Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Общие принципы рационального природопользования и охраны природных ресурсов.

Учебная инструкция

1. Дисциплина «Экология и природопользование»

2. Преподаватель – Байбакова Евгения Васильевна (ст. преп. каф. философии).

3. [email protected]

4. Назначение дисциплины – мотивация студентов к изучению.

Дисциплина «Экология и природопользования» относится к циклу общеобразовательных предметов. Знание предмета гарантирует:

· системное восприятие окружающего мира,

· более глубокое понимание других дисциплин (в частности, экономики (экология - это экономика природы), социологии и др.);

· более глубокую профессиональную подготовку, т.к. экологические аспекты возникают при реализации любой профессиональной деятельности (оформление экологической документации, реализация природоохранной деятельности и др.);

· экологоориентированное поведение, снижающее нагрузку на окружающую среду в течение всей жизни и направленное на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

 

5. График очных (присутственные часы) и дистанционных консультаций, промежуточных аттестаций (тема, дата, содержание работы, форма (эл. почта, форум, чат, skype и т.п.).

Очные консультации в I семестре – среда с 14.30до 15.20 (Зайцева, 17, кафедра философии).

Дистанционные консультации в I семестре – среда с 12 до 12.30, понедельник с 13.30 до 14.30.

Дистанционные консультации и промежуточные консультации проводятся по электронной почте ([email protected]).

 

6. Итоговые тесты с правильными ответами и оценочная шкала (например, в % правильного выполненного задания)

 

Тест для итоговой проверки знаний по предмету «Экология и природопользование»

 

1.Термин «экология» ввел в науку:

а) В.И. Вернадский;

б) Э. Геккель;

в) Г.Ф. Гаузе.

 

2.Раздел экологии, изучающий взаимодействие организма со средой обитания, называют:

а) аутэкологией;

б) синэкологией;

в) демэкологией.

 

3.Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) антропогенными факторами.

 

4.Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам толерантности (выносливости) организма, называется:

а) оптимальным;

б) лимитирующим;

в) минимальным.

 

5.Организмы с широким диапазоном толерантности по отношению к экологическим факторам называются:

а) эврибионтами;

б) стенобиотами;

в) эндемиками.

 

6.Любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей этого же вида называется:

а) популяцией;

б) биоценозом;

в) экологической системой.

 

7.Совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию, отличающуюся от других территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей, называют:

а) экологической системой;

б) биосферой;

в) биоценозом.

 

8. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называется:

а) популяцией;

б) биотопом;

в) экологической системой.

 

9. К продуцентам экосистем относятся:

а) грибы;

б) насекомые;

в) растения, содержащие хлорофилл.

 

10. Функцию разложения мертвого органического вещества до простых минеральных веществ в экологической системе выполняют:

а) редуценты;

б) консументы;

в) продуценты.

 

11.Самой молодой из перечисленных оболочек планеты является:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера.

 

12.В.И. Вернадский видел дальнейшее развитие биосферы в переходе ее в состояние:

а) техносферы;

б) урбосферы;

в) ноосферы.

 

13. Население Земли в конце двадцатого века достигло:

а) 7 млрд. человек;

б) 6 млрд. человек;

в) 8 млрд. человек.

 

 

14. К возобновимым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) топливно-энергетические ресурсы;

в) рудные полезные ископаемые.

 

15. Принцип охраны природы, согласно которому один и тот же вид в одних регионах нуждается в охране, а в других допускается его промысел, называют правилом:

а) комплексности;

б) связи и взаимосвязи;

в) региональности.

 

16. Наибольшая часть пресных вод в гидросфере сосредоточена:

а) в ледниках;

б) в реках;

в) в водохранилищах.

 

17. Основной объем сбрасываемых стоков в водные объекты РФ приходится:

а) на промышленность;

б) сельское хозяйство;

в) ЖКХ.

 

18. Основной причиной засоления земель является:

а) неумеренный полив орошаемых земель;

б) внесение пестицидов;

в) внесение минеральных удобрений.

 

19. Наиболее приоритетной мерой по защите почв от загрязнения отходами является:

а) строительство полигонов для размещения отходов;

б) строительство мусоросжигательных заводов;

в) внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

 

20. Данные о разнообразии и качестве древостоев, их размещении количестве запасов древесины, продуктивности, экономической оценке служат основой для составления:

а) лесного кадастра;

б) лесного кодекса;

в) лесного паспорта.

 

 

21. Прямым объектом загрязнения окружающей среды является:

а) атмосфера;

б) растения;

в) животные.

 

22. Примером биологического загрязнения является:

а) тепловое загрязнение среды;

б) радиоактивное загрязнение среды;

в) загрязнение среды нежелательными организмами.

 

23. Примером физического загрязнения водоемов является:

а) тепловое загрязнение водоемов;

б) массовое размножение в водоеме сине-зеленых водорослей;

в) сброс органических соединений со сточными водами;

 

24.Скопление загрязняющих веществ, неблагоприятные метеоусловия и интенсивное солнечное излучение являются причиной возникновения:

а) лондонского смога;

б) фотохимического смога;
в) аляскинского смога.

 

25. К парниковым газам относится:

а) углекислый газ;

б) диоксид серы;

в) без(а)пирен.

 

26. Основными виновниками разрушения молекул озона являются:

а) соединения серы;

б) пропан и метан;

в) хлорфторуглеводороды и монооксид азота.

 

27. Кислотные дожди – это осадки с показателем РН

а) больше 6,5;

б) меньше 5,6;

в) равным 7.

 

28. Канцерогенез – это способность экологических факторов вызывать

а) онкологические заболевания;

б) мутации;

в) бесплодие.

 

29. Наиболее опасными из приведенных веществ для здоровья человека являются:

а) железо, кремний, йод;

б) кальций, цинк, марганец.

в) кадмий, ртуть, свинец.

 

30. Наиболее эффективной мерой охраны атмосферы от загрязнения является:

а) создание санитарно-защитных зон предприятий;

б) сооружение высоких труб для эффективного рассеивания загрязняющих веществ;

в) использование замкнутых технологических циклов.

 

31. В России основным способом ликвидации твердых бытовых отходов (ТБО) является:

а) вторичное использование и переработка;

б) сжигание;

в) захоронение на полигонах.

 

32. С эколого-экономической точки зрения, наиболее перспективным способом переработки отходов с использованием биотехнологий является:

а) биологическое разложение отходов с утилизацией биогаза;

б) биотермическое компостирование;

в) биологическое разложение отходов без утилизации биогаза.

 

33. Наиболее перспективным способом обезвреживания ТБО является:

а) захоронение ТБО на полигонах;

б) сжигание отходов на мусоросжигательных заводах;

в) предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов.

 

34. Концентрация вредного вещества, которая при постоянном или временном воздействии не оказывает отрицательного влияния на организм человека, называется:

а) фоновой;

б) предельно допустимой;

в) постоянной.

 

35.Под органолептическими показателями качества воды понимают:

а) запах, прозрачность, привкус;

б) присутствие в воде вредных химических веществ;

в) присутствие в воде патогенных микроорганизмов.

 

36..Максимальная концентрация вредного вещества в воздухе, не вызывающая в организме рефлекторных реакций при воздействии в течение 30 мин, называется:

а) средней суточной;

б) максимально-разовой;

в) рабочей зоны.

 

37.Систему контроля, оценки и прогноза качества компонентов окружающей среды, позволяющая выявить изменение состояния окружающей среды, под влиянием антропогенной деятельности, называется:

а) экологической сукцессией;

б) экологической экспертизой;

в) экологическим мониторингом.

38.Систему регулярных наблюдений за состоянием компонентов окружающей природной среды в пределах небольшой территории, называется:

а) импактным мониторингом;

б) глобальным мониторингом;

в) биосферным мониторингом.

 

39.Более надежным методом охраны видового разнообразия является:

а) создание Красных книг;

б) создание заповедников;

в) создание национальных парков.

 

 

40. Особо охраняемой территорией, созданной с целью сохранения природного ландшафта и удовлетворения рекреационных потребностей людей, является:

а) заповедник;

б) заказник;

в) национальный парк.

 

41.Участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса, называются:

а) заказниками;

б) памятниками природы;

в) заповедниками;

 

42.В России в конце 20 века насчитывалось:

а) 60 заповедников;

б) 80 заповедников;

в) 100 заповедников.

 

 

43. Основным международным документом в области контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, является:

а) Базельская конвенция;

б) Киотский протокол;

в) Венская конвенция.

 

44.Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет:

а) ЮНЕП;

б) ЮНЕСКО;

в) МАГАТЭ;

 

45. Процедура принятия решения о возможности реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, называется:

а) экологической экспертизой;

б) экологическим лицензированием;

в) экологическим аудитом.

 

46. Процедура подтверждения качества продукции установленным экологическим требованиям называется:

а) экологическим аудитом;

б) экологической экспертизой;

в) экологической сертификацией.

 

47. Плата за выброс вредных веществ в пределах нормативов:

а) взимается и исчисляется из прибыли предприятий;

б) не взимается с природопользователей;

в) взимается и включается в себестоимость продукции.

 

48.Основным экономическим инструментом, направленным на компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей среды, является:

а) экологическая паспортизация;

б) экологическое страхование;

в) экологическое лицензирование.

 

49..Экономическое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения и при этом не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их потребности, называется:

а) устойчивым развитием;

б) техногенным развитием;

в) индустриальным развитием.

 

50. Экологический менеджмент – это система управления охраной окружающей среды, основывающаяся на положениях международных стандартов серии ИСО:

а) 9000;

б) 18000;

в)14000.

 

Вопросы к зачету по курсу «Экология и природопользование»

 

  1. Экология и природопользование как области научных знаний. Ученые экологи, их вклад в развитие науки. История развития экологии.
  2. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Взаимодействие организма со средой обитания. Толерантность организмов по отношению к экологическим факторам. Экологическая пластичность видов.
  3. Определение популяции. Статические и динамические показатели популяций. Рост популяций. Регуляция численности популяций.
  4. Понятие биоценоза. Внутривидовые и межвидовые взаимодействия в биоценозах. Экологическая ниша.
  5. Общая характеристика экологических систем (определение, состав, свойства, ресурсо- и энергообеспечение, развитие, равновесие и устойчивость экологических систем).
  6. Биосфера как глобальная экологическая система. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
  7. Взаимодействие общества и природы. Глобальные проблемы современности. Основные причины современных экологических проблем человечества.
  8. Понятие устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Пути достижения устойчивого развития человечества в биосфере.
  9. Виды антропогенных воздействий на биосферу. Понятие об антропогенной нагрузке. Факторы, определяющие интенсивность антропогенной нагрузки на экологические системы.

10. Природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территорий.

11. Место России в природно-ресурсном потенциале мира (водные, земельные, лесные, ресурсы, ресурсы недр, ресурсы животного мира).

Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Общие принципы рационального природопользования и охраны природных ресурсов.

13. Охрана видового разнообразия. Особо охраняемые природные территории.

  1. Понятие о загрязнении окружающей природной среды. Причины загрязнения природной среды. Типы загрязнения природной среды
  2. Основные источники загрязнения окружающей среды (атмосферы, гидросферы и почв).
  3. Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека. Влияние экологических факторов на здоровье человека. Факторы, определяющие тяжесть воздействия вредных веществ на организм человека.
  4. Глобальные последствия загрязнения окружающей среды.
  5. Способы защиты окружающей среды от загрязнения.
  6. Понятие об отходах производства и потребления. Виды отходов. Основные причины увеличения отходов в современном мире.
  7. Способы борьбы с отходами. Пути снижения количества отходов.
  8. Экологический мониторинг (определение, задачи, уровни мониторинга, способы ведения наблюдений, представление результатов мониторинга).

22. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в России (органы регулирования природопользования и охраны окружающей среды, анализ правовых актов, регламентирующих природопользование и охрану окружающей среды).

23. Экологические нормативы (нормативы качества окружающей среды, производственно-хозяйственные нормативы, предельно допустимые нагрузки на экосистемы). Роль экологического нормирования в системе управления природопользованием.

Экологическая экспертиза и оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (определение, объекты экологической экспертизы, задачи, принципы экологической экспертизы, оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, регламентация деятельности).

25. Экологическая сертификация (определение, объекты сертификации, задачи, документы, регламентирующие деятельность).

26. Лицензирование природопользования (виды лицензий в области природопользования).

27. Экологический контроль (виды экологического контроля, задачи, регламентация).

28. Экономическое регулирование природопользования (его значение и механизм регулирования).

29. Плата за пользование природными ресурсами.

30. Методы экономического стимулирования охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

31. Платежи за загрязнение окружающей среды.

32. Экологическое страхование и его роль в обеспечении экологической безопасности.

33. Основные направления экологизации экономики России.

34. Экологический менеджмент. Стандарты серии ISO 14000

  1. Международное сотрудничество в области экологии. Зарубежный опыт управления природоохранной деятельностью.

 

 

Литература

Основная:

1. Электронное пособие по курсу «Экология и природопользование».

2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.- 576 с.

3. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -703 с.

4. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

5. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ,1999.- 455с.

6. Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент: Учебное пособие, М.: ИД «Социальные отношения», изд-во Перспектива», 2002. – 207с..

 

7. Единые требования к зачету (экзамену) по неконтактной форме.

 

Требования к зачету по неконтактной форме обучения не отличаются от требований к зачету для студентов, слушающих установочную лекцию (2 ч).

Схема допуска к зачету:

1. Выполнение всех промежуточных заданий (приложение 1).

2. Исправление указанных ошибок.

3. Выполнение итогового теста.

4. Исправление указанных ошибок с приведением.

развернутого ответа на тестовый вопрос.

8.Схема допуска к экзамену:

1. Выполнение всех промежуточных заданий (приложение 1).

2. Исправление указанных ошибок.

3. Выполнение итогового теста.

4. Исправление указанных ошибок с приведением.

развернутого ответа на тестовый вопрос.

Зачет (экзамен) проводится в двух формах (по выбору студента):

1) дистанционной (тестирование на время, 30 мин);

2) аудиторной (тестирование на время (30 мин) или ответ по билету на 3 вопроса).

 

 

9.Требования к выполнению контрольных и курсовых работ (темы, система выбора темы, оформление, сроки сдачи).

 

По курсу «Экология и природопользование» учебным планом не предусмотрено выполнение контрольных и курсовых работ.

 

10. Рейтинговая система оценки знаний.

Критерии оценки знаний студентов по результатам тестирования:

 

50 – верных ответов – отлично.

 

От 40 до 49 верных ответов – хорошо.

 

От 30 до 39 верных ответов – удовлетворительно.

 

 

Для получения зачета в форме тестирования, необходимо дать правильные ответы на 30 вопросов.

 

Критерии оценки знаний студентов по результатам устных ответов по билету:

 

«Отлично» - полный устный ответ на три вопроса без подготовки или с подготовкой в течение 5 минут.

«Хорошо» - полный ответ на два вопроса и неполный ответ на один вопрос (подготовка в течение 15 минут). При двух неполных ответах, «хорошо» ставится при ответе на дополнительный вопрос.

«Удовлетворительно» - не полные, но правильные ответы на все три вопроса (подготовка в течение 15 минут). При отсутствии правильного ответа на один или два вопроса студент должен ответить на дополнительный вопрос.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...