Влияние маркетинга на организационную структуру предприятия
Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Как уже говорилось, для организации маркетинга нет универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах; они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продукцию, эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса покупателей, географическое расширение рынков, изыскание новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Вместе с тем маркетинговые структуры в значительной степени зависят от ресурсного потенциала предприятия, специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления предприятием. Несмотря на очень большое число вариантов (основные были описаны выше), реальное объединение маркетинговой деятельности предприятий чаще всего осуществляется по функциям или по товарам. Подобная негибкость может быть объяснена тем, что наша страна полностью еще не встала на рельсы рыночных отношений, что превалирует менталитет руководителей и специалистов в области традиционного оперирования не рыночными, а производственными категориями. Ни в коей мере не принижая значимости решения производственных проблем, обеспечении эффективности производства, следует признать эти проблемы вторичными по сравнению с маркетинговыми, рыночными проблемами. Особенности применения маркетинга отечественными предприятиями очень четко изложены в работе Е.П. Голубкова[3], где подчеркивается тот момент, что применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприятием. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия решений по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объему выпуска, цене, каналам товарораспределения, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в организациях, жестко не включенных в государственную структуру управления.
В зависимости от степени вовлеченности организации в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции: деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления; в организации используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка, послепродажного обслуживания и др.); в организации изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.). Представляется, что в нашей стране в настоящее время применение маркетинга как цельной концепции рыночного управления скорее исключение, нежели правило. Речь идет в первую очередь об организациях, выпускающих продукцию или оказывающих услуги, предназначенные для массового потребителя. Организации действуют в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организации существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем элементам комплекса маркетинга. К числу таких организаций относятся прежде всего частные и акционерные предприятия небольших размеров, которые быстрее адаптируются к рыночной экономике.
Более реальным для нашей страны в существующих условиях является использование групп взаимосвязанных элементов и средств маркетинговой деятельности, а также отдельных элементов комплекса маркетинга. Все вышесказанное в полной мере можно отнести и к маркетинговой деятельности СПК "Приманычский". 2. Организационно-экономическая характеристика СПК "Приманычский"
СПК им.А. Пюрбеева организован в 1965 году, но в 2001 году на его базе был организован СПК "Приманычский". Все активы СПК им.А. Пюрбеева были переведены на баланс СПК "Приманычский". Находится в центральной части Ики - Бурульского района Республики Калмыкия. Центральная усадьба хозяйства расположена в поселке Приманычский. Расстояние от центральной усадьбы до республиканского центра г. Элиста - 58 км., до районного центра п. Ики - Бурул - 18 км. Связь с республиканским и районным центром осуществляется по дорогам с твердым покрытием. Внутрихозяйственная дорожная сеть представлена грунтовогравийными и полевыми дорогами. Основные производственные фонды - это средства производства, которые участвуют в производственном процессе многократно, не меняя натуральной формы. Основных средств по СПК "Приманычский" числится на 1.01.2006 г.9409 тыс. руб. Из них машин и оборудования - 2562 тыс. руб., транспортных средств - 1241 тыс. руб., продуктивный скот - 3680 тыс. руб. Тракторов в хозяйстве 11 единиц, комбайнов-8, грузовых автомашин - 16 ед. Так же в хозяйстве имеются 2 сенокосилки тракторные, сеялки - 14ед., пресс-подборщики - 2 единицы. В аренде СПК "Приманычский" имеется 24298 га сельскохозяйственных угодий, из них пашни 5663 га, сенокосов 18635га. Из 5663 га пашни в 2005 году использовалось 2500 га., процент использования пашни - 44%, 18635 га сенокосов использовались на 100%. Выручка от реализации продукции растениеводства составила 2430 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции 2867 тыс. руб., убыток от реализации продукции растениеводства 437 тыс. руб.
В отчетном году планировалось получить 1500 тонн зерна (в весе после доработки) при урожайности 7,4 ц/га, фактически получено 720 тонн при урожайности 5,1 ц/га. Комплекс неблагоприятных факторов погоды отрицательно сказался на состоянии зерновых культур (списано 400 га озимой пшеницы). Реализовано зерна в отчетном году 1217 тонн по средней цене 1,9 руб. /кг при планируемой реализационной цене 2 руб. /кг. Себестоимость производства зерна планировалось 1,710 руб. /кг, фактическая себестоимость 2,231 руб. /кг, это связано с удорожанием ГСМ, снижением фактической урожайности по сравнению с плановой. Поголовье КРС на 1.01.2006г.917 голов, в том числе коров 410 голов, прирост поголовья КРС составил 118 голов или 12,8% в сравнении с 2004 годом, в том числе коров - 58 голов или 14,1%. В структуре стада маточное поголовье составляет 44,7%. Получено телят 407 голов или 99 телят на 100 коров. Реализовано 272 голов с общим весом 52,9 тонн. Выручка от реализации мясо КРС составила 1457 тыс. руб. Средняя фактическая цена реализации 27542 руб. /т. Поголовье овец на 1.01.2006г. составило 8040 голов, в том числе овцематок 4099 голов. Прирост поголовья овец по сравнению с предыдущим годом составил 1945 голов, т.е. на 24%,. В структуре стада маточное поголовье составляет 50,9%. В 2005 году получено 4020 голов (при плане 4232голов) или 95 ягнят на 100 овцематок. За отчетный период реализовано 2784 голов овец с общим весом 74,6 тонн. Среднесдаточный вес 1 овцы составил 2607 кг. Выручка от реализации баранины составила 2321 тыс. руб. Средняя фактическая цена реализации 1 тонны баранины составила 27019 руб. Производство шерсти осталось на уровне предыдущего года и составило 20,5 тонн. Средний настриг шерсти 3,3 кг. Себестоимость 1 тонны шерсти за отчетный год 36585 руб. /т. Сегодняшние реализационные цены на шерсть по-прежнему не возмещают затраты на их производство. Цена реализации 1 тонны шерсти в отчетном году составила 24539 руб. /т. при плановой реализационной цене 37800 руб. /т и 30939 руб. /т в 2004 году.
В хозяйстве также имеется небольшая свиноферма, продукция которой идет на собственное потребление. На начало 2006 года насчитывалось 25 голов, из них 4 основные свиноматки. Прибыль от реализации продукции животноводства составила 4368 тыс. руб., уровень рентабельности 1%. Финансовое состояние предприятия характеризуется состоянием расчетов с бюджетом, поставщиками, рабочими и служащими. Дебиторская задолженность СПК ""Приманычский"" 649 тыс. руб. Кредиторская задолженность на 1.01.2006г. составляет 2395 тыс. руб. в том числе поставщики-988 тыс. руб., из них ГСМ 571 тыс. руб., семена 103 тыс. руб. Важнейшим ресурсом производства сельскохозяйственной продукции является земля, которая не может быть создана вновь или заменена каким-либо другим средством производства. От ее умелого использования зависит уровень экономики хозяйства. Под сельскохозяйственными угодьями понимают участки земли, имеющие те или иные различия в естественных свойствах, систематически используемые для определенных производственных целей. Под валовой продукцией сельского хозяйства принято понимать суммарное ее количество, произведенное за определенный период времени (обычно за год). В ее состав входит продукция растениеводства и животноводства. В животноводстве в нее включают разную готовую продукцию, не связанную с убоем поголовья (молоко, яйца, шерсть), приплод, прирост живой массы выращенного молодняка, взрослого скота (табл.3). Таблица 3 Размеры сельскохозяйственного производства
По данным таблицы можно сделать вывод, что общая земельная площадь СПК "Приманычский" остается неизменной. Самый высокий показатель валовой продукции наблюдается в 2004г. и составляет 8315 тыс. руб. Из них 40,7% приходится на растениеводство и 59,3% соответственно на животноводство. Объем товарной продукции в 2005 г. уменьшился на 1417 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом составил 6798 тыс. руб. Тенденция на увеличение наблюдается в показателях среднегодовой стоимости основных фондов, а также поголовья сельскохозяйственных животных. А среднегодовая численность рабочих в 2005 г. увеличилась на 10 человек и составила 122 чел., тогда как в 2003 и 2004 г. г. насчитывалось по 112чел.
Товарная продукция сельского хозяйства - это часть валовой продукции поступившей в народнохозяйственный оборот. В ее состав входит продукция, реализованная государственным предприятиям и организациям, рабочим и служащим хозяйств, а также израсходованная на общественное питание в хозяйстве. В товарную продукцию сельского хозяйства включается продукция личного приусадебного хозяйства рабочих и служащих, проданная ими.
Таблица 4. Структура товарной продукции
Как видно из данной таблицы на анализируемом предприятии за 2006 год получено товарной продукции на 8884 тыс. руб. Из нее продукции растениеводства на 1583 тыс. руб., или 17.8%, животноводства - на 7301 тыс. руб., или 82,1%. Анализ таблицы 1.2.2 показывает, что СПК "Приманычский" в территориальной специализации республики участвует как производитель зерна в растениеводстве, тонкой шерсти и мяса в животноводстве. В овцеводстве ведущей породой является ставропольский меринос и калмыцкая мясная порода в стаде КРС. В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает тонкорунное овцеводство, а именно - 32,7%. Дополнительной отраслью является мясное скотоводство и растениеводство, на долю которых приходится соответственно 44,5% и 16,2% денежной выручки хозяйства. Суммы от реализации продукции животноводства и растениеводства крайне не постоянны, имеют тенденцию к резкому повышению или понижению. Производство продукции растениеводства в зоне рискованного земледелия, в котором находится хозяйство, в первую очередь зависит от погодных условий. В последние годы в структуре товарной продукции растет удельный вес продукции животноводства, чему в немалой степени способствовал экономический кризис в августе 1997 года. Повышение цен на импортное продовольствие при росте закупочных цен на продукцию животноводства способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, что позволяет надеяться на улучшение состояния этой отрасли в будущем. К основным производственным фондам относятся те средства предприятия, которые многократно участвуют в процессе производства, сохраняют натуральную форму в течение ряда циклов производства, а заключенную в них стоимость переносят на продукт по частям по мере изнашивания. К основным производственным фондам относят лишь средства труда, созданные человеком. По характеру использования, в процессе производства, в составе основных производственных фондов выделяются основные фонды растениеводства, животноводства и фонды общего назначения. Таблица 5. Состав и структура основных фондов на конец отчетного года
Из данных таблицы 5. видно, что основная доля основных фондов в хозяйстве приходится на здания - 40,3% машины и оборудования -17,6%, продуктивный скот - 30,8%. За три года обеспеченность предприятия основными средствами возросла. Положительное влияние оказало увеличение продуктивного скота.
Таблица 6. Уровень товарности сельскохозяйственной продукции
Данные таблицы показывают, что уровень товарности СПК "Приманычский" за три оцениваемых года имел нестабильный характер. В 2003 г. он составил 80%, в 2004 г. увеличился на 18% по сравнению с 2003 г. и составил 98%, а в 2005 г. снизился и составил 88%. Рентабельность сельскохозяйственных предприятий зависит, прежде всего, от объема производимой и реализуемой продукции, ее качества и себестоимости. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость, тем выше рентабельность.
Таблица 7. Рентабельность сельскохозяйственного производства
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что в 2003 г. данное предприятие получило прибыль в размере 211 тыс. руб. Учитывая себестоимость, уровень рентабельности составил 3,6%. В 2004 г. рентабельность СПК "Приманычский" увеличилась на 3% по сравнению с 2003г., а в 2005 г. предприятие получило убыток в размере 528 тыс. руб. 3. Организация маркетинговой деятельности в СПК "Приманычский"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|