Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетно-налоговая политика государства.

Государственный бюджет представляет собой совокупность государственных расходов и доходов за определенный промежуток времени, установленный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год. В РФ финансовый год совпадает с календарным годом, а в некоторых странах они отличаются друг от друга. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, а также автономных в бюджетном отношении институтов и учреждений. Бюджетная система РФ является довольно сложной и включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, внебюджетные фонды и местный бюджет. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно, а в целом все они составляют консолидируемый бюджет государства. Выделяют два принципа формирования государственного бюджета: 1) Принцип демократического централизма. Он характеризуется: а) высокой степенью централизации денежных средств (примерно 70-80% национального дохода перераспределяется через бюджет); б) местные бюджеты полностью подчиняются государственному бюджету. 2) Принцип фискального федерализма. Он характеризуется: а) значительно меньшей степенью централизации денежных средств (25-20% от национального дохода перераспределяется через государственный бюджет). Кроме этого всякий бюджет должен отвечать принципам единства, полноты, реальности и гласности. 1. Принцип единства означает, что в бюджете указываются абсолютно все доходы и расходы государства. 2. Принцип полноты означает, что доходы и расходы государства указываются в полном их объеме. 3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение расходов и доходов государства. 4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения о расходах и доходах государства. Задачей государственного бюджета является выполнение политических, экономических, социальных целей государства с помощью денежных средств. В частности, бюджет призван выполнять 1) Фискальную функцию, т.е. создание финансовой базы функционирования государства в условиях отсутствия у него собственных доходов (исключение составляет только доход от государственной собственности); 2) Бюджет выполняет функцию экономического регулирования; 3) Бюджет выполняет социальную функцию (перераспределение доходов населения). Строение бюджета: Бюджет делится на две большие части доходы и расходы. Что касается доходов государства, то основными источниками доходов являются налоги, государственный долг (у населения, за границей) и денежная эмиссия. Нормальной является ситуация, когда налоги покрывают свыше 90% общей суммы расходов, а на доля эмиссии приходится 2-5% в год. Среди расходов государства выделяют три основных групп расходов: 1. Политические расходы (расходы на оборону, содержание правоохранительных организаций, на содержание аппарата управления, на финансовую помощь зарубежным государствам); 2. Экономические расходы (расходы на финансирование различных отраслей экономики, на осуществление экономических программ государства, на обслуживание гос. долга); 3. Социальные расходы (расходы на здравоохранение, образование, на культуру, отчисления из гос. бюджета в местные бюджеты). Баланс бюджета означает равенство между доходами и расходами. Бюджетный дефицит – это превышение гос.расходов над доходами в течении финансового года. Бюджетный избыток (профицит) – это превышение доходов над расходами в рамках финансового года. Выделяют два вида бюджетного дефицита структурный и циклический дефицит. Структурный дефицит – это разница между доходами и расходами, которые могут быть получены в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Дстр = G – T*УF, где G – государственные расходы, УF – доходы в условиях полной занятости, Т – ставка налога. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом. Дцикл =(G – T*У) – (G – Т*УF) = Т*УF – ТУ = Т*(УF –У), где У – фактически получаемый доход. Циклический дефицит образуется например в следующих ситуациях: если в экономике потребительские расходы (С) или инвестиционные расходы I, или расходы на чистый экспорт сокращаются, то совокупные расходы (А) сокращаются, объем производства падает, занятость падает, доходы населения падают, налоговые поступления снижаются, и при неизменной сумме расходов государства образуется дефицит, превышающий запланированный (структурный).

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Основным источником доходов государства являются налоги.

Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.

ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

К прямым налогам относятся:

подоходный с населения;

на прибыль корпорации;

на прирост капитала;

с наследства и дарений;

поимущественный налог.

К косвенным налогам относятся:

• налог с оборота;

• на добавленную стоимость (НДС);

• на отдельные виды товаров (акцизы);

• таможенные пошлины.

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т.е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они — за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, экономическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название КРИВАЯ ЛАФФЕРА.

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка r1 = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, r0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума R1 (точка M). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R (точка N).

Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...