Рейтинговое задание № 1 — написание рецензии.
Раздел № 1 Тема: Методологические проблемы изучения современности Автор: Э.Тоффлер Название монографии: «Шок будущего». Данная книга погружает нас в пространство информационного общества, и сразу вспоминается фраза: «что не убивает, то делает нас сильнее». И, если ты еще не мертв, значит ты выжил в рамках информационной революции, в рамках психологического коллапса. Где? В информационном обществе.
Действительно, выжить — главный посыл автора, не зря он сам формулирует цель написания своей книги следующим образом: «Помочь нам прийти к согласию с будущим» (стр.12). Уже понятно, что речь в книге пойдет о будущем, но какое это будущее, что автор разрабатывает для читателя целую систему адаптации? О чем же эта книга? Автор отвечает на этот вопрос своим самым первым предложением, знакомясь с читателями: «Это книга о том, что происходит с людьми, когда на них обрушиваются перемены. Она о том, как мы адаптируемся или не адаптируемся к будущему» (стр.11). Реакция человека на перемены — одна из важнейших и центральных тем для автора книги Э.Тоффлера. Мысль не успевает за жизнью. Информационная революция для Тоффлера не только революция в значении моментальных и стихийных перемен, но и революция как процесс. А как процесс она всегда разрушительна, даже если и создает новые прекрасные ценности, но о ценностях речь пойдет отдельно. Информационная революция способна не впустить многих людей в тот мир, который она и создает. Или многие «вползут» в этот мир «калеками», да, тут без разговора о потере ценностей не обойтись. В силу этого автор и стремится разработать модель конструктивного взаимодействия личности и общества в быстро меняющемся мире. Цель своей книги чуть ниже Тоффлер формулирует несколько иным образом, чем он это делает выше: «Цель этой книги — изменить понимание будущего. Если читатель, закончив чтение этой книги, станет думать, размышлять, значит автор справился со своей задачей»(стр.12)
Термин «Шок будущего» был введен самим Элвином Тоффлером и положен в название данной монографии, вышедшей в 1970 году прошлого века. Шок будущего — это реакция как отдельного человека, так и всего общества в целом на стремительно меняющуюся действительность под влиянием технологического, социального и информационного прогресса. Меняется не только сфера потребления, не только темпы и методы развития, способы освоения мира, но и сама среда, в которой и обитает человек. Автор сравнивает данный термин с шоком культуры, объясняя читателю, что шок культуры, это когда путешественник оказываясь в незнакомом месте, вместо «да» может сказать «нет», примерно то, о чем писал Ф.Ницше в своей книге «По ту сторону добра и зла», для человека и общества привычные вещи предстают совсем в ином свете или попросту исчезают, заменяясь другими. В связи с этой данностью Тоффлер не может удержаться от искреннего изумления: ни экологическая или ядерная катастрофа убивают теперь человека, ни Мировые войны служат ему основной угрозой. Психологическое онемение, шок, который сумел испытать человек в условиях современного общества — это теперь обуза, та ноша, которую будет нести он, с ней жить, и выживать. Нарушается внутреннее равновесие, меняется и сам образ жизни. Апатия, наступившая в результате «шока» принимается за спокойствие, за правильный, взвешенный, твердый и уверенных взгляд. И в этом самое страшное. То, что прежде считалось ценностью, вызывает насмешку. Понятия и суть явлений либо перевернуты в реальности, либо в сознании человека. Последнее — страшнее. Пожалуй, главное здесь — сохранить трезвый ум и не стать рабом постоянных (временных) перемен и стремительно меняющихся впечатлений.
В данной книге информационное общество однако не есть оторванный от истории в своей самодостаточности и ограниченности период. Идеи Тоффлера по поводу информационного прогресса были впервые высказаны им в статье «Будущее как образ жизни» и уже потом легли в основу данной монографии. Конец 60-хх годов XX века — процесс внедрения компьютерных технологий на предприятия, с чем и было связано одно из заданий, которое выполнял Э.Тоффрер. Книга «Шок будущего» была написана четким, предельно простым, доступным языком и при этом содержала подробности, которые Тоффлер мог описать, сам работая на предприятиях и глубоко изучая процессы компьютеризации общества. Таким образом, книга была очень актуальна и доступна для широких масс. Учение Тоффлера было достаточно прогрессивным для того времени, оно и по сей день не потеряло своей актуальности, многие идеи высказанные автором были довольно точно угаданы им. Например, доминирование информационных технологий в экономике будущего, увеличение скорости экономических перемен по сравнению с предыдущим периодом и др. Преемственность периодов писатель и ученый высказал в теории трех волн: это три нам известных ныне типа общества — традиционное, индустриальное и информационное. Переход от одного типа общества к другому автор достаточно убедительно показывает разбирая 800 -ый отрезок жизни: «Это 800-ый отрезок жизни ознаменовал резкий разрыв со всем прошлым опытом человечества, потому что в течение именно этого отрезка отношение человека к ресурсам радикально изменилось» (стр.16). Тоффлер предчувствует, что наступил период, когда прошлое и будущее переплетается в настоящем. Он говорит о том, что современники Пелопоннесской войны, - многие из них не подозревали об этом, зато она оказала влияние на последующий ход римской истории, а через Рим и на Европу. Тоффлер приводит множество перемен, происходящих в современном мире, ученые не успевают следить за быстро появляющимися новостями... «Откуда нам знать что перемены ускоряются? Ведь нет абсолютного способа измерить перемены» - утверждает автор, но тем не менее мысль его очевидна: перемены ускоряются и будут ускоряться. Как же выжить человеку в столь стремительно развивающемся мире, сохранить себя и накопленные историей ценности?
Способы преодоления «шока будущего» высказаны автором в шестой главе его книги, которая называется «стратегии выживания». Элвин Тоффлер как последовательный критик ждущих человечество изменений, предлагает найти способ выживания в еще больших изменениях, в чем, конечно, с некоторой точки зрения, можно усмотреть противоречие во взглядах автора. Так он полагает, что «индивидууму нужны новые принципы, чтобы задавать темп своей жизни и планировать ее вместе с кардинально новой формой образования. Ему также могут понадобиться специальные новые технологичекие помощники, чтобы повысить его адаптивность. В то же время обществу нужны новые институты и организационные формы <...> Все это, конечно, подразумевает еще большее изменение — изменение изначально созданной модели, которое сможет обуздать ускоряющийся рывок, управлять им и задавать ему темп» (стр.187). Один из таких способов — это попытки лично справиться с новизной, неизвестностью, обилием новой информации, для этого, как считает автор, нужно изучить самих себя. Идя знакомой дорогой домой, отдыхая на пляже, закрывая двери, делая перерывы в чтении книги, порой игнорируя новые сообщения по радио, отказываясь от чего-либо, человек будто говорит: «Не надоедайте мне новой информацией» - <...>шутка часто маскирует реальное желание избежать слишком сильного давления новой информации» (стр.188). Важно, что изучая себя, с одной стороны, и, изучая общество и перемены, с другой, можно моделировать будущее: «В конечном счете, чтобы управлять изменением, мы должны принять его» (стр.190). То есть, анализируя свои ответственные шаги и поступки, можно научиться в той или иной степени контролировать свое будущее, создавая т. н. зоны стабильности, о которых говорит Тоффлер, такие, например, как постоянная работа, семья, компания близких друзей и т. п.
Однако не только личным путем можно преодолеть поток информации. Личные тактики с появлением новых перемен становятся все более уязвимыми, и тогда необходима социальная стратегия: «Ситуативные группы вполне могут стать одной из ключевых социальных служб в будущем <...> для людей, которые проходят в одно и то же время через похожие жизненные изменения, следует создавать временные организации - «ситуативные группы»(стр.192). Люди, столкнувшиеся с аналогичными проблемами временно вступают в группу, чтобы совместно преодолеть их. То есть — явным импульсом для объединения в такие группы является проблемная ситуация — например, получение пенсии, оформление пособий, рождение третьего ребенка и т. д. Решая ту или иную проблему в группе, человек чувствует себя более защищенным, но и это не универсальный путь.
Человек нередко, и это данность информационного общества, может находиться в кризисе, тогда ему нужен не контакт с группой, а личная консультация. Однако консультации будут давать человеку не психиатры или медики, а обычные люди, которые сами недавно преодолели ту или иную трудность: «Чтобы быть специалистом по какому -либо типу кризиса, не обязательно иметь формальное образование, порой опыт личного переживания может быть полезнее <...> огромное количество непрофессионалов — бизнесменов, студентов, учителей, рабочих и других <...>. Завтрашние консультанты - <...> специалисты по кризисным ситуациям: перемена места жительства, продвижение по службе, развод» (стр.193). В чем же спросите Вы новизна информационного общества и тактики, когда люди и прежде имели возможность помогать друг другу? Предусмотрительный автор четко сам отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у читателя: «В том, что люди ищут совета друг у друга, нет ничего нового. Новое — это наша способность, используя компьютеризированные системы, быстро собирать ситуативные группы, соединять индивидуумов с консультантами, и делать то и другое со значительным соблюдением права на личную тайну и анонимность» (стр.193).
Таким образом, Тоффлер этим своим высказыванием ведет к законченности своей концепции, он разрешает, быть может, у кого-то возникшее противоречие. Да, и автор не против перемен. Вспомним его мысль: только вооружившись знанием этих перемен, можно что-то изменить. Автор приводит множество примеров в подтверждение любой прозвучавшей в книге мысли, порой Тоффлер настолько дотошен, что это может вызвать негодование у некоторого читателя... Другой же будет восхищен доказательностью и последовательностью суждений. Некоторые ссылки на других профессионалов, ученых, лирические отступления Тоффлера лишь рисуют более полную картину того, о чем повествует нам автор. И к тому же в книге «Шок будущего» он выступает не только писателем и ученым, но еще и нашим учителем... Он берет на себя огромную задачу, - рассказать читателю как преодолеть «Шок будущего» и это ему вроде бы неплохо удается. Можно упрекнуть Элвина Тоффлера в излишней наивности, например, в его предсказаниях о потери даже нуклеарной семьи, то есть полном уничтожении института семьи, института материнства, разрушении любви и иных межличностных отношений, практически абсолютной механизации в обществе. Но стоит говорить о том, что книга была написана в 1970 году, и для начала седьмого десятилетия ушедшего века потрясающе прогрессивно и верно интуитивно звучат идеи и предположения Элвина Тоффлера. В том числе и о роли знаний как топлива, о снижении ценности человеческих отношений, самоубийствах и тотальной информатизации общества и экономики. Слова Тоффлера — будь то интуитивное или выверенное до мелочей научное знание в сочетании с талантом простоты изложения и по сей день звучат своевременно и точно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|