Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность 1. При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. 2. В качестве домашнего задания после прохождения темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» может выступить сочинение на тему «Мой дом – моя крепость». 3. При изучении темы «Средневековая живопись. Искусство витража» учащимся предлагается сделать эскиз витража для средневекового собора на один из библейских сюжетов. Как пример могут быть использованы следующие репродукции: витраж церкви Сент-Шапель, витраж собора в Шартре, витраж собора Нотр-Дам. 4. При изучении темы «Готика» учащимся предлагается придумать и нарисовать современное здание, но с использованием элементов готической архитектуры. Затем нужно охарактеризовать свой рисунок и указать на те черты, которые присущи готическому стилю. 5. При изучении темы «Рыцарская культура» учащимся предлагается сочинить стихотворение, поэму или серенаду на любую тему по выбору: любовь (к прекрасной даме или рыцарю), тема рыцарского подвига, пастораль (о природе). 6. Учащимся предлагается написать «Сказку о средневековом рыцаре» 7. Составить кроссворд или чайнворд на тему «Художественная культура Средневековой Европы» минимум из 10 слов. II. Игровая деятельность. 1. Игра «Журналисты». Учащийся – журналист, его задача дать материал в любой журнал (в котором он работает), чтобы это было интересно именно данному кругу читателей. В «Караван» - история какой-то личности Средневековья. В «Домашний очаг» - семейные ценности, тема материнства. В «GEO» - путешествие. Обязательно должна присутствовать параллель с нашим временем и непременное оформление статьи в дизайне данного журнала подписью (например: «Иванова Таня, обозреватель отдела путешествий для «Домового»).
2.Учащимся предлагается решить кроссворд «Художественная культура Средневековой Европы». Образец кроссворда смотри «Приложение 1» Вопросы: 1) название слова греческого происхождения и обозначающего таинство, действие, посвященное важному, значительному событию; 2) название вида религиозных представлений, связанные с чудесами; 3) название жанра театральных представлений во время пасхальных и рождественских праздников; 4) как называли бродячих музыкантов; 5) центр средневековой романской архитектуры; 6) название башни простейшего замка; 7) характерный элемент романской архитектуры; 8) название стиля возникшего в эпоху Возрождения; 9) название знаменитого итальянского собора; 10) основной тип архитектурных построек романской эпохи; 11) что пришло на смену фреске в изобразительном искусстве готики; 12) название скульптурного декора романского стиля; Ответы: 1) Мистерия 2) Миракли 3) Литургический 4) Трубадур 5) Франция 6) Донжон 7) Арка 8) Готический 9) Пизанский 10) Замок 11) Витраж 12) Рельеф 3. «Турнир». Учащимся дома должны подготовить по два вопроса на тему «Художественная культура Средневековой Европы». На уроке первый ученик задает вопрос любому сверстнику из класса, тот отвечает на вопрос и задает свой вопрос следующему однокласснику. Таким образом, учащиеся, играя, вспоминают весь изученный материал и закрепляют его. При этом проявляется большая активность и заинтересованность младших подростков. 4. Урок – аукцион. Цель – в занимательной форме повторить тему «Культура Средневековой Европы», показать практическое применение знаний.
Структура: приветствие, повторение основных вопросов темы, «продажа» предметов, музыкальная пауза, продолжение «продажи», музыкальный финал, подведение итогов. Ход урока: 1) Ведущие располагаются за столом, перед ними большой волчок, а вокруг него по кругу разложены «продаваемые» предметы. 2) Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка показывает, какой именно предмет будет продаваться. 3) Покупатели должны рассказать о предмете с точки зрения изучаемой темы. Ведущий после каждого ответа громко считает «Раз… два… три!» Выигрывает тот, кто до счета «три» быстрее даст ответ. Такой урок наиболее эффективен в 6 – 7 классах. III. Познавательная (учебная) деятельность. 1. Написать реферат на одну из предложенных тем: «Шедевры французской готики», «Григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья», «Театральное искусство Средних веков». 2. Задание на уроке: назовите три термина характеризующих Романский стиль. (например: арка, укрепления, массивность, проем, храм). Подходит для 5 класса. 3. Составьте кроссворд из 10 терминов на тему «Достижения музыкальной культуры». 4. При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся предлагается составить схему «Основные типы построек». В схеме нужно обязательно указать примеры построек. 5. Учащимся раздаются средневековые тексты. Прочитав и проанализировав их, а также, воспользовавшись дополнительными источниками, они должны ответить на вопросы (возможен творческий подход учеников): Из рассказа о возникновении г. Брюгге (IX в.) После этого для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов для прокормления и приюта тех, кто вел торговые дела в присутствии государя, который часто бывал там же, стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка. И вошло у них в обычай говорить: «Идем к мосту». Здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечии носит имя моста, - ведь на их наречии «Брюгге» - значит «мост». Вопрос: Объясните происхождение названий городов: Оксфорд (Бычий брод), Франкфурт (Свободный брод), Ньюкасл (Новый замок), Кембридж (Мост через реку Кем), Мюльхаузен (Мельничный дом), Страсбург (Замок на дороге).
Из грамоты Голштинского графа Адольфа об основании г. Гамбурга (1189) Мы, Адольф, Божией милостью граф… объявляем всем, что Вирад Бойценбургский получил от нас на наследственном праве город Гамбург, лежащий по реке Эльстер для свободного заселения по праву рынка, чтобы он вместе со своими поселенцами, которых он туда приведет, устроил гавань, годную для посещения разными людьми из окрестных земель… Сверх того мы желаем, чтобы эти поселенцы были свободны от всяческой пошлины во всех бургах, местечках и городах или каких-либо иных местах, принадлежащих к державе нашей… Кроме того, все судебные доходы наши мы предоставляем на три года жителям этого бурга (Гамбурга) за исключением случаев, грозящих руке или голове (Имеются в виду преступления, наказанием за которые служит отсечение руки или головы). А по прошествии трех лет все, что промыслит себе судом вышеупомянутый Вирад или его преемник, пойдет ему, за исключением дел, грозящих руке и голове, с чего он станет получать третью часть. Кроме того, всякую плату за городские участки мы навеки прощаем вышеуказанным жителям. Дважды в год будет у них ярмарка… сверх торга, который будет совершаться еженедельно в день, о котором последует наш указ. Вопросы: Какие привилегии получили жители Гамбурга и чем они обязаны своим сеньорам? Почему решение о торговых днях в Гамбурге настолько существенно, что потребовалось изготовить отдельный указ? Из древнейшего описания г. Лондона. (XII в.) На востоке выситься большая и мощная королевская цитадель (Тауэр), внутренний двор и стены которой воздвигнуты на глубоком фундаменте, скрепленном раствором на крови животных. На западе находятся два хорошо укрепленных замка, а стены города высокие и толстые, с семью двойными воротами и на севере укреплены через равные промежутки башнями. Подобным образом и с юга Лондон был укреплен стенами и башнями, но большая река Темза, изобильная рыбой, своими приливами и отливами незаметно в течение долгого времени подмыла и разрушила стены. Также на западе над рекой возвышается королевский дворец – здание несравненное, с крепостным валом и укреплениями; он расположен в двух милях от города в многолюдном пригороде.
Дома горожан в пригородах повсюду окружены большими и великолепными садами. На севере также расположены поля, пастбища и живописные луга с бегущими по ним речками, которые с приятным рокотом приводят в движение мельничные колеса. Невдалеке находиться огромный лес с густой чащей – убежище диких зверей: оленей, серн, вепрей и туров. Пахотные поля города – не бесплодные пески, но подобны тучным полям Азии… Около Лондона, в северном пригороде, имеются замечательные источники с целебной, сладкой, прозрачной водой, которые струятся по светлым камням. Среди них наиболее известны Святой источник, Источник монахов и святого Клемента; их чаще всего посещают школяры и городская молодежь, гуляя летними вечерами. Город благоденствует, если имеет доброго господина. Этот город прославлен мужами, оружием, большим числом жителей; так, во время военной угрозы по приказу короля (Стефана) город выставил, как считалось, способных к ратному делу 20 тысяч вооруженных всадников и 60 тысяч пехоты. Граждане Лондона по сравнению с жителями других городов выделяются достойными нравами, одеждой, роскошью стола… Люди различных занятий, продавцы различных товаров и поденщики всякого рода ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимости от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, находящихся на кораблях и в погребах, имеется открытая для всех харчевня. Здесь ежедневно, в зависимости от времени года, можно найти тертые, жареные, вареные кушанья, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более изысканное для богатых, дичь и разную птицу… Какое бы множество воинов или паломников ни пришло в город или ни собиралось уйти из города, в любой час дня и ночи ни те, ни другие не останутся голодными… В этом городе купцы всех народов, живущих под небесами и плавающих по морям, рады вести торговлю.
«Золото шлют арабы, специи и ладан сабеи, Оружие – скифы, пальмовое масло из богатых лесов – Тучная земля Вавилонии, Нил – драгоценные камни, Китай – пурпурные ткани, галлы – свои вина, норвеги, руссы – беличьи меха, соболей».
Вопросы: Почему при описании Лондона главное внимание уделяется, во-первых, стенам города, его укреплениям, а во-вторых – городским окрестностям? Велик ли Лондон XII в.? Найдите аргументы в пользу того или иного мнения в самом тексте документа. Действительно ли «множество» воинов или паломников приходили в Лондон и уходили из него?
6. Учащимся предлагается создать проект «Художественная культура Средневековой Европы». Постановка проблемы: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы. Идея проекта: собрать материал о европейском средневековье и представить его с использованием современных информационных технологий: создать слайд-шоу по художественной культуре, напечатать журнал «Художественная культура Средневековой Европы». Класс делиться на несколько групп, каждая группа отвечает за свое направление: архитектура, музыка, живопись, скульптура, литература и театр. Каждая из групп должна вычленить наиболее яркое, значимое, характеризующее направление и оформить материал в виде журнальной страницы. Формируемые умения и навыки: организация исследовательско-поисковой работы по отбору и систематизации материала, отвечающего на основной вопрос: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы, овладение приемами массмедиа при проведении поисковой работы и оформления журнала. Целью изучения раздела «Культура Средневековой Европы» является знакомство учащихся с характерными особенностями культуры Средневековой Европы, формирование целостного представления об искусстве и мировоззрении средневекового человека. На изучение данного раздела мы предлагаем выделить 9 уроков. Такое количество часов позволит сформировать целостное представление о культуре и в полной мере выполнить предложенные задачи по развитию и воспитанию учащихся. Важно использовать различные виды деятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления, памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой и познавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяются различные виды работ. Мы предлагаем обязательно использовать в обучении три вида деятельности, приемлемых для младшего подросткового возраста: познавательная, игровая и творческая. В параграфе «Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте» мы приводим примеры заданий и уроков, направленных на развитие этих видов деятельности учащихся.
Заключение В настоящее время в школах на изучение предмета «Мировая художественная культура» уделяется все меньше времени, а это является большой ошибкой. Изучение предмета Мировая художественная культура в школе помогает эстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого. Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать. Следует также помнить, что МХК – самый объемный предмет в школе. Перегруженность информацией на уроках не вызывает положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст и психологические особенности учащихся. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на уроках общественно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке. В процессе обучения учитель использует различные виды деятельности учащихся. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Знание видов деятельности, характерных для младшего подросткового возраста, позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Мы выделили три вида деятельности, которые на наш взгляд наиболее подходят при изучении раздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте. Это познавательная или учебная, игровая и творческая, или художественная деятельность. Они помогают развить у учащихся память, внимание, мышление, творческие способности; помогают вызвать интерес к изучению предмета. В курсовой работе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировали методическую литературу по теме изучение культуры Средневековой Европы в школе и опыт практикующих учителей. Нами были разработаны методические рекомендации по теме изучения культуры Средневековой Европы в средней школе, дан методический материал, который поможет учителю в преподавании этих уроков.
Список литературы 1. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника [Текст]/ В.Н. Александров.– М.: Харвест, 2004, 736 с. 2. Баранов С. П. Принципы обучения [Текст]/С. П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981.с.354 3. Березова Л. Многообразие в преподавании мировой художественной культуры [Текст]// Искусство в школе, 2004, №4, с. 6-7. 4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989, с.342. 5. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений [Текст] / М. Бойцов. – М.: МИРОС, 1995. – 480 с. 6. Болдырев Н. И.. Педагогика [Текст] /Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1968.с.147 7. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля [Текст] / Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 333 с. 8. Дмитриева И.А. Краткая история искусств. Вып 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки – 4-е изд., стереотип [Текст] / И.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 319 с. 9. Домашевская Е. Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК [Текст] // Искусство в школе, 2002, №3, с. 66-71. 10. Елизврова С. «Веду уроки МХК…» [Текст] // Искусство в школе, 1998, №2, с. 79-80 11. Копылова А. Технология урока искусства [Текст] // Искусство в школе, 2005, №3, с. 8-10. 12. Кочерова Е., Фоминова М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК [Текст] // Искусство в школе. 2003, №6, с. 41-44. 13. Кошмина И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл [Текст]/ И.В. Кошмина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 208. – 80с. 14. Медкова Е. Башня и Пирамида (Возможности методов моделирования при изучении МХК) [Текст]// Искусство в школе, 2007, №5, с. 40- 42. 15. Медкова Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства [Текст] // Искусство в школе, 2004, №4, с. 63-65. 16. Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)» [Текст]/ сост. И.А. Лескова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 86 с. 17. Мун Л. Синтез искусств на уроках МХК [Текст] // Искусство в школе. 2005, №3, с. 67 – 69. 18. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений – 15-е изд.; стереотип. [Текст] / Никитина Е.И. – М.: Дрофа, 2006, - 157 с. 19. Пархомина Е. О двух подходах в преподавании МХК [Текст] //Искусство в школе, 2004, №6, с. 62-64. 20. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю.К. [Текст] / Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 1983, 608 с. 21. Подласый И. П. Педагогика [Текст] /И.П.Подласый - М.: Владос, 1999,с.752 22. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс: 5-9 кл.; курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 кл. [ Текст] / сост. Г.И. Данилова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007, 191 с. 23. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программа курса: 5 – 9 кл.; 10-11 кл. [Текст]/ Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 95 с. 24. Синчук С. О принципах преподавания МХК [Текст]// Искусство в школе, 1998, №2, с.52 -55. 25. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 26. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу [Текст] // Народное образование. 1998.- № 5.- с. 36 27. Солодовникова Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических метериалов: 6-11 кл. [Текст] /Ю.А. Солодовникова. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2001. – 272с. 28. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001, -544 с. 29. Курова В. Проблема отбора и организации материала в курсе МХК [Текст] // Искусство в школе, 2000, №4, с. 69-71. 30. Миллард Э. История от средних веков до 1914 г. Учеб. пос. для дополнит. образования [Текст] / Э.Миллард - М.: Росмен, 1997, 104 с. 31. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. [Текст]/ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. – 688 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|