Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Соотношение международного права и внутреннего права государств

Методические указания по изучению темы:

Изучить: процесс взаимодействия норм международного и внутригосударственного права. Дуалистическая и монистическая теории соотношения международного и внутригосударственного права. Теория примата международного права. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства. Место и роль международно-правовых норм в правовой системе республики Беларусь.

Проанализировать: соотношение юридической силы норм международного и национального права в правовой системе Республики Беларусь. Имплементация норм международного права. Способы имплементациии норм международного права на национальном уровне. Виды и фориы имплементации норм международного права в конституциях и законодательстве государств: отсылка, инкорпорация, трансформация, рецепция. Самоисполняемые и несамоисполняемые нормы международного права.

Литература:

1 Буткевич, В.Т.Соотношение внутригосударственного и международного пра­ва / В. Т. Буткевич. - Киев, 1981.

2 Гавердовский, А.С.Имплементация норм международного права / А. С. Гавердовский. - Киев, 1978

3 Гаврилин Д.А.Теории соотношения международного и внутригосударственно­го права и их отражение в практике государств / Д.А. Гаврилин // Российский ежегодник международного права. 1998-99. СПб., 1999.

4 Зыбайло А.И.Актуальные проблемы применения норм международного права в Республике Беларусь / А. И. Зыбайло // Российский ежегодник международного нрава. 1998-99. СПб., 1999.

5 Игнатенко Г.В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Свердловск, 1981.

6 Лукашук И.И.Международное право в судах государств. СПб., 1993.

7 Мюллерсон Р.А.Соотношение международного и национального права. М, 1982.

8 Павлова Л.В.Международное право в правовой системе Республики Беларусь / Л. В. Павлова // Российский ежегодник международного права. 1998-99. СПб., 1999.

9 Черниченко С.В.Объективные границы международного права и соотношение международного и внутригосударственного права / СВ. Черниченко /7 Советский ежегодник международного права. 1984. М., 1986.

10 Имплементация норм международного права во внутригосударственное право / под ред. Л. В. Павловой. Мн., 2001.

11 Раушнинг, Д.Применение норм международного публичного права в рамках национальной правовой системы / Д. Раушнинг // Российский ежегодник между­народного права. 1998-99. - СПб., 1999.

12 Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве / отв. ред. В. Н. Денисов, В. И. Евинтов. Киев, 1992.

Вопросы по изучаемой теме:

1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.

2. Влияние национального права на процесс международного нормотворчества.

3. Влияние международного права на национальное право.

 

Форма контроля: индивидуальная консультация

Краткое содержание лекции:

1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.

Проблема соотношения международного и национального права имеет давние исторические корни, данный вопрос стал привлекать внимание юристов-международников уже в начале 19 века. Доктринальные концепции соотношения международного и внутреннего права были разработаны в трудах западных ученых. Ими были выдвинуты две теории, признаваемые и в настоящее время: дуалистическая и монистическая.

Дуалистическая концепция была впервые сформулирована немецким ученым 19 века Г.Трипелем. Суть ее в следующем: международное и внутреннее право являются не только различными отраслями права, но это и различные правопорядки, «это два круга, которые соприкасаются, но не пересекаются». Сторонники этой теории относят международное и национальное право к различным правовым системам, не отрицали их взаимосвязи. Международное право во многом будет бессильно, если не станет обращаться к внутреннему праву.

Монистическая концепция рассматривает международное и национальное право как части единой правовой системы. Однако признает их неравноправными по своему статусу, а отдает предпочтение либо приоритету национального права, либо приоритету международного права. То есть, в монистической теории выделяют два направления: 1) примата национального права; 2) примата международного права.

Первое исходит из верховенства национального права и рассматривает международное право как сумму внешне государственного права различных стран. Выразителем указанного направления является немецкий философ Гегель, утверждавший, что государство способно не только изменить внутреннее право, но и нормы международного права. Указанные постулаты несостоятельны, так как они легализируют произвол в международных отношениях, отрицая возможность создания международного правопорядка. В настоящее время данная теория не имеет сторонников юристов-международников.

Второе направление монистической теории основывается на признании примата международного права. По мнению австрийского ученого Г.Кельсена, международное право, являясь высшим правопорядком, делигирует полномочия государствам осуществлять юрисдикцию на своей территории. Поэтому нормы национального права должны основываться на нормах международного права и,

в случае противоречия последним, теряют юридическую силу. Данной теорией отрицается суверенитет государства.

Современные ученые стран СНГ рассматривают международное и национальное право как части единой системы права при определяющем влиянии первого на процесс национального нормотворчества (умеренные монисты). Анализ дуалистической и монистической концепций позволяет сделать вывод - только используя все рациональное в двух подходах можно понять механизм современного нормообразования. Базируясь на положениях дуалистической теории следует признать автономность, специфику действия международного права и национального права в субъектной, нормообразовательной и правоприменительной сферах. Но их самостоятельность не означает изолированность. Международное и национальное право находятся в тесной взаимодействии, постоянном взаимном влиянии как в содержании так и в процессуальном плане. Интернационализация общественной жизни, и как следствие, усиление взаимозависимости государств, сближение правовых систем, ведет к расширению объектов международно-правового регулирования, включению в них вопросов, ранее входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Такие сферы, как права человека, экономика, разоружение, стали предметом совместного регулирования международного и национального права.

2. Влияние национального права на процесс международного нормотворчества.

Взаимодействие международного права и национального права выражается в их взаимовлиянии в процессе нормотворчества. Влияние национального права на международное право исторически является первичным, т.к. сначала возникли государства, а затем у них появилась потребность в развитии сотрудничества, что выражается в заключении договоров и формировании обычаев, государства создают международное право, а не наоборот. Первичное влияние не предполагает его верховенства.

Влияние национального права на международное осуществляется двумя путями: непосредственное влияние и опосредованное влияние.

Непосредственное (прямое влияние) национального права наиболее распространено в международном нормотворчестве. Оно проявляется как при разработке материальных норм международного права (влияние на содержание нормы), так и процессуальных (порядок заключения, вступления в силу). При разработке конвенций предварительно анализируется законодательство государств в соответствующей области, и затем идентичные нормы получают закрепление в конвенции. Важную роль играет национальное законодательство при формировании международного обычая. Закрепление поведения государства в какой-либо сфере сотрудничества в национальном законодательстве квалифицируется как доказательство признания государством такого поведения для себя обязательным на международном уровне.

Влияние национального права на создание процессуальных норм международного права касается главным образом порядка заключения


и вступления в силу международных договоров. Заключение договоров является одной из важнейших функций государства, порядок заключения и вступления в силу договоров закрепляется в конституциях и законах государств. В то же время, процедура заключения договоров регулируется международным правом. При разработке конвенции о международных договорах был проведен тщательный анализ законодательства государств в этой области. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. регламентирует различные способы вступления договора в силу, но от государства зависит, какие способы оно считает для себя приемлемыми.

Опосредованное влияние национального права на международное проявляется в применении иностранного законодательства в сфере межгосударственных отношений. Такое влияние характерно для соглашений о правовой помощи, например, соглашение о применении иностранного приговора. Нормы национального права могут использоваться Международным судом, но лишь для доказательства факта в конкретном случае, а не для обоснования вынесенного решения.

3. Влияние международного права на национальное право.

Международное право является необходимым элементом модификации и совершенствования национального законодательства, так как в международном праве ряд вопросов имеет более высокий уровень регламентации, чем в национальном праве (например, права человека).

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств презюмирует согласование с этими обязательствами национальных законов и предпринимаемых государством в сфере своей внутренней компетенции мер. Существуют различные формы и способы реализации норм международного права в национальном законодательстве. Большинство ученых-международников применяют термин имплементация (implement)- исполнение, осуществление.

Способы имплементации (реализации) норм международного права закрепляются в национальном законодательстве государств и различны по содержанию. Одни государства придают ратифицированному международному договору равный статус с Конституцией (Конституция США 1787 г.), в других он рассматривается как часть внутреннего права страны (Конституция Греции 1975 г., Конституция Болгарии 1991 г.). В Конституции России предусматривается, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы (ст. 15). Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства) (ст.8).

Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь признается приоритет не только обычных норм (общепризнанных принципов), но и договорных норм. Во многих законах содержаться статьи о применении положений международного договора в случае коллизии их с правилами, установленными соответствующими законами (Закон о гражданстве, Закон о


правах ребенка и др.). Закон о международных договорах Республики Беларусь 2008 г. прямо указывает, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта...». Аналогичное положение закреплено в Гражданском кодексе 1998 г. Принцип приоритета международного договора закрепляется и в Уголовном кодексе 1999 г. при решении вопроса об экстрадиции.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г. уста­навливается, что нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются час­тью гражданского законодательства и подлежат непосредствен­ному применению, кроме случаев, когда из международного до­говора следует, что для применения таких норм требуется изда­ние внутригосударственного акта (ст. 6).

Реализация норм международного права происходит путем:

внесения изменений в действующий закон для приведения его в соответствие с ратифицированным договором;

выработки новых норм национального права в силу сущест­вования пробелов в законодательстве.

Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Бела­русь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ратифицированные государством. В Уголовном кодексе Республи­ки Беларусь 1999 г. введены составы военных преступлений и преступлений против человечества с учетом Женевских конвенций.

Из анализа конституционных имплементационных механизмов можно сделать вывод о конкретных способах реализации норм международного права в национальном законодательстве:

1) Отсылка в коллизионных нормах национального права к
международному. Отсылки бывают частными, т.е. к конкретным
международным актам и общими (генеральными), когда речь идет о статусе всех
международных договоров, например, когда речь идет о признании
верховенства норм международного права по отношению к национальному
законодательству.

2) Инкорпорация, т.е. введение в действие международного договора или
обычая на территории государства специальным (имплементирующим) законом.
Инкорпарация может осуществляться в форме рецепции и трансформации. При
рецепции имплементирующий закон воспроизводит содержание
инкорпарируемого договора, не внося изменений или уточнений его положений.
Часто к имплементирующему закону просто прилагается текст договора,
становясь национальным законом, но продолжает быть международным
обязательством. При трансформации имплементационный закон может
уточнять, конкретизировать положения соответствующего международного
договора, отменять действие старых законов, если они находятся в
противоречии с вводимым международным договором.

Вопрос имплементации норм международного права необходимо рассматривать в практической плоскости, т.е. применения норм международного права в практике национальных судов. Возможность применения норм международного права зависит от того является ли международный договор самоисполняемым или несамоисполняемым. Нормам международного публичного права (в отличие от международного частного права) свойственна обобщенность, абстрактность формулировок, что не дает возможности судебным органам напрямую применять международную норму. Непосредственное применение норм международного права во внутригосударственной сфере распространяется только на самоисполняемые договоры, которые должны отвечать следующим требованиям: 1) иметь статус нормы международного права; 2) по содержанию ориентироваться на применение субъектами национально права (физическими и юридическими лицами); 3) обладать прямым действием на территории государства, не требуя помощи внутригосударственного акта.

-договор, не вступивший в силу, применяется государствами как обязательный;

-соблюдение государством соглашения, в котором оно не участвует;

-внутренний правовой акт одной страны становится обязательным для другой (Парламент Великобритании. принял акт, согласно которому Королева Англии признана главой содружества наций нескольких государств: Канады, Австралии и Новой Зеландии, установление ширины пояса территориальных вод входит в компетенцию государства, но его соблюдение обязательно для всех иных государств).

В доктрине Международного права существует точка зрения (Игнатенко, Тиунов), которая свидетельствует о рождении новых форм воплощения международных норм (источников МПП) в виде актов межд. конференций и актом межд. организаций. Но имеются в виду лишь те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношения государств и др. субъектов. Принятие таких актов должно соответствовать общим процессам нормообразования, в них государства должны согласовывать свои воли, не должны противоречить общим принципам МП, и обязательны лишь для тех государств и МО, которые их приняли. Некоторые ученые (Колосов, Кузнецов) отрицают наличие таких источников и говорят о них как об актах применения.

При рассмотрении вопроса об источниках МП существенное значение имеет ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд при решении споров «на основании международного права» применяет международные конвенции (договоры), международные обычаи, так называемые общие принципы междунарордного права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного, государства и действуют в пределах его компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Определенные законы могут оказать позитивное влияние на создание новых норм, наличие у государств схожих внутренних норм может способствовать зарождению обычая, реализуются межд. нормы во взаимодействии с национальными.

Из принципа добросовестного выполнения международных обязательств вытекает необходимость реализации норм между­народного права. Эта обязанность государств гарантируется Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., которая устанавливает, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения между­народного договора (ст. 27).

Более того, реализация международно-правовых норм тре­бует содействия национального права. Необходимость тесного взаимодействия международного и национального права объяс­няется рядом причин:

1) государство, являясь субъектом международного и внут­реннего права, формирует внутреннюю и внешнюю политику, играя ведущую роль в разработке как международных, так и на­циональных норм;

2) усиление интеграционных процессов, наличие глобаль­ных проблем в современном мире вызывает расширение объек­та международно-правового регулирования путем включения в него по воле государств вопросов, ранее входивших в исключи­тельно внутреннюю компетенцию государств. Из этого вытека­ет совпадение предмета регулирования международного и наци­онального права. Вопросы населения, территории (воздушной, морской), экономики, безопасности, экологии регулируются как международным, так и внутригосударственным правом. Об­щим принципом реализации международно-правовых норм, за­крепленным в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., является то, что государства при разработке законов и административных правил должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...