсударство проявляет заботу об обществе либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм* По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным. Было время, Когда государства и Права не было. Государственность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм» социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти. Естественная справедливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении делами, Незыбле* мостъю авторитета старших. С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных и та), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят люди, которые специализируются на разных хозяйственных, военных и культурных делах. Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выполняемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приобретает государственный характер. Что отличает государство от органов управления первобытного общества? I. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В се отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всею выражает в первую очередь интересы не всего общества, а 18 Рыдел I. Государством право. Ихральажнэнмобшестю Глава 2. Понятие государам. Егофуншии, механизм, формы 19
определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко—и самого себя, 2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппа 3, Разделение населения по территории. В отличие от первобытно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|