Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Иерархия потребностей Маслоу




 

Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход к мотивации основан на четырех предпосылках:

Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия.

Некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие.

Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы.

После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более продвинутые мотивы. [1 с. 206]

Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические), потребности безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности самоактуализации.

1) Физиологические потребности

Потребности, которые принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляю собой так называемые физиологические влечения. Два направления исследований: первое - это развитие концепции гомеостаза, а второе - обнаружение того факта, что аппетит - достаточно адекватный показатель существующих потребностей. Гомеостаз объясняется автоматическими попытками тела поддержать постоянное, нормальное состояние кровотока. Если в организме недостает каких-то химических элементов, индивид может обнаружить склонность к специфическим пищевым потребностям или острое желание поедать содержащую элементы пищу.

Физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Более конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычайной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального.

Другая специфическая особенность человеческого организма состоит в том, что, в то время когда в человеке доминирует определенная потребность, меняется также вся его философия будущего. Для человека, который до крайности представляющую угрозу нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он мечтает о еде, вспоминает о еде, все его переживания связаны только с едой. Человек начинает думать, что лишь при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни будет счастлив и никогда не пожелает ничего сверх того.

И когда одни потребности удовлетворены, вновь появляются новые более высокие. Один из главных выводов из сказанного состоит в том, что удовлетворение становится столь же важным понятием в мотивационной теории, поскольку она освобождает организм от господства относительно более физиологической потребности, давая, таким образом, возможность появления других, более социальных целей.

2) Потребности в безопасности (защищенность; стабильность; зависимость; защита; отсутствие страха, тревоги и хаоса; потребности структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя).

Здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили свои потребности в безопасности. Мирное, живущее спокойной жизнью, стабильное хорошее общество, как правило, дает возможность чувствовать себя в достаточной безопасности от диких животных, перепадов температуры, преступных посягательств, убийств, хаоса. Следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов.

Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизирующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, крушение власти.

3) Потребности в любви и принадлежности

Потребности в любви предполагают, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда эти потребности не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей партнера или детей. Известно, какое губительное влияние оказывают на детей слишком частые переезды, общее отсутствие стабильности, оторванность от дома и семьи, друзей, соседей, статус временного жильца или вновь прибывшего.

В современном обществе помехи на пути удовлетворения этих нужд, наиболее частая причина случаев неспособности адаптироваться к окружающей обстановке и более тяжелых патологий. Практически все теоретики психопатологии подчеркивали наличие препятствий к удовлетворению потребности в любви как основу неспособности к адаптации.

4) Потребности в уважении

Все люди имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Следовательно, эти потребности можно отнести к одному из двух подклассов. К первому из них относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, независимость и свобода. Ко второму относится желание хорошей репутации или престижа (определяя как их как уважение или оценку со стороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе, своей ценности, силы способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствием к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

5) Потребность в самоактуализации

Даже если все названные потребности удовлетворены, часто можно ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Но, по мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Тормозящее влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно "способствующее" общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. А также сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Самоактуализация - желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве.

Пути самоактуализации:

1. Предполагает, что человек отдается своим переживанием полностью, живо, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенными. В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации.

2. Жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; а по другую сторону выбор, ведущий к личностному росту. Делать такой выбор значит совершить движение в сторону самоактуализации. Самоактуализация - это продолжающий процесс.

3. Самоактуализация должна существовать как самость, которая актуализируется. Человек - это, как минимум, его темперамент, его биохимические балансы. Существует самость, и прислушаться к голосу внутренних импульсов - значит дать ей проявиться.

4. Человек принимает на себя ответственность, он актуализирует себя. Смотреть внутрь себя в поисках многих ответов предполагает принятие на себя ответственности.

Выбор роста, о том, как важно прислушиваться к внутреннему голосу, о том, чтобы быть честным и брать на себя ответственность. Все эти шаги к самоактуализации, и каждый из них обеспечивает жизненный выбор. Осуществляя их человек каждый раз, когда он попадает в точку выбора, обнаруживает, что это выбор оказывается для него все более органичным.

Креативное поведение подобно любому другому поведению, определяемому множеством детерминант. Можно заметить, удовлетворен или нет, счастлив или несчастлив по натуре человек. Также понятно, что творческая деятельность может носить компенсаторный или улучшающий характер или иметь исключительные экономические цели. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некоторую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.

6) Желание знать и понимать

Приобретение знаний и систематизация вселенной рассматривались частично как прием достижения состояния базовой безопасности в мире или как проявление самоактуализации для мыслящего человека. Свобода получения информации и свобода выражения, необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Потребности знать и понимать проявляются уже в конце младенческого периода и в детстве, возможно даже сильнее, чем во взрослом состоянии. Более того, они возникают стихийно, скорее в результате развития, неужели научения.

Удовлетворение когнитивных импульсов доставляет субъективное удовольствие и его результатом становится конечный опыт. Преодоление препятствий, повсеместный характер возникновения (охватывающий весь человеческий род и различные культуры), постоянное (хотя и неустойчивое) ощутимое напряжение, необходимость удовлетворения этой потребности как обязательное предварительное условие наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей человека, спонтанное появление в начале человеческой жизни - все это характерно для базовой когнитивной потребности.

7) Эстетические потребности

Потребности в порядке, гармонии, завершенности, доведении действия до конца, в системе и структуре. Попытки исследовать эти потребности на основе клинических наблюдений за индивидами, отобранными специально, показали, что, по крайне мере, некоторые личности имеют эстетические потребности действительно базового характера. Они заболевают (специфическим образом) от безобразия и излечиваются, будучи окруженные прекрасным. Это явление почти повсеместно наблюдается у здоровых детей. Свидетельства о побуждениях такого рода можно встретить в любой культуре и в любую эпоху.

Данная иерархия на первый взгляд устанавливает жесткий порядок вещей, однако в действительности это не совеем так. Есть люди, обладающих выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант. Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения.

Еще один случай перестановки в иерархии имеет место, когда потребность, долгое время находившаяся в удовлетворенном состоянии, начинает недооцениваться. Люди, которые никогда не испытывали продолжительный голод, склонны недооценивать его последствия и воспринимать пищу как нечто, не имеющее значение.


Заключение

 

Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей. Эти условия не самоцель, но они близки к цели, поскольку очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой сами цели

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.


Список литературы

 

1. Алешина И.В. "Поведение потребителей", М., ФАИР-ПРЕСС, 1999, 384 с.

2. Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.

3. Маслоу А. "Новые рубежи человеческой природы", М., Смысл, 1999, 425. с

4. Маклаков А.Г. "Общая психология", СПб., Издательство Питер, 2001, 59 с.

5. "Психология и педагогика". Учебное пособие под ред. Николенко В. М., ИНФРА-М, Новосибирск, 1999, 175 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...