Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства создания иронии и воздействующей функции

Круг тем, интересующих Нину Гечевари

Доминанта творчества автора – ирония

Средства создания иронии и воздействующей функции

Заключение

Список использованной литературы и источников

 


Введение

 

В данной курсовой работе сквозь призму журналистских произведений рассматривается журналистский образ в публицистических текстах на примере творчества Нины Гечевари (журнал "Cosmopolitan, Россия").

Тема курсовой работы актуальна, т. к. иллюстрирует то, насколько образ автора зависит от веяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также то, насколько важно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие на читателя наибольшее впечатление.

Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество существующей по данной теме литературы, средства выражения авторского "я" в периодических изданиях редко исследуются на примере текстов одного публициста.

Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в научном труде "О теории художественной речи". Подробно описал приемы и методы создания журналистского произведения автор книги "Технология создания журналистского произведения" Ким М.Н.. М. М. Бахтин в своей книге "Человек в мире слова" доказал, что, проанализировав средства выражения авторского "я" в текстах какого-либо писателя, можно сделать ряд выводов о его индивидуальности. Старуш М.И. в книге "Авторское "Я" в публицистическом произведении" рассмотрела читательскую и авторскую категории, разработала уровневую модель, а также структуру языковой личности. О структуре авторских произведений писали так же в своих трудах Стюфляева М.И. "Человек в публицистике" и Калачинский А.В. "Аргументация публицистического текста".

Объектом исследования явилось выявление характерных черт творчества современного журналиста и влияние их на создание и поддержания образа журналиста.

Предметом исследования выступили учебные материалы и публикации автора, которому посвящена практическая часть работы.

Целью данной курсовой работы является анализ публицистического стиля как сферы преломления индивидуальных особенностей автора, а также рассмотрение вопроса о том, как же образ автора влияет на построение журналистского произведения.

Задача исследования заключается в анализе средств выражения образа автора в текстах отдельного публициста. Средства выражения журналистского образа будут рассматриваться на примере творчества Нины Гечевари. Её материалы публикуются в журнале "Cosmopolitan", Россия. Cosmopolitan позиционирует себя как журнал для женщин. Первый номер журнала Cosmopolitan начал издаваться в 1886 году, как семейный журнал издательским домом Schlicht & Field Cosmopolitan. "Cosmopolitan" сейчас – это профессиональные фотографии и актуальные материалы на волнующие дам темы, подготавливаемые для читателей признанными фотомастерами, журналистами, психологами, ведущими стилистами и модельерами. Позитивный взгляд на серьезные проблемы – вот главная мысль, прослеживающаяся в каждой статье. Нина Гечевари ведёт в газете рубрику под названием "Смотри, мужчина!", в которой на примерах случаев из своей жизни иронично рассказывает о современном обществе и о мужчинах в частности. Материалы именно этой журналистки были выбраны для исследования потому, что они интересны, увлекательны и отличаются от стандартных, шаблонных текстов, часто встречающихся в современной прессе. Использованные в исследовании публикации издавались с января 2007 года по апрель 2009 года.

Структура работы: первая глава (теоретическая) представляет собой реферативный обзор научной литературы по теме данной курсовой работы, а вторая глава (практическая) – анализ образа журналиста Нины Гечевари, основанный на теоретических положениях, описанных в первой главе.

 


1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

 

1.1 Гносеологические корни публицистического образа

 

Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или иной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров журналистики.

Природа современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Специфика художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов.

Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то "субъективное – это переживания и размышления художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение".

Если выделить главное из всех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством и окажется объективность. Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Журналистская объективность часто ассоциируется с "перевёрнутой пирамидой" и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: "кто? что? где? почему? когда? и как?".

Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективность невозможна: "Давайте рассмотрим "объективную" статью. Это, наверное, будет материал беспристрастный, непредвзятый, написанный со знанием предмета и без ошибок. Такое бывает? Объективная статья будет полностью соответствовать действительности и отражать правду, только правду и ничего кроме правды. Возможно ли это? Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности или, как говорил известный специалист по семантике Хайакава, "карта – это ещё не территория". Другими словами, статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чем выражено словами". В самом деле, помимо того, что все журналисты ограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество также влияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. К тому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает тему материала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.

Итак, из этого следует, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист – это, прежде всего, личность. Если рассуждать глобально, то субъективность – это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в журналистике, что отразилось на всей системе средств массовой информации и неречевой организации журналистского текста в частности. Формирование нового типа современного общества начала ХХІ в. – информационного – создало свой языковой стиль, значительное влияние на становление которого оказывает постмодернистская культура с характерными манерами письма: "цитирование наследия предшествующих эпох, переосмысление элементов культуры прошлого, пародирование, иронизирование, приём игры, многоуровневая организация текстов", "осознанный плюрализм стилей, жанров, языков,... динамизм, интерактивность, интертекстуальность (гипертекстуальность), ацентризм".

Одним из феноменов, возникших на современном этапе развития средств массовой информации, стала персонификация языковой личности журналиста. Так, президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский утверждает: "Идет персонификация в средствах массовой информации". Возникновение в СМИ феномена персонификации связано не только с формированием нового языкового стиля, но и с рядом других факторов: изменением статуса адресата и адресанта журналистского текста, трансформацией жанровой системы и др. Если раньше, особенно в советское время, языковая личность журналиста сравнительно с писательской была социальноориентированной, пассивно авторизованной, то сейчас публицистическая речь характеризуется журналистским подходом к отражению действительности: через призму мировоззрения и индивидуального мнения журналиста выявляется осмысление жизненных фактов, которые в публицистической речи получают толкование и оценку с соответствующими комментариями.

В связи с этим исследование феномена персонификации в журналистском тексте будет неполным, если оставить без внимания такую важную для текстообразования и текстовосприятия категорию, как модальность. Именно она объединяет составляющие текста в единое смысловое и структурное целое. В научной литературе текстовая модальность отождествляется с субъективно оценочной характеристикой объекта/предмета в тексте. В данном подтексте модальность рассматривается как категория, включающая самые разные виды квалификации сообщаемого, в том числе "наряду с субъективной (эмоциональной, положительной, отрицательной и др.) объективную (интеллектуальную, логическую и др.) оценку содержания текста".

Модальность текста, объективная и субъективная, заставляет воспринимать текст как целостное произведение. Однако часто в зависимости от жанровой принадлежности текста соотношение субъективной и объективной её составляющих варьируется. Субъективная модальность журналистского текста или авторская модальность – это выражение в тексте отношения автора к информации, его концепция, мнение, его ценностные ориентации, представленные читателю.

Поскольку передача информации происходит через призму авторской позиции, авторского отношения к объекту отражения, факт в журналистском тексте получает модальную валентность и с этой позиции определяется как некоторая субъективная реальность. При этом накладывается дополнительная "личностная" информация, которая мотивирована интенцией автора и является элементом общей авторской концепции.

"Персона" журналиста – стержневая в языковой действительности журналистского текста – становится концептуально важной и для самого издания. Речь идет об авторских колонках и рубриках, колонке редактора. Наблюдается тенденция к смещению центра: выбор информации потребителем зависит уже не только от самого материала (удачного заголовка, тематики и проблематики публицистического произведения), но и от автора. Имя журналиста становится в определенном смысле "брендом" издания. Журналист в современном мире – публичный человек. Но с популярностью профессии возрастают и требования, при этом формируется новый тип журналиста-профессионала. Основным показателем персонификации журналиста является активизация модальных процессов в средствах массовой информации и коммуникации.

 

1.2 Образ автора в журналистском произведении

 

Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов особо выделяется категория авторского "я". Используя этот своеобразный инструмент, журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.

В практике используются многообразные формы авторского вторжения. Во-первых, автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых, поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, в-третьих, выразить свои соображения по поводу поведения героев, в-четвертых, выстроить версии и предположения, в-пятых, выразить собственные эмоции, в-шестых, раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д. Одним словом, автор может предстать перед читателями в различных ипостасях: как герой действующий и как герой размышляющий. В этих диспозициях авторское "я" выполняет различные функции. По мнению М.И. Старуш, "я" действующее наиболее соответствует одному из методов публицистики – репортажности. Оно используется в различных модификациях, из которых наиболее распространенным являются автор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель и др. Именно этим достигается эффект эмоциональной причастности читателя к происходящему, что в значительной мере обеспечивает эффективность воздействия журналистского произведения. Именно это "Я" размышляющее, утверждает далее М.И. Старуш, ориентировано на совместную с читателем постановку проблем, совместное исследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений автора, моделирование условной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию и др. Эта разновидность авторского "я" обеспечивает эффект соразмышления читателя с публицистом, приобщение аудитории к движению публицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым и комплексного идейно-психологического воздействия на читателей. На основе этих двух подходов выводится два основных принципа конструирования образа автора в публицистике: репрезентативный и интроспективный.

В современной журналистике эти два подхода используются в различных модификациях. Репрезентативный подход может быть совмещен с интроспективным и наоборот. Репортажное "я" может присутствовать не только в путевых, но и в расследовательских, проблемных и даже портретных журналистских произведениях. Авторское "я", выраженное в таких словосочетаниях, как "я вижу", "я чувствую", "я ощущаю" и т.д., создает эффект физического присутствия автора на месте события. Но авторское "я" очеркового произведения, в отличие от репортажного "я", используется не только для концентрации внимания читателя на внешних приметах события, но в большей степени – для углубления и постижения внутреннего смысла разворачивающегося на глазах журналиста действия. Если в репортаже автор, пытаясь запечатлеть сиюминутность события, ведет повествование в настоящем времени, то очеркист не ограничен подобного рода временными рамками. Поэтому в очерке очень часто авторское "я" используется в качестве вставных конструкций, связанных с личностными воспоминаниями журналиста.

Подобного рода конструкции вводятся автором с определенной целью. Во-первых, чтобы соотнести реальные события с прошлыми; во-вторых, чтобы реконструировать прошлые контакты с героями произведения, которые были у автора раньше; в-третьих, для того, чтобы в ходе своих рассуждений подготовить читателя к определенным выводам. Значение этих вставных конструкций заключается и в том, что они выполняют в тексте определенную композиционно-смысловую роль.

Образ размышляющего автора может быть раскрыт не только через его познание внешнего мира, но и через самопознание и самоанализ. Введение в журналистское произведение авторского "я" всегда имеет мотивированный характер. В одном случае журналист объясняет читателю, чем определен выбор темы выступления или предпринятой им поездки, в другом – сразу выражает суть понимания стоящей перед ним проблемы, в третьем – выдвигает исходный тезис своего выступления и т.д.

Используя такое выразительное средство, как авторское "я", журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля повествования. Исповедальная тональность письма может сразу настроить читателей на чувственное восприятие произведения.

Следующим приемом создания авторского "я" можно назвать объективацию движения публицистической мысли. Суть данного приема заключается в том, что в ходе рассмотрения той или иной проблемы автор выражает свои мысли в форме различных понятий, суждений и умозаключений. В логике данные термины трактуются следующим образом: понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними. Существенную роль в формировании понятий играют процессы обобщения и абстракции; суждение – "мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной; умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием".

Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. "Мыслить – это значит прежде всего отражать мир через понятия, посредством понятий, в форме понятий; это значит уметь оперировать понятиями". Мыслительная работа журналиста всегда ориентирована на выделение существенных признаков предмета, на установление определенных связей между фактами или совокупностью понятий. В очерковом произведении можно встретить единичные, общие, конкретные, абстрактные понятия. При этом наиболее ценится способность автора объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом определенные взаимосвязи между ними, что помогает не только углубить понимание того или иного описываемого журналистом явления, но и открыть новые грани изучаемого объекта. В этом смысле понятия могут стать смысловой составляющей авторского "я".

Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Вопрос, представляя определенную форму мышления, ориентирует автора на получение ответа в виде некоторого суждения или группы суждений. Задавая те или иные вопросы и отвечая на них, автор тем самым стимулирует ход своих размышлений.

"Произведения журналиста отличаются динамичностью. Журналист, работающий с различными фактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать, интерпретировать, описывать события с конца — от следствия к причине, останавливать время, делить его на интервалы, прерывать. В произведении журналиста события оцениваются, рождаются и умирают. Журналист сам задает динамику событию".

Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении роль авторского "я" не снижается. На основе тех или иных выдвинутых суждений автор приходит к неким обобщенным выводам, тем самым, подводя определенные итоги своей познавательной деятельности. При этом выводы представляют не формализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения. Все эти мыслительные операции предпринимаются автором не только для того, чтобы убедить читателей в правоте собственной позиции, но и для налаживания коммуникативного контакта со своей аудиторией.

"В наше время важность "сквозного" стилистического единства образа публициста возрастает в связи с тем, что печатный текст с газетной полосы или журнальной страницы, подписанный, например, неким "Иксом", теперь, благодаря развитию электронных средств массовой информации, для всё более широкого круга читателей стал соотноситься не только с определенным кругом уже известных текстов того автора, но и с совершенно определенным человеческим образом: по телевизионным выступлениям мы представляем голос и особенности устной речи, манеру одеваться, жестикуляцию и мимику и т.д. и т.п.

Это создает несоизмеримо более высокие требования к единству образа публициста. В частности, не только его письменная речь должна соответствовать теме и авторской позиции, но и манера устных выступлений и скандальные слухи о нем (нередко редактируемые им же самим) должны работать на завершение профессионального образа, созданного его собственными печатными публикациями или теле- и радиорепортажами.

С одной стороны, современные возможности помогают всесторонне познакомить широкую аудиторию с образом публициста, однако, с другой стороны, не следует упускать из виду тот факт, что слишком большой поток информации воспитывает в аудитории пресыщенность и привычку к поверхностному восприятию сообщений. Новые условия требуют от публициста не только более тщательных прогнозов касательно реакции предполагаемой аудитории, но и известного "спрямления" образа. Этому служат и стандартные заставки в программах ТВ, и привычные из номера в номер рубрики в газете".

Уже была отмечена духовно-практическая природа журналистского творчества, прямая обусловленность его результатов поведением журналиста. Оригинальность замысла обусловлена стилем мышления и, соответственно, набором органичных для данного журналиста методов поиска и обработки информации.

Истоки индивидуального стиля деятельности кроются во взаимодействии мировоззрения и нравственных норм, знаний и умений, интеллекта и чувств, темперамента и характера журналиста. А поскольку комбинаций таких связей великое множество, то и разнообразие творческих индивидуальностей в журналистике потенциально велико.

Обусловленность приемов и методов деятельности личными качествами журналиста двойственна. С одной стороны, она вытекает из природных задатков личности. С другой стороны, эта обусловленность — итог профессиональных навыков и умений, знаний и убеждений, нравственных норм и социально-психологических установок.

Овладение журналистской профессией индивидуализировано. Современный человек с детства погружен в стихию журналистики как читатель, зритель, слушатель. В отличие от какой-либо другой профессии, отгороженной от большинства людей особым категориальным аппаратом, особым типом мышления, журналистская деятельность является "открытой" системой, ориентированной на всеобщее понимание, на активный контакт со всеми людьми.

Печать, радио, телевидение — в ряду основных результатов своей работы — производят и побочный эффект: они пропагандируют приемы и методы самой журналистской деятельности. И если у читателя, зрителя и слушателя существуют природные задатки для журналистского творчества, если присутствует гражданская позиция, стремление вмешаться в ход развития современной истории, то оказывается: опыт чтения газет, слушания радио, просмотра радиопередач может стать школой профессионализма, основанием для выработки самостоятельного, индивидуального стиля деятельности.

Коллективный опыт хранит испытанный, многократно проверенный арсенал средств, к помощи которых прибегает любой журналист. Вместе с тем этот опыт существует как "почва", которую журналисту предстоит обработать самому.

Индивидуальный стиль деятельности характеризуется значимостью тематики, глубиной разработки темы, оригинальностью творческих приемов, совершенством формы произведений.

Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя было и остается главной целью всех средств массовой информации, независимо от того, идет ли речь об идеологических, эстетических или потребительских представлениях той или иной социальной группы читателей или, шире, адресатов средств массовой информации.

Однако все эти соображения основаны на целостном и в общем поверхностном восприятии личности автора публицистических текстов. И они еще требуют поверки методами стилистического анализа. Можно предположить заранее, что в явном виде (т.е. по пунктам и аргументировано) ни один автор свой творческий образ, журналистский образ ни в одном тексте, ни во всех своих текстах не раскрывает. То есть отдельные черты образа публициста приходится вычитывать из текста или даже угадывать за текстом.

В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Если в очерках 60-х и 70-х годов автор выступал "закадровой" силой или в качестве беспристрастного повествователя, то в произведениях последующих десятилетий он становится не только идейным рупором своих героев, но и выразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций и т.д. В современном очерке автор открыто проявляет особенности своего авторского самосознания, смело выступает от собственного "я", наконец, более свободен в проявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и других авторских проявлений и возникает образ автора, являющийся, по мнению теоретиков, основной жанрообразующей категорией.

До недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, следует рассмотреть вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике.

Образ автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой – обладает богатым спектром самовыявления. Именно отсюда и проистекают многообразные разновидности и формы авторства: писатель может выступить и как непосредственный участник события, и как сторонний наблюдатель, и как рассказчик, от лица которого читателю будет поведана история, и как человек, "организующий формально-содержательный центр художественного видения". Автор является центром того "замкнутого бытия", в границах которого возникает своеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все, чтобы в итоге воссоздать полнокровные художественные образы людей. Именно это позволило M.M. Бахтину заявить, что "автор не только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моменты завершения целого – как героев, так и совместного события их жизни, т.е. целого произведения".

Участником этих событий, как уже было отмечено, может быть и сам автор, наделенный, как и его герои, определенными чертами и характеристиками. Автор может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда находится на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость.

Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, можно встретиться не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.

В создании авторского образа определяющими элементами являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности "складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам". Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. Можно выделить следующие из них: роль автора как "зеркала" героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей". Феномен "зеркального отражения" способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее.

Но познание героя происходит не только на эмоциональном, но и на рациональном уровнях. Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношении познаваемого объекта. "Главное назначение оценочных суждений в том, чтобы, сообщая факты, оказывать воздействие, влиять на мнения и поведение людей. Такое воздействие основывается на том, что отношение человека к действительности изменяется не столько под влиянием сообщения о событиях как таковых, сколько потому, что факты получают в тексте определенную социально-политическую окраску, благодаря оценкам с тех или иных позиций". Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делится с читателями собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например, в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образы героев.

Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Таким образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов. Публицист может поделиться с читателями собственными мыслями, знаниями, нравственными представлениями и устремлениями, жизненными ценностями и т.д. При этом в одном случае возникает образ размышляющего автора, а в другом – образ лирического героя, который, выражая свой внутренний взгляд на описываемые события, тем самым проявляет особенности своего мировосприятия.

Мировоззренческая установка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определении идейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения, и т.д.

Творческая индивидуальность журналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия, наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает публицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи и т.д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед аудиторией предстает образ размышляющего автора, а в других – лирического героя.

"Главные характеристики образа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, образ коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот образ как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Сам же процесс формирования образа можно разбить на несколько этапов:

· выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать;

· изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории;

· в качестве доминирующих, как показывает практика СМИ, можно назвать три составляющих "работающего" образа:

-умение говорить "на языке" своей аудитории;

-знание того, что именно сегодня ее волнует;

- острота ума и чувство юмора;

· подбор журналистом и "примеривание" адекватного типажа, называемого еще "социальной ролью" коммуникатора;

· привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта;

· вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно;

· способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...