Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «Возрождение»




Истоки культуры Возрождения в Италии. Общая характеристика гуманизма.

Ранние капиталистические отношения прежде всего зародились и стали развиваться в Италии => начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение».

Идейное содержание культуры Возрождения, выразившееся в научных, литературных, художественных, философских, педагогических взглядах, обычно обозначается термином «гуманизм»: человек в центре мировоззрения гуманистов – антропоцентрический принцип. Светский характер, индивидуализм. Идеал личности раннего гуманизма включал в себя и гражданские добродетели, предполагал, что эта личность должна служить пользе общества и государства.

Развитие науки и техники, начало производства книг (1445 – Гуттенбург, Германия). Изучение античной культуры.

Литература. Данте Алигьери – «Божественная комедия» - энциклопедия знаний средневековья. Первыми гуманистами в подлинном смысле этого слова были итальянские писатели Петрарка (сонеты Лауре и др.) и Боккаччо (новеллы «Декамерон» - высмеивал духовенство).

Искусство. Светский дух. Джотто, Мазаччо (живопись). Открытие в XV в. законов перспективы. Донателло (скульптура). Бруннелески (архитектура).

Со времени Петрарки и Боккаччо гуманистическое просвещение стало быстро распространяться по всей Италии. Во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции, Милане появились кружки гуманистов. Особенно выделялась в этом отношении Флоренция (Медичи).

Эта культура с начала XV в. оказывает влияние на культурную жизнь других стран Западной Европы, где развитие городов, накопление в руках городской верхушки (главным образом купечества) больших состояний подготовляют почву для возникновения в недалеком будущем раннебуржуазной культуры и гуманистического мировоззрения.

Характерной чертой ранней буржуазии в Италии XIV—XV вв. были широта и многообразие ее экономической базы. Ее представители занимались торговлей и банковскими операциями, имели мануфактуры и, кроме того, были, как правило, земельными собственниками, владельцами имений в округе. Сферой наибольшего накопление капитала были торговля, связывавшая Италию со всеми известными в то время странами, и ростовщичество (банковское дело), приносившее итальянским городам огромные доходы. Поэтому богатая верхушка — купцы, банкиры, промышленники, располагавшие огромными по тому времени средствами, — включала в свой состав самые разнообразные элементы общества.

 

Неуверенность в завтрашнем дне, вообще характерная для этой переходной эпохи, активизировала предприимчивость и энергию этих людей и в то же время вызывала жажду ко всем «благам жизни», доступным в то время, желание пользоваться настоящей минутой. Богачи соперничали друг с другом в роскоши. Это было время красивых дворцов, роскошной домашней обстановки, дорогих и изысканных костюмов. Народ эксплуатировали, презирали и старались держать в узде, но в то же время его боялись, стремились отвлечь от борьбы за свои права, устраивая пышные празднества.

 

Роскошь городских богачей, тиранов, пап предъявляла все растущий спрос на архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, музыкантов, певцов и поэтов, которые своими произведениями должны были услаждать жизнь «избранных». В то же время правители итальянских государств нуждались в секретарях, искусных дипломатах для ведения сложных политических дел как в пределах Италии, так и вне ее, в юристах, публицистах и писателях, которые защищали бы их интересы, оправдывали захваты, прославляли их правление, чернили врагов.

Нарождающаяся буржуазия нуждалась в деловых людях, которые могли бы вести ее торговые и кредитные дела за границей, в искусных счетоводах, которые могли бы учитывать огромные и разнообразные доходы, в большом штате служащих торговых, промышленных и банковских предприятий.

Городам требовались врачи, нотариусы, учителя. Так вместе с буржуазией зарождается многочисленная обслуживающая ее интеллигенция, принимавшая самое активное участие в создании новой культуры Возрождения.

 

Понятие «Возрождение»

Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме — «Ренессанс») не получил в буржуазной науке устойчивого значения. Одни буржуазные историки — Ж. Мишле, Я. Буркгардт, М. С. Корелин — видели в культуре этой эпохи возрождение интереса к человеческой личности, «открытие мира и человека» в противоположность богословскому и аскетическому мировоззрению средневековья, другие же — возрождение культуры античной древности, надолго забытой после падения античного мира (Фойгт). Многие буржуазные историки конца XIX и особенно XX в. подчеркивали и сейчас подчеркивают тесную преемственную связь культуры Возрождения со средневековьем, стараясь найти ее религиозные и мистические корни. Но все эти определения дают лишь поверхностное и одностороннее описание некоторых внешних сторон культуры Возрождения, не объясняя ее социальной сущности, искажая и затемняя ее историческое значение.

Советская наука видит в культуре Возрождения раннебуржуазную культуру, возникшую на почве зарождения в недрах феодальной формации нового, капиталистического способа производства.

 

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков.

Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зодчие — Брунеллески, Альберти, Филарете. Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Совершенство пропорций, прос­тота, просторные интерьеры— характерные черты нового архитектурного стиля. В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, характерна пластичность фигур, светская интерпритация церковных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве которых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, До­нателло, Вероккьо. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Основоположником живописи итальянского Возрож­дения был Мазаччо (1401—1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пластической выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным центром ре­нессансной живописи Италии XV в. Сандро Ботти­челли создает одухотворенные образы на основе ан­тичной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). В живописи, графике, скульптуре, широ­ко распространился жанр портрета. Венецианская школа живописи XV в. дала имена выдающихся художников — Анто-нелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изобилующие деталями венецианского быта. Развитие наук. Раннее Возрождение в Италии было ознамено­вано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей — этике — сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия. Этой общей для всех направлений позиции не противоречили по-разному трактуемые Бруни или Валлой, Альберти или Пико отдельные этические категории (высшее благо, нравственный идеал, добродетели и т.д.). В педагоге сложилась новая теория воспитания и образо­вания и новая методика преподавания (ученик – личность).. В развитие педагогических идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти, Пальмиери, выдающиеся педагоги-практики Гварино да Верона и Витторино да Фельтре. Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила — сам человек. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни». Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расши­рили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Особенно заметными были успехи математики. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445— 1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтерского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Мюллером (Региомонтаном). Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1445 г.). Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV — начале XVI в.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

 

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini d´affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.

4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...