Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение значений приставок. Работа в группах.

Урок русского языка во 2 классе

По теме «Значения приставок»

УМК «Начальная школа XXI века», учебник С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1308 Зайцева Ольга Витальевна

Тема урока: «Значения приставок»

Цели урока:

способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;

формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.

Планируемый результат обучения, формирования УУД:

Личностные УУД: ценностная ориентация учащихся, желание и умение ответить на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные УУД: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки.

Коммуникативные УУД: умение планировать и распределять роли при парной и групповой работе, умение точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о приставке как о значимой части слова, о способах словообразования.

Тип учебного занятия:

урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Учебное пособие «Пишем грамотно» 2 класс, М.И.Кузнецова

Рабочая тетрадь по русскому языку

Карточки с приставками и со словами для работы в группах

Карточка-подсказка №1

Карточка-подсказка №2

Интерактивная доска

Ресурс в формате PEB для интерактивной доски (презентация к уроку)

Ресурс в формате PowerPoint (презентация к уроку)

Ход урока:

Организационный момент

Слайд №1

Вчера на уроке мы познакомились с приставкой и определили место приставки в слове, сегодня мы продолжим знакомство с этой частью слова.

Слайд №2

Сядьте правильно. Запишите в тетрадях дату и вид работы. Определите для себя девиз на этот урок, запишите его в своих тетрадях.

У - Ученье – путь к уменью.

Р - Растёт моё внимание.

О - Отвечаю на все вопросы.

К - Крепнет моя память.

Чистописание

Слайд №3

Сегодня мы отрабатываем письмо буквы О. 4 строчки чистописания. Две строки предложены учителем, а на двух строках вы поработаете самостоятельно, определив себе задание сами.

Определите задание.

(На первой строке письмо заглавной и строчной буквы Ооо, на второй строке соединение заглавной буквы О - нижнее, среднее, верхнее (дети сами выбирают соответствующие буквы). На следующих строках дети пишут по выбору имена собственные, начинающиеся с буквы О, словарные слова с буквой о, и т.п.

Словарная работа.

Какие слова вы написали?

Кто писал имена собственные? Какие имена людей, клички животных, названия рек, городов, озёр вы написали? (Проверка/самопроверка задания)

Кто писал словарные слова? Прочтите орфографически слова. (Проверка/самопроверка задания)

Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

Слайд №4

На доске написаны слова, понаблюдайте за ними и скажите всё, что заметите.

 

писатель водитель строитель учитель

(имена существительные, нарицательные, одушевлённые, единственного числа, называют профессию, образованы суффиксальным способом при помощи суффикса –тель-)

глазок лесок листок голосок

(имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, мужского рода, единственного числа, с уменьшительно-ласкательным значением, образованы при помощи суффикса –ок-)

зимний весенний летний осенний

(имена прилагательные, мужского рода, единственного числа, имеют окончание –ий, образованы суффиксальным способом при помощи суффикса –н-)

переход перезвон пересказ перенос

(имена существительные, образованные с помощью приставки пере-)

Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)

 

вход выход уход отход

(имена существительные, однокоренные, образованы при помощи приставок)

Назовите приставки, с помощью которых образованы эти слова. (Ученики называют приставки, на доску вывешивается карточка с соответствующей приставкой)

 

закрасить добежать прилететь постучать

(глаголы, образованы приставочно-суффиксальным способом)

Назовите приставки, с помощью которых образованы глаголы. (Ученики называют приставки, на доску вывешивается карточка с соответствующей приставкой).

На доске карточки с приставками.

 

  В-       ВЫ-   У-   ОТ-   ЗА-   ДО-   ПРИ-   ПО-

 

Назовите способы образования слов. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

 

Работа в парах.

Слайд №5

Ответьте на вопросы. Что такое приставка? Где находится приставка? Для чего служит приставка?

Самопроверка. Проверьте свои ответы. (На доске открывается определение: Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов).

Работа над новым материалом.

Слайд №6

4. 1. Введение в тему. В русском языке приставок не очень много – около 30. Для того, чтобы нам было легко правильно писать слова с приставками, мы разделим на 3 группы приставки по такому принципу: 1 – приставки всегда пишутся одинаково, 2 – приставки, оканчивающиеся на з/с, 3 – приставки, которые пишутся, в зависимости от значения.

 

Пишутся всегда одинаково перед глухими согласными -С- в зависимости от значения
о- об- от- до- под- за- на- над- в- во- с- со- пере- раз- рас- из- ис- без- бес- воз- вос- вз- вс- через- черес- чрез- чрес- низ- нис-   пре- при- по- па- (паводок, пасынок) про- пра- (прабабушка, правнук)

Упражнения в образовании слов приставочным способом. Работа в группах.

Слайд №7

Распределите в группе слова и образуйте однокоренные слова, используя приставки.

в-, вы-, у-, от-, за-, до-, при-, по-

бежать лететь ползти нести

Определение значений приставок. Работа в группах.

Слайд №8

Приставки являются типичным средством образования глаголов от других глаголов. Каждой группе предлагается понаблюдать за глаголами и попробовать определить значение приставки. Если возникнут трудности с формулировкой значения приставки, можно взять карточку-подсказку №1. При дальнейших затруднениях можно обратиться к подсказке №2. (Подсказки расположены у доски).

 

  В-     ВЫ-   У-   ОТ-   ЗА-   ДО-
влететь, вбежать, вписать, всунуть, вложить, влить ввинтить, внести вылететь, выбежать, выписать, высунуть, выложить, вылить, вывинтить, вынести убежать, уползти, уехать, унести, уплыть, улететь, увезти, увести отбежать, отползти, отъехать, отнести, отплыть, отлететь, отвезти, отвести запеть, заплакать, закричать, заворчать, заиграть, засвистеть, зашептать, заныть долететь, добежать, дописать, доложить, долить, доиграть, донести, доползти

 

Подсказка 1. · указывает на движение внутрь · указывает на движение изнутри · указывает на начало действия · указывает на завершение действия · указывает на движение с отделением от чего-либо · указывает на движение с полным удалением · указывает на приближение, присоединение, прибавления
Подсказка 2. · указывает на движение внутрь (в-) · указывает на движение изнутри (вы-) · указывает на начало действия (за-) · указывает на завершение действия (до-) · указывает на движение с отделением от чего-либо (от-) · указывает на движение с полным удалением (у-) · указывает на приближение, присоединение, прибавления (при-)

 

Каждая группа определяет значение приставки самостоятельно, или прибегая к подсказкам. Результат своего наблюдения озвучивает представитель группы.

Физкультминутка.

Слайд №9

На доске написаны слова.

Смотреть, посмотреть, закрутить, крутить, открутить, выкрутить, лепить, налепить, слепить, записать, написать, писать.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики подпрыгивают и хлопают над головой в ладоши, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Самостоятельная работа.

Слайд №10

Сейчас мы с вами тоже будем писать. Откройте пособие «Пишем грамотно» на стр.81. Выполните задание №2. Один ученик выполняет задание у доски..

долить отплыть

добавить отбавить

добежать отлить

доплыть отбежать

Какое значение придаёт глаголам первого столбика приставка до-? (Указывает на завершение действия, его конец).

Какое значение придаёт глаголам приставка от-? (Выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела).

Оцените в тетради свою работу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...