Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные принципы осуществления правосудия




(выделены цветом принципы осуществления правосудия по уголовным делам)

Законность (ст. 15 Конституции РФ) Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ)
Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ)
Обеспечение законности, компетентности суда (ст. 47, 118 Конституции РФ) Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ) Открытое разбирательство дел в судах (п. 1 ст. 123 Конституции РФ)
Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 20 Конституции РФ) Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ) Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ)
Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ) Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ) Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ)

 

Судебные органы

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды

Субъектов РФ

Определение. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» 1994 г.).

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.

Правовая основа деятельности. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ. Внутренняя деятельность КС РФ регулируется Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации (принят КС РФ 1 марта 1995 года).

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Юрисдикция. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации закреплены в ст. 125 Конституции РФ (ч.ч. 2-5, 7) и ст. 3 ФКЗ 1994 г.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Это означает, что решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Состав и порядок формирования. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Статус судьи. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен только гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации – семьдесят лет.

Особенности правового статуса судьи КС РФ, принципы и гарантии его деятельности, ответственность регулируются гл. II ФКЗ 1994 г.

Принципы деятельности КС РФ. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются:

ü независимость. Принцип раскрывается ст. 13 и 29 ФКЗ 1994 г.

ü коллегиальность. Ст. 30 ФКЗ 1994 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.

ü гласность. Ст. 31 ФКЗ 1994 г. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ФКЗ 1994 г.. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

ü состязательность и равноправие сторон. Оба принципа раскрываются в ст. 35 ФКЗ. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

В законе раскрываются и другие – процессуальные принципы деятельности КС РФ (устность разбирательства, принцип языка судопроизводства, непрерывности судебного заседания)

Обращение в КС РФ. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Требования предъявляемые к форме и содержанию обращения в КС РФ (и документам прилагаемым к обращению) закреплены в ст.ст. 37-38 ФКЗ 1994 г.

Виды решений КС РФ:

постановление – итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 ФКЗ 1994 г. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

заключение – итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

определения – все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями

Порядок принятия решения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено ФКЗ 1994 г.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Юридическая сила решения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решений Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Последствия неисполнения решения. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.Например, ст. 315 УК РФ устанавливает ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 27) конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Создание таких органов предусмотрено в конституциях (уставах) многих субъектов РФ. В гораздо меньшем количестве субъектов такие органы реально созданы и функционируют (Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Свердловская область, Калининградская область и др.).

Уставом Воронежской области (ст. 53) создание такого органа предусмотрено. Он должен действовать в целях защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Воронежской области, обеспечения верховенства в системе областного законодательства и прямого действия Устава Воронежской области. Уставный суд Воронежской области разрешает дела о соответствии законов Воронежской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления Уставу Воронежской области, дает толкование Устава Воронежской области, осуществляет иную деятельность в соответствии со своей компетенцией.

Однако до настоящего времени такой орган еще не сформирован. В соответствии с ч. 3 ст. 83 Устава Воронежской области до создания на территории Воронежской области Уставного суда толкование Устава Воронежской области осуществляется Воронежской областной Думой.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные
суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.

Задачи судов общей юрисдикции:

- обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Рос­сийской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления;

- укрепление законности и правопорядка, предупреждение пре­ступлений и иных правонарушений;

- защита основ конституционного строя Российской Федера­ции, ее целостности и безопасности.

Всей своей деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения к праву и суду, к правам, чести и дос­тоинству граждан, честного отношения к государственному и общественному долгу, воспитывает граждан в духе точного и не­уклонного соблюдения закона, ответственности за свою Родину.

На основе демократических принципов осуществления судеб­ной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Рос­сийской Федерации», в соответствии с возложенными на них зада­чами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:

- осуществление правосудия;

- контроль законности и обоснованности решений и действий
государственных органов и должностных лиц;

- изучение и обобщение судебной практики;

- ведение и анализ судебной статистики;

- разъяснение действующего законодательства (по вопросам, их
ведения);

- обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
с запросом о проверке закона или иного соответствующего нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рас­сматриваемом судом деле;

- разработка предложений по совершенствованию законов и
иных нормативно-правовых актов (по вопросам их ведения);

- иные функции в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматри­вают и разрешают:

- в порядке уголовного судопроизводства – все уголовные дела

- в порядке гражданского судопроизводства – все граждан­ские дела, за исключением дел, подведомственных другим судеб­ным органам (Конституционному Суду Российской Федерации, арбитражным судам);

- в порядке административного судопроизводства – дела об административных правонарушениях.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных
судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конститу­ционным законом (ФКЗ 1996 г.)

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб­ный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные, суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй ин­станции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельст­вам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Этот суд является непосредственно вышестоящей судебной ин­станцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам.

Верховный суд субъекта РФ (республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного
округа) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качест­ве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредствен­но вышестоящими судебными инстанциями по отношению к рай­онным судам, действующим на территории соответствующего субъ­екта Российской Федерации.

Районный суд создается в судебном районе, территория которо­го охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Такой суд может быть создан также в судебном районе, террито­рия которого охватывает имеющие общие (смежные) границы тер­ритории нескольких районов или иных соответствующих им адми­нистративно-территориальных единиц субъекта Российской Феде­рации.

Районный суд в пределах свой компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции (по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судеб­ного района) и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систе­му Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках, воинских формирова­ниях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова­нии и органов.

Мировые судьи являются новым судебным органом в Российской Федерации. Порядок их организации и деятельности определя­ется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Феде­рации», другими федеральными законами, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются из расчета численности населения на одном участке: от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, исходя из общего числа мировых судей и количества судебных участков в субъекте Российской Федерации, определенных федеральным за­коном.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность зако­нодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность на­селением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Первичный срок их полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Фе­дерации, но не менее чем на 5 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении сро­ка, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Мировой судья рассматривает в первой инстанции подсудные ему дела, а также рассматривает дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первойинстанции и вступивших в силу.

Арбитражные суды

Арбитражные суды в своей совокупности образуют самостоятельную и независимую подсистему судов, организационно входящую в состав единой судебной системы Российской Федерации. Они являются федеральными судами и полномочны осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономически деятельности.

Основные задачи арбитражных судов:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных
интересов граждан, организаций, государства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действуя по решению этих задач, арбитражные суды выполняют судебные функции по подведомственным им делам, в целом аналогичные функциям, возлагаемым на суды общей юрисдикции. К числу таких функций относятся:

- осуществление правосудия;

- изучение и обобщение судебной практики;

- ведение и анализ судебной статистики;

- разъяснение действующего законодательства (по вопрос
их ведения);

- обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке закона или иного НПА, примененного или подлежащего применению в
рассматриваемом арбитражным судом деле;

- разработка предложений по совершенствованию законов
иных нормативных правовых актов (по вопросам их ведения);

- иные функции в соответствии с законодательством РФ.

Система арбитражных судов централизованна, ее возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Кроме того, систему этих судов составляют еще три судебных
звена:

I. федеральные арбитражные суды округов, которые в законе также именуются арбитражными кассационными судами. В соответствии
Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в России учреждено 30 таких су­дов. Территориальная юрисдикция каждого из них распространяется на несколько находящихся на одной экономико-географической
территории определенных соседних субъектов Российской Федера­ции, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный
округ. В Российской Федерации действуют (ст. 24 ФКЗ 1995 г.):

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

II. арбитражные апелляционные суды. В соответствии с Законом
об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. Террито­
риальная юрисдикция каждого из них распространяется на один или несколько находящихся на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов Российской Федера­ции. Наименование этих судов дано в Законе об арбитражных судах i использованием имен числительных (Первый-Двадцатый)

III. арбитражные суды субъектов Российской Федерации, т.е. ар­битражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях,
городах федерального значения, автономной области и автономных
округах. Основное полномочие арбитражных судов этого уровня – рассмотрение по первой инстанции большинства категорий дел, подведомственных арбитражным судам России (отдельные категории дел по первой инстанции полномочен рассматривать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации).

Подведомственность дел арбитражным судамв общем виде определена в Конституции Российской Федерации, Законе об арбитражных судах и конкретизируется в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Согласно их положениям, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности, когда участниками такого спора (истцом и ответчиком) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях, определенных законом, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы, иные организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...